Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 20:49, курсовая работа
Целью моей работы является :
рассмотреть собственность, понятие собственности, а также предпосылки приватизации в России и её цели;
раскрыть сущность приватизации и проследить за этапами приватизации в России;
выявить преимущества и недостатки приватизации в России;
Введение……………………………………………………..................................2
Глава 1. Собственность…………………………………………………………..3
Понятие собственности………………………………………………..3
Формы собственности…………………………………………………7
Необходимость и предпосылки приватизации в России………......8
Цели приватизации……………………………………………….........9
Глава 2. Приватизация…………………………………………………………..10
2.1 Сущность и понятие приватизации………………………………….10
2.2 Формы и методы приватизации в России …………………………..16
2.3 Этапы приватизации………………………………………………….22
2.3.1 Ваучерный этап приватизации в России …………………….23
2.3.2. Денежный этап приватизации в России………………………27
2.3.3 Современный этап приватизации в России…………………..31
Глава 3. Подведение итогов приватизации в России………………………….32
3.1 «Плюсы» и «минусы» приватизации в России……………………...32
3.2 «Вторая волна» приватизации в России в 2010 г…………………..33
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы и ресурсов Интернета…………………36
2.2
Формы и методы приватизации
При осуществлении приватизации в России использовались следующие основные методы приватизации:
1) Массовая приватизация путем выдачи ваучеров.
Этот метод позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность среди большого числа граждан. Ваучерная приватизация считалась способом, порождающим наименьшее число социальных конфликтов. Владелец ваучера имел следующие возможности:
Формально 40 млн. россиян стали акционерами в ходе приватизации акционерных обществ или чековых инвестиционных фондов.
Однако новоявленные акционеры в подавляющем большинстве случаев не стали полноценными собственниками. Мелкие акционеры не имели, как правило, доходов от владения акциями (в условиях затяжного кризиса дивидендов быть не могло), не могли оказывать влияние на процесс принятия решений на предприятии. Зачастую вложения ваучеров не приносили никакого эффекта вследствие отсутствия вторичного рынка этих акций, многие предприятия обанкротились как вследствие макроэкономической ситуации в стране, так и вследствие неэффективности управления либо были разворованы менеджерами.
Ваучерный метод, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, не принёс ощутимых выгод государству. В 1993г. на долю ваучеров в оплате приватизируемых предприятий пришлось 54%, тогда как реальные деньги составили всего 46% суммы выкупных платежей. Общий доход от приватизации составил в 1993г. 0,5% годового объёма ВВП.(источник)
Из моделей ваучерной приватизации были исключены земля, жилой фонд, совхозы и ряд промышленных предприятий (всего свыше 30% собственности России).
2) Передача или льготная продажа государственных активов приватизированных предприятий.
В период ваучерной приватизации трудовые коллективы получили возможность выбора одной из трех моделей приватизации или одного из трех вариантов льгот трудовым коллективам.
Вариант 1.
Во-первых,
всем членам трудового коллектива приватизируемого
предприятия единовременно
Во-вторых, обыкновенные акции до 10 % уставного капитала, но в общей сумме не более 6 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника, продаются членам трудового коллектива со скидкой 30 процентов от их номинальной стоимости и предоставлением рассрочки;
В-третьих,
должностным лицам
Таким образом, в общей сумме у предприятия (членов трудового коллектива) оставалось 40 % уставного капитала. Соответственно, 60 % передавалось государству.
Вариант 2.
Всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия предоставляется право приобретения обыкновенных (голосующих) акций, составляющих до 51 % от общей величины уставного капитала.
Вместе с тем выкуп акций должен был производиться по цене 1,7 от их номинальной стоимости (т.е. по цене выше номинала на 70 %). Льгота при данном варианте состояла в том, что трудовой коллектив получал контрольный пакет акций (51 %). Соответственно, остальная часть акций – 49 % оставалась у государства.
Вариант 3.
Если какая-то группа работников предприятия берет на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства и получает согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора (срок его действия не может быть более одного года без права продления), то членам такой группы предоставляется право (опцион) на приобретение по истечении указанного срока и при выполнении условий упомянутого договора 20 % уставного капитала в виде обыкновенных акций предприятия по их номинальной стоимости. В случае невыполнения группой условий договора право (опцион) утрачивается и акции поступают в продажу в установленном порядке.
