Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2011 в 20:49, курсовая работа
Целью моей работы является :
рассмотреть собственность, понятие собственности, а также предпосылки приватизации в России и её цели;
раскрыть сущность приватизации и проследить за этапами приватизации в России;
выявить преимущества и недостатки приватизации в России;
Введение……………………………………………………..................................2
Глава 1. Собственность…………………………………………………………..3
Понятие собственности………………………………………………..3
Формы собственности…………………………………………………7
Необходимость и предпосылки приватизации в России………......8
Цели приватизации……………………………………………….........9
Глава 2. Приватизация…………………………………………………………..10
2.1 Сущность и понятие приватизации………………………………….10
2.2 Формы и методы приватизации в России …………………………..16
2.3 Этапы приватизации………………………………………………….22
2.3.1 Ваучерный этап приватизации в России …………………….23
2.3.2. Денежный этап приватизации в России………………………27
2.3.3 Современный этап приватизации в России…………………..31
Глава 3. Подведение итогов приватизации в России………………………….32
3.1 «Плюсы» и «минусы» приватизации в России……………………...32
3.2 «Вторая волна» приватизации в России в 2010 г…………………..33
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы и ресурсов Интернета…………………36
Ваучерная приватизация была противоречива. Формат приватизации был во многом результатом компромиссов между Правительством и Верховным советом, с учетом принятых в разное время нормативных актов и интересов разных лоббистских групп. Так, Е. Гайдар и А. Чубайс изначально не были сторонниками ваучерной приватизации, предлагая отказаться от нее в пользу постепенной приватизации за деньги. Однако, закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 3 июня 1991 года предусматривал приватизацию с использованием приватизационных именных счетов. Недостатком этого решения была его коррупционная уязвимость: с учетом преимущественного права работников предприятий на выкуп их акций, директора, используя давление на работников, получили бы широкие возможности для захвата контроля над предприятиями. В качестве компромисса между позицией Верховного Совета и Правительства, чеки были анонимизированы (что приближало приватизацию к рыночной схеме), право трудовых коллективов на преимущественный выкуп акций сохранено.
В 1991 г. балансовая стоимость
производственных фондов
Летом 1992 г. были введены ваучеры ( приватизационные чеки). Для убедительности А. Чубайс, а вслед за ним Е.Гайдар и Б. Ельцин летом 1992 г. обнадежили россиян ,заявив, что каждый гражданин России сможет получить свою долю собственности, которая к концу года будет равна стоимости автомобиля «Волга» , а может быть и двух автомобилей. Поскольку пределом мечтаний многих россиян в начале 90-х годов и была собственная «Волга», такие перспективы настолько поразили воображение доверчивых «будущих автовладельцев» , что они , как «зомби», пошли менять свои ваучеры на акции компаний, ежедневно настойчиво рекламируемых государственными каналами телевидения и общероссийскими государственными печатными СМИ. А когда выяснилось, что абсолютное большинство этих компаний в действительности оказались фикцией, Правительство «умыло руки» , цинично заявив, что граждане сами сделали свой выбор, а государство тут совершенно ни при чем. То есть все обещания инициаторов и пропагандистов приватизации оказались заведомым введением в заблуждение излишне доверчивого населения. [5,116]
Реальная рыночная стоимость пакета акций, который можно было получить в обмен на один ваучер, колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались в обмен на ваучер, а также от региона, где это происходило. Например, в Нижегородской области один ваучер можно было обменять в 1994 г. на 2000 акций РАО «Газпром» (их рыночная стоимость в 2008 г. составила порядка 700 тыс. рублей), в Московской области — на 700 акций Газпрома (в 2008 г. — порядка 245 тыс. рублей), а в г. Москве — на 50 акций Газпрома (17 тыс. руб. в 2008 г.) За один ваучер можно было также получить 7 акций Торгового дома «ГУМ» (менее 100 руб. в 2008 г.).
Бывший министр экономики экономист Андрей Нечаев так прокомментировал ваучерную схему:
«С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то — 300. В этом смысле на нем можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения».
