РЦБ и его становление в Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: на основании изучения организационно-правовой базы рынка ценных бумаг Республики Беларусь, исследовать рынок ценных бумаг Республики Беларусь в современных условиях, выявить основные проблемы и определить пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;
- проанализировать состояние и проблемы рынка ценных бумаг Республики Беларусь;
- показать пути решения проблем отечественного рынка ценных бумаг.

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 110.08 Кб (Скачать)

     Программой  развития электронной торговли на фондовом рынке Республики Беларусь, согласно которой все сделки на биржевом и  внебиржевом вторичном рынке  заключаются через систему удаленных  торговых терминалов, доступ к которым  имеют все профессиональные участники  национального фондового рынка;

     Планом  мероприятий по реализации Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, основной целью  которого является создание благоприятного инвестиционного климата на всех сегментах финансового рынка.

     С целью обеспечения условий для  выхода белорусских эмитентов на международный рынок капитала, Департаментом  по ценным бумагам разработан проекта  Указа Президента Республики Беларусь «Об иностранных депозитарных расписках». Выпуск депозитарных расписок позволит белорусскому эмитенту получить доступ к зарубежным инвестиционным ресурсам, привлечь крупных инвесторов, сформировать корпоративную историю на зарубежных биржевых торговых площадках.

     Также, в отчетном периоде было рассмотрено 39 нормативных правовых актов и  правовых актов, не являющихся нормативными, подготовленных органами государственного управления, в числе которых:

     18 проектов актов Президента Республики  Беларусь (Указы, Декреты, распоряжения  Президента Республики Беларусь);

     8 проектов Законов Республики  Беларусь;

     8 проектов постановлений Совета  Министров Республики Беларусь;

     5 проектов постановлений Национального  банка Республики Беларусь [5].

     Таким образом, в настоящее время нормативная  правовая база, прямо или косвенно регулирующая рынок ценных бумаг, состоит  из: Гражданского, Инвестиционного, Банковского, Налогового, Административного кодексов Республики Беларусь, Кодекса торгового мореплавания, 10 законов Республики Беларусь, 6 Декретов и 18 Указов Президента Республики Беларусь, 3 постановлений Верховного Совета, 1 постановления Президиума Верховного Совета, 120 постановлений Совета Министров, и свыше ста ведомственных нормативных правовых актов. 

 

     2.2 Государственная  регистрация выпусков ценных  бумаг 

     По  состоянию на 01.01.2010 количество акционерных  обществ увеличилось по сравнению  с 01.01.2009 на 90 и составило 4291, из них 1892 – открытых акционерных обществ, 2399 – закрытых акционерных обществ.

     Объем эмиссии акций действующих эмитентов  по состоянию на 01.01.2010 увеличился по сравнению с 01.01.2009 на 23,2 % и составил 40,6 трлн. рублей, в том числе 29,87 трлн. рублей – эмиссия акций открытых акционерных обществ, 10,76 трлн. рублей – закрытых акционерных обществ.

     Динамика  объема эмиссии акций представлена на графике (рис. 2.1). 

     

     Рис. 2.1 - Динамика объема эмиссии акций  представлена на графике

     Примечание  – Источник: [5]

     Общая сумма изменения эмиссии акций  акционерных обществ за 2009 г. составила 9,6 трлн. рублей (в 2008 г. - 14,7 трлн. рублей), в том числе:

     - приватизируемые предприятия –  5,9 трлн. рублей;

     - банки – 0,8 трлн. рублей;

     - страховые – 0,2 трлн. рублей;

     - прочие – 2,7 трлн. рублей.

     Данные  по зарегистрированным выпускам акций  в 2009 году в разрезе регистрирующих органов представлены в таблице 2.1.

     Удельный  вес выпусков АО по объему эмиссии, зарегистрированных в областях и  Департаменте по ценным бумагам, в общем  объеме зарегистрированных выпусков представлен  на графике (рис. 2.2). Наибольший объем  эмиссии акций акционерных обществ (40 %) зарегистрирован в г. Минске. 

