Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа
В задачи представленной работы входит:
рассмотрение теоретических особенностей бедности;
определение понятий бедности и уровня жизни населения;
рассмотрение уровня жизни и бедности в России.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические особенности бедности..................................................... 6
История изучения проблемы бедности................................................... 6
Причины возникновения бедности…………………………………….. 8
Концепции определения бедности…...………………………………... 10
Абсолютная концепция бедности…………….................................... 10
Относительная и субъективная концепции бедности……….........… 11
Депривационный подход………………..……………………..……... 13
Глава 2. Определение бедности и уровня жизни населения…………………… 16
Показатели уровня жизни……………….………………….…..………. 16
Потребительская корзина и минимальный потребительский бюджет……………………………………………………………………….. 18
Прожиточный минимум и бедность………………….…….….………. 22
Прожиточный минимум…………….………………………………. 22
Критерии установления уровня бедности……………..…………… 23
Глава 3. Уровень жизни и бедность в России…………………………………… 28
Глубина и острота проблемы бедности в России…….………...…….. 28
Социально-экономическая политика………………………………….. 30
Система пособий…………………….……………………….…….…… 31
Выводы и предложения…………………………………………………………... 33
Список использованной литературы…………………………………………….. 36
Приложение……………………………………………………………………….. 38
В третью группу можно объединить пособия, которые выплачиваются в качестве некоторой компенсации за причиненный здоровью вред. В первую очередь имеются в виду пособия, полагающиеся военнослужащим и членам их семей при стойкой утрате военнослужащим трудоспособности или его смерти. Аналогичная выплата лицам, признанным инвалидами вследствие поствакцинальных осложнений, называется компенсацией. Несколько пособий в эти три группы не вошли, поскольку их направленность весьма специфична:
Неравенство доходов в России существенно выше, чем в развитых странах. В последнее десятилетие неравенство доходов в России постепенно увеличивалось, в то время как в большинстве развитых стран оно сокращалось. 6Негативная тенденция увеличения степени неравенства доходов в России говорит о том, что процесс социально-экономического развития страны еще не обрел поступательного, устойчивого характера
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Независимо от того, каковы первичные причины бедности, раз возникнув, она начинает самовоспроизводиться. Чем больший процент населения страны находится за чертой или около черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в «порочный круг нищеты». Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. При этом стране, в которой значительная часть населения живет в бедности, труднее вырваться из нищеты.
На наш взгляд, было бы целесообразно использовать следующие приоритеты в решении этой задачи.
Для более быстрого сокращения бедного населения надо определить те субъекты Российской Федерации, в которых реально ускорить сокращение бедности. Так, достаточно было бы оказать поддержку небольшому количеству регионов с динамично развивающейся экономикой, чтобы ощутимо уменьшить общую численность бедных в стране.
Затем можно было бы сосредоточить усилия на снижении в два раза уровня бедности в тех регионах, в которых проживает не менее 50% всего бедного населения страны.
В реальной жизни эти приоритеты не могут быть реализованы в чистом виде. В меру своих возможностей каждый субъект Российской Федерации будет снижать численность бедного населения, не ожидая дополнительной поддержки своим усилиям.
В едином государстве надо помогать всем, у кого возникают проблемы. Для решения этих общегосударственных задач, проводится централизация части ресурсов в федеральном бюджете. Однако если вначале оказать помощь более сильным, то ресурсы у государства увеличатся быстрее и в больших объёмах. Это позволит существеннее помочь менее сильным, а затем и самым слабым. Всё это позволит в более короткие сроки решить общегосударственную задачу снижения бедности.
Комплексная методология снижения уровня бедности должна включать конкретизацию цели, анализ ситуации с бедностью в контексте социально-экономического неравенства, определение задач, разработку нормативов их решения в нашей стране. С учётом остроты имеющихся проблем, надо определить содержание мер, направленных на снижение бедности и повышение уровня жизни населения. В первую очередь важны те из них, которые непосредственно влияют на рост уровня потребления населения, доступность благ и их качество, приводят к развитию человеческого потенциала.
Наряду с федеральной программой необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации перед жителями соответствующих регионов, учитывать на местах те особенности бедности, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе. Это позволит скоординировать усилия государственных органов и чётко распределить их функции.
К решению стоящих перед страной задач по снижению уровня бедности необходимо привлечь бизнес, а также организации гражданского общества, в том числе научно-исследовательские, неправительственные т религиозные организации, средства массовой информации. Необходима также активизация населения на местном уровне и развитие местной инициативы. Имело бы смысл создать авторитетную общероссийскую неправительственную организацию по координации участия в преодолении бедности, повышения уровня и качества жизни властных, предпринимательских и общественных структур.
Так же можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
17) Экономическая теория. Учебник. Под общ.ред. Видяпина В. И. и др. М.,2009.
18) Экономическая теория. Учебник. Под ред. Камаева В. Д. М., 2010.
19) Шишкин А. Ф., Шишкина П. В. Экономическая теория. Учебник в 2-х томах, 2010.
20) Янбарисов Р. Г. Экономическая теория. Учебное пособие. М., 2009.
Приложение 1
Таблица 2
Выплаты, производимые фондом социального страхования российской федерации в 2010 году
п/п |
Вид |
Размер |
1. |
Пособие по временной нетрудоспособности |
При заболевании или травме застрахованного, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения – до 5 лет – 60% (предельная сумма -20750 руб. в месяц), от 5 до 8 лет – 80% (предельная сумма -27666 руб. в месяц), 8 и более лет – 100 % среднего заработка, ((предельная сумма -34583 руб. в месяц.) Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее 6 месяцев - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда |
2. |
Пособие по беременности и родам |
Для женщин, работающих по трудовым договорам – в размере 100 % среднего заработка (предельная сумма -34583 руб. в месяц.) Для женщин, уволенных в связи с ликвидацией организаций – 412,08 рублей в месяц. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев - в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда |
3. |
Пособие при усыновлении ребенка |
В размере среднего заработка, предельная сумма пособия 34583 рублей в месяц |
4. |
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности |
412,08 рублей в месяц (при постановке на учет в медицинских учреждениях до 12 недель беременности) |
5. |
Единовременное пособие при рождении ребенка |
10988, 85 рублей |
6. |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком |
Для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию– в размере 40 % среднего заработка, но не менее 2060,41 руб. по уходу за первым ребенком и 4120.82 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Предельная сумма пособия составляет 13833 руб. в месяц Для матерей, уволенных в период беременности, отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката – |
1 Бобков, В.Н. Российская бедность: измерение и пути её преодоления. М.: Общество и экономика,2005. – 20–39с.
2 Бобков, В.Н. Региональное неравенство уровня жизни населения. – М.: Экономист, 2004. – 58–65с.
3 Бачурин, А. Факторы роста ВВП и уровня жизни населения. – М.: Экономист, 2002. – 13–19с.
4 Политическая экономия. Учебник для вузов. Автор, кол. Медведев В. А. и др. М., 1999.
5 Политэкономия (экономическая теория). Под ред. Д. В. Валового. М., 2005.
6 Бобков, В.Н. Региональное неравенство уровня жизни населения. – М.: Экономист, 2004. – 58–65с.
Информация о работе Проблема бедности: определение, критерии и острота бедности в России