Развитие предпринимательства в России и Республике Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические подходы к пониманию сущности предпринимательства 5
1.1 Сущность предпринимательства 5
1.2 Виды предпринимательства 7
1.3 Этапы развития предпринимательства в России 10
2.Государственное регулирование предпринимательства в России 19
2.1 Причины необходимости государственной поддержки предпринимательства, ее виды 19
2.2. Поддержка малого бизнеса на региональном уровне на примере Республики Татарстан 24
3. Современное состояние и тенденции развития предпринимательства в России и Республике Татарстан 27
Выводы и предложения 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И РТ..doc

— 170.50 Кб (Скачать)

      Обосновывалось  такое решение тем, что во-первых, создание АО закрытого типа ведет к формированию коллективной собственности, каковая объявлялась заведомо неэффективной, и, во-вторых, АО закрытого типа не оставляют никаких долей государственной собственности для "народной приватизации" при помощи ваучеров. Такие подходы к приватизации представляют собой отход от широко декларировавшейся приверженности экономическим принципам "цивилизованных стран". Действительно, в ходе приватизации крупнейших государственных корпораций в Англии и во Франции образовались именно АО открытого типа. Но ведь эта хозяйственная форма как раз и предназначена для такого рода сверхкрупных экономических структур. Что же касается основной массы предприятий, то они являются товариществами с ограниченной ответственностью, или АО закрытого типа. В США, например, доля АО закрытого типа среди американских корпораций достигает 99,6 - 99,7 %. 

      Приходится констатировать, что поспешно-принудительный характер акционирования обеспечивая лишь смену организационно-правовой формы предприятий, практически ничего не добавляя к стимулам предпринимательской или трудовой активности.

      Были  установлены три варианта льгот  трудовым коллективам при акционировании государственных предприятий. Не рассматривая в деталях содержание каждого  варианта, отметим только главное: варианты были составлены таким образом, чтобы предотвратить концентрацию контрольного пакета акций в руках трудового коллектива. Ни по одному из вариантов льгот при акционировании не создавались возможности для передачи предприятий в коллективную собственность.     

      Избранные формы и результаты приватизации позволяют сказать, что программа  приватизации обеспечивала не столько  благоприятные условия для частного предпринимательства (не говоря уже  об интересах трудящихся, создавших  приватизируемое имущество), сколько быстрое и дешевое перераспределение государственного имущества со сомнительными критериями.

        Сомнительность партнеров проявляется  в следующем: капитал государственных  предприятий не продается, а  распределяется искусственным образом  по условным, крайне заниженным ценам; даже в тех случаях, когда предприятия продаются с аукциона, их первоначальная оценка также крайне искусственна; заведомо не обеспечиваются ровные стандартные условия для граждан, участвующих в процессе перераспределения негосударственного имущества; условия формирования фондового рынка таковы, что обеспечивают сведения акций большинства предприятий к ничтожным величинам.   

      К 1991г. в России было приватизировано  свыше трети предприятий, находящихся  на самостоятельном балансе и  имеющих права юридического лица. В сфере малой приватизации - свыше половины объектов.   

      Однако  это же переломило экономическую  ситуацию к лучшему - страна продолжает пребывать в глубоком экономическом  кризисе.   

      Таким образом, можно сделать вывод. что  приватизация государственной собственности, во-первых, не привела к улучшению состояния дел в промышленности и особенно в сельском хозяйстве (более 5-ти лет продолжается спад производства); во-вторых, не смогла создать существенных альтернатив для предотвращения спада реальных доходов граждан; в-третьих, вызвала падение и без того не высокой мотивизации труда у подавляющего большинства граждан     (за исключением занятых в узкой сфере собственно коммерческой, преимущество посреднической деятельности), ибо большинство работников так и осталось отчуждено от собственности; в-четвертых,приватизация резко усилила социальную дифференциацию населения, усилила угрозу массовой безработицы; способствовала люмпенизации широких масс населения, его обнищанию (в 1995г. в РФ 1/3 населения находится на уровне ниже прожиточного минимума). 

