Проблема стоимости в экономической теории (А.Смит, К.Маркс, маржиналисты, А.Маршалл)

Автор: Марианна Савельева, 23 Октября 2010 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

На всем протяжении XIX столетия теория стоимости являлась для различных теоретических школ и направлений экономической мысли основополагающей. Именно особенности ее осмысления предопределяли расхождения в научных позициях подавляющего большинства ученых-экономистов этого периода.
Истоки этой проблемы восходят к научному наследию великого А. Смита, знаменитое «Богатство народов» которого вплоть до начала второй половины XIX в. вселяло уверенность одним почитателям его таланта в необходимости развивать в своих трудах теоретические аспекты происхождения стоимости благ на основе затрат труда, а другим - на основе совокупности производственных издержек.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Классическая школа
1.1. Теория стоимости Адама Смита
1.2. Трудовая теория стоимости Карла Маркса
Глава 2. Неоклассическая школа
2.1. Теория предельной полезности К. Менгера
2.2. Субъективная и объективная стоимость Бём-Баверка
2.3. Вклад Альфреда Маршалла в экономическую теорию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 64.91 Кб (Скачать)

     К. Менгер при решении проблем цены (которой он подменил стоимость) опирался на метод робинзонады и исследовал поведение индивида, поступки которого подчинены поиску наибольшей выгоды, или рациональной психологии. Предложение  товаров на рынке он объявил неизменным, считая, что в этих условиях ценность того или иного блага будет  зависеть от спроса, а изменение  последнего – от предельной полезности этих благ.

     Среди основателей австрийской школы  Менгер был первым, кто сформулировал принцип снижающейся полезности. Согласно этому принципу, стоимость однородного блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. В своей таблице Менгер абстрагировался от того факта, что субъективная оценка одного и того же товара разными людьми различна. Так, очевидно, что субъективная оценка хлеба предпринимателя и пролетария различна, однако они платят одинаковую цену за равное количество хлеба. Далее Менгер, ставя ценность благ в зависимость от редкости, приходил к выводу, что она определяется размерами предложения. При увеличении или уменьшении количества благ изменяется степень удовлетворения потребности и соответственно ценность этих благ. Он считал, что ценность одинаковых благ определяется стоимостью наименее важной единицы или последней в запасе. К. Менгер, формулируя принцип предельной полезности, подчёркивал, что его теория посвящена рассмотрению отношения между благами и людьми, в которой важную роль вопрос о том, какое место внутри общей иерархии занимает данная вещь. Этот принцип разрабатывался для анализа индивидуального потребления в натуральном хозяйстве. Однако Менгер использовал его и для исследования товарного производства, так как, по его же словам, он в анализе всех экономических процессов придерживался чисто атомистического подхода, который выявляет определяющую роль субъективных факторов. При решении проблемы стоимости он трактовал капиталистическое производство всего лишь как совокупность индивидов, воли которых сталкиваются в борьбе за выгоду на общественной арене. Но как подтверждает Селигмен: "суждения Менгера по этому важному вопросу временами носили туманный характер… Менгер не смог выяснить и того, как индивидуум станет распоряжаться принадлежащими ему благами, для того чтобы достигнуть максимального удовлетворения своих потребностей".  

     2.2 Субъективная и объективная стоимость Бём-Баверка 

     Наиболее  развёрнутое изложение теории предельной полезности дал Е. Бём-Баверк. В работе "Основы теории ценности хозяйственных благ", используя "законы Госсена", он стремился доказать, что меновая ценность, как и потребительная, определяется "предельной полезностью" товаров на базе субъективных оценок. Бём-Баверк хотел уйти от противоречия Менгера. Он различал субъективную и объективную стоимость, уверяя, что субъективная стоимость – это личная оценка товара потребителем и продавцом. Объективная же ценность – это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке.

     С его точки зрения, для введения понятия стоимости достаточно иметь  колониста, бревенчатая хижина которого стоит одиноко в первобытном  лесу. При этом он подчёркивал, что  стоимость – это суждение, которое  имеют хозяйствующие люди о значении находящихся в их распоряжении хозяйственных  благ, и вне сознания людей она  не существует. Стоимость, заявлял Бём-Баверк, "измеряется предельной величиной пользы от этой вещи". Для доказательства этого тезиса он исследовал хозяйство "одинокого поселенца" и психологию хозяйствующего субъекта. Предполагалось, что отшельник имеет 5 мешков зерна. Первый мешок ему был жизненно необходим, чтобы не умереть от голода, второй – чтобы сохранить здоровье, третий идёт на откорм птицы, четвёртый – на приготовление спиртных напитков, пятый – на корм попугаю, болтовню которого приятно слушать. Как же в этих условиях складывается субъективная оценка одного мешка зерна? Бём-Баверк рассуждал следующим образом: ценность единицы благ определяется полезностью предельного блага, которое удовлетворяет наименее насущную потребность. Поэтому при обмене товаров "одинокий поселенец" склонен будет отказаться от последнего мешка, поскольку он ему меньше всего необходим. Отсюда Бём-Баверк делал вывод, что субъективная ценность благ при обмене зависит от наименьшей полезности последнего предмета в их запасе, а предельная полезность зависит от количества имеющихся благ и интенсивности потребления индивида.

