Приватизация – экономическая тенденция конца 20 в

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыта сущность понятия «собственность» как экономической категории;
рассмотрена система форм собственности, дана их характеристика;
рассмотрена эволюция форм собственности;
проанализированы преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям;
дана характеристика современного состояния основных форм собственности в Российской Федерации;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Сущность собственности ………………………………………………….… 5
1.1 Формы и виды собственности в современной экономике ……………..... 9
1.2 Отношение собственности – основа хозяйственной деятельности люде….…………………………………………………………………………… 22
2 Трансформация отношений собственности и новые хозяйствующие субъекты…………………………………………………………………..…..… 26
2.1 Условия формирования и функционирования рынка ………………….… 27
2.2 Результат реформирования и сегодняшние проблемы развития.……… 32
3 Приватизация – экономическая тенденция конца 20 в…………………….. 35
3.1 Процесс приватизации в России ………...………………………………… 42
3.2 Итог процесса приватизации ………………………………………………. 52
Заключение ……………………………………………………………………... 57
Список литературы …………………………...

Файлы: 1 файл

Сущность собственности и ее роль в развитии экономики..doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     • продажи, безвозмездной передачи или производимого каким-либо иным способом отчуждения объектов государственной собственности, государственного имущества или государственных активов в пользу частных лиц, частных инвесторов или коллективов собственников с четко обозначенными правами собственности;

     • создания на базе государственных предприятий смешанных акционерных компаний, в которых участие государства в совокупном капитале ограничено определенной и заранее установленной долей;

     • делегирования функций управления и распоряжения государственной собственностью или государственным имуществом и активами, а также функций использования государственной собственности или государственного имущества, частным лицам, институтам или коллективам собственников;

     • подключения частных физических или юридических лиц либо муниципальных органов власти на условиях подряда (внешней контрактации или франчайзинга) к реализации услуг общественного характера.

     Приватизация  экономики - процесс сокращения масштабов государственного сектора и структурного перераспределения прав собственности в пользу частного капитала за счет уменьшения доли государства в производстве ВНП, происходящий в рамках национальной экономики.

     Приватизация  экономики кроме непосредственной приватизации государственных предприятий и сокращения государственного потребления товаров и услуг, проявляется, во-первых, в относительном увеличении объема производства на предприятиях негосударственной собственности, и, во-вторых, в возрастании непосредственного влияния частного сектора на процесс принятия экономических решений, затрагивающих интересы государства и нации в целом. Например, строительство нового предприятия, инвестиции в которое осуществлялись частными лицами, увеличивает объем продукции, производимой частными экономическими субъектами и изменяет соотношение между государственным и частным сектором, т.е. делает экономику более приватизированной.

     На  макроуровне приватизация выступает  как составной элемент государственной  политики регулирования экономики, направленной на увеличение вклада частного сектора в развитие национальной экономики. На микроуровне приватизация означает полную или частичную передачу права на объекты собственности государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу.

     Содержание  приватизации различают в зависимости  от уровня развития рыночных отношений. В зрелых макросистемах приватизация — это метод совершенствования  рыночной экономики, а в формирующихся  макросистемах с переходной экономикой — метод формирования рыночных отношений. Однако общей проблемой, которую решает приватизация выступает проблема повышения эффективности государственного сектора.

     В зрелых макросистемах большинство  программ приватизации обладали индивидуальными  схемами. Приватизация, проводимая по таким схемам, получила название «точечной». Механизм точечной приватизации состоит в том, что:

     • принадлежащие государству предприятия передаются в частную собственность индивидуально посредством национальных и международных открытых предложений акций на фондовых рынках;

     • собственность передается выбранному покупателю на условиях, согласованных в ходе переговоров;

     • собственность продается покупателю, выбранному на конкурсной основе.

     Точечная  приватизация обладает следующими преимуществами.

     1) Правительство имеет возможность осуществлять свою политику применительно к конкретному случаю приватизации.

     2) Приватизация может быть структурирована таким образом, чтобы обеспечить привлечение необходимого иностранного капитала и ноу-хау.

     3) Используя точечную приватизацию, правительство может получить максимальные доходы.

     В классическом варианте процесс приватизации проходит три фазы: подготовка, собственно приватизации, постприватизационный период.

     В фазе подготовки осуществляется предварительный отбор предприятия для приватизации. При этом, во-первых, учитывается потенциальный интерес инвесторов к приобретению конкретных предприятий, во-вторых, приватизация происходит в плановом порядке в соответствии с возможностями подготовки предприятий к самой процедуре.

     На  подготовленных к приватизации предприятиях проводится анализ возможностей осуществления  приватизации и механизмов, которые  могут быть использованы. Определяется цена акций с учетом возможных  будущих доходов. Заинтересованному  инвестору предоставляется право самостоятельного исследования коммерческой значимости предприятия.

     Оценка  имущества и финансового состояния  предприятия — основа для дальнейших действий правительства, которое принимает  решение о структурной или  финансовой реорганизации предприятия для укрепления его рыночных позиций. Если государственное предприятие имеет серьезную задолженность, то для того, чтобы поднять его коммерческие возможности государство может принять решение о списании или перераспределении части долгов.

     В зрелых макросистемах правительство  серьезно относится к оценке стратегической роли предприятия в развитии национальной экономики и стратегической экономической  независимости страны. Решение привлечь иностранный капитал становится основой для проведения рекламной кампании и определения потенциальных зарубежных инвесторов.

