Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:11, курсовая работа
В задачи представленной работы входит:
рассмотрение теоретических особенностей бедности;
определение понятий бедности и уровня жизни населения;
рассмотрение уровня жизни и бедности в России.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические особенности бедности..................................................... 6
История изучения проблемы бедности................................................... 6
Причины возникновения бедности…………………………………….. 8
Концепции определения бедности…...………………………………... 10
Абсолютная концепция бедности…………….................................... 10
Относительная и субъективная концепции бедности……….........… 11
Депривационный подход………………..……………………..……... 13
Глава 2. Определение бедности и уровня жизни населения…………………… 16
Показатели уровня жизни……………….………………….…..………. 16
Потребительская корзина и минимальный потребительский бюджет……………………………………………………………………….. 18
Прожиточный минимум и бедность………………….…….….………. 22
Прожиточный минимум…………….………………………………. 22
Критерии установления уровня бедности……………..…………… 23
Глава 3. Уровень жизни и бедность в России…………………………………… 28
Глубина и острота проблемы бедности в России…….………...…….. 28
Социально-экономическая политика………………………………….. 30
Система пособий…………………….……………………….…….…… 31
Выводы и предложения…………………………………………………………... 33
Список использованной литературы…………………………………………….. 36
Приложение……………………………………………………………………….. 38
Для расчета прожиточного минимума:
1) определяется потребительская корзина - понятно, что она зависит от места жительства (на Чукотке, в средней полосе и в Дагестане - разные корзины), от возраста, пола и других факторов;
2) подсчитывается стоимость
потребительской корзины плюс
обязательные платежи и сборы
(подоходный налог и
2.3.2. Критерии установления уровня бедности
Бедность – характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.
В 2000 г. бедность основной части населения по прежнему оставалась главной социальной проблемой страны. Бедные – не просто люди с относительно низкими доходами. Это члены определенного общества, живущие по его законам, но лишенные признаваемого этим же обществом минимально необходимого стандарта потребления. Проблема бедности существует во всех странах мира, и ее уровень зависит от стадии развития общественного производства, возможностей индивида и условий жизнедеятельности населения.
Динамика численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в России за последние два десятилетия выглядит следующим образом: вследствие либерализации цен в 1992-93 гг. реальные располагаемые денежные доходы населения снизились почти в два раза, что в свою очередь, привело к резкому расширению бедности. В этот период практически в одинаковой степени обесценились все составляющие денежных доходов населения - заработная плата, пенсии и пособия, стипендии и другие социальные выплаты. Если к середине 1998 г. процессы расслоения общества по уровню денежных доходов приостановились, то финансовый кризис августа 1998 г. вновь обострил эту проблему и в 1999 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 41,6 млн. человек (28,4% населения страны). Основной прирост доходов в 1999 г. произошел у высокодоходных групп.
В 2000 г. ситуация с доходами населения улучшилась, но введение новой методологии расчета величины прожиточного минимума привело к повышению черты бедности (примерно на 15%) и, соответственно, росту показателя бедности – численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила в 2000 г. 42,3 млн. человек, или 29,1% населения страны (пороговое значение этого показателя – 7%). Увеличение натурального объема потребительской корзины, которая используется для расчета прожиточного минимума, привело к росту величины прожиточного минимума трудоспособного населения примерно на 12%, для пенсионеров – на 25%, детей – на 20%.
Новая потребительская корзина, помимо расширенного набора продуктов питания, включает 14 агрегированных групп непродовольственных товаров (как индивидуального, так и общественного пользования), а также платные услуги. Потребительская корзина стала полнее и, соответственно, дороже, что повлекло за собой увеличение финансовых обязательств государства перед населением с низкими доходами.
Принимая во внимание переход на новую методологию определения прожиточного минимума, Госкомстат России произвел ретроспективную оценку численности малоимущего населения за 1998-1999 гг. по действующей методологии исчисление прожиточного минимума. Согласно этим расчетам, численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, сократилась в 2000 г. по сравнению с предыдущим годом примерно на 20%. Тем не менее проблема бедности не снижается и официальное утверждение величины прожиточного минимума, ежеквартально производимое правительством с начала 2000 г., повышает планку государственных гарантий как важнейшего инструмента социальной защиты населения. В этой связи хотелось бы коснуться проблемы сопоставимости показателей бедности, основанных на расчетах величины прожиточного минимума по «старой» и «новой» методикам.
Текущие данные Госкомстата России по уровню бедности опираются на расчеты величины прожиточного минимума, которые с 2000 г. ведутся по «новой» методике, в связи с чем специалисты-методологи правомерно ставят вопрос о некорректности сравнения текущих показателей со значениями прежних периодов (до 2000 г.) без соответствующего ретроспективного пересчета или других корректировок, необходимых для достижения сопоставимых данных.