     Далее Бём-Баверк рассматривал цену товара как результат столкновения на рынке субъективных различных оценок продавцов и покупателей. "Цена, - писал он, - от начала до конца является продуктом субъективных определённых ценностей", а "высота рыночной цены ограничивается и определяется высотой субъективных оценок товара двумя предельными парами ". Теория предельной полезности объявлялась исходным пунктом теории цены как равнодействующей субъективных оценок товара со стороны продавцов и покупателей. Сами же субъективные оценки ставились в зависимость от предельной полезности. Бём-Баверк, например, заявлял, что субъективная оценка любого товара со стороны покупателя определяет максимальную границу цены, а субъективная оценка со стороны продавца – минимальную. Кроме этого, чтобы субъективные оценки предпочтения потребителей сделать количественно соизмеримыми, "австрийцы" использовали стоимостные показатели (денежные цены). Но ведь очевидно, что сами субъективные оценки потребителей зависят от структуры цен на предметы потребления. Итак, субъективная стоимость (предельная полезность), которая призвана определять цены, сама зависит наряду с другими факторами от цен. Следует обратить внимание на то, что в теории предельной полезности, с одной стороны, количество благ сопоставлялось с абсолютными потребностями в них, с другой – говорилось о соотношении количества благ платёжеспособным спросом. Во втором случае предельная полезность сама оказывалась производной от уровня цен. Как видим, претензия австрийской школы дать монистическое определение источника ценности благ их полезностью не увенчалась успехом.

     Бём-Баверк, пытаясь уйти от очевидных неувязок в теории предельной полезности, ввёл понятие субституционной предельной полезности. Он заявлял, что предельная полезность какого-либо блага совпадает с той пользой, которую приносит последняя единица этого блага; причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. Смысл же самой субституционной полезности раскрывался на примере с утерянным пальто. Бём-Баверк утверждал, что предельная полезность такого пальто определяется предельной полезностью тех предметов потребления, которыми человек вынужден жертвовать, чтобы купить новое пальто.

     Но  противоречивость присуща и субституционной  стоимости. Не спасает ссылка на самые  маловажные нужды при определении  предельной полезности. Ведь у бедного  человека субституционная стоимость  утерянного пальто будет определятся  предельной полезностью необходимых  продуктов питания, а у богатого – предельной полезностью предметов  роскоши. А этот в свою очередь  зависеть от структуры цен на различные  предметы потребления. Выходит, что  сама субституционная полезность зависит  от цен. Это ещё раз свидетельствует  о невозможности вывести из полезности меновое отношение между товарами и даёт основание сделать вывод  о теоретической несостоятельности  австрийского варианта концепции предельной полезности.

     2.3 Вклад Альфреда  Маршалла в экономическую  теорию 

     Рассмотрим  взгляды Альфреда Маршалла на проблемы стоимости, т.е. на проблемы конечного  основания цены и конечных источников доходов. В разработке этих проблем  А. Маршалл выступает как продолжатель традиций предшествующей английской политэкономии. Наибольшее влияние на его теорию стоимости оказали вульгарные теории Н. У. Сениора. По мнению Маршалла, за денежными  издержками производства скрываются реальные издержки производства, которые и  определяют в конечном счете те меновые  пропорции, в которых товары обмениваются друг на друга (правда, при наличии  определенных условий). В капиталистической  экономике реальные издержки, по Маршаллу, слагаются из жертв труда и  капитала (постоянные издержки в соответствии с догмой А. Смита, а также ренту  Маршалл из анализа исключил). В  объяснении жертв труда и капитала Маршалл почти целиком следовал за Сениором. Жертвой труда он объявил  субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовыми усилиями, жертвой капитала - воздержание от немедленного личного потребления  капитала. Единственное новшество, которое  допустил Маршалл, состояло в отказе от термина "воздержание" и замене его более подходящим, по его мнению, термином "ожидание".

     Теория  стоимости Маршалла в своих основных положениях не носит нового или оригинального  характера. Высокой популярности Альфред  Маршалл добился созданием теории цены. Прежде всего необходимо отметить новую взаимосвязь, которую установил  Маршалл между стоимостью (реальными  издержками) и ценами товаров. У предшествующих буржуазных теоретиков, будь то сторонники теории факторов производства или предельной полезности, стоимость без каких-либо оговорок рассматривалась как конечная причина цен. Поэтому основная задача указанных теорий состояла в показе той большей или меньшей цепи взаимозависимостей через которую стоимость (в виде предельной полезности, жертв или производительного вклада факторов производства) определяет цены. Альфред Маршалл поставил проблему иначе. Основное внимание он обратил на те ограничения, которые препятствуют пропорциональности цен реальным издержкам.

