Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 20:49, курсовая работа
Целью моей работы является :
рассмотреть собственность, понятие собственности, а также предпосылки приватизации в России и её цели;
раскрыть сущность приватизации и проследить за этапами приватизации в России;
выявить преимущества и недостатки приватизации в России;
Введение……………………………………………………..................................2
Глава 1. Собственность…………………………………………………………..3
Понятие собственности………………………………………………..3
Формы собственности…………………………………………………7
Необходимость и предпосылки приватизации в России………......8
Цели приватизации……………………………………………….........9
Глава 2. Приватизация…………………………………………………………..10
2.1 Сущность и понятие приватизации………………………………….10
2.2 Формы и методы приватизации в России …………………………..16
2.3 Этапы приватизации………………………………………………….22
2.3.1 Ваучерный этап приватизации в России …………………….23
2.3.2. Денежный этап приватизации в России………………………27
2.3.3 Современный этап приватизации в России…………………..31
Глава 3. Подведение итогов приватизации в России………………………….32
3.1 «Плюсы» и «минусы» приватизации в России……………………...32
3.2 «Вторая волна» приватизации в России в 2010 г…………………..33
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы и ресурсов Интернета…………………36
1.3 Необходимость и предпосылки приватизации в России.
Распад СССР и развал СЭВ парализовали деятельность России. Состояние экономики России в начале 90-х гг. XX в. Характеризуется как кризисное. Отличительными чертами этого периода являются спад производства и инвестиционной деятельности, разрушение хозяйственных связей между предприятиями (как внутри РФ, так и с партнерами, находящимися в республиках бывшего СССР), развал финансовой системы, потеря контроля над кредитно-денежной сферой. «Накануне 1992 г. экономика слабо реагировала как на административные, так и на рыночные сигналы, поскольку плана уже не было, а рынок не сформировался».
Из-за
отсутствия действенного государственного
регулирования рынки оказались
под контролем организованной преступности,
заблокировавшей механизмы
Как
известно, важнейшими частями проводимыми
в РФ реформ наряду с либерализацией
внешнеэкономических связей и привлечением
иностранного капитала выступили обвальная
либерализация цен и
В течение многих десятилетий в России абсолютно преобладала государственная собственность. Общественная собственность, которая в результате социалистической революции должна была прийти на смену частной, практически превратилась в бюрократическую ведомственно-отраслевую собственность. Отношения собственности в тех конкретных формах, которые сложились в СССР к середине 80-х годов, стали тормозом социально-экономического развития общества.
Снижение
темпов социально-экономического развития,
падение эффективности
1.4 Цели приватизации в России
Процесс приватизации в России начался с принятием Верховным Советом РСФСР в июле 1991 г. законов о приватизации государственных и муниципальных предприятий и об именных приватизационных чеках. Эти
законы определяли цели, задачи ,методы приватизации.
Основные цели приватизации в России:
Глава
2. Приватизация в России
2.1
Сущность и понятие
На
вопрос "что такое приватизация?"
можно ответить следующим образом:
Приватизация
– под этим термином понимается операция
по передаче государственной собственности
в частные руки путем ее продажи или распределения
через систему ваучеров.
Термин
приватизация приложим к разным объектам
государственной собственности: от квартиры
до промышленного комбината. Воспользоваться
приватизацией могут как физические, так
и юридические лица.
В результате
приватизации бывшая государственная
собственность полностью переходит в
частную собственность, что означает полное
право ее распоряжением.
Приватизация
регулируется законодательством страны
и обыкновенно включает в себя большое
количество бюрократических инстанций,
в которых необходимо согласовать право
своей частной собственности.
В России чаще
всего приватизируется жилые помещения.
После такой приватизации жилое помещение
переходит в полное распоряжение своего
владельца.
Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции. Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир. В самом деле, в той или иной мере в этом процессе ныне участвуют более 50 стран: распродаются государственные предприятия, сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы. Стремительность и размах этих преобразований особенно усилились в 1981 г., и теперь они проводятся в странах всех идеологических направлений и с любым уровнем развития. Идея приватизации оказалась актуальной и привлекательной для многих государств, разительно отличающихся друг от друга. Предпосылки приватизации. Основной причиной приватизации, особенно в наименее развитых странах, послужило вызванное бюджетными кризисами осознание того, что государственные предприятия, как правило, выступают растратчиками национального богатства. Сложилось довольно устойчивое мнение, что вместо накопления прибыли или эффективного предоставления услуг они лишь опустошают казну. Отсюда, естественно, и делается вывод о необходимости упрочить роль частного сектора.
