Приватизация собственности и её формы. Приватизация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является :

рассмотреть собственность, понятие собственности, а также предпосылки приватизации в России и её цели;
раскрыть сущность приватизации и проследить за этапами приватизации в России;
выявить преимущества и недостатки приватизации в России;

Оглавление

Введение……………………………………………………..................................2


Глава 1. Собственность…………………………………………………………..3

Понятие собственности………………………………………………..3
Формы собственности…………………………………………………7
Необходимость и предпосылки приватизации в России………......8
Цели приватизации……………………………………………….........9


Глава 2. Приватизация…………………………………………………………..10

2.1 Сущность и понятие приватизации………………………………….10

2.2 Формы и методы приватизации в России …………………………..16

2.3 Этапы приватизации………………………………………………….22

2.3.1 Ваучерный этап приватизации в России …………………….23

2.3.2. Денежный этап приватизации в России………………………27

2.3.3 Современный этап приватизации в России…………………..31


Глава 3. Подведение итогов приватизации в России………………………….32

3.1 «Плюсы» и «минусы» приватизации в России……………………...32

3.2 «Вторая волна» приватизации в России в 2010 г…………………..33


Заключение………………………………………………………………………34

Список использованной литературы и ресурсов Интернета…………………36

Файлы: 1 файл

Приватизация собственности и её формы. Приватизация в России.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

      Ваучерная приватизация была противоречива. Формат приватизации был во многом результатом компромиссов между Правительством и Верховным советом, с учетом принятых в разное время нормативных актов и интересов разных лоббистских групп. Так, Е. Гайдар и А. Чубайс изначально не были сторонниками ваучерной приватизации, предлагая отказаться от нее в пользу постепенной приватизации за деньги. Однако, закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 3 июня 1991 года предусматривал приватизацию с использованием приватизационных именных счетов. Недостатком этого решения была его коррупционная уязвимость: с учетом преимущественного права работников предприятий на выкуп их акций, директора, используя давление на работников, получили бы широкие возможности для захвата контроля над предприятиями. В качестве компромисса между позицией Верховного Совета и Правительства, чеки были анонимизированы (что приближало приватизацию к рыночной схеме), право трудовых коллективов на преимущественный выкуп акций сохранено.

             В 1991 г. балансовая стоимость  производственных фондов российской  Федерации определялась суммой  в 1 трлн  260, 5 млрд руб. разделив эту сумму на численность населения России ( 148, 7 млн человек), А.Б. Чубайс получил цифру , равную 8476 руб. Округлив её до 10 тыс. руб., Правительство Б.Н. Ельцина официально объявило , что доля собственности каждого гражданина России составляет 10 тыс. руб. и этой суммой любой из россиян может распоряжаться по своему усмотрению. Но было рекомендовано обменять полученные ваучеры на акции предприятий, поскольку, как утверждали члены Правительства, «приобретенные гражданами России акции будут постоянно дорожать», т.е. со временем обладатель приватизационного чека, ставший акционером, будет не просто собственником, но и превратится в достаточно состоятельного человека.      

           Летом 1992 г. были введены ваучеры ( приватизационные чеки). Для убедительности А. Чубайс, а вслед за ним Е.Гайдар и Б. Ельцин летом 1992 г. обнадежили россиян ,заявив, что каждый гражданин России сможет получить свою долю собственности, которая к концу года будет равна стоимости автомобиля «Волга» , а может быть и двух автомобилей. Поскольку пределом мечтаний многих россиян в начале 90-х годов и была собственная «Волга», такие перспективы настолько поразили воображение доверчивых «будущих автовладельцев» , что они , как «зомби», пошли менять свои ваучеры на акции компаний, ежедневно настойчиво рекламируемых государственными каналами телевидения и общероссийскими государственными печатными СМИ. А когда выяснилось, что абсолютное большинство этих компаний в действительности оказались фикцией, Правительство «умыло руки» , цинично заявив, что граждане сами сделали свой выбор, а государство тут совершенно ни при чем. То есть все обещания инициаторов и пропагандистов приватизации оказались заведомым введением в заблуждение излишне доверчивого населения. [5,116]

      Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.) За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.).

    Бывший  министр экономики экономист  Андрей Нечаев  так прокомментировал ваучерную схему:

       «С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то — 300. В этом смысле на нем можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения».

