Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:56, курсовая работа
Настоящий документ содержит рекомендации по разработке системы бюджетного управления в программном продукте Business Studio.
Бюджетное управление – это оперативная система управления компанией по центрам финансовой ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов. Разработка оптимальной системы бюджетирования позволяет достичь положительных организационных и финансовых результатов за счет повышения точности производственного и коммерческого планирования, выявления причин отклонений фактически полученных результатов от плановых, и создания основы для разработки адекватной системы мотивации персонала.
Введение 3
1. Термины, определения и сокращения 4
1.1. Термины и определения 4
1.2. Сокращения 4
2. Общая методика создания системы бюджетного управления 6
3. Разработка системы бюджетного управления с применением Business Studio 7
3.1. Формирование финансовой структуры 7
3.2. Формирование перечня функциональных бюджетов 8
3.3. Формирование структуры сводных бюджетов (БДР, БДДС, ББЛ) 10
3.4. Увязка статей сводных бюджетов с функциональными бюджетами 10
3.5. Увязка ЦФО со статьями функциональных и сводных бюджетов 11
3.6. Создание отчетов 12
Библиография 13
Приложение А. Пример отчета «Положение о финансовой структуре» 14
Приложение Б. Пример отчета «Положение о бюджетной структуре» 21
4.3. Права и обязанности руководителей ЦФО
Руководители ЦФО имеют право:
Руководители ЦФО обязаны:
ООО «ИнТехПроект»
Положение о бюджетной структуре
2007
1. Основные понятия
Бюджетирование (бюджетное управление) – система управления Предприятием по центрам ответственности через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов.
Бюджет предприятия – план, составленный на определенный период времени в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.
Бюджет – сгруппированные по принятым на предприятии признакам показатели экономической деятельности.
Бюджетная структура – иерархия операционных, функциональных и итоговых бюджетов предприятия.
Функциональный бюджет – бюджет, описывающий определенную функциональную область деятельности предприятия (сбыт, снабжение, производство и т.д.).
Операционный бюджет – бюджет, описывающий хозяйственные операции обособленного подразделения предприятия (ЦФО).
Итоговые бюджеты – результат консолидации функциональных бюджетов, отражающий состояние платежеспособности (Бюджет движения денежных средств), прибыльности (Бюджет доходов и расходов) и стоимости (Бюджет по балансовому листу) предприятия.
Хозяйственная операция – простейшее событие в деятельности предприятия, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений или выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.
Статья бюджета – его составная часть, по которой осуществляется планирование и учет хозяйственных операций одного типа.
Финансовая структура предприятия – иерархия центров финансовой ответственности, взаимодействующих между собой через бюджеты.
Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение (или группа подразделений), осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от данной деятельности, и, соответственно, отвечающее за эти статьи расходов и/или доходов.
Центр финансового учета (ЦФУ) – структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину.
Центр затрат – структурное подразделение, отвечающее только за понесенные затраты.
Центр дохода – структурное подразделение, отвечающее за доход, которое оно приносит предприятию своей деятельностью.
Центр маржинального дохода – структурное подразделение, отвечающее за маржинальный доход (разница между выручкой и прямыми затратами) в рамках своей деятельности.
Центр прибыли – структурное подразделение, отвечающее за величину заработанной прибыли в рамках своей деятельности (разница между выручкой и общими затратами).
Центр инвестиций – структурное подразделение, имеющее право распоряжаться внеоборотными активами предприятия (осуществлять инвестиции и дезинвестиции) и отвечающее за величину ROI (отдача от инвестиций).
2. Общие положения
2.1. Базовые принципы
Целью составления и ведения бюджетов является планирование и учет финансовых результатов деятельности предприятия.
В зависимости от объекта управления бюджеты подразделяются на бюджеты предприятия, функциональные и операционные.
Бюджет предприятия – это план, составленный на следующий период в натуральном и денежном выражении и определяющий потребность предприятия в ресурсах, необходимых для получения запланированных доходов.
Функциональный бюджет – бюджет, описывающий определенную сторону деятельности предприятия.
Операционный бюджет – бюджет, описывающий хозяйственные операции центра финансовой ответственности (центра финансового учета).
С точки зрения предмета ведения бюджетов, выделяются следующие типы бюджетов:
Бюджеты состоят из статей, по которым осуществляются планирование и учет хозяйственных операций одного типа.
Хозяйственная операция – простейшее событие в деятельности предприятия, вызвавшее возникновение доходов, затрат, расходов, поступлений/выплат денежных средств, формирование остатков или движение товарно-материальных ценностей.
