Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:54, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыта сущность понятия «собственность» как экономической категории;
рассмотрена система форм собственности, дана их характеристика;
рассмотрена эволюция форм собственности;
проанализированы преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям;
дана характеристика современного состояния основных форм собственности в Российской Федерации;
Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Сущность собственности ………………………………………………….… 5
1.1 Формы и виды собственности в современной экономике ……………..... 9
1.2 Отношение собственности – основа хозяйственной деятельности люде….…………………………………………………………………………… 22
2 Трансформация отношений собственности и новые хозяйствующие субъекты…………………………………………………………………..…..… 26
2.1 Условия формирования и функционирования рынка ………………….… 27
2.2 Результат реформирования и сегодняшние проблемы развития.……… 32
3 Приватизация – экономическая тенденция конца 20 в…………………….. 35
3.1 Процесс приватизации в России ………...………………………………… 42
3.2 Итог процесса приватизации ………………………………………………. 52
Заключение ……………………………………………………………………... 57
Список литературы …………………………...
• продажи, безвозмездной передачи или производимого каким-либо иным способом отчуждения объектов государственной собственности, государственного имущества или государственных активов в пользу частных лиц, частных инвесторов или коллективов собственников с четко обозначенными правами собственности;
• создания на базе государственных предприятий смешанных акционерных компаний, в которых участие государства в совокупном капитале ограничено определенной и заранее установленной долей;
• делегирования функций управления и распоряжения государственной собственностью или государственным имуществом и активами, а также функций использования государственной собственности или государственного имущества, частным лицам, институтам или коллективам собственников;
• подключения частных физических или юридических лиц либо муниципальных органов власти на условиях подряда (внешней контрактации или франчайзинга) к реализации услуг общественного характера.
Приватизация экономики - процесс сокращения масштабов государственного сектора и структурного перераспределения прав собственности в пользу частного капитала за счет уменьшения доли государства в производстве ВНП, происходящий в рамках национальной экономики.
Приватизация экономики кроме непосредственной приватизации государственных предприятий и сокращения государственного потребления товаров и услуг, проявляется, во-первых, в относительном увеличении объема производства на предприятиях негосударственной собственности, и, во-вторых, в возрастании непосредственного влияния частного сектора на процесс принятия экономических решений, затрагивающих интересы государства и нации в целом. Например, строительство нового предприятия, инвестиции в которое осуществлялись частными лицами, увеличивает объем продукции, производимой частными экономическими субъектами и изменяет соотношение между государственным и частным сектором, т.е. делает экономику более приватизированной.
На
макроуровне приватизация выступает
как составной элемент
Содержание приватизации различают в зависимости от уровня развития рыночных отношений. В зрелых макросистемах приватизация — это метод совершенствования рыночной экономики, а в формирующихся макросистемах с переходной экономикой — метод формирования рыночных отношений. Однако общей проблемой, которую решает приватизация выступает проблема повышения эффективности государственного сектора.
В зрелых макросистемах большинство программ приватизации обладали индивидуальными схемами. Приватизация, проводимая по таким схемам, получила название «точечной». Механизм точечной приватизации состоит в том, что:
• принадлежащие государству предприятия передаются в частную собственность индивидуально посредством национальных и международных открытых предложений акций на фондовых рынках;
• собственность передается выбранному покупателю на условиях, согласованных в ходе переговоров;
• собственность продается покупателю, выбранному на конкурсной основе.
Точечная приватизация обладает следующими преимуществами.
1) Правительство имеет возможность осуществлять свою политику применительно к конкретному случаю приватизации.
2) Приватизация может быть структурирована таким образом, чтобы обеспечить привлечение необходимого иностранного капитала и ноу-хау.
3) Используя точечную приватизацию, правительство может получить максимальные доходы.
В классическом варианте процесс приватизации проходит три фазы: подготовка, собственно приватизации, постприватизационный период.
В фазе подготовки осуществляется предварительный отбор предприятия для приватизации. При этом, во-первых, учитывается потенциальный интерес инвесторов к приобретению конкретных предприятий, во-вторых, приватизация происходит в плановом порядке в соответствии с возможностями подготовки предприятий к самой процедуре.
На подготовленных к приватизации предприятиях проводится анализ возможностей осуществления приватизации и механизмов, которые могут быть использованы. Определяется цена акций с учетом возможных будущих доходов. Заинтересованному инвестору предоставляется право самостоятельного исследования коммерческой значимости предприятия.
Оценка
имущества и финансового
В зрелых макросистемах правительство серьезно относится к оценке стратегической роли предприятия в развитии национальной экономики и стратегической экономической независимости страны. Решение привлечь иностранный капитал становится основой для проведения рекламной кампании и определения потенциальных зарубежных инвесторов.
