Разработка системы бюджетного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Настоящий документ содержит рекомендации по разработке системы бюджетного управления в программном продукте Business Studio.
Бюджетное управление – это оперативная система управления компанией по центрам финансовой ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов. Разработка оптимальной системы бюджетирования позволяет достичь положительных организационных и финансовых результатов за счет повышения точности производственного и коммерческого планирования, выявления причин отклонений фактически полученных результатов от плановых, и создания основы для разработки адекватной системы мотивации персонала.

Оглавление

Введение 3
1. Термины, определения и сокращения 4
1.1. Термины и определения 4
1.2. Сокращения 4
2. Общая методика создания системы бюджетного управления 6
3. Разработка системы бюджетного управления с применением Business Studio 7
3.1. Формирование финансовой структуры 7
3.2. Формирование перечня функциональных бюджетов 8
3.3. Формирование структуры сводных бюджетов (БДР, БДДС, ББЛ) 10
3.4. Увязка статей сводных бюджетов с функциональными бюджетами 10
3.5. Увязка ЦФО со статьями функциональных и сводных бюджетов 11
3.6. Создание отчетов 12
Библиография 13
Приложение А. Пример отчета «Положение о финансовой структуре» 14
Приложение Б. Пример отчета «Положение о бюджетной структуре» 21

Файлы: 1 файл

razrabotka_sistemy_byudjetnogo_upravleniya.doc

— 921.00 Кб (Скачать)

 

 

4.3. Права и  обязанности руководителей ЦФО

Руководители ЦФО имеют право:

    • в пределах своих полномочий участвовать в процессах планирования, учета и анализа бюджетных показателей;
    • требовать предоставления необходимой информации для составления операционных бюджетов своих ЦФО у руководителей нижестоящих ЦФО;
    • получать информацию об изменениях в системе бюджетного управления Предприятия и в соответствующих регламентных документах.

Руководители ЦФО обязаны:

    • соблюдать установленные для их ЦФО лимиты по статьям бюджетов;
    • своевременно предоставлять плановые и фактические данные по статьям бюджетов их ЦФО, руководству Предприятия и вышестоящих ЦФО.

Приложение Б. Пример отчета «Положение о бюджетной структуре»

ООО «ИнТехПроект»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение о бюджетной структуре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2007

 

1. Основные понятия

Бюджетирование (бюджетное  управление) – система управления Предприятием по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов.

Бюджет предприятия  – план, составленный на определенный период времени в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.

Бюджет – сгруппированные по принятым на предприятии признакам показатели экономической деятельности.

Бюджетная структура  – иерархия операционных, функциональных и итоговых бюджетов предприятия.

Функциональный бюджет – бюджет, описывающий определенную функциональную область деятельности предприятия (сбыт, снабжение, производство и т.д.).

Операционный бюджет – бюджет, описывающий хозяйственные операции обособленного подразделения предприятия (ЦФО).

Итоговые бюджеты  – результат консолидации функциональных бюджетов, отражающий состояние платежеспособности (Бюджет движения денежных средств), прибыльности (Бюджет доходов и расходов) и стоимости (Бюджет по балансовому листу) предприятия.

Хозяйственная операция – простейшее событие в деятельности предприятия, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений или выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.

Статья бюджета  – его составная часть, по которой осуществляется планирование и учет хозяйственных операций одного типа.

Финансовая структура  предприятия – иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой через бюджеты.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от данной деятельности, и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов и/или доходов.

Центр финансового учета (ЦФУ) – структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину.

Центр затрат – структурное подразделение, отвечающее только за понесенные затраты.

Центр дохода – структурное подразделение, отвечающее за доход, которое оно приносит предприятию своей деятельностью.

Центр маржинального дохода – структурное подразделение, отвечающее за маржинальный доход (разница между выручкой и прямыми затратами) в рамках своей деятельности.

Центр прибыли – структурное подразделение, отвечающее за величину заработанной прибыли в рамках своей деятельности (разница между выручкой и общими затратами).

Центр инвестиций – структурное подразделение, имеющее право распоряжаться внеоборотными активами предприятия (осуществлять инвестиции и дезинвестиции) и отвечающее за величину ROI (отдача от инвестиций).

