Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:54, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыта сущность понятия «собственность» как экономической категории;
рассмотрена система форм собственности, дана их характеристика;
рассмотрена эволюция форм собственности;
проанализированы преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям;
дана характеристика современного состояния основных форм собственности в Российской Федерации;
Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Сущность собственности ………………………………………………….… 5
1.1 Формы и виды собственности в современной экономике ……………..... 9
1.2 Отношение собственности – основа хозяйственной деятельности люде….…………………………………………………………………………… 22
2 Трансформация отношений собственности и новые хозяйствующие субъекты…………………………………………………………………..…..… 26
2.1 Условия формирования и функционирования рынка ………………….… 27
2.2 Результат реформирования и сегодняшние проблемы развития.……… 32
3 Приватизация – экономическая тенденция конца 20 в…………………….. 35
3.1 Процесс приватизации в России ………...………………………………… 42
3.2 Итог процесса приватизации ………………………………………………. 52
Заключение ……………………………………………………………………... 57
Список литературы …………………………...
Ваучерный этап приватизации завершился к 8 июля 1994г. На эту дату в России было приватизировано 75,4% предприятий торговли, 66,3% общепита, 76,4% обслуживания населения. Доля объектов, приватизированных путем конкурсов, превысила 40%.[10]
Нормативной
базой первого этапа
• аукционный метод — предполагал продажу без условий тому покупателю, который предложил наибольшую цену;
• конкурсный метод, — победителем становился тот, кто предложил максимальную цену, принимая определенные условия. На инвестиционном конкурсе подбирался самый подходящий инвестор для выполнения конкретной инвестиционной программы, а предлагаемая инвестором цена служила одним из критериев отбора.
Крупные
предприятия подлежали
Правительство РФ и Госкомимущество России определяло условия и сроки закрепления в федеральной собственности пакетов акций в 51%, 38%, 25,5%. Кроме того, в федеральной собственности находилась «золотая акция», которая позволяла на срок до 3-х лет осуществлять право «вето» при принятии собранием акционеров решений:
• об изменении устава акционерного общества;
• о его участии в других предприятиях;
• о его реорганизации или ликвидации;
• в отношении сделок с имуществом предприятий (аренда, передача в долг).
Правительство РФ и Госкомимущество России принимало решения о продлении срока закрепления акций в федеральной собственности или о досрочной их продаже. В рамках российского законодательства работникам приватизируемых предприятий предоставлялись льготы в трех различных вариантах.
По первому варианту именные привилегированные неголосующие акции (25% уставного капитала приватизируемого предприятия) передавались членам трудового коллектива. В расчете на одного работника общая сумма номинала акций не могла превышать 20 гарантированных законодательством минимальных размеров месячной зарплаты. Обыкновенные акции до 10% уставного капитала (в общей сумме не более 6-и гарантированных законодательством минимальных размеров месячной заработной платы в расчете на одного работника) продавались по подписке членам трудового коллектива со скидкой в 30% от их номинальной стоимости и с предоставлением рассрочки до трех лет, при этом величина первоначального взноса не могла быть менее 15% номинальной стоимости акций. Члены администрации получили право на основе заключенных с ними контрактов приобрести обыкновенные акции по номинальной стоимости, составляющие в общей сумме до 5% уставного капитала.
По
второму варианту всем членам трудового
коллектива приватизируемого предприятия
предоставлялось право
По
третьему варианту группа работников
приватизируемого предприятия могла
взять на себя ответственность за
выполнение плана приватизации и
недопущения банкротства
По условиям третьего варианта всем работникам предприятия, включая членов группы, продавались обыкновенные акции, составляющие 20% уставного капитала, но на сумму не более 20-ти гарантированных законодательством минимумов заработной платы в расчете на одного работника со скидкой 30% их номинальной стоимости и g предоставлением рассрочки на 3 года. Величина первоначального взноса не могла быть менее 20% номинальной стоимости акций.
Третий вариант льготной приватизации мог применяться только на предприятиях с балансовой стоимостью основных фондов от 1 млн. до 50 млн. руб. и с численностью работников более 200 человек.
Выбор второго или третьего варианта предоставления льгот осуществлялся общим собранием трудового коллектива или удостоверялся подписными листами его членов. Решение о выборе считалось принятым, если за него проголосовало или подписалось не менее 2/3 общего числа работников приватизируемого предприятия. При отсутствии такого решения льготы предоставлялись в соответствии с первым вариантом.
Аренда с правом выкупа также стала одним из способов российской приватизации. Право выкупа предприятий могло быть реализовано при соблюдении содержащихся в договорах аренды условий: срока выкупа, величины выкупа, порядка внесения выкупа и др.
В результате первого этапа приватизации по данным Госкомимущества РФ на приватизированных предприятиях доля в капитале внутренних акционеров составляла 60-65%, внешних – 18-22%, государства - до 17%. В результате использования льготных схем приватизации сформировалась размытая структура собственности, которая не предоставляла устойчивых преимуществ контроля ни одной группе акционеров и требовавшая, в связи с этим дальнейшего перераспределения.