      Некоторые специалисты утверждают, что для  создания рыночной системы в России не было необходимости в скорейшей  и массовой приватизации, достаточно было обеспечить коммерциализацию государственных  предприятий и свободу предпринимательства, т.е. свободу создания новых частных предприятий. Этого было вполне достаточно для формирования полноценных субъектов рыночного хозяйства - никак не менее полноценных, чем наспех приватизируемые государственные предприятия. Однако ни приватизация, ни коммерциализация не в состоянии обеспечить эффективную стратегию рыночного поведения в условиях одномоментной либерализации цен.

 

2. Государственное регулирование предпринимательства в России

2.1 Причины необходимости государственной поддержки предпринимательства, ее виды

     На  развитие предпринимательства оказывают  влияние очень многие факторы, такие как, экономическое положение в стране и регионах, политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства, правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и др. субъектов рыночной экономики, стабильность национальной денежной единицы, государственное регулирование и поддержка предпринимательства, и многое другое. Важно то, что многие факторы, так или иначе, зависят от государства. Государство имеет возможность использовать многие инструменты воздействия на предпринимательство для достижения своих целей. На развитие предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические инструменты: уровень ставки рефинансирования; уровень инфляции; число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налоговых ставок; уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм); уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий; недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен, соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках.

     В практике многих стран крупные частные  компании полностью отвечают за результаты своей предпринимательской деятельности, и лишь для спасения от банкротства им в исключительных случаях может предоставляться правительственный кредит или субсидии (субвенции). Иное отношение государства к малому и среднему предпринимательству. Поэтому, говоря о государственной поддержке предпринимательства, прежде всего, подразумевается поддержка малого предпринимательства. Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. Между тем именно малое предпринимательство является сегодня важным фактором экономического роста и научно-технического прогресса, влияет на формирование «среднего класса», смягчает ситуацию на рынке труда, малым предприятиям характерна гибкость и ориентация на потребителя. 

     Намерения государства в отношении малого предпринимательства реализуются  по двум “встречным” направлениям. Государство хочет использовать потенциал малого предпринимательства  для решения стратегических задач  социально-экономических преобразований в соответствии с основными национальными интересами. Оно должно создать условия, обеспечивающие его устойчивый рост и повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. В свою очередь, малое предпринимательство также заинтересовано в поддержке государства, т.к., во-первых, возможности доступа субъектов малого предпринимательства к ресурсам, необходимым для их функционирования и развития, объективно ограничены. Это в той или иной мере относится ко всем группам факторов производства: материально-вещественным (недвижимость, земля, оборудование, технологии, в отдельных случаях — сырье), финансовым (внешние инвестиции и кредитные ресурсы), трудовым (особенно с точки зрения квалификации и мобильности кадров), информационным [4, С.78].

     Не имея достаточных возможностей приобретать их на рынке на равных условиях с другими субъектами, малые предприятия заинтересованы в том, чтобы государство выполняло определенные функции “посредника” по доведению имеющихся ресурсов до этой малых предприятий через объекты инфраструктуры на приемлемых условиях (аренда помещений, передача технологий, лизинг оборудования, льготное кредитование и гарантии, привлечение частных инвестиций, подготовка кадров и т.п.). Во-вторых, государство представляет значительный интерес для субъектов малого предпринимательства как потенциальный покупатель их продукции и услуг в рамках реализации государственных программ, поставок для государственных нужд и других мер для стимулирования внутреннего спроса на продукцию малых предприятий. Наконец, от государства ожидают создания благоприятных правовых и политических условий развития деловой активности, стабилизации финансовой системы, либерализации налогового законодательства, определения общих правил поведения на рынке в рамках гражданского, антимонопольного, лицензионного законодательства, защиты прав собственности и обеспечения безопасности этого вида деятельности. Мы предлагаем свести виды государственной поддержки предпринимательства к таким:

