Проблема бедности: определение, критерии и острота бедности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

В задачи представленной работы входит:
рассмотрение теоретических особенностей бедности;
определение понятий бедности и уровня жизни населения;
рассмотрение уровня жизни и бедности в России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические особенности бедности..................................................... 6
История изучения проблемы бедности................................................... 6
Причины возникновения бедности…………………………………….. 8
Концепции определения бедности…...………………………………... 10
Абсолютная концепция бедности…………….................................... 10
Относительная и субъективная концепции бедности……….........… 11
Депривационный подход………………..……………………..……... 13
Глава 2. Определение бедности и уровня жизни населения…………………… 16
Показатели уровня жизни……………….………………….…..………. 16
Потребительская корзина и минимальный потребительский бюджет……………………………………………………………………….. 18
Прожиточный минимум и бедность………………….…….….………. 22
Прожиточный минимум…………….………………………………. 22
Критерии установления уровня бедности……………..…………… 23
Глава 3. Уровень жизни и бедность в России…………………………………… 28
Глубина и острота проблемы бедности в России…….………...…….. 28
Социально-экономическая политика………………………………….. 30
Система пособий…………………….……………………….…….…… 31
Выводы и предложения…………………………………………………………... 33
Список использованной литературы…………………………………………….. 36
Приложение……………………………………………………………………….. 38

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

В третью группу можно объединить пособия, которые выплачиваются  в качестве некоторой компенсации  за причиненный здоровью вред. В  первую очередь имеются в виду пособия, полагающиеся военнослужащим и членам их семей при стойкой  утрате военнослужащим трудоспособности или его смерти. Аналогичная выплата лицам, признанным инвалидами вследствие поствакцинальных осложнений, называется компенсацией. Несколько пособий в эти три группы не вошли, поскольку их направленность весьма специфична:

  • единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние (до 12 недель) сроки беременности;
  • выходные пособия при увольнении с работы по найму и с военной службы.

Неравенство доходов в России существенно  выше, чем в развитых странах. В  последнее десятилетие неравенство доходов в России постепенно увеличивалось, в то время как в большинстве развитых стран оно сокращалось. 6Негативная тенденция увеличения степени неравенства доходов в России говорит о том, что процесс социально-экономического развития страны еще не обрел поступательного, устойчивого характера

 

 

 

 

 

 

 

                              ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Независимо от того, каковы первичные причины бедности, раз  возникнув, она начинает самовоспроизводиться. Чем больший процент населения страны находится за чертой или около черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в «порочный круг нищеты». Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. При этом стране, в которой значительная часть населения живет в бедности, труднее вырваться из нищеты.

На наш взгляд, было бы целесообразно использовать следующие приоритеты в решении этой задачи.

Для более быстрого сокращения бедного населения надо определить те субъекты Российской Федерации, в  которых реально ускорить сокращение бедности. Так, достаточно было бы оказать  поддержку небольшому количеству регионов с динамично развивающейся экономикой, чтобы ощутимо уменьшить общую численность бедных в стране.

Затем можно было бы сосредоточить  усилия на снижении в два раза уровня бедности в тех регионах, в которых  проживает не менее 50% всего бедного  населения страны.

В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации будет снижать численность бедного населения, не ожидая дополнительной поддержки своим усилиям.

В едином государстве  надо помогать всем, у кого возникают проблемы. Для решения этих общегосударственных задач, проводится централизация части ресурсов в федеральном бюджете. Однако если вначале оказать помощь более сильным, то ресурсы у государства увеличатся быстрее и в больших объёмах. Это позволит существеннее помочь менее сильным, а затем и самым слабым. Всё это позволит в более короткие сроки решить общегосударственную задачу снижения бедности.

Комплексная методология  снижения уровня бедности должна включать конкретизацию цели, анализ ситуации с бедностью в контексте социально-экономического неравенства, определение задач, разработку нормативов их решения в нашей стране. С учётом остроты имеющихся проблем, надо определить содержание мер, направленных на снижение бедности и повышение уровня жизни населения. В первую очередь важны те из них, которые непосредственно влияют на рост уровня потребления населения, доступность благ и их качество, приводят к развитию человеческого потенциала.

Наряду с федеральной  программой необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед жителями соответствующих регионов, учитывать на местах те особенности бедности, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Это позволит скоординировать усилия государственных органов и чётко распределить их функции.

К решению стоящих  перед страной задач по снижению уровня бедности необходимо привлечь бизнес, а также организации гражданского общества, в том числе научно-исследовательские, неправительственные т религиозные организации, средства массовой информации. Необходима также активизация населения на местном уровне и развитие местной инициативы. Имело бы смысл создать авторитетную общероссийскую неправительственную организацию по координации участия в преодолении бедности, повышения уровня и качества жизни властных, предпринимательских и общественных структур.