Такой порядок приватизации давал серьезные преимущества так называемым «красным директорам», то есть руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена. Во многих случаях основная доля акций предприятия оказывалась в руках трудовых коллективов; используя административное давление, директора могли добиваться нужных результатов голосования на собраниях акционеров, а впоследствии зачастую и выкупать долю работников предприятий, становясь полноправными владельцами.
Однако, идеологи приватизации неоднократно отмечали , что стремительная выдача приватизационных чеков была направлена именно на то, чтобы ограничить возможности «красных директоров» по лоббированию и проведению приватизации по еще более выгодным для них схемам. В ноябре 2004 года А. Чубайс в интервью The Financial Times сказал: «У коммунистических руководителей была огромная власть — политическая, административная, финансовая… Нам нужно было от них избавляться, а у нас не было на это времени. Счет шел не на месяцы, а на дни».
Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3—4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.
Во многом приватизация в России повторила историю приватизации церковных земель во Франции во времена Французской Революции. На тот момент земли церкви были конфискованы, и на основе этих земель (позже к списку земель добавились бывшие имения иммигрантов и земли, принадлежащие короне) были выпущены ассигнанты, которые впоследствии начали использоваться как деньги. Земли впоследствии были распроданы на аукционах, в которых зажиточные крестьяне и буржуа имели преимущество перед бедными крестьянами, что, как и в России, привело к расслоению общества.
Многочисленные критики указывают, что ваучерная приватизация была нечестной, несправедливой, привела незаслуженному резкому обогащению узкой группы лиц. В ответ на это А. Чубайс отмечает: «Мы не могли выбирать между „честной“ и „нечестной“ приватизацией, потому что честная приватизация предполагает четкие правила, установленные сильным государством, которое может обеспечить соблюдение законов. В начале 1990-х у нас не было ни государства, ни правопорядка… Нам приходилось выбирать между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом»4.
2.3.2. Денежный этап приватизации в России 1995-1996 гг.
В отличие от ваучерного, на денежном этапе приватизации были достаточно четко сформулированы цели: пополнение госбуджета и инвестиционная поддержка приватизационных предприятий.
Не
обнаружив быстрых
На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и одновременной. Предполагалось, что на денежные аукционы пакеты акций будут выставляться постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойное поступление средств в бюджет и инвестиций в развитие компании. Намеченная схема не сработала. Темпы денежной приватизации оказались настолько низкими , что это ставило под угрозу достижение обеих указанных целей.
Трудности были вполне закономерны. На этапе ваучерной приватизации, особенно в 1994 г., были проданы на чековых аукционах многие привлекательные для инвесторов предприятия различных отраслей. Одновременно у потенциальных инвесторов появилась серьезная альтернатива для денежных вложений – рынок государственных ценных бумаг . В таких условиях увеличить денежные поступления в бюджет от приватизации можно было бы только за счет резкого расширения круга компаний и занижения стартовой цены их акций , выставляемых на продажу. А это самым разрушительным образом воздействовало бы на слабый ещё рынок корпоративных ценных бумаг. Курсы корпоративных ценных бумаг и без того были занижены – сказывалась недооценённость капитала.
Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо было оперативно пересмотреть намеченную ранее стратегию и перейти к нетрадиционным схемам денежной приватизации. Надежды возлагались на выпуск конвертируемых облигаций под закрепленные в федеральной собственности акции нефтяных компаний , на реализацию на денежных аукционах из федерального резерва на запрещенной к продаже части акций этих компаний, на организацию крупных программ инвестиционных торгов со специальными условиями . Такими условиями ,в частности, могло быть погашение за счет привлеченных на торгах инвестиционных средств задолженности компаний перед федеральным бюджетом, установление стартовой цены торгов на достаточно высоком уровне ( не ниже 20 номиналов) . Все эти схемы денежной приватизации использовались в 1995 г., но намеченных поступлений в бюджет не «вытянули».
Ситуация кардинально изменилась с появлением совершенно новой для России ( и нетипичной в мировой практике) схемы залоговых аукционов. Эта схема, предложенная группой коммерческих банков , позволяла не только продвинуться в решении фискальных задач приватизации , но и преодолеть некоторые ограничения и запреты на продажу контрольных пакетов акций компаний стратегически важных отраслей. С этого момента вынужденных приоритет фискальных целей приватизации уступил место политике откровенного получения быстрых денег в бюджет. Так краткосрочная тактическая задача вытеснила все инвестиционные намерения первоначальной концепции денежной приватизации.
