Проблема занятости. Политика государства на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Безработица - это вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда как на интегрированном рынке труда, так и в различных его сегментах.
Термин "безработица" впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 г., затем употреблен в 1915 г. в отчете Минтруда США. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных объемах, формах, продолжительности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..стр. 3
Глава 1: . Сущность, причины и критерии занятости ……………….стр. 5
1. 1. Основные формы безработицы, ее причины и виды.…………. стр.7
1. 2. Государственная политика занятости.………………………….стр. 9
1. 3. Анализ рынка труда……………………………………………… стр. 18 Глава 2: Проблемы практического регулирования безработицы…..стр.22
2. 1. Динамика и структура занятости в России……………………...стр.22
2. 2. Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2010 г. ……………………………………………………………………...…… стр.22
2. 3. Уровень безработицы ………………………………………….…. стр.24
2. 4. Экономическая активность населения……………………….… стр.25
2. 5. Безработица по полу и месту проживания..…………………….стр. 29
2. 6. Продолжительность поиска работы……………………………...стр.31
2. 7. Безработица по федеральным округам………………………….стр. 31
2. 8. Будущее российской политики в области занятости……..……стр.32
Заключение………………………………………………………..……….стр. 36
Список литературы ……….…………………….…………………….….стр. 39
Приложение……….……………………………………………………….стр. 40

Файлы: 1 файл

курсовая работа Экономика.doc

— 469.50 Кб (Скачать)

3. 8.  Будущее российской политики в области занятости.

Суть  в том, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер  государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы, изложенный выше.

Вот наиболее важные меры такого рода:

I.     Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

II.   Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.

III. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

IV. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

V.  Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.14

Расширение  занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.

Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

     Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда. Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем. Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест. В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.

За последние  два года безработица приобрела  вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее, в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.

В мире накоплен большой теоретический  и практический опыт по регулированию  рынка труда. Россия нуждается в  особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.

Похоже, что еще несколько лет нам  придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде. Парадоксально, но до сих пор, ни одна политическая партия, ни один влиятельный политик не высказали вообще, ни одной точки зрения по столь актуальной проблеме. Это всерьез заставляет усомниться в компетентности российских властных структур и их реального желания вывести экономику из спада в подтверждение к их словам об оптимистических прогнозах развития.15

4.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исходя  из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить её эффективную деятельность. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

1. После проведённых исследований в практической части можно сказать, что с каждым годом число граждан, ищущих работу, становится всё больше. При этом увеличивается число граждан ранее не работавших, ищущих работу первый раз; уменьшается число граждан, ищущих работу, которые работали по рабочей специальности; число граждан, работавших на должности служащего, остается почти неизменным.

2. Так же прослеживается рост числа учащихся, желающих работать в свободное от учебы время; число занятых трудовой деятельностью остается стабильным, однако, число занятых нетрудовой деятельностью сокращалось по 2008 году в отличие от 2007 года, когда был отмечен незначительный рост их числа. На протяжении 4-х лет с 2005 года прослеживается увеличение числа подростков в возрасте от 14 до 17 лет. Такая же ситуация была с гражданами в возрасте от 16 до 29 лет до 2008 года, но в 2009 году произошло резкое уменьшение их числа почти в 2 раза. В соответствии с этими данными можно сделать вывод, что число безработных в стране растет.

3. Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

4. Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1% занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5 % от потенциального ВНП. Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные  интересы граждан. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере  самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам.

5. Государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс. Рабочая  сила, как известно, это совокупность физических и умственных способностей человека, поэтому качество рабочей силы и ситуация на рынке рабочей силы зависят не только от самого человека, но и от той политики, которую проводит государство в области демографических процессов.

Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях  предусмотрено  регулирование занятости населения. Реализация всех этих функций осуществляется посредством программ политики занятости. Регулирование занятости является первым элементом такой программы, в связи с условиями сложившегося кризиса применяются следующие действия.

    1. сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
    2. рекомендуют проводить на предприятиях "разделение рабочих мест" между тружениками (для увеличения занятости);
    3. досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
    4. создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры - для постройки высококачественных дорог и т. п.), особенно для хронически безработных и молодежи;
    5. сокращают предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др. 16

 Анализ проблем занятости населения в современном государстве в условиях рыночной экономики на примере Российской Федерации помог оценить все аспекты, условия кризиса и другие экономические, социальные факторы, влияющие на безработицу. Изучение этого вопроса показало, что в  экономической системе, как в любой системе все элементы взаимосвязаны. И проблемы безработицы, занятости, демографическое положение страны напрямую связаны с экономической стабильностью страны и с уровнем жизни граждан.

Несмотря  на большое количество классификаций, видов занятости, методов её улучшения,  процесс занятости населения достаточно сложен и изменчив. И требует постоянного контроля и инновационных решений. 