Доходы – увеличение капитала за счет роста активов (уменьшения обязательств) предприятия, получаемое в процессе осуществления хозяйственной деятельности за период (не за счет вкладов собственников). Существует три источника получения дохода:
Расходы – затраты материальных
и финансовых ресурсов, которые несет
предприятие в процессе осуществления
своей хозяйственной
Прибыль – превышение доходов над расходами. Прибыль формируется по уровням по мере вычитания соответствующих групп расходов: валовая, операционная, до уплаты налогов, чистая, нераспределенная. Структура уровней прибыли предназначена для анализа и позволяет определить, как та или иная группа расходов влияет на конечный результат.
2.2. Сфера применения
Действие данного Положения распространяется на все подразделения ООО «ИнТехПроект».
Положение применяется для:
3.
Бюджетная структура
3.1. Сводные бюджеты
В соответствии с принципами бюджетного управления Предприятие устанавливает цели своего развития, которые выражаются в конкретных финансовых терминах ликвидности, рентабельности и стоимости. И отражают то состояние Предприятия, к которому оно придет, если удастся осуществить все решения, запланированные по достижению поставленных целей. Данные показатели находят своё отражение в Сводных бюджетах, к которым относятся:
Бюджет Доходов и Расходов (БДР) отражает формирование экономических результатов деятельности Предприятия в виде прибыли или убытков. Цель его составления – управление прибыльностью/рентабельностью Предприятия. Структура БДР должна раскрывать:
Структура БДР предполагает последовательное вычитание из валовых финансовых результатов (выручка, маржинальный доход) соответствующих статей расходов.
Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС) отражает движение денежных средств (денежного потока) по видам денежных средств и направлениям их движения. Цель его составления – управление платежеспособностью (ликвидностью) Предприятия.
С точки зрения направленности движения денежных потоков существуют 2 их вида:
Структура БДДС позволяет планировать,
учитывать и анализировать
Статьи Бюджета Доходов и Расходов (БДР) и Бюджета Движения Денежных Средств (БДДС)
1. Статьи Бюджета доходов и расходов
Наименование |
1. Доходы от основной |
1.1. Доходы от продажи товаров |
1.2. Доходы от реализации услуг |
1.3. Доходы от продажи продукции |
2. Прямые производственные |
2.1. Прямые материальные расходы |
2.2. Заработная плата основных производственных рабочих |
3. Накладные расходы |
3.1. Заработная плата |
3.2. Начисления на зарплату |
3.3. Амортизация общехозяйственных основных фондов |
3.4. Представительские и |
4. Доходы от финансовой деятельности |
4.1. Положительные курсовые и суммовые разницы |
4.2. Проценты депозитных вкладов |
4.3. Проценты по займам выданным |
5. Расходы по финансовой |
5.1. Отрицательные курсовые и суммовые разницы |
5.2. Оплата расчетно-кассового обслуживания |
5.3. Проценты по кредитам и займам полученным |
6. Доходы от прочей деятельности |
6.1. Пени и штрафы полученные |
7. Расходы по прочей деятельности |
7.1. Пени и штрафы уплаченные |
7.2. Выплаты в возмещение вреда |
2. Статьи бюджета движения денежных средств
Наименование |
1. Поступления |
1.1. Поступления от основной |
1.1.1. Поступления от продажи товаров |
1.1.2. Поступления от продажи услуг |
1.1.3. Поступления от продажи |
1.2. Поступления от финансовой деятельности |
1.2.1. Кредиты и займа |
1.2.1. Проценты по займам выданным |
1.3. Поступления от прочей |
1.3.1. Штрафы и пени полученные |
2. Выплаты |
2.1. Выплаты по основной |
2.2.1. Сырье и материалы |
2.2.2. Заработная плата |
2.2.3. Начисления на заработную плату |
2.2.4. Оборудование и нематериальные активы |
2.2. Выплаты по финансовой |
2.2.1. Погашение кредитов и займов |
2.2.2. Проценты по кредитам и займам |
2.3. Выплаты по прочей деятельности |
2.3.1. Выплата неустоек и штрафов |
2.3.2. Выплаты в возмещение вреда |
3.2. Функциональные бюджеты
Функциональные бюджеты
Распределение «Процессы – функциональные бюджеты»
Функциональный бюджет |
Процесс |
Бюджеты расчетов |
|
1. Бюджет расчетов с поставщиками |
|
2. Бюджет расчетов с покупателями |
|
3. Бюджет расчетов по заработной плате |
|
4. Бюджет расчетов по налогам |
|
Натурально-стоимостные бюджеты |
|
1. Бюджет продаж |
A3 Продвижение и продажи |
2. Бюджет остатков готовой продукции |
|
3. Бюджет выпуска готовой продукц |
|
4. Бюджет производства |
A4 Производство |
5. Бюджет закупок |
A2.1 Воспроизводство инструмента |
Информация о работе Разработка системы бюджетного управления