На денежном этапе банки стали серьезными участниками приватизации , тем более, что аукционные цены и залоговые суммы были установлены аукционной комиссией на относительно низком уровне. На денежных аукционах , например, минимальная цена устанавливалась в ряде случаев на 40 % ниже котировок фондового рынка (РАО «ЕЭС России»). Это, конечно, привлекало банки, но подавляло рынок корпоративных ценных бумаг.
В залоговых аукционах 1995-1996 гг. Четко проявился олигархический характер современной российской экономики : выигрывает тот, кто лучше сможет договориться с правительством. Ряд банков получили в траст госпакеты акций в обмен на кредиты правительству, но победителем оказывался в некоторых случаях не тот, кто предлагал более выгодные условия сделки , а тот, кто имел более тесные связи с государственными структурами. Наиболее сильные позиции в первых же залоговых аукционах занял ОНЭКСИМ банк, которому всегда (и, как выяснилось , совсем небезосновательно) приписывались неформальные связи с высшими эшелонами государственной администрации. Так , на залоговых аукционах 1995г. ОНЭКСИМ банк в качестве представителя Госкомимущества одновременно выступал и организатором, и участником аукциона, что с юридической точки зрения являлось очевидным нонсенсом.
Главное,
однако, не в этом. По уточненным условиям
залоговых аукционов 1995 г. Залогодержатель,
не получивший возврата кредита от заемщика
(правительства) до 01.09.1996 г (а первоначальный
срок и вовсе был до 01.01.1996 г. ), имел
право продать предмет залога, т.е. госпакеты
акций. Именно для этого с ним и заключался
в свое время договор комиссии. Кредиты
не возвращены, но банки не торопились
продавать залоговые пакеты. Примечательно
, что президентские указы , продлевающие
сроки закрепления госпакетов нефтяных
компаний в федеральной собственности
, обратной силы иметь не могут, т.к. не
в праве распространяться на предмет уже
состоявшихся гражданско-правовых отношений
– залоговые пакеты. Слабое российское
законодательство не позволяет однозначно
квалифицировать данные события как приватизацию,
но и утверждать обратное тоже нет оснований.
Скорее всего нежелание банков продавать
залоговые пакеты стало ещё одним шагом
в сторону складывающейся в России
тенденции к интеграции финансовых
и производственных капиталов.[14]
2.3.3 Современный этап приватизации 1997- 2011 гг.
Этот этап начался в 1997 году и продолжается до сих пор. Последний этап приватизации является самым длительным, ведь конечный его итог- это появление абсолютно устойчивой системы прав собственности. Происходят последние (однако самые долгие) изменения во всех комплексах, связанных с системой частной собственности. Однако ещё рано говорить об итогах приватизации в России, но ясно одно: Россия рано или поздно станет страной с рыночной экономической системой.
Процесс приватизации в РФ будет завершен в 2009-2011 гг. Приватизация должна была завершиться уже в 2007 г. , однако, многие объекты, которые были внесены в план приватизации, не были приватизированы, т.к. многие госпакеты акций являются неликвидированными.
РФФИ ожидает внесения поправок в закон о приватизации , которые позволят облегчать механизмы приватизации. Согласно поправкам, РФФИ будет самостоятельно определять способ приватизации, а не использовать обязательную схему, по которой все госпакеты, даже не ликвидные, сначала должны быть выставлены на аукцион, и только потом продаются на спецаукционе или посредством публичного предложения.
РФФИ
в этом году планирует выполнить
план приватизации в объеме 31 млрд руб.
В 2006 г. план приватизации по доходам
был выполнен всего на 79,8 %, и это
во многом было связано с недооценкой
активов и с тем, что многие предприятия,
включенные в план приватизации в 2006 г.,
не были приватизированы. Однако, эксперты
не исключают , что новая волна приватизации
в России может начаться через 2-3 года,
потому что государство осознает, что
управляет ими неэффективно, и начнется
новая волна приватизации.[14]
Информация о работе Приватизация собственности и её формы. Приватизация в России