Проблемы организации и оплаты труда персонала на примере компании "Линитоникс"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:22, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность дипломной работы. Мировой экономической науке известны основополагающие константы, которые в развитых рыночных экономиках используют в качестве основных рычагов управления. К ним относятся: доля оплаты труда в ВВП, соотношение заработной платы и прожиточного минимума, размер ВВП на рубль заработной платы и т. д. И если за последние десять лет в устойчиво развитых странах многие макроэкономические показатели колебались, то доля заработной платы в ВВП оставалась практически постоянной (67 – 72 %), то есть практически две трети национального дохода.1

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Основные проблемы организации и оплаты труда:
зарубежный и отечественный опыт 7
1.1. Оплата труда: сущность, функции, принципы организации 7
1.2 Функции, элементы и принципы организации оплаты труда 18
1.3. Организация, формы и системы оплаты труда 26
1.4. Современные системы заработной платы 36
2. Организация оплаты труда в практике компании ООО “ЛИНИТОНИКС”: 47
анализ, оценка и рекомендации по совершенствованию 47
2.1.Краткое описание компании 47
2.2.Анализ системы оплаты труда в компании 47
2.3. Рекомендации по совершенствованию организации оплаты труда 54
Заключение 59
Список литературы 61

Файлы: 1 файл

диплом проблемы организации и оплаты труда на примере предприятия.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

      Гибкая  бестарифная система основывается  на системе коэффициентов, которые чаще всего делятся на две группы. В первую группу входят коэффициенты, оценивающие стаж, квалификацию, профессиональное мастерство, значимость работника. Эти оценочные характеристики обобщает коэффициент квалификационного уровня (КК), ему соответствует основная часть заработка (60–70%). Вторая группа коэффициентов включает оценочные характеристики результативности труда работника и степени решения стоящих перед ним задач. Удельный вес заработка, определяемого этой группой коэффициентов, составляет соответственно 30–40% заработка.

      Бестарифные  системы в большинстве случаев  являются доле-паевыми системами,  т.е. уровень оплаты каждого  работника зависит от фонда  оплаты труда (фонда заработной  платы) предприятия в целом.  Таким образом, каждый работник получает свой пай в зависимости от конечного результата деятельности фирмы и ее положения на рынке товаров, что способствует повышению его заинтересованности в делах фирмы.

      Наиболее  простой и самый распространенный  способ в начале появления  бестарифной системы - распределение работников с учетом квалификационных требований по определенным квалификационным группам. Для каждой из них установлен свой квалификационный уровень (для неквалифицированных рабочих – 1,0; рабочих различной квалификации и специалистов - от 1,8 до 3,1; руководителей ведущих подразделений - 3,5 – 4,0 и т.д.). Вопрос о включении каждого работника в ту или иную квалификационную группу решается с учетом его индивидуальных характеристик. Самый распространенный расчет – частное отделения фактической зарплаты работника за прошлый период на сложившийся на предприятии минимальный уровень зарплаты. Индивидуальный заработок за расчетный период определяется следующим образом:

         ЗПi=                                                       (2)

где ККi – квалификационный уровень 1-го работника;

ФОТ – фонд оплаты труда  предприятия в целом за расчетный  период.

      С течением  времени квалификационный уровень  работника может меняться по  решению совета трудового коллектива (квалификационной комиссии). Бестарифная система меняет пропорции фонда оплаты труда: заработок одних работников увеличивается, других - уменьшается. Гораздо большая справедливость в распределении заработка достигается, когда наравне с квалификационным уровнем учитываются отработанное время и коэффициент трудового участия (КТУ):

           ЗПi =                                        (3)

где Вi – величина отработанного времени 1-го работника;

КТУ – коэффициент  трудового участия 1-го работника.

      Новая  система оплаты труда, например, в ОАО “ЛОМО” направлена на увязку размера зарплаты с реальными поступлениями за реализованную продукцию и своевременность ее выплаты.14 Это достигается с помощью нормативного метода формирования заработной платы. В “ЛОМО” установлен общин норматив фонда заработной платы (в % от объема реализации). Действовавший ранее принцип оплаты по труду был трансформирован в принцип оплаты по результатам деятельности предприятия. Отменили сдельщину, пришли к системе плавающей зарплаты для всех работников. Была проведена перетарификация рабочих. Сейчас каждый рабочий помимо квалификационного разряда имеет разряд оплаты труда, соответствующий выполняемой им работе. Разряды оплаты труда стали базой для составления новой тарифной сетки. Оклады утверждались на уровне среднего заработка предыдущего периода. Пересмотрев нормы, стали реально рассчитывать численность и загрузку оборудования. Нормы превратились в действенный инструмент управления (прежде выполнение норм составляло 200-220%, после пересмотра - 100-105%).