 

2. Общие положения

2.1. Базовые принципы

Целью составления и ведения  бюджетов является планирование и учет финансовых результатов деятельности предприятия.

В зависимости от объекта управления бюджеты подразделяются на бюджеты  предприятия, функциональные и операционные.

Бюджет предприятия – это план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.

Функциональный бюджет – бюджет, описывающий определенную сторону деятельности предприятия.

Операционный бюджет – бюджет, описывающий хозяйственные операции центра финансовой ответственности (центра финансового учета).

С точки зрения предмета ведения  бюджетов, выделяются следующие типы бюджетов:

    • стоимостные бюджеты, описывающие обороты денежных средств и обязательств;
    • натурально-стоимостные бюджеты, описывающие обороты активов в натуральном и стоимостном выражении.

Бюджеты состоят из статей, по которым  осуществляются планирование и учет хозяйственных операций одного типа.

Хозяйственная операция – простейшее событие в деятельности предприятия, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.

Доходы – увеличение капитала за счет роста активов (уменьшения обязательств) предприятия, получаемое в процессе осуществления хозяйственной деятельности за период (не за счет вкладов собственников). Существует три источника получения дохода:

    • по основной деятельности – доходы, получаемые в процессе осуществления основной деятельности: объем реализации продукции, товаров, услуг;
    • по финансовой деятельности – доходы от судо-заемных и прочих финансовых операций;
    • по прочей деятельности – доходы от продажи основных средств, материалов, сырья, а также от предоставления имущества в аренду.

Расходы – затраты материальных и финансовых ресурсов, которые несет  предприятие в процессе осуществления  своей хозяйственной деятельности для получения будущего дохода. Для  ведения бюджетов используется следующая классификация затрат:

    • основные – затраты, прямо прослеживаемые до источника их возникновения и, соответственно, прямо относимые на себестоимость продукции: затраты на материалы, технологическую электроэнергию, зарплата основных производственных рабочих;
    • накладные – затраты, не имеющие прямой связи с производимой продукцией и потому на себестоимость продукции прямо не относимые. Накладные затраты будут относиться на деятельность конкретного подразделения, где возникли, или всего предприятия, по нормативу, устанавливаемому эмпирическим путем в соответствии с выбранной базой распределения затрат

Прибыль – превышение доходов над  расходами. Прибыль формируется  по уровням по мере вычитания соответствующих  групп расходов: валовая, операционная, до уплаты налогов, чистая, нераспределенная. Структура уровней прибыли предназначена для анализа и позволяет определить, как та или иная группа расходов влияет на конечный результат.

2.2. Сфера применения

Действие данного Положения  распространяется на все подразделения ООО «ИнТехПроект».

Положение применяется для:

    • внутреннего использования при решении задач управления ООО «ИнТехПроект»;
    • обеспечения документированной базы системы бюджетного управления;
    • обеспечения непрерывности функционирования системы бюджетного управления и реализации ее требований в ходе меняющихся условий.

 

3. Бюджетная структура предприятия

3.1. Сводные бюджеты

В соответствии с принципами бюджетного управления Предприятие устанавливает цели своего развития, которые выражаются в конкретных финансовых терминах ликвидности, рентабельности и стоимости. И отражают то состояние Предприятия, к которому оно придет, если удастся осуществить все решения, запланированные по достижению поставленных целей. Данные показатели находят своё отражение в Сводных бюджетах, к которым относятся:

    • Бюджет Доходов и Расходов (БДДР);
    • Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС).

Бюджет Доходов и Расходов (БДР) отражает формирование экономических результатов деятельности Предприятия в виде прибыли или убытков. Цель его составления – управление прибыльностью/рентабельностью Предприятия. Структура БДР должна раскрывать:

    • Структуру (источники формирования) доходов Предприятия.
    • Структуру (направления расходования) расходов Предприятия.
    • Объемы доходов и расходов (совокупные, по группам статей и по отдельным статьям).
    • Разницу (т.е. прибыль или убытки) между доходами и расходами за период.

Структура БДР предполагает последовательное вычитание из валовых финансовых результатов (выручка, маржинальный доход) соответствующих статей расходов.

Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС) отражает движение денежных средств (денежного потока) по видам денежных средств и направлениям их движения. Цель его составления – управление платежеспособностью (ликвидностью) Предприятия.

С точки зрения направленности движения денежных потоков существуют 2 их вида:

    • Поступление на счета/в кассы Предприятия;
    • Выплаты со счетов/из касс Предприятия.

Структура БДДС позволяет планировать, учитывать и анализировать денежные потоки в разрезах:

    • Направленности денежных потоков.
    • Структуры выплат и поступлений по направлениям их движения.
    • Объемов выплат и поступлений (совокупных, по группам статей и по отдельным статьям).
    • Промежуточных и итоговых результатов (разницы между поступлениями и выплатами).
    • Остатков денежных средств.

 

Статьи Бюджета Доходов  и Расходов (БДР) и Бюджета Движения Денежных Средств (БДДС)

1. Статьи Бюджета доходов  и расходов

Наименование

1. Доходы от основной деятельности

1.1. Доходы от продажи товаров

1.2. Доходы от реализации услуг

1.3. Доходы от продажи продукции

2. Прямые производственные расходы

2.1. Прямые материальные расходы

2.2. Заработная плата основных  производственных рабочих

3. Накладные расходы

3.1. Заработная плата административно-управленческого  персонала

3.2. Начисления на зарплату администрации

3.3. Амортизация общехозяйственных  основных фондов

3.4. Представительские и командировочные  расходы

4. Доходы от финансовой деятельности

4.1. Положительные курсовые и  суммовые разницы

4.2. Проценты депозитных вкладов

4.3. Проценты по займам выданным

5. Расходы по финансовой деятельности

5.1. Отрицательные курсовые и  суммовые разницы

5.2. Оплата расчетно-кассового обслуживания

5.3. Проценты по кредитам и  займам полученным

6. Доходы от прочей деятельности

6.1. Пени и штрафы полученные

7. Расходы по прочей деятельности

7.1. Пени и штрафы уплаченные

7.2. Выплаты в возмещение вреда


 

2. Статьи бюджета движения денежных средств

Наименование

1. Поступления

1.1. Поступления от основной деятельности

1.1.1. Поступления от продажи товаров

1.1.2. Поступления от продажи услуг

1.1.3. Поступления от продажи продукции

1.2. Поступления от финансовой  деятельности

1.2.1. Кредиты и займа

1.2.1. Проценты по займам выданным

1.3. Поступления от прочей деятельности

1.3.1. Штрафы и пени полученные

2. Выплаты

2.1. Выплаты по основной деятельности

2.2.1. Сырье и материалы

2.2.2. Заработная плата

2.2.3. Начисления на заработную плату

2.2.4. Оборудование и нематериальные  активы

2.2. Выплаты по финансовой деятельности

2.2.1. Погашение кредитов и займов

2.2.2. Проценты по кредитам и  займам

2.3. Выплаты по прочей деятельности

2.3.1. Выплата неустоек и штрафов

2.3.2. Выплаты в возмещение вреда


 

3.2. Функциональные  бюджеты

Функциональные бюджеты позволяют  управлять отдельной областью деятельности организации, границы которой определяются процессной моделью деятельности. Бюджетированию подлежат процессы, имеющие выход, измеримый в натуральном или стоимостном выражении. Статьи функциональных бюджетов должны соответствовать статьям сводных бюджетов для правильной консолидации финансового результата.

Распределение «Процессы  – функциональные бюджеты»

Функциональный бюджет

Процесс

Бюджеты расчетов

 

1. Бюджет расчетов с поставщиками

 

2. Бюджет расчетов с покупателями

 

3. Бюджет расчетов по заработной плате

 

4. Бюджет расчетов по налогам

 

Натурально-стоимостные бюджеты

 

1. Бюджет продаж

A3 Продвижение и продажи

2. Бюджет остатков готовой продукции

 

3. Бюджет выпуска готовой продукции

 

4. Бюджет производства

A4 Производство

5. Бюджет закупок

A2.1 Воспроизводство инструмента

Информация о работе Разработка системы бюджетного управления