    Такой порядок приватизации давал серьезные  преимущества так называемым «красным директорам», то есть руководителям  предприятий, получившим эти должности в советские времена. Во многих случаях основная доля акций предприятия оказывалась в руках трудовых коллективов; используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров, а впоследствии зачастую и выкупать долю работников предприятий, становясь полноправными владельцами.

    Однако, идеологи приватизации неоднократно отмечали , что стремительная выдача приватизационных чеков была направлена именно на то, чтобы ограничить возможности «красных директоров» по лоббированию и проведению приватизации по еще более выгодным для них схемам. В ноябре 2004 года А. Чубайс в интервью The Financial Times сказал: «У коммунистических руководителей была огромная власть — политическая, административная, финансовая… Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счет шел не на месяцы, а на дни».

    Основная  масса населения не знала, что  делать с ваучерами, поэтому их стали  продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч  рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.

    Во  многом приватизация в России повторила  историю приватизации церковных  земель во Франции во времена Французской Революции. На тот момент земли церкви были конфискованы, и на основе этих земель (позже к списку земель добавились бывшие имения иммигрантов и земли, принадлежащие короне) были выпущены ассигнанты, которые впоследствии начали использоваться как деньги. Земли впоследствии были распроданы на аукционах, в которых зажиточные крестьяне и буржуа имели преимущество перед бедными крестьянами, что, как и в России, привело к расслоению общества.

    Многочисленные  критики указывают, что ваучерная  приватизация была нечестной, несправедливой, привела незаслуженному резкому обогащению узкой группы лиц. В ответ на это А. Чубайс отмечает: «Мы не могли выбирать между „честной“ и „нечестной“ приватизацией, потому что честная приватизация предполагает четкие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка… Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом»4.

2.3.2. Денежный  этап приватизации в России 1995-1996 гг.

    В отличие от ваучерного, на денежном этапе приватизации были достаточно четко сформулированы цели: пополнение госбуджета и инвестиционная поддержка приватизационных предприятий.

    Не  обнаружив быстрых экономических  результатов от ваучерной приватизации, компании начали понимать , что получить инвестиции можно только за счет продажи акций.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и одновременной. Предполагалось,  что на денежные аукционы пакеты акций будут выставляться постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойное поступление средств в бюджет и инвестиций в развитие компании. Намеченная схема не сработала. Темпы денежной приватизации оказались настолько низкими , что это ставило под угрозу достижение обеих указанных целей.

Трудности были вполне закономерны. На этапе ваучерной  приватизации, особенно в 1994 г., были проданы  на чековых аукционах  многие привлекательные  для инвесторов предприятия  различных  отраслей. Одновременно у потенциальных  инвесторов появилась серьезная альтернатива для денежных вложений – рынок государственных ценных бумаг . В таких условиях увеличить денежные поступления в бюджет от приватизации можно было бы только за счет резкого расширения круга компаний и занижения стартовой цены их акций , выставляемых на продажу. А это самым разрушительным образом воздействовало бы на слабый  ещё рынок корпоративных ценных бумаг. Курсы корпоративных ценных бумаг и без того были занижены – сказывалась недооценённость капитала.

    Учитывая  сложившуюся ситуацию, необходимо было оперативно пересмотреть намеченную ранее стратегию и перейти к нетрадиционным схемам денежной приватизации. Надежды возлагались на выпуск конвертируемых облигаций под закрепленные в федеральной собственности акции нефтяных  компаний , на реализацию на денежных аукционах из федерального резерва на запрещенной к продаже части акций этих компаний, на организацию крупных программ инвестиционных торгов со специальными условиями . Такими условиями ,в частности,   могло быть погашение за счет привлеченных на торгах инвестиционных средств задолженности компаний перед федеральным бюджетом, установление стартовой цены торгов на достаточно высоком уровне ( не ниже 20 номиналов) . Все эти схемы денежной приватизации использовались в 1995 г., но намеченных поступлений в бюджет не «вытянули».

