Развитие предпринимательства в России и Республике Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические подходы к пониманию сущности предпринимательства 5
1.1 Сущность предпринимательства 5
1.2 Виды предпринимательства 7
1.3 Этапы развития предпринимательства в России 10
2.Государственное регулирование предпринимательства в России 19
2.1 Причины необходимости государственной поддержки предпринимательства, ее виды 19
2.2. Поддержка малого бизнеса на региональном уровне на примере Республики Татарстан 24
3. Современное состояние и тенденции развития предпринимательства в России и Республике Татарстан 27
Выводы и предложения 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И РТ..doc

— 170.50 Кб (Скачать)

    На  сегодняшний день в Комитете  работают квалифицированные специалисты  в сфере экономики, юриспруденции, социологии, программировании, информации и анализа. В рамках своей деятельности Комитет выполняет следующие функции:

  • осуществляет сбор, анализ и рассмотрение в пределах своих полномочий предложений и жалоб субъектов малого предпринимательства;
  • предоставляет в установленном порядке в правоохранительные органы материалы о выявленных нарушениях для принятия соответствующих мер;
  • взаимодействует с Татарстанским территориальным органом управления министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
  • участвует в работе  по снижению административных барьеров, регулирующих отношения лицензирования, сертификации товаров и услуг;
  • участвует в подготовке и реализации целевых программ в области поддержки предпринимателей и других основных направлений деятельности Комитета;
  • разрабатывает и вносит в установленном порядке в Кабинет Министров РТ проекты решений по вопросам малого предпринимательства;
  • взаимодействует с кредитными организациями и Министерством финансов РТ по вопросам кредитования субъектов малого предпринимательства;
  • доводит до широких слоев предпринимателей механизм получения кредита под государственные гарантии, получения  субсидий на оплату части процентов по кредитам, приобретения оборудования и автотранспорта в лизинг;
  • создает в районах представительства-Центры, осуществляет контроль за их деятельностью;
  • разрабатывает методические материалы и рекомендации по вопросам малого предпринимательства;
  • проводит консультации, обучение, семинары и тренинги по вопросам ведения бизнеса;
  • взаимодействует со средствами массовой информации в целях пропаганды предпринимательской деятельности;
  • содействует в установленном порядке правоохранительным органам РТ в создании системы защиты предпринимательства;
  • осуществляет международное и межрегиональное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.

      Выполнение функций и задач Комитета позволит обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых малых предприятий, что даст возможность увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства.

      То  есть особое внимание направлено на государственную поддержку малых предприятий, в том числе и в направлении внешнеэкономической деятельности.

 

3. Современное состояние  и тенденции развития  предпринимательства в России и Республике Татарстан

     Малый бизнес - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50 [4, С.78].

     Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли. В Российской Федерации как по федеральному, так и по Закону Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты  даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося финансового кризиса в 2008 году. По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др. На 1 января 2009 г. число малых предприятий по отраслям экономики распределялось следующим образом (от общей численности всех предприятий, %): торговля и общественное питание - 44,5; строительство - 15,8; промышленность - 15,7; наука и научное обслуживание - 4,5; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка - 4,0; другие отрасли экономики - 15,5. За последние годы число малых предприятий не увеличивается. Если на конец 2008 г. их численность составляла 896,9 тыс., то на начало 2009 г. - 868,0 тыс. Снизилось число малых предприятий в науке и научном обслуживании, в торговле и общественном питании, несколько возросло в промышленности, строительстве, в сельском хозяйстве и на транспорте. К сожалению, не увеличивалась численность работающих на малых предприятиях, которая в 2009 г. в целом по Российской Федерации составила (среднесписочная) 6207,8 тыс. человек постоянных работников, средняя численность работников выполнявших работы по договорам, - 475,7 тыс. человек и средняя численность внешних совместителей составляла 717,9 тыс. человек.

     Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность  технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятость, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

     В нашей стране роль малого бизнеса  постоянно и неуклонно возрастает. Малое предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:

     - значительно и без существенных  капитальных вложений расширить  производство многих потребительских  товаров и услуг с использованием  местных источников сырья;

     - создать условия для трудоустройства  рабочей силы, высвобождающейся  на крупных предприятиях;

     - ускорить научно-технический прогресс;

     - составить позитивную альтернативу  криминальному бизнесу и многие  другие.

