Проблема занятости. Политика государства на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Безработица - это вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда как на интегрированном рынке труда, так и в различных его сегментах.
Термин "безработица" впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 г., затем употреблен в 1915 г. в отчете Минтруда США. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных объемах, формах, продолжительности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..стр. 3
Глава 1: . Сущность, причины и критерии занятости ……………….стр. 5
1. 1. Основные формы безработицы, ее причины и виды.…………. стр.7
1. 2. Государственная политика занятости.………………………….стр. 9
1. 3. Анализ рынка труда……………………………………………… стр. 18 Глава 2: Проблемы практического регулирования безработицы…..стр.22
2. 1. Динамика и структура занятости в России……………………...стр.22
2. 2. Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2010 г. ……………………………………………………………………...…… стр.22
2. 3. Уровень безработицы ………………………………………….…. стр.24
2. 4. Экономическая активность населения……………………….… стр.25
2. 5. Безработица по полу и месту проживания..…………………….стр. 29
2. 6. Продолжительность поиска работы……………………………...стр.31
2. 7. Безработица по федеральным округам………………………….стр. 31
2. 8. Будущее российской политики в области занятости……..……стр.32
Заключение………………………………………………………..……….стр. 36
Список литературы ……….…………………….…………………….….стр. 39
Приложение……….……………………………………………………….стр. 40

Файлы: 1 файл

курсовая работа Экономика.doc

— 469.50 Кб (Скачать)

В Российской Федерации в соответствии с Законом "О занятости населения" (от 19 апреля 1991 г.) также создана определенная система социальной защиты от безработицы. Она включает следующие меры:

  1. образован Государственный фонд занятости (страховой тариф взносов в этот фонд для всех предприятий составляет 2% к начисленной оплате труда);
  2. установлен период выплаты пособий - 12 месяцев;
  3. гражданам, работавшим сравнительно продолжительный срок, устанавливается пособие по безработице в следующих размерах (по отношению к средней зарплате за последние 2 месяца по последнему месту работы): первые 3 месяца - 75%, следующие 4 месяца-60%, в дальнейшем- 45%;
  4. лицам, ищущим работу впервые, выплачивается пособие в размере минимальной месячной оплаты труда;
  5. после истечения срока выплаты пособия по безработице оказываются разные виды материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на иждивении (единовременные денежные выплаты, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания). 7

Государство гарантирует безработным бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации, что делается по направлению службы занятости. 
 
В высокоразвитых странах изыскиваются пути повышения эффективности политики занятости. С середины 2007 года приоритетным здесь стало улучшение системы трудоустройства. Показатели этого улучшения: а) повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости и б) активизация усилий самих безработных по поиску нового места работы. В связи с этим возрастает доля расходов государства на финансирование системы трудоустройства безработных (сейчас на эти цели идет около 20% всех государственных средств на проведение политики занятости). Усилен также контроль за активностью безработных и ведется более строгий учет их обращений к предпринимателям по поводу трудоустройства.8
 
 

3. ГЛАВА 2: ПРОБЛЕМЫ ПРАКТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ.

3. 1. ДИНАМИКА И СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ.

В ноябре общая численность безработных, по данным Росстата, возросла на 5% по сравнению с октябрем. Такой рост безработицы отражает не только сезонные колебания, но и общее снижение спроса на труд. Правительство и независимые эксперты не ожидают улучшения на рынке труда и в 2010 году. Очевидное сокращение безработицы, по прогнозу правительства, возможно только в 2011–2012 годах. В Москве, Санкт-Петербурге и Тюменской области безработица останется на относительно низком уровне.

3. 2. Занятость и безработица в Российской Федерации 
в феврале 2010 года 
(по итогам обследований населения по проблемам занятости)

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости  по состоянию на вторую неделю февраля. Начиная с сентября 2009г., опросы населения  проводятся ежемесячно.

Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2010г. составила 74464 тыс. человек, или более 52% от общей численности населения страны.

В численности  экономически активного населения  68028 тыс. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6436 тыс. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с февралем 2009г. численность занятого населения увеличилась на 268 тыс. человек, или на 0,4%, численность безработных сократилась на 620 тыс. человек, или на 8,8%.  

Диаграмма 1. 
 