     Таблица 2.2 - Данные по зарегистрированным выпускам акций в 2009 году в разрезе регистрирующих органов

Область ОАО

Сумма в млрд. руб.

ЗАО

Сумма в млрд. руб.

Общая сумма

в млрд. рублей

Брестская область 838,9 15,4 854,3
Витебская область 349,3 0,3 349,6
Гомельская  область 330,3 5,6 335,9
Гродненская область 607,4 16,2 623,6
г. Минск 3 008,3 750,7 3 759,0
Минская область 2 215,1 6,6 2 221,7
Могилевская область 544,8 105,0 649,8
Департамент по ценным бумагам 635,8 175,6 811,4
Итого 8529,9 1075,4 9 605,3

     Примечание  – Источник: [5]

       

     Рис. 2.2 - Удельный вес выпусков АО по объему эмиссии, зарегистрированных в областях и Департаменте по ценным бумагам, в общем объеме зарегистрированных выпусков Примечание – Источник: [5]

     По  состоянию на 01.01.2010 в обращении  находилось 272 выпуска корпоративных  облигаций 59 эмитентов (19 банков, 40 небанковских организаций) на общую сумму эмиссии 8 241,38 млрд. рублей (из них биржевые облигации – 10 выпусков 5 эмитентов на сумму эмиссии 802,35 млрд. рублей).

     Из  общей суммы эмиссии облигаций, находящихся в обращении, облигации  банков составляют 92,56 % (7 627,93 млрд. рублей), небанковских организаций – 7,44 % (613,45 млрд. рублей).

     По  состоянию на 01.01.2009 в обращении  находилось 160 выпусков корпоративных  облигаций 32 эмитентов (14 банков, 18 небанковских организаций) на общую сумму эмиссии 2 340,53 млрд. рублей, в том числе облигации банков – 2 146,73 млрд. рублей, небанковских организаций – 193,8 млрд. рублей.

     В разрезе валют информация представлена на графиках (рис. 2.3). 

Зарегистрированные  выпуски корпоративных облигаций  в 2009 году

Корпоративные облигации в обращении на 01.01.2010

     Рисунок 2.3 – Обращение корпоративных  облигаций в 2009 году

     Примечание  – Источник: [5] 

     Таким образом, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. объем эмиссии зарегистрированных выпусков увеличился в 3,6 раза (объем эмиссии зарегистрированных облигаций небанковских организаций увеличился в 2,6 раза), а сумма эмиссии находящихся в обращении облигаций увеличилась в 3,5 раза (сумма эмиссии облигаций небанковских организаций увеличилась в 3,2 раза). Достойное место на рынке ценных бумаг заняли облигации местных органов управления. Это позволило качественно изменить структуру долга на местном уровне и привлечь ресурсы на рынке ценных бумаг. По состоянию на 01.01.2010 в обращении находилось 70 выпусков облигаций местных исполнительных и распорядительных органов на общую сумму 1 313,76 млрд. рублей.

     Увеличение  суммы эмиссии долговых обязательств в 2009 году связано с совершенствованием законодательства в части создания благоприятных условий для привлечения  организациями республики средств  физических и юридических лиц  посредством выпуска облигаций.

     В 2009 году было зарегистрировано 42 выпуска  жилищных облигаций, удостоверяющих внесение их владельцами денежных средств  на строительство определенного  размера общей площади жилого помещения, на сумму эмиссии 96,2 млрд. рублей. Из них по видам валют: 40 выпусков на сумму 93,3 млрд. белорусских рублей, 2 выпуска на сумму 1,002 млн. долларов США. По состоянию на 01.01.2010 в обращении  находилось 74 выпуска жилищных облигаций  общим объемом эмиссии 233,1 млрд. рублей.