Так же можно сделать  вывод, что социальная политика государства  является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Носова, С.С. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 520 с.
  2. Булатов, А.С. Экономика. – М.: Издательство «Бек», 2000. – 489с.
  3. Линвуд, Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика / Т. Линвуд, М. Гайгер. – М.: Инфра – М.1999. – 417с.
  4. Бачурин, А. Факторы роста ВВП и уровня жизни населения. – М.: Экономист, 2002. – 13–19с.
  5. Бобков, В.Н. Региональное неравенство уровня жизни населения. – М.: Экономист, 2004. – 58–65с.
  6. Бобков, В.Н. Российская бедность: измерение и пути её преодоления. М.: Общество и экономика,2005. – 20–39с.
  7. Грязнова, А.Г.  Уровень жизни и бедность. М.: Кнорус, 2006. –451–462с.
  8. Добрынин,А.И. Экономическая теория. М.: Питер – Москва, 2006. – 459–469с.
  9. Корнейчук, Б.В. Экономика труда: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. – 286 с.
  10. Экономика труда: Учебное пособие. – М .: ИНФРА-М, 2003. - 268 с. - (Серия "Высшее образование").
  11. Погосяна, Г.Р. Экономика труда: учебник для вузов. – М .: Экономика, 1992. – 164с.
  12. Рощин, С.Ю. Экономика труда (экономическая теория труда - М., 2000.
  13. Иванова, Н.А. Экономика труда: учебное пособие для вузов. – М .: Высшая школа, 2001. – 68с.
  14. Савченко, П. В. Политика доходов и заработной платы / П. В. Савченко, Ю. П. Кокин. - М.: Экономист, 2004. - 525 с.
  15. Сидорович, А.В. Курс экономической теории. – М.: Издательство «ДИС», 1997. – 722с.
  16. Чепурин, М.Н. Курс экономической теории. – Киров: «АСА», 2003. – 832с.

17)  Экономическая теория. Учебник. Под общ.ред. Видяпина В. И. и др. М.,2009.

18)   Экономическая теория. Учебник. Под ред. Камаева В. Д. М., 2010.

19)  Шишкин А. Ф., Шишкина П. В. Экономическая теория. Учебник в 2-х томах, 2010.

20)  Янбарисов Р. Г. Экономическая теория. Учебное пособие. М., 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 2

Выплаты, производимые фондом социального страхования российской федерации в 2010 году

п/п

Вид

Размер

1.

Пособие по временной  нетрудоспособности

При заболевании или  травме застрахованного, в том числе  в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения – до 5 лет – 60% (предельная сумма -20750 руб. в месяц),

от 5 до 8 лет – 80% (предельная сумма -27666 руб. в месяц),

8 и более лет –  100 % среднего заработка, 

((предельная сумма  -34583 руб. в месяц.)

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев  - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда

2.

Пособие по беременности и родам

Для женщин, работающих по трудовым договорам  – в размере 100 % среднего заработка (предельная сумма -34583 руб. в месяц.)

Для женщин, уволенных в связи  с ликвидацией организаций – 412,08  рублей в месяц.

Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев  - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда

3.

Пособие при усыновлении  ребенка

В размере среднего заработка,

предельная сумма пособия 34583 рублей в месяц

4.

Единовременное пособие  женщинам, вставшим на учет в медицинских  учреждениях в ранние сроки беременности

412,08  рублей в месяц

(при постановке на учет в медицинских учреждениях до 12 недель беременности)

5.

Единовременное пособие  при рождении ребенка

10988, 85 рублей

6.

Ежемесячное пособие  по уходу за ребенком

Для лиц, подлежащих обязательному  социальному страхованию–

в размере 40 % среднего заработка, но не менее

2060,41 руб. по уходу  за первым ребенком и 4120.82 руб.  по уходу за вторым ребенком  и последующими детьми. 

Предельная сумма пособия  составляет 13833 руб. в месяц

Для матерей, уволенных в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката –


1 Бобков, В.Н. Российская бедность: измерение и пути её преодоления. М.: Общество и экономика,2005. – 20–39с.

2 Бобков, В.Н. Региональное неравенство уровня жизни населения. – М.: Экономист, 2004. – 58–65с.

3 Бачурин, А. Факторы роста ВВП и уровня жизни населения. – М.: Экономист, 2002. – 13–19с.

4  Политическая экономия. Учебник для вузов. Автор, кол. Медведев В. А. и др. М., 1999.

5 Политэкономия (экономическая теория). Под ред. Д. В. Валового. М., 2005.

6 Бобков, В.Н. Региональное неравенство уровня жизни населения. – М.: Экономист, 2004. – 58–65с.


Информация о работе Проблема бедности: определение, критерии и острота бедности в России