Развитие предпринимательства в России и Республике Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Введение
Актуальность. Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями.
Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические подходы к пониманию сущности предпринимательства 5
1.1 Сущность предпринимательства 5
1.2 Виды предпринимательства 7
1.3 Этапы развития предпринимательства в России 10
2.Государственное регулирование предпринимательства в России 19
2.1 Причины необходимости государственной поддержки предпринимательства, ее виды 19
2.2. Поддержка малого бизнеса на региональном уровне на примере Республики Татарстан 24
3. Современное состояние и тенденции развития предпринимательства в России и Республике Татарстан 27
Выводы и предложения 33
Список использованной литературы 35

Файлы: 1 файл

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И РТ..doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     Третий вид предпринимательства - кредитное предпринимательство.

     Кредитное предпринимательство представляет собой разновидность предпринимательства, которая связана с аккумуляцией временно свободных денежных средств и последующим использованием их для предоставления кредита на принципах срочности, платности и возвратности. Как у предприятий, так и у домохозяйств, с одной стороны, возникают временно свободные денежные средства (например, накапливаемые средства для строительства нового цеха или откладываемые деньги для поездки во время отпуска на отдых), а с другой — периодически появляется временная потребность в дополнительных средствах. Примером последнего может служить стремление молодой семьи приобрести квартиру с последующей выплатой ее стоимости в течение нескольких лет или получение предприятием средств для выплаты заработной платы работникам до того, как будет реализована произведенная  ими продукция. Кредит может предоставляться как в натуральной (потребительский и коммерческий), так и в денежной (банковский и межхозяйственный).

     Потребительский кредит предоставляется в виде предметов  потребления домохозяйствам с отсрочкой  оплаты их стоимости. Она  обычно вносится частями в течение определенного времени [4, С. 49].

     Коммерческий  кредит предоставляется поставщиками сырья его  потребителям с последующей оплатой стоимости по истечению определенного срока. Как правило, коммерческий кредит сопровождается выдачей векселя. Вексель это долговое обязательство, выдавший которое обязуется уплатить в установленный срок указанную в векселе сумму.

     Банковский  кредит выдается в денежной форме  специализированными  кредитно-финансовыми  учреждениями — банками.

     Межхозяйственный  кредит предоставляется в денежной форме предпринимателями друг другу.

     По мере развития рыночных отношений роль кредитного предпринимательства  постоянно возрастает и сегодня практически нет такой сферы экономической жизни, которая так или иначе не была бы связана с деятельностью банков или других кредитных учреждений. Кредитная деятельность стала одним из определяющих факторов макроэкономической  ситуации. Но в какой бы сфере ни действовал предприниматель, какой бы специфический рынок он ни обслуживал, заниматься своим делом он сможет только в условиях конкуренции.

     1.3 Этапы развития предпринимательства в России

      Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки  нашего общества, провозглашенной в  середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют  поистине судьбоносный характер для  российского предпринимательства.

      В рассматриваемый период, особенно в  первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению  к частной собственности и  предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности  государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

      Верховный Совет СССР и Российской Федерации  в начале 90-х годов принял десятки новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).    

      В течение 1991 года были приняты и ряд  других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в целях создания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.  

      Приняты также законы "Об иностранных  инвестициях в РСФСР", "Об ограничении  монополистической деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и многие другие.  

      Таким образом, была сформирована юридическая  Среда для проявления собственной  инициативы и развития предпринимательской  деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300 . Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах.

      Еще недавно вопрос о биржах вызывал  в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой мысли о возможностях создания бирж.

      1990 год принес революционные изменения  в этой области. Вопрос о  биржах вышел за рамки теоретических  дискуссий и приобрел практическую  значимость.

      19 мая 1990 г. была зарегистрирована  первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах осуществляются только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец может вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег.  

      Через несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи по ценам ( курсам), регистрируемым на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своем существовании заявили 80 бирж.       

      Однако  надо отметить, что создаваемые биржи  еще далеко не являются биржами в их классическом виде. Предстояла большая работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.  

      В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство  товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондовая система распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др.  

      Освобождение  цен в условиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу же привело к резкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без того скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось вкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более раз ниже официальной стоимости в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами.

      В январе 1991 года началось осуществление  аграрной реформы. Реформой предусматривалось: полное признание частной собственности на землю, включая право на ее куплю и продажу; реорганизация колхозно-совхозной системы с обязательной ликвидацией убыточных хозяйств; изменение системы закупок сельскохозяйственной продукции; меры по государственной поддержке крестьянских хозяйств (фермеров), созданию системы агросервиса, переработки аграрной продукции. Планировалось увеличение в ближайшие годы крестьянских хозяйств более чем в 15 раз, т.е. довести их количество до полумиллиона.