После
собственно приватизации, в третьей
фазе, контроль за деятельностью предприятия
переходит к инвесторам, которые
проводят дальнейшую реструктуризацию
предприятия в направлении
В зависимости от условий приватизации правительство может оставить за собой осуществление общего руководства и контроля, сохранения доли в уставном капитале, участие в составе Совета директоров членов правительства или его полномочных представителей.
В
процессе приватизации основное предпочтение
было отдано британским частным инвесторам,
затем британским институциональным
инвесторам и только потом право
участия предоставлялось
В
результате приватизации численность
занятых в государственном
Основными чертами британской программы приватизации, обеспечившей ей успех, являются:
• постепенность;
• законодательная и нормативная проработка каждого отдельного случая;
• тщательная подготовка каждого акта продажи;
• стимулирование покупки акций сотрудниками предприятий;
• эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период:
а) лицензирование;
б) контроль за ценами;
в) установление верхних пределов цен.
В европейских странах программы приватизации проводились в условиях ужесточения контроля за бюджетными расходами, налоговой реформы, попытки создания более гибкого рынка труда, снижения размеров государственных управленческих структур, минимизации ассигнований на поддержку убыточных государственных компаний.
Анализ процессов приватизации в зрелых макросистемах позволил выделить следующий элемент переходности: симбиоз государства и рынка предполагает качественно иной оптимум, вокруг которого должно происходить движение форм собственности. Это означает, что функции смешанного сектора наполняются новым содержанием: если раньше он служил буферной зоной между государственным и частным сектором, то теперь колебания государственной предпринимательской активности происходят в рамках самих смешанных образований.
В
зрелых макросистемах, возглавляющих
технологический прогресс, приватизационные
процессы являются промежуточным продуктом
синтеза нового типа рыночного регулирования,
основанного на преобладании косвенных
путей государственного вмешательства
в экономику и более плотном переплетении
государственных и частных интересов.
Отдается предпочтение симбиозным формам
государственной и частной собственности,
которые считаются наиболее эффективными
и с макро- и микроэкономических позиций.
Используя эти формы, государство сохраняет
за собой контроль над процессами, происходящими
в национальной экономике не только с
помощью косвенных рычагов регулирования,
встроенных в рыночную систему, но и непосредственно
через управление капиталом стратегически
важных отраслей.
3.1 Процесс приватизации в России
Во второй половине 80-х годов в России оформилось осознание необходимости развития форм собственности, альтернативных государственной. Вектором развития стало создание «многоукладной социалистической экономики» с доминирующим государственным сектором. Первым нормативным актом начала преобразований собственности стал закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», который легализовал мелкий частный бизнес и аренду на основе семейного подряда. В мае 1988г. был принят закон «О кооперации в СССР». Аренда и кооперация стали рассматриваться как элементы новой модели экономики, однако мелкий бизнес и кооперативы не смогли стать серьезной альтернативой государственной собственности.
[8]В 1990г. в альтернативных программах проведения реформ появился термин «приватизация». Развернулся процесс присвоения прав собственности номенклатурно-бюрократическими и номенклатурно-территориальными группами чиновников. В 1992г. было принято приватизационное законодательство, послужившее базой для последующей масштабной приватизации 1992-1994гг. Программа приватизации, принятая 11 июня 1992г., стала компромиссом между «платной» для экономически активной части нации и «безвозмездной» для экономически пассивной ее части (ваучеры каждому и льготы трудовым коллективам).
Процесс
приватизации государственных предприятий
стал основой трансформации
Чековая модель приватизации предусматривала:
• преобразование крупных и средних государственных предприятий в АООТ с предоставлением льгот членам трудовых коллективов приватизированных предприятий;
• обеспечение всех граждан России приватизационными чеками и правовыми гарантиями их использования через, например, специализированные чековые аукционы.
Конечная цель реализации этой модели — формирование слоя частных собственников, как основы успеха рыночных реформ в России; наличие такого социального слоя считалось условием превращения России в Демократическое государство.
С целью избежать социальных волнений и создать видимость равных стартовых условий было необходимо, чтобы в итоге приватизации каждому гражданину России досталась определенная часть государственной собственности. Граждане России получили 146064 млн. ваучеров.[9]
Владелец ваучера имел возможность:
• во-вторых, купить акции чековых инвестиционных фондов (было создано 640 инвестиционных фондов, которые собрали более 60 млн. приватизационных чеков);
• в-третьих, владельцы ваучеров могли использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия (по закрытой подписке было принято 26 млн. чеков);
• в-четвертых, участвовать в чековом аукционе.
Информация о работе Приватизация – экономическая тенденция конца 20 в