РЦБ и его становление в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: на основании изучения организационно-правовой базы рынка ценных бумаг Республики Беларусь, исследовать рынок ценных бумаг Республики Беларусь в современных условиях, выявить основные проблемы и определить пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;
- проанализировать состояние и проблемы рынка ценных бумаг Республики Беларусь;
- показать пути решения проблем отечественного рынка ценных бумаг.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 110.08 Кб (Скачать)

     1.4 Деятельность фондовой биржи  как эмитента регулируемого рынка  ценных бумаг 

     По  мере формирования рынка ценных бумаг  возникает необходимость в учреждении специальных органов, в основные функции которых входят организация  торгов, контроль и регулирование  оборота ценных бумаг. Такими органами являются фондовые биржи, существование  которых обусловлено мировой  практикой функционирования финансовых рынков.

     Фондовая  биржа - это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации в целях ознакомления всех заинтересованных лиц регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг (ст. 24 Закона о ценных бумагах и фондовых биржах) [8, c. 98].

     Объединяя профессиональных участников рынка  ценных бумаг в одном помещении, фондовые биржи создают условия  для концентрации спроса и предложения, а также повышения ликвидности  рынка в целом. Для бирж присуща  определенная система организации торговли, к основным принципам которой относятся:

     - проверка качества и надежности  продаваемых ценных бумаг;

     -установление  на основе аукционной торговли  единого курса на одинаковые  ценные бумаги одного эмитента;

     - гласность совершаемых на бирже  операций.

     Отличительной чертой биржи является некоммерческий характер ее деятельности. Для того чтобы извлекать высокую прибыль  от работы биржи, потребовалось бы максимально  увеличить сборы с ее членов, что  вынудило бы часть из них искать иное место для совершения сделок. Доходы биржи ограничиваются суммами, необходимыми для обеспечения ее нормального функционирования и развития, и не используются на выплату дивидендов субъектам, внесшим свои средства в уставный капитал биржи.

     В Республике Беларусь в соответствии со ст. 25 Закона «О ценных бумагах и  фондовых биржах» фондовая биржа  должна быть образована в форме открытого  акционерного общества.

     Следует отличать учредителей фондовой биржи  от ее акционеров и членов Членами  фондовой биржи могут быть акционеры, являющиеся профессиональными участниками  рынка ценных бумаг. Устав и правила  фондовой биржи должны предусматривать, что членство в ней доступно для  любого профессионального участника  рынка ценных бумаг. Необходимо отметить, что членами фондовой биржи не имеют права быть органы государственной  власти и управления, прокуратуры  и суда, их должностные лица и  специалисты, а также органы общественных объединений, преследующие политические цели, и их штатные должностные  лица. При этом физическое лицо, обладающее долевым участием в уставном фонде  члена биржи, не может быть руководителем  или сотрудником другого члена  биржи, а также служащим самой  биржи.

     Фондовая  биржа самостоятельно вырабатывает и утверждает порядок совершения сделок в торговом зале, расчетов и  учета по сделкам, различные правила  и другие документы, связанные с деятельностью биржи. При этом центральный орган, осуществляющий контроль и надзор за рынком ценных бумаг, вправе отменить или рекомендовать изменить любые внутренние документы биржи, если они противоречат действующему законодательству, Фондовая биржа не имеет права заниматься деятельностью, не связанной с выполнением ее основных функций, не может осуществлять деятельность, связанную с обеспечением дополнительных услуг участникам рынка ценных бумаг, таких, как хранение, учет и расчеты по ценным бумагам, создание информационных служб, сетей, изданий и др.

     В Республике Беларусь биржевой рынок  представлен главным образом  открытым акционерным обществом  «Белорусская валютно-фондовая биржа» (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»), которая была создана 29 декабря  1998 г. во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 20.07.1998 г. № 366 «О совершенствовании системы государственного регулирования рынка ценных бумаг» путем преобразования государственного учреждения «Межбанковская валютная биржа». Указ № 366 утратил силу 28.04.2006 г. во исполнении Указа Президента Республики Беларусь № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг»

     Для многих ценных бумаг ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» является единственным допустимым местом торгов. К таким  бумагам, в частности, относятся: государственные  кратко- и долгосрочные облигации, краткосрочные  облигации Национального банка  Республики Беларусь, облигации местных  займов и ценные бумаги открытых акционерных  обществ, прошедшие оценку качества и надежности (листинг) и допущенные к обращению на бирже.

     Торги в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» организуются в рамках секции валютного рынка, секции фондового  рынка и секции срочного рынка. Сделки с финансовыми активами заключаются  только в электронных торговых системах. Участники торгов имеют возможность  работать с использованием автоматизированных рабочих мест, расположенных в  залах торгов, или установить удаленный  торговый терминал в своем офисе.