      Таковы  были планы, замыслы по проведению аграрной реформы. А в действительности реформы  в сельском хозяйстве были провалены. К 1996 году в России насчитывалось  около 300 тысяч фермерских хозяйств ( планировалось 500 тысяч) одни из них  создаются вновь, другие прекращают существовать ( в 1995, например, из 36 тыс. созданных хозяйств распалось 26,8 тысяч). Занимая в 1994 году свыше 5% земли, фермерские хозяйства производили лишь 5,1% зерна, 3,5% сахарной свеклы, 1,5 % мяса, 1,5 % молока. Более того, тысячи и тысячи фермерских хозяйств вообще не обрабатывались, зарастали сорняками и чертополохом. Не оправдался и окончательно скомпрометирован лозунг "Фермер накормит страну".

      Россия, обладая огромными потенциальными возможностями по производству продуктов питания, в результате реформ превратилась в «Международную побирушку». Душевое потребление продуктов питания в России сократилось за последние годы почти на треть и находится на уровне потребления голодающих стран мира. В период застоя наша страна по данному показателю была на 7-м месте в мире, а теперь скатилась на 39-е.

      И дух, и буква правительственных  актов побуждала к созданию мелких фермерских хозяйств, к выходу крестьян из колхозов т совхозов для организации  производства в иных организационно-правовых структурах.

      Безусловно, фермерское движение имеет право  на полноправное существование в  АПК. Однако правительство, приступая  к проведению аграрной реформы, не могло  не учитывать тот факт, что организация  фермерских хозяйств - дело весьма дорогое и практически непосильное для ослабленного государства. Для того, чтобы фермерское движение развивалось успешно необходимо было осуществить большую и дорого стоящую подготовительную работу: создать для будущих фермерских хозяйств специальный парк сельхозмашин, а также службы, обеспечивающие фермеров горючим, семенами, удобрениями, химикатами по доступным ценам. Не были решены и такие проблемы , как подготовка фермеров на специальных курсах и школах и организациях сбыта продукции фермерских хозяйств. Ни к государства, ни тем более у владельцев созданных фермерских хозяйств не было необходимых капиталов для успешного хозяйствования в новых экономических условиях.  

      Все это и явилось основной причиной провала фермеризации АПК. Весьма отрицательное  влияние оказал недемократический, принудительно-административный характер преобразований, проводимых правительством без учета мнения самих работников агропромышленного комплекса. Ведь колхозам и совхозам " сверху" предписывалось, независимо от их желания, в течение года (до 1 января 1993года) обрести новую организационно правовую форму.  

      А за нарушение сроков реорганизации виновные лица могли быть привлечены к ответственности. Подобные действия властей в отношении тружеников села уж очень сильно схоже с печально известной компанией по проведению сплошной коллективизации в 30-е годы. Отличие. разве только в том, что тогда сплошная коллективизация осуществлялась под лозунгом ликвидации кулачества как класса, а в наши дни - фермеризация под лозунгом ликвидации колхозов и совхозов " " изобретенных" в свое время большевистской властью. Следует, однако, заметить, что если 60 лет назад мелкие крестьянские хозяйства объединялись в крупные коллективы, то сейчас происходит обратное явление - колхозы и совхозы, как крупные хозяйства , должны прекратить свое существование, а на их базе планируется образование сотни тысяч мелких крестьянских фермерских хозяйств.

      Уже говорилось, что в 1991 году был принят закон " О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР".    

      В большинстве случаев приватизация, осуществленная в России оказалась  фактически всего лишь формой для  создания акционерных обществ, скрывающих корпоративную систему отношений  собственности, когда госаппарат, банки  и администрация предприятий  фактически стали безраздельными хозяевами бывшей государственной собственности.   

      Трудовой  коллектив если и получал в  свои руки определенную долю акций, то они либо являлись " безголосыми", либо прикрывали бесправие трудового  коллектива, ибо за фирмой коллективного владения акциями не скрывалось реального экономического содержания коллективного присвоение к распоряжению средствами производства.  

      Если  говорить о формальной стороне дела, то провозгласив в Законе о приватизации (1991г.) образование предприятий с  различными формами собственности, в государственной программе приватизации 1992 года правительством России предусматривалось образование на базе государственных предприятий только АО открытого типа.

Информация о работе Развитие предпринимательства в России и Республике Татарстан