Проблема занятости. Политика государства на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Безработица - это вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда как на интегрированном рынке труда, так и в различных его сегментах.
Термин "безработица" впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 г., затем употреблен в 1915 г. в отчете Минтруда США. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных объемах, формах, продолжительности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..стр. 3
Глава 1: . Сущность, причины и критерии занятости ……………….стр. 5
1. 1. Основные формы безработицы, ее причины и виды.…………. стр.7
1. 2. Государственная политика занятости.………………………….стр. 9
1. 3. Анализ рынка труда……………………………………………… стр. 18 Глава 2: Проблемы практического регулирования безработицы…..стр.22
2. 1. Динамика и структура занятости в России……………………...стр.22
2. 2. Занятость и безработица в Российской Федерации в феврале 2010 г. ……………………………………………………………………...…… стр.22
2. 3. Уровень безработицы ………………………………………….…. стр.24
2. 4. Экономическая активность населения……………………….… стр.25
2. 5. Безработица по полу и месту проживания..…………………….стр. 29
2. 6. Продолжительность поиска работы……………………………...стр.31
2. 7. Безработица по федеральным округам………………………….стр. 31
2. 8. Будущее российской политики в области занятости……..……стр.32
Заключение………………………………………………………..……….стр. 36
Список литературы ……….…………………….…………………….….стр. 39
Приложение……….……………………………………………………….стр. 40

Файлы: 1 файл

курсовая работа Экономика.doc

— 469.50 Кб (Скачать)

Внешне  оба этих варианта экономичны с точки  зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

Проведение  активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

 
Первым элементом такой программы является регулирование занятости. Многие государства предпринимают следующие действия:

  1. сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
  2. рекомендуют проводить на предприятиях "разделение рабочих мест" между тружениками (для увеличения занятости);
  3. досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
  4. создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры - для постройки высококачественных дорог и т. п.), особенно для хронически безработных и молодежи;
  5. сокращают предложение рабочей силы на рынке труда: ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др. 4
 

2. 2. 2. Содержание и уровни политики занятости населения

В соответствии с действующими законодательствами в большинстве стран содействия занятости населения направлена на:

  1. развитие людских ресурсов для труда;
  2. обеспечение равных возможностей всем гражданам страны независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  3. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  4. поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  5. обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  6. предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
  7. поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  8. сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
  9. координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
  10. координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
  11. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

Существуют  три уровня программ обеспечения  занятости населения:

1.Федеральный или общегосударственный( на уровне субъектов(РФ), земель (Германия), штатов (США)).

2. Региональный

3. Местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Каждая  из этих программ состоит из четырех  крупных блоков:

а) Аналитического (сбор статистической и аналитической информации о занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом);

б) Программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости);

в) Ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов);

г)  Организационно-координирующего (организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы).

Политика  занятости на федеральном уровне включает определение совокупности правовых, экономических, организационных мер и нормативных актов, необходимых для создания и регулирования отношений между субъектами рынка труда, а также определение меры допустимых социально-экономических последствий перехода к рынку в сфере занятости. Предельно допустимый уровень и продолжительность безработицы, размеры квот и стимулирование приема на работу социально незащищенных групп населения, минимально допустимый объем бюджетных средств на выплату пособий, целесообразный уровень переподготовки и создания общественных работ. Политика занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские и региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. С целью реализации политики занятости на всей территории России формируется Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения. 5

Главными  направлениями политики занятости  на федеральном уровне сегодня становятся:

  1. преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объемов производства, инфляцией и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест;
  2. сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего, на градообразующих предприятиях;
  3. создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики;
  4. обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения;
  5. дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством;
  6. смягчение последствий долговременной безработицы.

Основная  задача политики государства по экономике  и поддержке занятости — сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.

Кроме того политика занятости федерального уровня предусматривает создание системы  правового регулирования и организации  межгосударственных отношений со странами СНГ и другими зарубежными  государствами по поводу миграционного  обмена и пенсионного обеспечения в случаях добровольного и вынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выезде на временные заработки или откомандирование на работу в другое государство, т.е. к функциям федерального уровня относится выработка правовых норм, обеспечивающих включение России как равноправного партнера в международный рынок труда.

На региональном уровне политика занятости означает содействие полной, продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд на территориях, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республики, края, области, автономной области, автономного округа, р-на и города). Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.

Обычно  региональные программы занятости населения делятся на три уровня:

- республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;

- областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение городов приоритетного развития;

- районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.

В настоящее  время можно выделить три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.

Европейская модель. Данная модель предполагает сокращение числа занятых при повышении  производительности труда. Следствием таких мер является рост доходов работающих. Такая политика предполагает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.

Скандинавская модель. Данная модель основывается на обеспечении занятости со средними условиями оплаты труда практически  всем трудящимся. Это достигается путем создания рабочих мест в государственном секторе. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.

Американская  модель. Данная модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

Использование той или иной модели влияет на политику занятости как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. Принимаются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости, других социальных проблем. На микроуровне проводится политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широко используются различные формы неполной занятости. Вместе с тем в деле повышения занятости безработных граждан процесс довольно трудоёмкий и длительный. Прежде всего, необходим эффективный механизм налогообложения, который наряду с государственным оздоровил бы и негосударственный сектор экономики. Во-вторых, огромную роль играют ряд общегосударственных проблем, решение которых можно было бы совместить с повышением занятости населения, а также с расширением поля общественных работ (строительство дорожной сети, экологическая очистка окружающей среды, озеленение городов и восстановление нарушенных парково-рекреационных зон мегаполисов и др.). Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений.6

2. 3. Анализ рынка труда

Другим  элементом системы социальных амортизаторов  служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда - учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи, обычно влечет за собой лишение пособия по безработице. 
 
Следующим элементом системы экономической безопасности трудящихся являются фонды страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из заработной платы занятых. В связи со многими ограничениями фондами страхования по безработице может пользоваться меньше половины безработных. 
При законодательном определении размеров пособий по безработице и продолжительности их выплат возникают серьезные проблемы. Одна из них состоит в том, чтобы правильно определить, на каком уровне установить пособие безработному. Здесь могут быть допущены крайние случаи. Чем выше такое пособие (по сравнению с наибольшим размером заработной платы), тем меньше стимул искать новое занятие. Однако при уменьшении величины пособия у безработных усиливаются лишения и страдания, в которых нет их собственной вины. Выход состоит, очевидно, в том, чтобы найти компромисс между поддержанием стимула к поиску нового места труда и избавлением людей от жестокой экономической нужды. 
 
Не менее сложной является и другая проблема: на какой срок устанавливать выплату пособий по безработице? Чем короче время получения материальной помощи, тем меньше возможностей у человека найти новую работу (особенно при структурной безработице) и приобрести иную профессию. Вместе с тем чем длительнее срок выплаты пособий по безработице, тем менее активно человек ищет другую работу. По-видимому, срок материальной помощи должен быть достаточным для того, чтобы безработный вышел из своего кризисного состояния. 
 
В разных странах учитывают эти проблемы, но решают их неодинаково, в зависимости от многих конкретных обстоятельств. Так, в 80-е годы размер пособий по безработице и продолжительность их выплаты составляли:

  1. в США- 36% заработка в течение 14 недель;
  2. в Японии- 60-80% заработка в течение 3-12 месяцев в зависимости от - возраста безработного и других условий;
  3. во Франции - 40 франков в день в дополнение к 42% заработка в течение 1-2,5 лет, особые пособия в течение З лет;
  4. в Великобритании - 28,5 фунта стерлингов в течение 52 недель.

Информация о работе Проблема занятости. Политика государства на рынке труда