 
 
 

3. 3. Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в феврале 2010г. составил 8,6% (в феврале 2009г. - 9,4%).

Диаграмма 2.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в феврале 2010г. составил 61,1%. 
 
 
 
 
 

  1. 4. Экономическая активность населения

Таблица 1.

Экономическая активность населения февраль 2009-январь, февраль 2010

  Февраль 2009г. 2010г. Февраль 2010г. 
прирост, снижение (-) 
по сравнению с
январь февраль февралем 
2009г.
январем  
2010г.
Тыс. человек          
Экономически  активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила) 74816 74569 74464 -352 -105
занятые 67760 67737 68028 268 291
безработные 7056 6832 6436 -620 -396
В процентах          
Уровень экономической активности 
(экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет)
66,9 66,9 66,8 -0,1 -0,1
Уровень занятости 
(занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)
60,6 60,8 61,1 0,5 0,3
Уровень безработицы 
(безработные к численности экономически активного населения)
9,4 9,2 8,6 -0,8 -0,6

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 2,8 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце февраля 2010г. численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, составила 2295 тыс. человек.10

Диаграмма 3. 
1) По данным обследования населения по

 проблемам  занятости: 1992-1998гг. - октябрь, 

1999-2008гг. - ноябрь, 2009г. - декабрь. 
2) По данным Роструда - на конец периода.

Одна  из причин таких отклонений - это  методологические различия в части  охвата категорий населения. Так, в  составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в феврале 2010г. около 0,6 млн. человек, или 10% составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42% составляли лица старше или моложе трудоспособного возраста, 39% - студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте очных образовательных учреждений и 19% - лица в трудоспособном возрасте, получающие пенсии за выслугу лет или на льготных условиях. Все эти категории в обследуемый период не имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней, т.е. отвечали критериям для отнесения их к безработным по методологии МОТ.

Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости  и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы. 

Таблица 5.

Диаграмма 4.

Как показывают материалы обследований населения  по проблемам занятости, около 60% безработных  ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины  реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2010г. составила 38%, среди безработных женщин - 44%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

3. 5. Безработица по полу и месту проживания.

Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в феврале 2010г. составила 43,8%, доля городских жителей среди  безработных - 65,5%.

Безработица городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей  по сравнению с уровнем безработицы  среди городских жителей. В феврале 2010г. это превышение составляло 1,6 раза. 11

Таблица 2.

Уровень безработицы по полу и месту проживания 
(
в процентах)

  Всего Мужчины Женщины Городское 
население
Сельское 
население
2009г.          
Февраль 9,4 10,2 8,6 8,2 13,1
Май 8,5 9,2 7,9 7,7 10,9
Август 7,8 8,3 7,4 6,9 10,7
Сентябрь 7,6 8,1 7,0 6,7 10,2
Октябрь 7,7 8,2 7,3 6,7 10,7
Ноябрь 8,2 8,4 7,9 7,4 10,5
Декабрь 8,2 8,8 7,6 7,1 11,5
2010г.          
Январь 9,2 9,9 8,4 7,8 13,4
Февраль 8,6 9,5 7,8 7,5 12,0
 

Возрастной  состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2010г. составил 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,3%, 20-24 года - 20,5%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,4%) и 20-24 года (17,1%).12

Диаграмма 5.

В среднем  среди молодежи в возрасте 15-24 лет  уровень безработицы в феврале 2010г. составил 18,9% (в феврале 2009г. - 20,0%), в том числе среди городского населения - 16,9%, среди сельского населения - 23,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,7 раза, в том числе среди городского населения - 2,8 раза, сельского населения - 2,4 раза.

3. 6. Продолжительность поиска работы. Среди безработных 27,0% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,3% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной  безработицы существенно выше, чем  среди городских, и в феврале 2010г. составила, соответственно, 34,8% и 26,4%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 23,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2010г. их численность составила 1,5 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (18% - за счет молодежи до 20 лет, 49% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет).

В феврале 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 24,7%.

3. 7. Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северокавказском федеральном округе.

Диаграмма 6.

Данные  по субъектам Российской Федерации  приведены в приложении. В целях  повышения репрезентативности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за два последних месяца. 13

Информация о работе Проблема занятости. Политика государства на рынке труда