     После собственно приватизации, в третьей  фазе, контроль за деятельностью предприятия  переходит к инвесторам, которые  проводят дальнейшую реструктуризацию предприятия в направлении улучшения качества и снижения стоимости производимой продукции.

     В зависимости от условий приватизации правительство может оставить за собой осуществление общего руководства  и контроля, сохранения доли в уставном капитале, участие в составе Совета директоров членов правительства или его полномочных представителей.

     В процессе приватизации основное предпочтение было отдано британским частным инвесторам, затем британским институциональным  инвесторам и только потом право  участия предоставлялось зарубежным инвесторам. Например, приватизация «Бритиш гэс» была осуществлена посредством эмиссии акций, которые распределились следующим образом: 62% — населению Великобритании, 23% — британским институциональным инвесторам, 11% — иностранным инвесторам, 4% правительство оставило за собой.

     В результате приватизации численность  занятых в государственном секторе  снизилась в два раза.

     Основными чертами британской программы приватизации, обеспечившей ей успех, являются:

     • постепенность;

     • законодательная и нормативная проработка каждого отдельного случая;

     • тщательная подготовка каждого акта продажи;

     • стимулирование покупки акций сотрудниками предприятий;

     • эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период:

     а) лицензирование;

     б) контроль за ценами;

     в) установление верхних пределов цен.

     В европейских странах программы  приватизации проводились в условиях ужесточения контроля за бюджетными расходами, налоговой реформы, попытки создания более гибкого рынка труда, снижения размеров государственных управленческих структур, минимизации ассигнований на поддержку убыточных государственных компаний.

     Анализ  процессов приватизации в зрелых макросистемах позволил выделить следующий  элемент переходности: симбиоз государства  и рынка предполагает качественно иной оптимум, вокруг которого должно происходить движение форм собственности. Это означает, что функции смешанного сектора наполняются новым содержанием: если раньше он служил буферной зоной между государственным и частным сектором, то теперь колебания государственной предпринимательской активности происходят в рамках самих смешанных образований.

     В зрелых макросистемах, возглавляющих  технологический прогресс, приватизационные процессы являются промежуточным продуктом  синтеза нового типа рыночного регулирования, основанного на преобладании косвенных путей государственного вмешательства в экономику и более плотном переплетении государственных и частных интересов. Отдается предпочтение симбиозным формам государственной и частной собственности, которые считаются наиболее эффективными и с макро- и микроэкономических позиций. Используя эти формы, государство сохраняет за собой контроль над процессами, происходящими в национальной экономике не только с помощью косвенных рычагов регулирования, встроенных в рыночную систему, но и непосредственно через управление капиталом стратегически важных отраслей. 

               3.1 Процесс приватизации  в России

     Во  второй половине 80-х годов в России оформилось осознание необходимости  развития форм собственности, альтернативных государственной. Вектором развития стало создание «многоукладной социалистической экономики» с доминирующим государственным сектором. Первым нормативным актом начала преобразований собственности стал закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который легализовал мелкий частный бизнес и аренду на основе семейного подряда. В мае 1988г. был принят закон «О кооперации в СССР». Аренда и кооперация стали рассматриваться как элементы новой модели экономики, однако мелкий бизнес и кооперативы не смогли стать серьезной альтернативой государственной собственности.

     [8]В 1990г. в альтернативных программах проведения реформ появился термин «приватизация». Развернулся процесс присвоения прав собственности номенклатурно-бюрократическими и номенклатурно-территориальными группами чиновников. В 1992г. было принято приватизационное законодательство, послужившее базой для последующей масштабной приватизации 1992-1994гг. Программа приватизации, принятая 11 июня 1992г., стала компромиссом между «платной» для экономически активной части нации и «безвозмездной» для экономически пассивной ее части (ваучеры каждому и льготы трудовым коллективам).

     Процесс приватизации государственных предприятий  стал основой трансформации отношений  собственности, а следовательно  и всей системы социально-экономических отношений. И проходил одновременно с либерализацией цен и созданием модели открытой экономики.

     Чековая модель приватизации предусматривала:

     • преобразование крупных и средних государственных предприятий в АООТ с предоставлением льгот членам трудовых коллективов приватизированных предприятий;

     • обеспечение всех граждан России приватизационными чеками и правовыми гарантиями их использования через, например, специализированные чековые аукционы.

     Конечная  цель реализации этой модели — формирование слоя частных собственников, как основы успеха рыночных реформ в России; наличие такого социального слоя считалось условием превращения России в Демократическое государство.

     С целью избежать социальных волнений и создать видимость равных стартовых  условий было необходимо, чтобы в итоге приватизации каждому гражданину России досталась определенная часть государственной собственности. Граждане России получили 146064 млн. ваучеров.[9]

     Владелец  ваучера имел возможность:

  • во-первых, продать чек (была продана 1/4 часть всех выданных чеков);

     • во-вторых, купить акции чековых инвестиционных фондов (было создано 640 инвестиционных фондов, которые собрали более 60 млн. приватизационных чеков);

     • в-третьих, владельцы ваучеров могли использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия (по закрытой подписке было принято 26 млн. чеков);

     • в-четвертых, участвовать в чековом аукционе.

Информация о работе Приватизация – экономическая тенденция конца 20 в