      Новая  система построена на том, что  каждое структурное подразделение  имеет базовый фонд оплаты  труда (ФОТ), который определяется  по индивидуальному нормативу  от объема реализации предыдущего периода; базовый ФОТ производственных подразделений может быть увеличен также за повышение рентабельности, а отделов и служб - за оплаченные работы и услуги.

      Распределение  выделенного ФОТ внутри подразделения  производится на основании нормативных  документов, разработанных для каждого  подразделения. При этом используются коэффициенты интенсивности труда (КИТ), учитывающие качество, напряженность и творческий характер труда.

      Новизна  состоит и в том, что предусмотрен  механизм внутрифирменного кредитования. Отдельные подразделения (их 17 в  составе “ЛОМО”) могут получить кредиты (процентные и беспроцентные) в пределах фонда зарплаты, если имеются на то основания. Фактически при утверждении на следующий месяц фонда оплаты труда подразделения-дебитора происходит автоматическое списание величины использованного кредита с его активов. ФОТ связан не только с реализацией, но и с рентабельностью производства.

      В результате  сложилась действенная система  реального управления заработной  платой в зависимости от финансового  положения предприятия, заработал  механизм, позволяющий решать вопросы занятости персонала в зависимости от загрузки производства, существенно улучшились показатели ( отмечается рост реализации продукции и заработной платы), и своевременная выплата заработной платы перестала быть проблемой.

      В.Чемеков обращает внимание на то, что сегодня многие предприятия и коммерческие структуры, как правило, используют только два базовых зарплатных элемента - оклад и премию. С одной стороны, важное мотивационное условие - премиальные, вроде бы соблюдается. Однако, с другой, убеждаешься: это далеко не так. Например, на многих промышленных предприятиях премия давно превратилась в естественный довесок к окладам, а работники, поддерживаемые профсоюзами, недовольны, если не получают (или недополучают) ее по какой-либо причине. Предприятия же, вовремя не изменившие подобную практику, несут ощутимые убытки. В коммерческом секторе - другой перекос. Премиальная система, как правило, охватывает только небольшую часть сотрудников (в основном, тех, кто связан с продажами). Персонал же функциональных, офисных и производственных подразделений, оставаясь за “бортом” стимулирующих схем, не заинтересован в динамичном развитии компании: в любом случае его заработок остается неизменным.15

      Зарубежный опыт. В зарубежных странах накоплен большой опыт применения самых разнообразных систем заработной платы.16 Системы отдельных стран характеризуются отличительными чертами: Швеции – солидарной заработной платой, Японии - оплатой за стаж и рационализаторство, Германии – стимулированием роста производительности, США – оплатой за квалификацию, Великобритании – оплатой по индивидуальным контрактам, во Франции - индивидуализацией зарплаты, Италии - выплатой коллективных и индивидуальных надбавок к отраслевой тарифной ставке и надбавками в связи с ростом стоимости жизни. Одновременно наблюдается общая нацеленность систем заработной платы на повышение эффективности производства.

      В странах  с развитой рыночной экономикой  выделяются два направления в  системах стимулирования работников  предприятий:

стимулирование роста  производственных показателей;

стимулирование повышения  качества рабочей силы.

      Среди  систем, направленных на стимулирование  роста эффективности производств  а, одно из первых мест принадлежит  системам, стимулирующим повышение производительности труда. Например, в Германии при заключении коллективных договоров о повышении тарифных ставок руководствуются разрабатываемыми авторитетными экспертами прогнозами роста производительности труда и цен. Во всех РКС широко используются различные системы премирования за рост производительности труда, экономию сырья и материалов, полноценное использование рабочего времени и т.п. Принцип действия систем премирования основан на сопоставлении норм активного (заранее обусловленного) уровня повышения производительности труда, расходов сырья, материалов и т.п. с практическими результатами труда работников. Размеры премий по этим показателям составляют 5-10% месячного заработка.

