Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:46, курсовая работа
Введение
Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
Введение 3
1. Теоретические подходы к пониманию сущности предпринимательства 5
1.1 Сущность предпринимательства 5
1.2 Виды предпринимательства 7
1.3 Этапы развития предпринимательства в России 10
2.Государственное регулирование предпринимательства в России 19
2.1 Причины необходимости государственной поддержки предпринимательства, ее виды 19
2.2. Поддержка малого бизнеса на региональном уровне на примере Республики Татарстан 24
3. Современное состояние и тенденции развития предпринимательства в России и Республике Татарстан 27
Выводы и предложения 33
Список использованной литературы 35
Обосновывалось такое решение тем, что во-первых, создание АО закрытого типа ведет к формированию коллективной собственности, каковая объявлялась заведомо неэффективной, и, во-вторых, АО закрытого типа не оставляют никаких долей государственной собственности для "народной приватизации" при помощи ваучеров. Такие подходы к приватизации представляют собой отход от широко декларировавшейся приверженности экономическим принципам "цивилизованных стран". Действительно, в ходе приватизации крупнейших государственных корпораций в Англии и во Франции образовались именно АО открытого типа. Но ведь эта хозяйственная форма как раз и предназначена для такого рода сверхкрупных экономических структур. Что же касается основной массы предприятий, то они являются товариществами с ограниченной ответственностью, или АО закрытого типа. В США, например, доля АО закрытого типа среди американских корпораций достигает 99,6 - 99,7 %.
Приходится констатировать, что поспешно-принудительный характер акционирования обеспечивая лишь смену организационно-правовой формы предприятий, практически ничего не добавляя к стимулам предпринимательской или трудовой активности.
Были установлены три варианта льгот трудовым коллективам при акционировании государственных предприятий. Не рассматривая в деталях содержание каждого варианта, отметим только главное: варианты были составлены таким образом, чтобы предотвратить концентрацию контрольного пакета акций в руках трудового коллектива. Ни по одному из вариантов льгот при акционировании не создавались возможности для передачи предприятий в коллективную собственность.
Избранные
формы и результаты приватизации
позволяют сказать, что программа
приватизации обеспечивала не столько
благоприятные условия для
Сомнительность партнеров
К 1991г. в России было приватизировано свыше трети предприятий, находящихся на самостоятельном балансе и имеющих права юридического лица. В сфере малой приватизации - свыше половины объектов.
Однако это же переломило экономическую ситуацию к лучшему - страна продолжает пребывать в глубоком экономическом кризисе.
Таким образом, можно сделать вывод. что приватизация государственной собственности, во-первых, не привела к улучшению состояния дел в промышленности и особенно в сельском хозяйстве (более 5-ти лет продолжается спад производства); во-вторых, не смогла создать существенных альтернатив для предотвращения спада реальных доходов граждан; в-третьих, вызвала падение и без того не высокой мотивизации труда у подавляющего большинства граждан (за исключением занятых в узкой сфере собственно коммерческой, преимущество посреднической деятельности), ибо большинство работников так и осталось отчуждено от собственности; в-четвертых,приватизация резко усилила социальную дифференциацию населения, усилила угрозу массовой безработицы; способствовала люмпенизации широких масс населения, его обнищанию (в 1995г. в РФ 1/3 населения находится на уровне ниже прожиточного минимума).
Некоторые специалисты утверждают, что для создания рыночной системы в России не было необходимости в скорейшей и массовой приватизации, достаточно было обеспечить коммерциализацию государственных предприятий и свободу предпринимательства, т.е. свободу создания новых частных предприятий. Этого было вполне достаточно для формирования полноценных субъектов рыночного хозяйства - никак не менее полноценных, чем наспех приватизируемые государственные предприятия. Однако ни приватизация, ни коммерциализация не в состоянии обеспечить эффективную стратегию рыночного поведения в условиях одномоментной либерализации цен.
