Проблема бедности: определение, критерии и острота бедности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

В задачи представленной работы входит:
рассмотрение теоретических особенностей бедности;
определение понятий бедности и уровня жизни населения;
рассмотрение уровня жизни и бедности в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические особенности бедности..................................................... 6
История изучения проблемы бедности................................................... 6
Причины возникновения бедности…………………………………….. 8
Концепции определения бедности…...………………………………... 10
Абсолютная концепция бедности…………….................................... 10
Относительная и субъективная концепции бедности……….........… 11
Депривационный подход………………..……………………..……... 13
Глава 2. Определение бедности и уровня жизни населения…………………… 16
Показатели уровня жизни……………….………………….…..………. 16
Потребительская корзина и минимальный потребительский бюджет……………………………………………………………………….. 18
Прожиточный минимум и бедность………………….…….….………. 22
Прожиточный минимум…………….………………………………. 22
Критерии установления уровня бедности……………..…………… 23
Глава 3. Уровень жизни и бедность в России…………………………………… 28
Глубина и острота проблемы бедности в России…….………...…….. 28
Социально-экономическая политика………………………………….. 30
Система пособий…………………….……………………….…….…… 31
Выводы и предложения…………………………………………………………... 33
Список использованной литературы…………………………………………….. 36
Приложение……………………………………………………………………….. 38

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

 

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕДНОСТИ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

2.1. Показатели уровня жизни

Уровень жизни населения Российской Федерации определяется следующими основными показателями:

  • объёмом валового внутреннего продукта на душу населения;
  • уровнем потребления товаров первой необходимости на душу населения;
  • уровнем инфляции;
  • уровнем безработицы;
  • величиной реальных доходов на душу населения по отношению к минимальному прожиточному уровню;
  • размером реально выплаченной среднемесячной заработной платы работника по отношению к минимальному прожиточному уровню;
  • долей граждан с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения Российской Федерации;
  • количеством убийств на душу населения;
  • количеством самоубийств на душу населения;
  • соотношением доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения;
  • отношением среднего размера пенсии к минимальному прожиточному уровню;
  • долей государственных расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальное обеспечение в соответствие с действующим законодательством;
  • средней продолжительностью предстоящей и фактической жизни человека;
  • соотношением рождаемости и смертности населения;
  • долей населения, проживающей в неудовлетворительных жилищных условиях;
  • уровнем загрязнения окружающей среды по отношению к предельно допустимым нормативам.

Данные о фактических показателях  уровня жизни населения Российской Федерации ежемесячно публикуются Государственным Комитетом Российской Федерации по статистике.

Достигнутые результаты оформляются Соглашением, которое  подписывается всеми сторонами  и участниками переговорного  процесса. Подписанные Соглашения являются основой для формирования социально-экономической политики государства, разработки программ и прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, федерального бюджета, других нормативных актов органов государственной власти Российской Федерации.

Уровень жизни  отражает степень развития и удовлетворения потребностей живущего в обществе человека. Категория «уровень жизни населения» не ограничивается лишь рамками доходов, а, следовательно, и потреблением населения. Уровень жизни как характеристика народного благосостояния наряду с доходами и потреблением включает также условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и образовательного уровня населения, а также здоровья, демографии и экологической ситуации.

Однако главная черта  социально-экономической категории  «уровень жизни» – характер и масштабы реализации потребностей населения  в целом и отдельных его  групп.

Качество жизни  –  это синтетическая характеристика уровня и условий жизни населения, учитывающая также состав семьи, состояние здоровья ее членов, их социальную удовлетворенность и т.п. При этом качество жизни населения определенной территории или государства определяется совокупным воздействием экономических, социальных, демографических, экологических, географических, политических, моральных и других факторов как объективного, так и субъективного характера. Среди них очень важными являются такие, как удовлетворенность работой и жизненными условиями, возможностями развития индивида и его семьи, положением семьи в социуме, ее финансовым положением или оценка условий среды обитания и качества трудовой жизни.

Качественные изменения  в условиях жизни населения России, происходящие с начала экономических  реформ, свидетельствуют о том, что  достаточно широкое распространение получает бедность.

Система показателей  уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик условий  жизни.

Выделяют двенадцать групп показателей:

  • рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;
  • санитарно-гигиенические условия жизни;
  • потребление продовольственных товаров;
  • жилищные условия;
  • образование и культура;
  • условия труда и занятость;
  • доходы и расходы населения;
  • стоимость жизни и потребительские цены;
  • транспортные средства;
  • организация отдыха;
  • социальное обеспечение;
  • свобода человека.

Перечисленные показатели рассматриваются  как основные. Наряду с ними для оценки и исчисления уровня жизни выделяют ряд информационных показателей, не являющихся, по мнению экспертов, непосредственными характеристиками уровня жизни. В число информационных показателей входят национальный доход и валовой внутренний продукт на душу населения с учётом среднегодовых их роста и ряд других.

 

2.2. Потребительская корзина и минимальный потребительский бюджет

Прожиточный минимум – следующий социальный стандарт, обобщенный показатель или шкала бедности, при разработке которого различают два бюджета. Прожиточный минимум в стоимостном выражении выступает как бюджет прожиточного минимума и минимальный потребительский бюджет. Бюджет прожиточного минимума обозначает низкий жизненный стандарт, рассчитанный с учетом минимальных физиологических норм потребления товаров и услуг.

Минимальный потребительский  бюджет складывается на основе традиций потребления, конъюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум, исчисленный из средних доходов на душу населения, поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня. Примерное соотношение — один к двум.