    Ситуация  кардинально изменилась с появлением совершенно новой для России ( и  нетипичной в мировой практике) схемы  залоговых аукционов. Эта схема, предложенная группой коммерческих банков , позволяла не только продвинуться в решении фискальных задач приватизации , но и преодолеть некоторые ограничения и запреты на продажу контрольных пакетов акций компаний стратегически важных отраслей. С этого момента вынужденных приоритет  фискальных целей приватизации уступил место политике откровенного получения быстрых денег в бюджет. Так краткосрочная тактическая задача вытеснила все инвестиционные намерения первоначальной концепции денежной приватизации.

На денежном этапе банки стали серьезными участниками приватизации , тем более, что аукционные цены и залоговые суммы были установлены аукционной комиссией на относительно низком  уровне. На денежных аукционах , например, минимальная цена устанавливалась в ряде случаев на 40 % ниже котировок фондового рынка (РАО «ЕЭС России»). Это, конечно, привлекало банки, но подавляло рынок корпоративных ценных бумаг.

    В залоговых аукционах 1995-1996 гг. Четко  проявился олигархический характер современной российской экономики : выигрывает тот, кто лучше сможет договориться с правительством. Ряд  банков получили в траст госпакеты акций в обмен на кредиты правительству, но победителем оказывался в некоторых случаях не тот, кто предлагал более выгодные условия сделки , а тот, кто имел более тесные связи с государственными структурами. Наиболее сильные позиции в первых же залоговых аукционах занял ОНЭКСИМ банк, которому всегда (и, как выяснилось , совсем небезосновательно) приписывались неформальные связи с высшими эшелонами государственной администрации. Так , на залоговых аукционах 1995г. ОНЭКСИМ банк в качестве представителя Госкомимущества одновременно выступал  и организатором, и участником аукциона, что с юридической точки зрения являлось очевидным нонсенсом.

    Главное, однако, не в этом. По уточненным условиям залоговых аукционов 1995 г. Залогодержатель, не получивший возврата кредита от заемщика (правительства)  до 01.09.1996 г (а первоначальный срок и вовсе был до  01.01.1996 г. ), имел право продать предмет залога, т.е. госпакеты акций. Именно для этого с ним и заключался в свое время договор комиссии. Кредиты не возвращены,  но банки не торопились продавать залоговые пакеты. Примечательно , что президентские указы , продлевающие сроки закрепления госпакетов  нефтяных компаний в федеральной собственности , обратной силы иметь не могут, т.к. не в праве распространяться на предмет уже состоявшихся гражданско-правовых отношений – залоговые пакеты.  Слабое российское законодательство не позволяет однозначно квалифицировать данные события как приватизацию, но и утверждать обратное тоже нет оснований. Скорее всего нежелание банков продавать залоговые пакеты стало ещё одним шагом в сторону складывающейся  в России тенденции  к интеграции финансовых и производственных капиталов.[14] 

2.3.3   Современный этап приватизации 1997- 2011 гг.

    Этот  этап  начался в 1997 году и продолжается до сих пор. Последний этап приватизации является самым длительным, ведь конечный его итог- это появление абсолютно устойчивой системы прав собственности. Происходят последние (однако самые долгие) изменения во всех комплексах, связанных с системой частной собственности. Однако ещё рано говорить об итогах приватизации в России, но ясно одно: Россия рано или поздно станет страной с рыночной экономической системой.

    Процесс приватизации в РФ будет завершен в 2009-2011 гг. Приватизация должна была завершиться уже в 2007 г. , однако, многие объекты, которые были внесены в план приватизации, не были приватизированы, т.к. многие госпакеты акций являются неликвидированными.

    РФФИ  ожидает внесения поправок в закон  о приватизации , которые позволят облегчать механизмы приватизации. Согласно поправкам, РФФИ будет самостоятельно определять способ приватизации, а не использовать обязательную схему, по которой все госпакеты, даже не ликвидные, сначала должны быть выставлены на аукцион, и только потом продаются на спецаукционе или посредством публичного  предложения.

    РФФИ  в этом году планирует выполнить  план приватизации в объеме 31 млрд руб. В 2006 г. план приватизации по доходам  был выполнен всего на 79,8 %, и это  во многом было связано с недооценкой активов и с тем, что многие предприятия, включенные в план приватизации в 2006 г., не были приватизированы. Однако, эксперты не исключают , что новая волна приватизации в России может начаться через 2-3 года, потому что государство осознает, что управляет ими неэффективно, и начнется новая волна приватизации.[14] 

Информация о работе Приватизация собственности и её формы. Приватизация в России