Кроме того, при данном варианте всем работникам предприятия (включая членов группы) продаются обыкновенные акции, составляющие 20 % величины уставного капитала, но на сумму не более 20 установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров месячной оплаты труда в расчете на одного работника, со скидкой 30 процентов от их номинальной стоимости (т.е. по цене 70 % от номинала) и с предоставлением рассрочки.
Таким образом, при данном варианте у коллектива оставалось 40 % уставного капитала, оставшаяся часть (60 %) – у государства.
Итог выбора моделей приватизации оказался весьма красноречивым:
Независимо от модели приватизации, акции, не выкупленные членами трудовых коллективов, оставались в фондах имущества для реализации на чековых аукционах.
Смысл в избранной схеме приватизации можно выразить двумя словами: баланс интересов. Действительно, в приватизации – в процессе предельном по остроте столкновений интересов – участвовали четыре группы субъектов:
Программа балансировала интересы всех четырех групп. Члены трудовых коллективов получили вторую модель. Директора – возможность применения третьей модели, но главное – сохранение своего контроля через вторую модель плюс легальную собственную долю акций. Их потом можно было купить у работников за относительно незначительную цену вследствие неразвитости вторичного рынка акций.
Население получило ваучеры и возможность приобрести акции предприятий на них.
Предприниматели
получили право купли-продажи ваучеров
и акций, т.е. возможность дальнейшего
перераспределения
Описанные модели приватизации активно применялись при массовой приватизации 1992-1994 гг. Приватизация этого периода (или точнее 2-го этапа) была завершена в середине 1994 г. В итоге этого этапа приватизации примерно 2/3 ВВП стало производиться в негосударственном секторе экономики (частные предприятия и предприятия с государственным участием).
3) Приватизация методом прямых продаж государственных предприятий.
На
ваучерном этапе продаже
При организации коммерческих конкурсов потенциальный покупатель должен взять на себя обязательства по выполнению ряда условий: сохранению профиля предприятия, определённого числа рабочих мест. Право приобретения объекта принадлежало покупателю, гарантировавшему выполнение условий конкурса и предлагавшему максимальную цену. Инвестиционным конкурс считался в том случае, когда условием приватизации являлось осуществление инвестиций в приватизируемый объект.
Для трудовых коллективов были установлены исключительно выгодные условия участия в аукционах. Трудовой коллектив получал преимущественное право на покупку, скидку в 30% продажной цены. Кроме того, коллектив должен был в течении месяца выплатить только 25% цены, а оставшиеся выплаты были беспроцентными и могли быть произведены в течении трёх лет, что в условиях высокой инфляции фактически обесценивало эти платежи. Часто выкуп производился самим предприятием. С этой целью расходовались полученные прибыли. Поэтому в руки трудовых коллективов перешло свыше 70% приватизированных предприятий розничной торговли.
Акции средних и крупных предприятий продавались на чековых аукционах. Таким способом было приватизировано около 20% акций 16,5 тыс. предприятий, реорганизованных в 1992- 1993гг. в акционерные общества открытого типа.
Преимуществом этого метода является поступление как доходов в бюджет, так и инвестиций в приватизируемое предприятие.
Вместе с тем по эффективным ценам можно было продать лишь небольшую часть предприятий, обычно прибыльных. Большинство же крупных промышленных предприятий, как правило нерентабельных, продавались по заниженным ценам.
4) Денационализация (реприватизация).
Этот метод представляет собой восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишённых имущества. Её основные формы:
В
России, в отличие от стран центральной
Европы и Балтии, данный метод приватизации
ввиду продолжительности
2.3
Этапы приватизации в России
Начиная
с 1992 года приватизация в России прошла
три основных этапа:
Все
указанные этапы принципиально отличаются
друг от друга как по соотношению целей,
так и по используемым методам и формам
приватизации государственного имущества.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
2.3.1
Ваучерный этап приватизации
в России 1992-1994 гг.
Ваучерная приватизация проводилась в 1992-1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества. Для упорядочения приватизации был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» , согласно которому каждый гражданин России получал именной приватизационных счет , на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Этот закон, однако ,не был осуществлен, и вместо него была проведена ваучерная приватизация.[6,42]
Практическим руководством к приватизации служили Указы Президента РФ , Б .Н. Ельцина , «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (29 декабря 1991 г.), «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» (20 января 1992г.), «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» (1 июля 1992 г.), «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (14 августа 1992 г.), «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (24 декабря 1993 г.).
Информация о работе Приватизация собственности и её формы. Приватизация в России