Для исчисления минимального прожиточного бюджета используется содержание продовольственной корзины. Продовольственная корзина (набор из продуктов питания одного человека в месяц), рассчитывается на основе минимальных норм потребления продуктов (физиологический минимум), которые соответствуют физическим потребностям, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.

Содержание потребительской корзины разрабатывается Институтом социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН и Институтом питания РАМН и утверждается Министерством труда и социального развития РФ один раз в пять лет. Условия переходного периода, когда экономическая ситуация меняется стремительно со сменой состава Правительства РФ (семь раз за семь лет), ставят эту норму вне экономической жизни населения.

Стоимость минимальной потребительской корзины, т.е. ее содержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительский бюджет.

Минимальный потребительский  бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и  по его основным социально-демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Расчеты прожиточного минимума в настоящее время осуществляются в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Минтруда России в ноябре 1992 г.

Бюджет прожиточного минимума представляет собой показатель потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, рассчитанный исходя из минимальных норм потребления важнейших продуктов питания, товаров и услуг. Расчеты включают расходы на одежду, обувь, посуду, лекарства, культтовары и мебель, расходы на транспорт, оплату жилья, коммунальные платежи, транспорт, налоги и сборы. Следовательно, структура бюджета минимального прожиточного минимума включает в себя, помимо расходов на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи. Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять – 46,1%, непродовольственные товары – 39%, услуги – 13,2%, налоги и сборы – 2,7%.

Прожиточный минимум  дифференцирован по зонам России и по социально-демографическим группам (трудоспособное население, пенсионеры, дети). Зоны определяются по показателям условий жизни в различных регионах России.

Качественный состав и количественные характеристики наполнения потребительской корзины обосновываются с уметом важнейших характеристик жизнедеятельности людей, определяемых:

  • физиологическими нуждами (биологический фактор), половозрастным составом семьи (демографический фактор), природно-климатическими условиями (географический фактор);
  • энергетическими затратами, зависящими от вида, тяжести и напряженности труда (производственный и трудовой факторы);
    • национальными особенностями (этнический и культурный факторы).

На потребности, связанные  с качеством и объемом питания, требованиями к медицинскому обслуживанию, бытовым, транспортным услугам, влияет и ряд других факторов (состояние здоровья, семейное положение и др.).

Следует отметить, что  услуги здравоохранения, образования и социального обслуживания в состав потребительской корзины не включаются. Имеется в виду, что их минимальные объемы предоставляются населению бесплатно учреждениями, финансируемыми из бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов.

Учитывая масштабы территории нашей страны, определение минимального набора продуктов питания проводится по 16 зонам (выделенным исходя из природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления), непродовольственных товаров и услуг- по 3. Такое "районирование" позволяет рассчитать стоимость потребительской корзины в субъектах. Федерации в соответствии с рекомендуемыми для определенной зоны объемами потребления по продовольственным товарам, непродовольственным товарам и услугам.

Важность принятия Закона обусловливается тем, что исчисляемая  на основе потребительской корзины  величина прожиточного минимума (ПМ) является индикатором, позволяющим:

  • оценить уровень жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
  • обосновать устанавливаемые на федеральном уровне МРОТ, величину стипендий, пособий и других социальных выплат, учитываемых при формировании федерального бюджета.

Задержка с принятием  Закона негативно сказалась на ходе законодательного процесса и социальном положении населения. По оценкам экспертов, потребительская корзина по своей структуре и величине все больше отклоняется от минимально необходимых величин (в 1,5-2 раза), обеспечивающих простое воспроизводство населения. Так, стоимостное ее выражение – прожиточный минимум - на сегодня должно быть не менее 7-8 тыс. руб. в месяц на человека, а это означает, что нынешний минимальный размер оплаты труда составляет лишь 15% реального прожиточного минимума.

Социальные функции, "выполняемые" потребительской корзиной, трудно переоценить: государственная статистика отслеживает рост цен на те товары и услуги, которые в ней содержатся, причем именно в той пропорции, которая задана ее структурой. Это существенно влияет на такие параметры, как официальные показатели инфляции, от которых зависит индексация социальных выплат (пенсий, пособий), ставка рефинансирования Центрального банка, уровень бедности.

Величина потребительской корзины – камень преткновения интересов представителей исполнительной власти и миллионов людей с низкими доходами. В этой связи многие эксперты считают, что применяемый в нашей стране метод отнесения населения к категории бедных на основе ПМ обладает множеством недостатков и требует более совершенной оценочной базы. Например, страны Восточной Европы, вступившие или готовящиеся вступить в ВТО и Евросоюз, уже перешли на определение границы бедности как определенной доли от среднедушевого дохода.

 

2.3. Прожиточный минимум и бедность

2.3.1. Прожиточный минимум

Уровень жизни – экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни являются: здоровье, питание, доходы и расходы населения, жилище, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, социальное обеспечение и др. Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателей уровня жизни.

Прожиточный минимум  используется для:

  • оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ,
  • обоснования установленные на федеральном уровне минимального размера оплаты труда,
  • для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат,
  • а также для формирования бюджетов.

До 1 января 2005 года в Законе о прожиточном  минимуме указывалось также, что  величина прожиточного минимума является основой "для установления минимального размера пенсии по старости", однако в новой редакции это исключено.

Величина прожиточного минимума устанавливается  в целом по РФ (Правительством РФ) и в субъектах РФ (органами исполнительной власти субъектов РФ). В 2011 году прожиточный минимум трудоспособного человека по России в целом составит 6 367руб, в Нижегородской области составит 4 750 рублей.

Информация о работе Проблема бедности: определение, критерии и острота бедности в России