Здесь следует отметить следующее. Проблема «официальной бедности», т.е. уровня бедности с позиции официальных властей (федеральных и региональных), не научно-методологическая, а бюджетная, политическая. Это проблема минимальных социальных гарантий и, соответственно, государственных финансовых обязательств по их исполнению. Поэтому неважно, каким образом вы «получили» 29,1% населения страны с денежными доходам ниже прожиточного минимума в 2000 г. Важно, что за этим следует с точки зрения исполнения тех федеральных законов, нормы которых «привязаны» к официальной величине прожиточного минимума. В контексте государственных обязательств уровень официально признанной бедности (28,4% населения страны в 1999 г. и 29,1% в 2000 г.) – явление качественно однопорядковое и не зависят от того «похудела» или «пополнилась» потребительская корзина, на основе которой рассчитана величина прожиточного минимума, а за ней – уровень бедности.
После официального утверждения величины прожиточного минимума, этот показатель перестает быть экономической или статистической величиной и становится категорией юридической со всеми вытекающими правовыми последствиями. Соответственно, и показатели бедности из плоскости экономических расчетов переносятся в политическую практику. Таким образом, тренд показателя бедности в переходе с 1999 г. на 2000 г. вполне корректен, если рассматривать уровень бедности как «величину» политическую и отвлечься от методологических тонкостей, не имеющих отношения к существу вопроса, когда речь идет о государственных расходах по статьям разделов «Социальная политика» и «Финансовая помощь бюджетам всех уровней». Дефицит дохода, оцениваемый в сумме дополнительных средств, необходимых для доведения денежных доходов малоимущих групп населения страны до уровня прожиточного минимума составил в 2000 г. 194,6 млрд. рублей, или 5,1% по отношению к общему объему денежных доходов (в 1999 г. –140,0 млрд. рублей, или 4,9%).
Среднедушевой доход бедного населения в 2000 г. составил 31% от величины прожиточного минимума, в то время как соотношение среднедушевого денежного дохода всего населения и величины прожиточного минимума равнялось 181,2%.3
Оценка материального положения населения, соизмеренная по уровню располагаемых ресурсов, а именно, по сумме произведенных денежных расходов, стоимости натуральных поступлений для личного потребления и сделанных в период обследования сбережений, позволяет учесть все возможные факторы, определяющие доходный потенциал домохозяйств и дать более объективную характеристику социально-экономической дифференциации.
ГЛАВА 3. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ И БЕДНОСТИ В РОССИИ
3.1. Глубина и острота проблемы бедности в России
Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».4 Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния. В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретает разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России.
Снижение реальных доходов населения и их чрезмерная дифференциация – это две основные тенденции в изменении уровня жизни граждан России с начала 90-х годов 20 века по настоящее время. Согласно данным Госкомстата России, доля бедных в населении России составляла в 1992 году 33,3% населения, в 1993 году – 31,5%, в 1994 году – 22,4%, в 1995 году – 24,7%, в 1996 году – 22,1%, в 1997 году – 20,8%, в 1998 году – 23,4%., в 1999 году – 29,9%, в 2000 году – 30%. В 2002 году удельный вес бедных в населении России снизился до 25% (35,8 млн. человек). Во II квартале 2003 г. 33,2 млн. человек, или 23,3% общей численности населения, имели доходы ниже величины прожиточного минимума (за аналогичный период 2002 г.–39,1 млн. человек или 27,3% общей численности населения). 5
Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда высших менеджеров. По оценке Н.М. Римашевской различия между минимальной и максимальной оплатой составляют 10-15 раз на предприятии, 20-40 раз в рамках отрасли и 20-45 раз между регионами.
Отсутствие нормальных
экономических условий
3.2. Социально-экономическая политика: поддержание уровня доходов. Программы государственной помощи
Система поддержания уровня доходов граждан, как правило, состоит из двух видов программ. К первому виду относятся программы социального страхования, которые частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Эти программы финансируются за счет налогов на заработную плату, резервируемых для этих целей, и соответствующие пособия считаются заработанным правом, а не государственной благотворительностью. Ко второму виду относятся программы государственной помощи, в соответствии с которыми предоставляют пособия тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имеющим детей на своем иждивении. Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (приложение №1).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с целями, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Законом определены следующие понятия:
3.3. Система пособий
Все существующие в настоящее время пособия по целевому назначению можно разделить на три группы.
Первую группу составляют пособия,
которые выплачиваются
Во вторую группу входят пособия, которые можно расценить как помощь гражданам в тот момент, когда им необходимо произвести или производить в течение длительного периода повышенные по сравнению с обычными расходы:
Информация о работе Проблема бедности: определение, критерии и острота бедности в России