     В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим  количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в Российской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

     В реформировании российской экономики  еще со времен перестройки малые  предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства [15, С. 86].

     В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый  факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 01.01.1999 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре - Центральный экономический район с ядром в Москве.

     В развитии малого предпринимательства  за последние годы наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 2007 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 2008 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.

     Состояние малого предпринимательства в Республике Татарстан характеризуется следующими цифрами: на начало 2009 г. в республике было зарегистрировано 147236 субъектов, причём, по сравнению с началом 2008 г. прирост составил 7%; Большинство малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания (42,1% от общего количества) и в строительстве (18,7%), несколько меньше в промышленности (13,8%). Очень медленно по сравнению с другими отраслями увеличивается количество малых предприятий в сельском хозяйстве – прирост составил 1,5%, несколько больше составил прирост фермерских хозяйств – 2,9%. Объём продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства увеличился на 21%.

     Возможность развития малого предпринимательства  отметил в своём ежегодном  послании 2009 г. Президент Республики Татарстан. Так, в 2008 г. республика приступила к системному решению проблем в области развития предпринимательства. Государственным Советом Республики Татарстан утверждена Государственная комплексная программа по развитию малого предпринимательства на 2009-2012 г.г. Целью программы является обеспечение стабильности рыночного хозяйства и становление среднего класса.

     Среди наиболее важных задач были выделены следующие:

  • устранение административных барьеров в развитии малого предпринимательства и разработка новых технологий его поддержки;
  • развитие предпринимательства в научно-производственной и внешнеэкономической деятельности;
  • предоставление адресной информационной и правовой поддержки малых предприятий;
  • повышение эффективности использования уже существующей инфраструктуры малого предпринимательства.

     Несмотря  на очевидные преимущества малого бизнеса, он испытывает в настоящее время определённые трудности. К числу основных трудностей можно отнести:

     1) Налоговый «беспредел», т.е. сверх  высокие налоговые ставки с  предпринимателей и населения,  которыми правительство пытается  обеспечить финансовую сбалансированность и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

     2) Произвол чиновников. К сожалению,  большой круг вопросов, связанных  с регистрацией и функционированием  малых предприятий, зависит от  воли чиновников. В печати мелькает  множество статей, в которых предприниматели жалуются на незаконные действия местных властей. Среди них предприниматели Заинска, Нижнекамска и др. городов нашей республики. На мой взгляд, необходимо отрегулировать законодательную базу таким образом, чтобы полностью исключить чрезмерное вмешательство чиновников в деятельность малых предприятий.

     3) Размер арендной платы. Если  в Москве, где сконцентрировано  наибольшее число малых предприятий,  представляются льготы по арендной  плате, то в нашей Республике  пошли по другому пути. Так,  согласно постановлению главы  администрации Казани №2301 «О порядке сдачи в аренду государственного и муниципального имущества на территории города Казани», арендная плата повышена в 8,5 раз, при этом сокращены сроки выкупа, помещений до 1 года. Естественно найдётся не так уж много малых предприятий, способных выкупить помещения стоимостью несколько млн. рублей, что неизбежно приведет к их сокращению.

     4) Не разработанность законодательной  базы. Законодательная база должна  быть построена таким образом,  чтобы не вынуждать предприятия  в массовом порядке идти на нарушение закона. В этом случае применяемые репрессивные санкции будут на порядок более оправданы и эффективны.

     5) Социально-психологические отношения.  Низкий уровень организационно-экономических  и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

     6) Недостаток информации, мало применяются  современные информационные технологии.

     7) Неразвитая система менеджмента.

     В последнее время в экономике  республики малое предпринимательство начинает занимать все более важное место. По экспертным оценкам субъекты малого бизнеса обеспечивают работой более 600 тыс. татарстанцев, что составляет около 30% экономически активного населения республики. Их доля в общем объеме налоговых поступлений по республике за 6 мес. 2009 года по данным налоговых органов увеличилась по сравнению с прошлым годом на треть и составила 10%.

     Кроме того, по оценке экономистов-экспертов  от 25 до 40% активов и ресурсов экономического роста, включая малый и средний бизнес, находится в нелегальном обороте. Включение их в рыночный оборот даст значительный эффект для всей экономики республики.

Информация о работе Развитие предпринимательства в России и Республике Татарстан