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

 
1. Булатов   А.С. Экономика. Издание 3-е переработанное  и дополненное.. «Доходы населения  и социальная политика». ЮРИСТЪ  2002.   
2. Гордон Л.А. «Социальные эффекты и структура безработицы в России». Социс. 2003.  
3. Кузьмин С.Л. «Занятость: стратегии России».   1992.  
4. Мацкуляк И.Д. «Стратегия занятости: предотвращение безработицы». Экономика. 2005.  
5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория».   2004. «Безработица растет вместе с благосостоянием» ("Известия", 23.03.2008 г.)  
7. Вировец Ю. «Основные тенденции на российском рынке труда в 2007г». www.hh.ru  
8. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда» курс лекций. Москва: Палиолит: Логос. 2009  
9. Иванов А. «Занятость и безработица в условиях кризиса». www.rborba.ru. 4.12.08  
10. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. www.mzsrrf.ru. 11.02.2010  
11. Официальный сайт Росстата. www.gks.ru  
12. Российский рынок труда в 2009-2010  годах. www.ekonomfak.ru  
13. Топилин А.В. «Рынок труда России и стран СНГ реалии и перспективы развития». 2008  
14. Заславский И. « Труд, занятость, безработица»,2008

15. Чернов Ю.И. "Прогноз занятости" Независимая газета. 9.02.2009 г.  
 
 
 
 

6. ПРИЛОЖЕНИЕ

Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет 
(по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем в январе - феврале 2010г.)

