Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:46, курсовая работа
Введение
Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Введение 3
1. Теоретические подходы к пониманию сущности предпринимательства 5
1.1 Сущность предпринимательства 5
1.2 Виды предпринимательства 7
1.3 Этапы развития предпринимательства в России 10
2.Государственное регулирование предпринимательства в России 19
2.1 Причины необходимости государственной поддержки предпринимательства, ее виды 19
2.2. Поддержка малого бизнеса на региональном уровне на примере Республики Татарстан 24
3. Современное состояние и тенденции развития предпринимательства в России и Республике Татарстан 27
Выводы и предложения 33
Список использованной литературы 35
На сегодняшний день в Комитете работают квалифицированные специалисты в сфере экономики, юриспруденции, социологии, программировании, информации и анализа. В рамках своей деятельности Комитет выполняет следующие функции:
Выполнение функций и задач Комитета позволит обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых малых предприятий, что даст возможность увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства.
То есть особое внимание направлено на государственную поддержку малых предприятий, в том числе и в направлении внешнеэкономической деятельности.
Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50 [4, С.78].
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли. В Российской Федерации как по федеральному, так и по Закону Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Для
экономики в целом деятельность
малых фирм является важным фактором
повышения ее гибкости. По уровню развития
малого предпринимательства
Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятость, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
В
нашей стране роль малого бизнеса
постоянно и неуклонно
-
значительно и без
-
создать условия для
-
ускорить научно-технический
-
составить позитивную
В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.
В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства [15, С. 86].
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 01.01.1999 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район с ядром в Москве.
В развитии малого предпринимательства за последние годы наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 2007 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 2008 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.
Состояние
малого предпринимательства в
Возможность развития малого предпринимательства отметил в своём ежегодном послании 2009 г. Президент Республики Татарстан. Так, в 2008 г. республика приступила к системному решению проблем в области развития предпринимательства. Государственным Советом Республики Татарстан утверждена Государственная комплексная программа по развитию малого предпринимательства на 2009-2012 г.г. Целью программы является обеспечение стабильности рыночного хозяйства и становление среднего класса.
Среди наиболее важных задач были выделены следующие:
Несмотря на очевидные преимущества малого бизнеса, он испытывает в настоящее время определённые трудности. К числу основных трудностей можно отнести:
1)
Налоговый «беспредел», т.е.
2)
Произвол чиновников. К сожалению,
большой круг вопросов, связанных
с регистрацией и
3)
Размер арендной платы. Если
в Москве, где сконцентрировано
наибольшее число малых
4)
Не разработанность
5)
Социально-психологические
6)
Недостаток информации, мало применяются
современные информационные
7)
Неразвитая система
В последнее время в экономике республики малое предпринимательство начинает занимать все более важное место. По экспертным оценкам субъекты малого бизнеса обеспечивают работой более 600 тыс. татарстанцев, что составляет около 30% экономически активного населения республики. Их доля в общем объеме налоговых поступлений по республике за 6 мес. 2009 года по данным налоговых органов увеличилась по сравнению с прошлым годом на треть и составила 10%.
Кроме того, по оценке экономистов-экспертов от 25 до 40% активов и ресурсов экономического роста, включая малый и средний бизнес, находится в нелегальном обороте. Включение их в рыночный оборот даст значительный эффект для всей экономики республики.
Информация о работе Развитие предпринимательства в России и Республике Татарстан