Противоречия и социальные стрессы, сопровождавшие первый этап приватизации, обусловили необходимость пересмотра подходов к осуществлению этого процесса. Номинальная смена формы собственности предприятия без учета динамики его экономической эффективности приводила к усилению криминализации экономики и ее разрушению.
22
июля 1994г. Указом Президента
Приватизация государственного имущества проводилась посредством, денежных, специализированных аукционов, инвестиционных и коммерческих конкурсов, по закрытой подписке. Этому этапу приватизации характерно развитие фондового рынка, создание системы институциональных инвесторов и оформление социального слоя, обладающего правами собственности.
Во второй половине 1995г. Правительство РФ приняло решение о приватизации пакетов акций предприятий, закрепленных в собственности государства и проведении «залоговых аукционов». Государство отдавало в залоговое управление по конкурсу огромные пакеты государственной собственности, не имея средств для их последующего выкупа. На аукционы были выставлены пакеты акций 21-го предприятия.
Приватизация по «залоговой» схеме прошла в сжатые сроки, аукционы сопровождались серьезными острыми конфликтами, которые характеризовали эту схему не только как непроработанный механизм, но и свидетельствовали о сомнительной экономической адекватности этих сделок. Итоги залоговых аукционов, проводившиеся в конце 1995г. были оценены левыми парламентскими силами как «бесконтрольная продажа народных богатств».
Срок залога истек 1 сентября 1996г., и победители аукционов — наиболее крупные российские банки — стали обладателями значительной доли собственности в реальном секторе. Это привело к формированию финансово-промышленных империй. Негосударственный сектор произвел в 1997 году свыше 3/4 ВВП.
В 1997г. начинается третий этап, специфической чертой которого является отказ от фискальной направленности приватизации. Он осуществляется по индивидуальным проектам с акцентом на эффективное управление государственной собственностью. Цели, приоритеты и порядок приватизации на этом этапе фиксируются новым Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации», который до определенной степени восполняет пробелы в законодательстве о приватизации, проявившиеся в ходе ее проведения на предыдущих этапах.
Согласно этому закону приватизация осуществляется на основе новой классификации видов государственного имущества, учитывающей положения Гражданского кодекса РФ. В зависимости от возможностей приватизации государственное имущество подразделяется на объекты, которые:
• приватизируются по решению Правительства РФ;
• приватизируются по решению федерального органа по управлению государственным имуществом;
• согласно закону, не могут быть приватизированы объекты, закрепленные в государственной собственности, до принятия решения о прекращении такого закрепления;
• приватизируются с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц.
На третьем этапе приватизации оформились такие способы ее проведения как:
• внесение государственного муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы экономических субъектов;
• преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;
• отчуждение акций, находящихся в государственной муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.
При проведении коммерческих конкурсов приватизация конкретизируется принятием инвестиционных и социальных обязательств покупателей. Право собственности на приватизируемое имущество переходит к покупателям после выполнения инвестиционных и социальных обязательств, имеющих экономическое обоснование, стоимостное выражение, сроки реализации и порядок подтверждения их выполнения.
На этом этапе приватизации обострилась проблема необходимости реструктуризации приватизируемых объектов, проявившаяся, в частности, в увеличении доли убыточных предприятий: в 1996г. такая доля составляла 43,5%, в 1997 — 46,9%, в 1998 — 48,8%. Наиболее значима названная проблема для крупных и крупнейших предприятий: неплатежеспособные гиганты, технически и морально устаревшие, требуют огромных средств на реконструкцию и финансовое оздоровление. Они не могут быть приватизированы в общей поточно-массовой приватизации; к ним применим механизм индивидуальных проектов с осуществлением классического предпродажного цикла подготовки, который, как и в зрелых макросистемах включает следующие процедуры: работа аудиторских фирм и финансовых консультантов по подготовке экономической информации, отражающей положение фирмы, передача объекта на доверительное управление по конкурсу, основным условием которого является обязательство управляющего повысить котировку акций и провести реструктуризацию приватизируемого объекта.
В результате приватизационных процессов к началу XXI в. в России сформировалась определенная структура собственности, которая характеризуется более высокой долей концентрации, чем в зрелых макросистемах, где пакет акций в 5—10% считается крупным. В России на большинстве предприятий внешний акционер, являющийся крупнейшим собственником обладает в среднем пакетом в 26,5—35%. Размер минимального пакета акций для крупного акционера не является обратно пропорциональным размеру предприятия: На сверхкрупных предприятиях концентрация собственности выше; рост концентрации собственности прямо пропорционален размеру предприятий.
Устойчивой оказалась низкая эффективность вложений средств трудовых коллективов и руководителей. Коллективы предприятий, получившие существенные льготы в процессе приватизации, очень быстро избавляются от своих акций; и чем больше был первоначальный пакет, тем быстрее он распродается
Инвестиционные фонды, предназначенные для того, чтобы предоставить возможность мелкому инвестору эффективно использовать средства, вкладывают их даже менее результативно, чем трудовые коллективы.
Неолиберальная философия, в той части реформ, которая касается приватизации, опиралась на следующие постулаты:
Информация о работе Приватизация – экономическая тенденция конца 20 в