  Экономи- 
чески 
активное  
население,  
тыс. 
человек
В том числе Уровень экономи- 
ческой 
актив- 
ности населения,  
в %
Уровень занятости, 
в %
Уровень безрабо- 
тицы, 
в %
занятые безра- 
ботные
Российская  Федерация 74516,7 67882,7 6634,0 66,9 60,9 8,9
Центральный 
федеральный округ
19959,5 18793,2 1166,3 67,9 63,9 5,8
Белгородская  область 793,5 752,2 41,3 66,0 62,6 5,2
Брянская  область 652,4 587,2 65,2 64,7 58,3 10,0
Владимирская  область 708,4 639,9 68,4 62,6 56,6 9,7
Воронежская область 1084,0 999,0 85,0 61,0 56,2 7,8
Ивановская  область 569,2 511,2 58,0 67,6 60,7 10,2
Калужская область 558,3 513,7 44,5 70,7 65,0 8,0
Костромская область 358,3 334,1 24,2 66,5 62,0 6,8
Курская область 574,8 502,2 72,6 64,0 55,9 12,6
Липецкая  область 596,8 564,7 32,0 65,5 62,0 5,4
Московская  область 3743,3 3621,6 121,7 69,9 67,7 3,3
Орловская область 398,7 353,1 45,6 62,4 55,3 11,4
Рязанская область 577,9 514,5 63,4 63,9 56,9 11,0
Смоленская  область 525,8 484,0 41,8 68,5 63,0 7,9
Тамбовская  область 555,2 505,6 49,6 64,9 59,1 8,9
Тверская  область 703,9 660,1 43,8 66,4 62,3 6,2
Тульская  область 793,5 734,3 59,3 65,1 60,3 7,5
Ярославская область 691,0 626,9 64,1 66,9 60,7 9,3
г.Москва 6074,7 5888,9 185,8 71,6 69,4 3,1
Северо-Западный 
федеральный округ
7629,7 7079,0 550,7 71,2 66,1 7,2
Республика  Карелия 380,5 336,9 43,6 69,8 61,8 11,5
Республика  Коми 554,5 485,2 69,3 72,4 63,3 12,5
Apxaнгельская  область 681,5 611,5 70,1 68,6 61,5 10,3
в том  числе 
Ненецкий авт.округ
24,0 21,9 2,1 75,1 68,5 8,8
Вологодская область 656,3 596,2 60,1 69,4 63,1 9,2
Калининградская область 513,5 456,4 57,1 68,5 60,9 11,1
Ленинградская область 909,0 864,1 44,9 69,6 66,1 4,9
Мурманская  область 534,0 474,9 59,0 77,3 68,8 11,1
Новгородская  область 345,3 319,5 25,8 68,9 63,8 7,5
Псковская область 344,0 313,9 30,1 63,6 58,0 8,7
г.Санкт-Петербург 2711,1 2620,3 90,8 73,8 71,4 3,3
Южный 
федеральный округ
6845,3 6264,3 581,0 63,6 58,2 8,5
Республика  Адыгея 208,8 189,1 19,7 61,0 55,2 9,4
Республика  Калмыкия 143,1 118,2 24,9 66,2 54,6 17,4
Краснодарский край 2591,7 2404,0 187,7 64,5 59,8 7,2
Астраханская  область 531,5 478,9 52,5 68,1 61,4 9,9
Волгоградская область 1290,9 1169,4 121,5 63,2 57,3 9,4
Ростовская  область 2079,2 1904,6 174,6 62,0 56,8 8,4
Северо-Кавказский 
федеральный округ
4295,9 3433,9 862,0 63,1 50,5 20,1
Республика  Дагестан 1236,5 977,0 259,6 63,1 49,9 21,0
Республика  Ингушетия 244,9 112,2 132,7 68,2 31,3 54,2
Кабардино-Балкарская Республика 400,2 326,7 73,5 57,8 47,2 18,4
Карачаево-Черкесская Республика 211,4 182,7 28,7 65,4 56,5 13,6
Республика  Северная Осетия - Алания 374,5 343,1 31,3 70,4 64,6 8,4
Чеченская Республика 498,0 267,8 230,2 60,7 32,6 46,2
Ставропольский  край 1330,4 1224,4 106,0 62,8 57,8 8,0
Приволжский 
федеральный округ
15719,0 14294,2 1424,9 66,5 60,5 9,1
Республика  Башкортостан 2000,4 1799,8 200,6 64,2 57,8 10,0
Республика  Марий Эл 388,3 341,7 46,5 70,6 62,1 12,0
Республика  Мордовия 457,5 431,3 26,2 69,4 65,4 5,7
Республика  Татарстан 1967,8 1801,1 166,7 67,1 61,4 8,5
Удмуртская  Республика 787,5 702,1 85,4 66,1 58,9 10,8
Чувашская Республика 668,3 585,5 82,8 67,0 58,7 12,4
Пермский  край 1427,0 1278,9 148,1 67,6 60,6 10,4
Кировская область 766,3 693,5 72,9 69,8 63,2 9,5
Нижегородская область 1784,9 1641,6 143,3 68,2 62,7 8,0
Оренбургская  область 1100,4 1004,7 95,7 66,6 60,8 8,7
Пензенская  область 647,6 590,0 57,6 59,1 53,9 8,9
Самарская область 1686,0 1556,5 129,5 66,6 61,5 7,7
Саратовская область 1375,3 1274,7 100,6 67,2 62,3 7,3
Ульяновская область 661,6 592,7 68,9 63,6 56,9 10,4
Уральский 
федеральный округ
6572,7 5967,3 605,4 68,1 61,8 9,2
Курганская  область 457,8 389,7 68,1 61,9 52,7 14,9
Свердловская  область 2344,7 2120,1 224,7 67,8 61,3 9,6
Тюменская область 1888,3 1741,2 147,1 70,0 64,5 7,8
в том  числе: 
Ханты-Мансийский 
авт.округ
904,0 825,9 78,1 74,2 67,8 8,6
Ямало-Ненецкий 
авт.округ
316,8 298,6 18,1 73,1 68,9 5,7
Челябинская область 1882,0 1716,4 165,6 68,4 62,4 8,8
Сибирский 
федеральный округ
10000,8 8942,5 1058,3 65,5 58,5 10,6
Республика  Алтай 98,4 84,6 13,8 64,4 55,3 14,0
Республика  Бурятия 444,6 389,4 55,2 60,8 53,2 12,4
Республика  Тыва 126,9 97,2 29,7 56,8 43,5 23,4
Республика Хакасия 268,5 239,9 28,5 64,1 57,3 10,6
Алтайский край 1264,0 1088,2 175,8 64,6 55,6 13,9
Забайкальский край 526,7 460,9 65,8 61,8 54,1 12,5
Красноярский  край 1517,6 1381,5 136,1 66,3 60,4 9,0
Иркутская область 1285,6 1143,5 142,1 66,1 58,8 11,1
Кемеровская область 1433,2 1285,6 147,7 64,8 58,2 10,3
Новосибирская область 1422,7 1306,5 116,2 68,3 62,7 8,2
Омская  область 1051,3 950,3 100,9 66,3 59,9 9,6
Томская область 561,4 514,9 46,5 67,8 62,2 8,3
Дальневосточный 
федеральный округ
3493,7 3108,4 385,3 67,7 60,3 11,0
Республика  Саха (Якутия) 497,2 439,0 58,2 69,1 61,0 11,7
Камчатский  край 211,5 186,0 25,6 75,0 65,9 12,1
Приморский  край 1063,7 934,9 128,7 66,2 58,2 12,1
Хабаровский край 769,0 686,8 82,2 68,0 60,7 10,7
Амурская  область 438,2 392,5 45,7 64,1 57,4 10,4
Магаданская область 103,2 96,0 7,2 77,0 71,6 7,0
Сахалинская область 286,1 257,7 28,4 68,8 62,0 9,9
Еврейская авт.область 92,6 85,1 7,5 63,3 58,2 8,1
Чукотский авт.округ 32,1 30,3 1,8 82,4 77,8 5,6

Информация о работе Проблема занятости. Политика государства на рынке труда