      Капиталистические  страны постепенно отказываются  от традиционных форм оплаты труда в зависимости от индивидуальной выработки. Это объясняется тем, что в условиях НТП все труднее измерить личный вклад отдельного рабочего в общий производительный процесс, с одной стороны, а с другой - на первый план выдвигаются задачи стимулирования сотрудничества внутри трудового коллектива, способностей их членов к перестройке и восприятию новшеств, чувства ответственности за надежность и качество продукции. Отсюда ориентация на повременные формы оплаты труда, в основе которых лежит учет в первую очередь степени использования машин, экономии сырья и энергии, старательности в работе и т.п., т.е. показателей успехов на уровне группы (бригады) и коллектива фирмы в целом. Однако чистая повременная оплата не применяется. Все системы повременной формы оплаты труда базируются на нормативной основе, что повышает ее действенность. Там же, где сохраняется сдельная форма, наблюдается общее сокращение переменной части заработной платы.

      В Швеции  переменная часть зарплаты, связанная  с общими результатами деятельности, увеличилась, традиционные формы сдельщины утратили свое значение, упор делается на премиальные системы и поощрение успехов в производственной отдаче на уровне групп.

      В политике  заработной платы используют  и систему заслуг. Система “оценки заслуг” предназначена для установления заработной платы работникам одинаковой квалификации, но имеющим разные показатели качества работы. Факторы, по которым оцениваются работники, могут быть производственными (выполнение норм, уровень брака, использование рабочего времени и т.д.) и личностными (инициативность, трудовая и творческая активность, принятие на себя ответственности за решения на производстве, умение работать в коллективе и т.п.). Методы оценки заслуг работников различны - балльная оценка, анкетирование, экспертная оценка, группировка работников по результатам оценки их работы. “Оценка заслуг” нашла большое распространение в различных странах.

      Оценка  работ широко используется для  управления персоналом компании  в целях планирования и формирования ее основного кадрового состава. Наибольшее распространение она получила в США, Канаде, Великобритании, Нидерландах; в ФРГ, Финляндии, Швеции ее использование ограничивается несколькими отраслями; в Японии и Австралии практически отсутствует.

      Оценка  работ - это инструмент для  систематического определения места  работника в иерархии заработной  платы внутри фирмы.17 Она опирается на сравнение и анализ требований достижения Нормальной производительности, которые диктует работа ее исполнителю. Но при этом не учитываются индивидуальные способности и усилия конкретных работников.

      Различные  формы финансового участия работников  способствуют углублению заинтересованности  работников в делах фирмы, побуждают  персонал к высокоэффективной  работе, что, в конечном счете, выражается в росте прибыли, производительности труда. Но определить прямую зависимость весьма трудно. Ведь размер премиального фонда, распределяемый среди работников, зависит не столько от эффективности производства, сколько от коммерческого положения фирмы (уровень конкуренции, доля на рынке сбыта, изменение цен на сырье, топливо, материалы и т.д.), т.е. от тех факторов, которые практически не зависят от рядового персонала.

      Основные  виды участия в финансовой  деятельности предприятий США (крупных и средних фирм): участие в прибыли — 22%, льготная продажа акций - 30%, сберегательные вклады работников - 28% ко всем занятым на фирме.18

      Стимулирование  повышения качества рабочей силы (развития персонала) направлено  на:

      1) привлечение и отбор кадров при найме;

      2) систематическую  аттестацию кадров;

      3) закрепление  кадров на предприятиях;

      4) создание  на предприятиях соответствующих  организационно-технических и социально-экономических  условий труда;

      5) материальное стимулирование непрерывного роста профессионально-квалификационного уровня работников.

      Механизм  развития персонала реализуется  в конкретных системах оплаты  труда, доплат и надбавок. Особенно  большую роль играют дополнительные  ставки доходов, которые работник получает от предприятия.

      1) Система  привлечения работников на предприятие  может предусматривать, например, для молодежи достаточно высокие  первоначальные ставки заработной  платы, которые не требуют материальных  стимулов. В Японии для молодежи предусмотрена специальная семейная надбавка, размеры которой сокращаются с возрастом и стажем одновременно с ростом базовой заработной платы, отражающей повышение профессионально – квалификационного уровня работника.

      2) В зарубежных странах широко используются различные методы аттестации. Наиболее известный метод - оценка заслуг работника. Суть этой оценки заключается в том, что работники, имеющие одинаковую квалификацию и занимающие одинаковые должности, благодаря своим способностям, опыту, целевым установкам могут добиваться разных результатов. Оценка заслуг на предприятиях может использоваться для принятия решения о продвижении на службе, повышении (снижении) заработной платы, профессиональной подготовке (переподготовке), возобновлении (прекращении) срока контракта, об увольнении с работы.

Информация о работе Проблемы организации и оплаты труда персонала на примере компании "Линитоникс"