Со временем большинство государственных предприятий, являющихся монополиями, превратились в не что иное, как агентства по найму, обеспечивающие работой политических союзников, неудавшихся политических деятелей, отставных военных. Во всех странах эти предприятия существуют за счет прямых и косвенных налогов. На плаву они держатся благодаря налоговым льготам, получая, кроме того, дополнительные субсидии в виде иностранных займов и кредитов от внутренних банков, обкрадывая таким образом частный сектор на рынках капитала. Само присутствие таких государственных монстров препятствует развитию предпринимательства и обновления. [7,189]
В случае с российской экономикой проблема усугубляется тем, что долгие годы людям вбивали в голову идею о якобы порочности, неестественности частной собственности. Внушалась мысль о том, что процесс огосударствления носит объективный характер, не оставляющий частной собственности никакой перспективы. На подавление естественного стремления человека к частной собственности была брошена вся мощь государственной машины. В разрушении и деформации отношений собственности кроются главные причины банкротства командно-административной системы.
Международный опыт приватизации. По некоторым оценкам, в 1984г. доля государства в экономике 19 западноевропейских стран стала впервые снижаться за период с начала Второй мировой войны. Приватизация получила стремительное распространение в Европе, поскольку государственная собственность не принесла ожидаемых результатов — меньшую степень иерархичности и более заинтересованное и инициативное участие трудящихся.
Проблема преобразования отношений и структуры собственности -одна из важнейших в любой из стран с переходной экономикой. Уже сама по себе роль собственности в качестве основы системы хозяйства обусловливает системный характер как преобразований в этой сфере, так и реформ в целом в рамках переходной экономики. В этом, в частности, заключается принципиальное отличие приватизационного процесса как квинтэссенции реформы собственности в постсоциалистических странах от любых мероприятий в области приватизации, которые осуществляются в государствах Запада и в развивающихся странах.[4,186]
В России этот процесс начался отнюдь не сразу, ему предшествовал комплекс подготовительных мер идеологического и правового характера. Точно так же с завершением приватизационных программ реформа собственности в переходной экономике в самом широком смысле не завершается, но лишь получает мощный старт, ибо только после приватизации как некоторого набора технических мероприятий начинается постепенное формирование устойчивой и эффективной системы прав собственности.
В частности, опыт России 90-х гг. показывает, сколь сложным и длительным является этот путь: от административной экономики, в которой права собственности фактически не определены, через по сути "директорскую" приватизацию и осуществление модели массовой приватизации, через первоначальное формальное закрепление прав собственности, через перераспределение этих прав, через первые конфликты на почве такого перераспределения, к определенной стабилизации структуры собственности, к непростому поиску дальнейших путей становления долгосрочных эффективных собственников.
Хорошо известно определение приватизации как процесса продажи (передачи) частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества (активов) госпредприятий. В определенном смысле синонимом такой трактовки приватизации является понятие "денационализация". Эта трактовка наиболее характерна для идеологии, заложенной в российскую модель. Некоторые исследователи включают в это определение также и процесс модификации управленческой модели госпредприятия без отчуждения имущественных прав - то есть на основе подряда, аренды, контрактов, полного либо частичного изменения юридического или финансового статуса госпредприятия. Синонимом такой трактовки в значительной мере является понятие "разгосударствление".
Последняя - более широкая трактовка обычно не принимается (как метод приватизации) российскими идеологами. Вместе с тем, можно с определенной степенью условности говорить о начале такого разгосударствлении в России уже в 1987-1988 гг., имея в виду и спонтанную приватизацию как некий подготовительный этап системной трансформации в этой сфере.
Если
же рассматривать приватизацию как
важнейший элемент системных
преобразований в переходной экономике,
то такого определения будет
С одной стороны, происходит постепенное самоустранение государства от реализации тех функций субъекта (регулятора) отношений собственности, которые несвойственны ему в системе рыночно-конкурентного хозяйства, т.е. идет процесс постепенного исправления диспропорций в этой области. Соответственно сужаются возможности государства как субъекта имущественных отношений по экономической реализации соответствующих прав. Этот процесс можно было бы назвать деэтатизацией3 в рамках системного перехода.
С другой стороны, это созидательный процесс формирования новых экономических и правовых механизмов и институциональных структур, без которых невозможна в полной мере экономическая реализация института частной собственности. В первую очередь к ним относятся частный и частный корпоративный секторы экономики, устоявшаяся система корпоративного контроля (управления), прямо связанная со сложившейся и стабильной структурой собственности, рынок ценных бумаг как важнейший механизм перераспределения прав собственности и мобилизации инвестиционных ресурсов, система институциональных негосударственных инвесторов.
Очень
важно иметь в виду, что этот созидательный
процесс в условиях переходной экономики
(на первых этапах рыночных преобразований)
может развиваться только как вторичное
явление вслед за самоустранением государства
из данной сферы. Образующиеся институты
на первых порах лишь пассивно заполняют
ниши, которые оставляет государство.
В качестве конкретного примера можно
привести хотя бы большинство из созданных
в ходе приватизации российских корпораций,
которые первоначально фактически мало
чем отличались от своих организационно-правовых
предшественников. В силу этого трудно
переоценить роль обоснованной и компетентной
политики стимулирования и регулирования
данного процесса со стороны государства.[7,190]
Информация о работе Приватизация собственности и её формы. Приватизация в России