     В феврале 2001 г. ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» стала членом Международной ассоциации бирж стран СНГ, основной целью деятельности которой, является содействие формированию единого биржевого пространства с использованием передовых технологий биржевой торговли [2, c. 434].

     Можно сделать вывод о том, что основной целью деятельности биржи, является создание благоприятных условий  для широкомасштабной и эффективной  торговли ценными бумагами. 

 

     2. Рынок ценных бумаг: состояние, проблемы 

     2.1 Государственное регулирование  рынка ценных бумаг 

     Государственное регулирование рынка ценных бумаг  — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти  действия.

     К основным целям регулирования рынка  ценных бумаг относятся:

     - создание необходимых условий для работы всех участников рынка;

     - защита участников рынка, в том числе инвесторов, от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций;

     - обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

     - создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности;

     - создание новых инструментов для расширения и совершенствования существующего рынка ценных бумаг, а также, при необходимости создание новых рынков;

     - воздействие на рынок для достижения каких-либо общественных целей (например, снижение инфляции, рост экономики) [8, c. 189].

     Процесс государственного регулирования рынка  ценных бумаг включает:

     - создание нормативной правовой базы функционирования рынка, т.е. разработку законов, постановлений, правил, положений, инструкций, методических указаний и других нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется выпуск, размещение, обращение, погашение ценных бумаг, совершаются разнообразные операции с ними, регулируется деятельность на нем профессиональных участников ценных бумаг;

     - лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг, подготовка и аттестация специалистов этого рынка;

     - страхование инвесторов и защита их прав;

     - аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;

     - постоянное информирование инвесторов о состоянии рынка и его участников (эмитентов, посредников);

     - контроль за соблюдением всеми участниками норм и правил функционирования рынка;

     - систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке: устные и письменные предупреждения, штрафы, аннулирование квалификационных аттестатов, приостановление действия или отзыв лицензий на право осуществления профессиональной деятельности — вплоть до уголовных наказаний;

     - предотвращение негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, налогового);

     - предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть инвестиционных ресурсов на покрытие расходов государства.

     Различают внутреннее и внешнее регулирование. Под внутренним регулированием понимается подчиненность деятельности данной организации ее собственным внутренним нормативным документам, например, устав акционерного общества. Внешнее  регулирование осуществляется государственными органами, организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг и  обществом в целом.

     Можно выделить две основные модели регулирования  фондового рынка. В первом случае регулирование осуществляется преимущественно  государственными органами и лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством саморегулируемым организациям. Для второй модели характерна передача максимально возможного объема полномочий саморегулирующим организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, при этом государство сохраняет за собой основные контрольные функции, возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования.

     Государство через законодательную базу и  свои органы управления регулирует рынок  ценных бумаг напрямую — административно, и косвенно — экономически. Административное регулирование государства заключается  в установлении обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг, регистрации всех видов ценных бумаг, лицензировании профессиональной деятельности по ценным бумагам, обеспечении гласности  и равной информированности всех участников рынка. Косвенное управление рынком ценных бумаг государство  осуществляет посредством экономических  рычагов, в число которых входят налогообложение, определение уровня ставки рефинансирования, проведение центральным банком операций на открытом рынке, изменение нормы обязательного  резервирования [5, c. 567].

     Нормативной правовой основой регулирования  рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является действующее законодательство, прежде всего:

     Гражданский кодекс Республики Беларусь;

     Указ  Президента Республики Беларусь 28 апреля 2006 г. № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг»;

     Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 года «О ценных бумагах и фондовых биржах»;

     Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах»;

     Постановление Совета Министров Республики Беларусь 14 ноября 2000 г. № 1740 «О некоторых вопросах обращения ценных бумаг открытых акционерных обществ»;

     Инструкция  о порядке совершения сделок с  ценными бумагами на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. № 112. Постановление комитета по ценным бумагам при Совете 24 апреля 2003 г. № 06/П «Об утверждении порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», и установлении предельной границы колебаний рыночной цены»;

     Постановление Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь 16 декабря  2005 г. № 09/П «Об утверждении Инструкции о порядке аттестации специалистов рынка ценных бумаг Республики Беларусь».

     Инструкция  о порядке представления отчетности и раскрытия информации, утвержденную постановлением Комитета по ценным бумагам  при Совете Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 10/П.

     Дальнейшее  развитие рынка ценных бумаг Республики Беларусь определено следующими документами:

     Концепцией  функционирования и развития рынка  ценных бумаг Республики Беларусь, главная цель которой состоит  в определении и создании необходимых  условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной  части финансового рынка в  Республике Беларусь, регулируемого  государством, и интегрированного в  мировой рынок ценных бумаг;

     Концепцией  формирования расчетно-клиринговой  системы по ценным бумагам Республики Беларусь, направленной на создание эффективной  и прозрачной системы клиринга и  расчетов по сделкам с ценными  бумагами всех видов;

Информация о работе РЦБ и его становление в Республики Беларусь