     "Мы  постепенно выявим множество  различных ограничений той доктрины, что цена, по которой предмет  может быть изготовлен, представляет  реальные издержки производства, т. е. усилия и жертвы, прямо  или косвенно связанные с его производством"4.

     В итоге анализа указанных ограничений, среди которых важнейшее место  занимали факторы динамического  развития, Маршалл пришел к выводу, что стоимость (реальные издержки) определяет цены только в так называемый нормальный период. Чем же характерен указанный  период? В теории Маршалла на этот вопрос нет однозначного ответа. Все же наиболее часто Альфред Маршалл  под нормальным понимал период, характеризующийся  достижением равновесия во всех частях рыночной экономики. Но и здесь остается неясным, как А. Маршалл соотносил  нормальный период с реальными экономическими процессами. В одних разделах его  работы нормальный период рассматривался как конечная логическая цепь, к  которой экономика стремиться, никогда  ее не достигая. В других - как чисто  гипотетическое состояние экономики, отдаленное от реальной действительности. В третьих - как такое состояние, к которому экономика стремится  в виде тенденции и достигает  этого состояния в долговременном аспекте. Только в третьем понятии, не являющемся основным у А. Маршалла, стоимость (реальные издержки производства) имеет какую-то связь с ценами.

     В других понятиях А. Маршалл, по существу, отбрасывает связь реальных издержек с ценами. Тем самым Маршалл, формально  выступая как сторонник и продолжатель теории стоимости, предшествующей английской политэкономии, по существу, резко ограничил значение категории стоимости, сведя ее к чисто логическому понятию, имеющему силу только для условий, весьма далеких от реальной экономики. В связи с последним и цена нормального периода приобретает у Маршалла в основном логическое значение. "... формальная, или "естественная", стоимость товара - это та его стоимость ... которую экономические силы образовали бы, если бы общие условия жизни оставались неизменными в течение периода времени, достаточно продолжительного, чтобы позволить всем указанным условиям полностью реализоваться". Фактический отрыв стоимости от ценообразования, проделанный Маршаллом, явился предпосылкой его разработок по проблемам складывания цены на отдельных рынках. Раз стоимость не связана с ценой, то возникает проблема нахождения других факторов, непосредственно определяющих цену.

     Маршалл указал, что в конкретной действительности складывание рыночных цен определяется взаимодействием спроса и предложения. Поэтому познание механизма ценообразования  требует познания того комплекса  факторов, которые определяют изменение  как спроса, так и предложения  и их взаимодействие на том или  ином отдельном рынке. С точки  зрения установления цены значение сил  спроса и предложения, по мнению Маршалла, равнозначно. Попытки придания решающего значения либо предложению, либо спросу в одинаковой мере неправильно. Маршалл в связи с последним отмечал: "Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость (меновая) полезностью или издержками производства, как о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц". Альфред Маршалл установил следующий простой механизм воздействия соотношения спроса и предложения на складывание цен товаров в условиях неограниченной конкуренции. Спрос и предложение имеют следующую связь с ценой: спрос, как правило, при падении цены растет и при ее росте снижается; предложение в большинстве случаев с ростом цены растет и при снижении цены падает. Поэтому устойчивая цена, цена равновесия, устанавливается в той точке, где спрос уравнивается с предложением (т. е. при графическом изображении в точке пересечения кривых спроса и предложения). Цена, превышающая цену равновесия, ведет к превышению предложения над спросом, что неминуемо действует в сторону снижения цены. Цена, оказавшаяся ниже цены равновесия, ведет к превышению спроса над предложением, что действует в сторону повышения цены. Только при цене равновесия спрос уравнивается с предложением (уравнивается в том смысле, что не возникает стимулов для изменения трех функционально связанных величин - спроса, предложения, цены). В этих условиях, по Маршаллу, цена тяготеет к денежным издержкам производства, но указанные издержки в обычных условиях не связаны со стоимостью (реальными издержками производства), а сами определяются соотношением спроса и предложения на те факторы производства, которые образуют эти издержки.

     Очевидно, что подобный подход Альфреда Маршалла способствовал окончательному отходу буржуазной политэкономии от исследования глубинных закономерностей капиталистического производства, выраженных в проблемах  теории стоимости. Маршалл, по существу, ограничился исследованием проблем  ценообразования с позиции отдельного капиталистического предприятия.

     Маржиналисты  считают крупнейшей научной заслугой Маршалла не только синтез в теории цены ("стоимости") новой для  того времени теории субъективной полезности и теории издержек классической школы, но и учет временного фактора - разграничение  при исследовании спроса и предложения  короткого и долгосрочного периодов. Оказывается, что в коротком периоде  приоритет в регулировании цены принадлежит спросу, поскольку предложение  в этих временных пределах остается неэластичным. Но и рыночная цена в коротком периоде, как правило, не является равновесной. Последняя реальна скорее для долгосрочного периода, когда, с одной стороны, взаимно погашаются отклонения колебаний спроса, а с другой - реально изменяются предложение товаров и детерминирующие его издержки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблема стоимости в экономической теории (А.Смит, К.Маркс, маржиналисты, А.Маршалл)