 

     

     2.3 Основные проблемы рынка ценных бумаг 

Проблемы  развития расчетно-клиринговой и  депозитарной системы. Депозитарно-клиринговая система (ДКС) является частью инфраструктуры рынка ценных бумаг. В ее функции входит осуществление расчетов по сделкам купли-продажи ценных бумаг. В Беларуси основные направления формирования ДКС определены в «Концепции формирования депозитарно-клиринговой системы Республики Беларусь». ДКС призвана обеспечивать эффективное осуществление расчетов по сделкам купли-продажи ценных бумаг, максимальную защиту участников рынка ценных бумаг от возможных рисков при расчетах. Юридическая и техническая база ДКС должна обеспечивать ее максимальную устойчивость и надежность, которые будут служить гарантией прав всех участников, пользующихся ее услугами.

     ДКС обладает сложной структурой, так  как выполнение ее функций осуществляется разными организациями. Поэтому  главная проблема белорусской ДКС  заключается в координации деятельности всех ее участников и юридическая  ответственность за соблюдение принципа «поставка против платежа» при осуществлении  расчетов. Анализ действующей инфраструктуры белорусского рынка ценных бумаг  свидетельствует о необходимости  и целесообразности возложения этих функций на Белорусскую валютно-фондовую биржу (БВФБ). Выполнение этих функций центральными депозитариями может привести к еще большим различиям в осуществлении расчетов по государственным и корпоративным ценным бумагам. При включении в данный процесс БВФБ можно достичь большего сходства технологий проведения депозитарно-клиринговых операций на рынках государственных и корпоративных ценных бумаг.

     БВФБ  должна будет проводить взаимозачет  требований и обязательств участников торгов ценными бумагами с вычислением  нетто-позиций каждого участника  по денежным средствам и по каждому  виду и выпуску ценных бумаг. Центральный  депозитарий Национального банка (ЦД НБ) и Республиканский центральный  депозитарий ценных бумаг (РЦДЦБ) в  депозитарно-клиринговой системе должны быть расчетными депозитариями и выполнять следующие функции:

     - предварительное резервирование  ценных бумаг на счетах «депо»  профессиональных участников;

     - передачу в БВФБ информации  о резервировании ценных бумаг  для участия в торгах;

     -осуществление  переводов ценных бумаг по  результатам торгов на основании  документов, подготовленных БВФБ.

     Конкретные  механизмы реализации гарантий по исполнению заключенных сделок по денежным средствам  определяет Национальный банк, а по ценным бумагам — ЦД НБ и РЦДЦБ. Национальный банк в депозитарно-клиринговой системе Республики Беларусь должен быть расчетным банком и выполнять функции по предварительному резервированию денежных средств, по передаче на БВФБ данных о предварительном резервировании денежных средств, по проведению расчетов по денежным средствам по итогам биржевых торгов.

     Эффективность депозитарно-клиринговых систем имеет огромное значение для становления полноценного биржевого рынка. Участники этого рынка, пользующиеся услугами ДКС, в силу рыночного характера сделок постоянно рискуют своими капиталами или денежными средствами. Следовательно, основной целью при построении расчетно-клиринговых систем должна быть минимизация возможных рисков. К основным видам таких рисков можно отнести рыночный, кредитный, системный и операционный.

     Рыночный  риск — это риск, связанный с  колебаниями цен на всем фондовом рынке, например, из-за изменения ставки банковского процента. Расчетно-клиринговый  процесс занимает вполне определенное время, поэтому существует вероятность  понести убыток из-за изменения цен. Этот риск приобретает особое значение при выходе инвесторов на международный  рынок или интеграции белорусского фондового рынка в мировую  экономическую систему. Кредитный  риск — риск того, что какой-либо контрагент по сделке купли-продажи  ценных бумаг не урегулирует полностью  обязательства при наступлении  времени платежа. Этот риск редко  присутствует или минимизирован  между непосредственными участниками  торговли, поскольку в условиях развитого  биржевого рынка и его инфраструктуры разработаны совершенные системы  гарантирования платежей.

     Системный риск — риск того, что неспособность  одного учреждения исполнить свои обязательства  повлечет неисполнение другими учреждениями их обязательств, когда для этого  наступит срок [5].

Информация о работе РЦБ и его становление в Республики Беларусь