     1)законодательная  – в т.ч. налоговая (налоговые льготы, оптимизация налоговой политики в отношении предпринимателей), антимонопольная политика, борьба с коррупцией, федеральные программы поддержки и развития предпринимательства, борьба с незаконным предпринимательством и недобросовестной конкуренцией, протекционистская политика и т.д. Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающей цивилизованных предпринимателей от противоправной деятельности органов государственной (муниципальной) власти и должностных лиц, криминальных структур. Необходимо четкое установление ответственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. В стране должен управлять закон, а не чиновники, пусть даже очень высокого ранга, не олигархи, не рэкетиры и не криминальные элементы. Успешному развитию предпринимательства способствует сокращение числа налогов, сборов, обязательных платежей, уменьшение налоговых ставок. Очень проблематичны для предпринимательства излишние административные барьеры и коррупция. Всемирный банк считает основными препятствиями, мешающими в России развитию предпринимательства, административные барьеры, налоговое бремя и коррупцию. Бороться с этим – дело государства, и это тоже поддержка предпринимательства, которая, может быть, более важна, чем финансовая. Очень четко сформулирована роль государства в развитии предпринимательства  [2, С.59]:

       «Все правительства, добивающиеся  успеха, поддерживали частное предпринимательство,  не манипулируя им, а облегчая  ему жизнь. Они поддерживали предпринимателей главным образом тем, что не прилагали титанических усилий для того, чтобы подрывать основы их существования».

     2)финансово-кредитная  и материально-техническая поддержка  – льготное кредитование и  страхование субъектов малого  предпринимательства, возможность аренды и покупки (в т.ч. и на льготных условиях) средств производства – зданий, техники, научного оборудования и т.д. Во многих зарубежных странах малым предприятиям оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция). В России кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между кредитной организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства - ст. 11 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства со стороны государства через прямые и гарантированные займы.

     3)информационная – в т.ч. подготовка кадров, информационная поддержка предпринимательства, обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, консультативная поддержка – развитие специализированных услуг консультирования по вопросам налогообложения, планирования, ведения отчетности и т.п.          Поддержка с помощью внешних экспертов является очень важной для развития предпринимателей, т к. многим из них не хватает необходимых навыков для успешной конкуренции на рынке. Хотя существует несколько различных барьеров, которые ограничивают использование услуг по внешнему консалтингу для предпринимательства, наиболее существенным из них, как показывает опыт стран ЕС, является стоимость услуг. В этой связи проводимая в Западной Европе политика ориентируется на обеспечение предпринимателей экспертными советами и услугами консалтинга при пониженных гонорарах.

     Наиболее  благоприятные условия для стартового развития предприятий создаёт бизнес-инкубатор, путём предоставления комплекса  услуг и ресурсов, включающего: обеспечение  предприятий площадью на льготных условиях, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. Комплекс услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых – это одно из самых главных условий, потому что именно комплексность имеет значение для стартового развития малых предприятий. Бизнес-инкубатор в ряде случаев помогает получению оборудования в аренду, кредита на развитие дела и выходу предприятия (предпринимателя) на местный рынок. Таким образом, предприниматель сосредоточен на одной задаче - начать выпуск продукции (услуги) и выйти на рынок, все остальные проблемы ему помогает решать команда бизнес - инкубатора (администрация, эксперты, консультанты). Она помогает приобрести предпринимателю «свое лицо», представляет его интересы во внешней среде, создает положительный имидж.

2.2. Поддержка малого  бизнеса на региональном  уровне на примере  Республики Татарстан

    В республике Татарстан по поддержке  малого и среднего бизнеса действует  Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства, созданный Указом Президента Республики Татарстан № УП-720 от 31 декабря 2007 года. Основными задачами Комитета являются:

  • создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации государственной политики в области поддержки малого и среднего бизнеса, а также для обеспечения выполнения нормативных актов РТ в этой области;
  • оказание информационной и методической поддержки субъектам малого предпринимательства;
  • представление интересов малого предпринимательства в государственных органах;
  • содействие в финансировании и участии субъектов малого предпринимательства в реализации государственного заказа и заказов от крупных предприятий;
  • участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности малого и среднего предпринимательства.

Информация о работе Развитие предпринимательства в России и Республике Татарстан