На развитие предпринимательства оказывают влияние очень многие факторы, такие как, экономическое положение в стране и регионах, политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства, правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и др. субъектов рыночной экономики, стабильность национальной денежной единицы, государственное регулирование и поддержка предпринимательства, и многое другое. Важно то, что многие факторы, так или иначе, зависят от государства. Государство имеет возможность использовать многие инструменты воздействия на предпринимательство для достижения своих целей. На развитие предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические инструменты: уровень ставки рефинансирования; уровень инфляции; число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры налоговых ставок; уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм); уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монополий; недопущение установления монопольно высоких или монопольно низких цен, соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках.
В
практике многих стран крупные частные
компании полностью отвечают за результаты
своей предпринимательской
Намерения
государства в отношении малого
предпринимательства
Не имея достаточных возможностей приобретать их на рынке на равных условиях с другими субъектами, малые предприятия заинтересованы в том, чтобы государство выполняло определенные функции “посредника” по доведению имеющихся ресурсов до этой малых предприятий через объекты инфраструктуры на приемлемых условиях (аренда помещений, передача технологий, лизинг оборудования, льготное кредитование и гарантии, привлечение частных инвестиций, подготовка кадров и т.п.). Во-вторых, государство представляет значительный интерес для субъектов малого предпринимательства как потенциальный покупатель их продукции и услуг в рамках реализации государственных программ, поставок для государственных нужд и других мер для стимулирования внутреннего спроса на продукцию малых предприятий. Наконец, от государства ожидают создания благоприятных правовых и политических условий развития деловой активности, стабилизации финансовой системы, либерализации налогового законодательства, определения общих правил поведения на рынке в рамках гражданского, антимонопольного, лицензионного законодательства, защиты прав собственности и обеспечения безопасности этого вида деятельности. Мы предлагаем свести виды государственной поддержки предпринимательства к таким:
1)законодательная – в т.ч. налоговая (налоговые льготы, оптимизация налоговой политики в отношении предпринимателей), антимонопольная политика, борьба с коррупцией, федеральные программы поддержки и развития предпринимательства, борьба с незаконным предпринимательством и недобросовестной конкуренцией, протекционистская политика и т.д. Развитие предпринимательства возможно только при создании адекватной перспективному развитию страны правовой среды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязанности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпринимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающей цивилизованных предпринимателей от противоправной деятельности органов государственной (муниципальной) власти и должностных лиц, криминальных структур. Необходимо четкое установление ответственности предпринимателей за нарушение законодательных и нормативных актов, регламентирующих хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. В стране должен управлять закон, а не чиновники, пусть даже очень высокого ранга, не олигархи, не рэкетиры и не криминальные элементы. Успешному развитию предпринимательства способствует сокращение числа налогов, сборов, обязательных платежей, уменьшение налоговых ставок. Очень проблематичны для предпринимательства излишние административные барьеры и коррупция. Всемирный банк считает основными препятствиями, мешающими в России развитию предпринимательства, административные барьеры, налоговое бремя и коррупцию. Бороться с этим – дело государства, и это тоже поддержка предпринимательства, которая, может быть, более важна, чем финансовая. Очень четко сформулирована роль государства в развитии предпринимательства [2, С.59]:
«Все правительства,
2)финансово-кредитная
и материально-техническая
3)информационная – в т.ч. подготовка кадров, информационная поддержка предпринимательства, обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, консультативная поддержка – развитие специализированных услуг консультирования по вопросам налогообложения, планирования, ведения отчетности и т.п. Поддержка с помощью внешних экспертов является очень важной для развития предпринимателей, т к. многим из них не хватает необходимых навыков для успешной конкуренции на рынке. Хотя существует несколько различных барьеров, которые ограничивают использование услуг по внешнему консалтингу для предпринимательства, наиболее существенным из них, как показывает опыт стран ЕС, является стоимость услуг. В этой связи проводимая в Западной Европе политика ориентируется на обеспечение предпринимателей экспертными советами и услугами консалтинга при пониженных гонорарах.
Наиболее
благоприятные условия для
В республике Татарстан по поддержке малого и среднего бизнеса действует Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства, созданный Указом Президента Республики Татарстан № УП-720 от 31 декабря 2007 года. Основными задачами Комитета являются:
Информация о работе Развитие предпринимательства в России и Республике Татарстан