Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:54, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыта сущность понятия «собственность» как экономической категории;
рассмотрена система форм собственности, дана их характеристика;
рассмотрена эволюция форм собственности;
проанализированы преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям;
дана характеристика современного состояния основных форм собственности в Российской Федерации;
Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Сущность собственности ………………………………………………….… 5
1.1 Формы и виды собственности в современной экономике ……………..... 9
1.2 Отношение собственности – основа хозяйственной деятельности люде….…………………………………………………………………………… 22
2 Трансформация отношений собственности и новые хозяйствующие субъекты…………………………………………………………………..…..… 26
2.1 Условия формирования и функционирования рынка ………………….… 27
2.2 Результат реформирования и сегодняшние проблемы развития.……… 32
3 Приватизация – экономическая тенденция конца 20 в…………………….. 35
3.1 Процесс приватизации в России ………...………………………………… 42
3.2 Итог процесса приватизации ………………………………………………. 52
Заключение ……………………………………………………………………... 57
Список литературы …………………………...
Рынок рабочей силы предполагает наличие биржи труда. Биржа труда должна вести учет свободных рабочих мест, количества и структуры безработных, помогать им в поисках работы, выплачивать пособия, организовывать переквалификации кадров в соответствии со спросом на рабочую силу, организовывать общественные работы.
Рынок капитала требует создания фондовых и валютных бирж. Работа в этом направлении в нашей стране фактически только начинается.
Помимо частной инфраструктуры, соответствующей определенному виду рынка, необходимо создание инфраструктуры общего назначения – создание кредитной, банковской, денежной системы, способных обеспечить нормальное функционирование рынка. Данная инфраструктура, не являясь продуктом рынка, обеспечивает его единство, целостность в масштабах страны, включение в мировые хозяйственные связи. Функции создания такой инфраструктуры и ее поддержания может выполнить только государство.
Одна из главных проблем, без решения которых рынок существовать не может – демонополизация экономики. Монополия проявляются в различных формах. Так, типичный вид монополии – это монополия производителя. С первых лет советской власти в нашей стране стали строить предприятия-гиганты, которые изначально становились единственными производителями определенного вида продукта, т.е. создавали монополии. Последствия этого известны – рост цен, снижение качества продукции, содержание научно-технического прогресса. Кроме того, сбой в работе таких предприятий – монополистов неизбежно приводит к сбоям смежных отраслях и нарушением в функционировании всего национального хозяйства.
Развивать
рыночную экономику
можно только при
условии разносторонних
контактов с мировым
рынком. Расширение
отношений может
идти по пути развития
внешней торговли,
создания совместных
предприятий и
свободных экономических
зон, всемерного привлечения
иностранного капитала,
совершенствования
валютных отношений.
2.2 Результат реформирования и сегодняшние проблемы развития
Если рассматривать глобальные цели - повышение эффективности производства, высокие темпы экономического роста и значительное повышение жизненного уровня населения, то нельзя не признать их правоты. Но, вероятно, решить все перечисленные задачи в стране, занимающей одну шестую часть земной суши полностью за такой короткий исторический отрезок времени просто нереально.
С
1991г. уровень производства в стране
сократился вдвое, в промышленности
доля убыточных предприятий
Как показывает статистика, спад производства в период перехода к рынку - явление закономерное. Производство уменьшилось во всех странах, вступивших на путь реформ. Просто сравнивать уровень спада и сроки его преодоления в России и любой восточноевропейской стране, вероятно неправомерно: все они составляют лишь незначительную часть от размеров территории и производства России и навести порядок там значительно легче. Не надо забывать, что институты частной собственности и рыночные отношения были отменены в этих странах сравнительно недавно, и вернуться к ним им проще: еще живо поколение людей, помнящих рынок, и знающих, как в нем работать. В России этого нет, опыт приходится наживать заново.
Есть еще один фактор, углубляющий спад производства: диспропорции социалистической экономики, послужившей базой для реформы. По минимальным оценкам 40% ВВП СССР составляла продукция военно-промышленного комплекса, сейчас ее доля — не более 5—8%.[8] Разница дает половину 50%-ного спада производства. Еще 10—15% — сокращение производства низкокачественной продукции и непригодного ассортимента, которую брали только из-за отсутствия выбора. В итоге на долю факторов, вызванных реформой, приходится 10—15% спада, т.е. столько же, сколько в среднем во всех переходных экономиках.
Финансовый кризис, который сильно ударил по российской экономике, привел к девальвации, в результате которой был дан толчок к оживлению производства. В 1999г. объем реального ВВП возрос на 3,2%, промышленной продукции — на 8,1%, грузооборот предприятий транспорта — на 5,2%2.
Больше всего нареканий на результаты приватизации. Конечно, создать эффективного собственника, рачительного хозяина не удалось.
Однако
выпуск ваучеров позволил тем не менее
в короткие сроки разрушить
Снижение инвестиционной активности вызвано конкретными причинами — прекращение централизованного инвестирования из госбюджета, нестабильность политической и экономической ситуации, постоянные изменения налогообложения, причем в сторону увеличения, отсутствие стабильного рынка частных капиталов. Все это сдерживает и отечественных, и иностранных инвесторов, предопределяет бегство капиталов за границу.
Реальный
уровень жизни значительно
Проблем, которые стоят перед экономикой России сегодня множество. Но при этом создана основа для их решения: есть разработки теоретиков и опыт множества стран, прошедших тот или иной переходный период и преодолевших кризисный этап развития.
Однако главная задача на сегодняшний день — обеспечение экономического роста. Для этого необходимо разработать и реализовать инвестиционную политику, предусматривающую использование всех свободных денежных средств, в том числе и сбережений населения. Реализация такой политики возможна лишь в том случае, если будет изменена налоговая система и наступит относительная стабильность. Одновременно должны быть разработаны меры по предотвращению инфляции, улучшению собираемости налогов, восстановлению разрушенной кризисом банковской системы, социальной поддержке населения. Если работа в этих направлениях пойдет успешно, наметившаяся стабилизация в экономике укрепится, и страна сможет начать продвижение вперед.
Уж
сейчас можно сказать, что основы
рыночной экономики в России созданы:
начали функционировать субъекты рыночных
отношений, а государство создало инструменты
экономического воздействия на них (налоговую
систему, денежно-кредитные инструменты
и пр.); российская экономика реагирует
на использование этих инструментов в
основном так же, как и любая экономика
развитой рыночной страны. Целенаправленное
грамотное использование всех рычагов
и инструментов экономического воздействия
позволит решить большинство проблем,
стоящих перед российской экономикой.
3. Приватизация – экономическая тенденция конца 20 в.
Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.
Приватизация
государственных и
Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д.
После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества и т.д.
Экономическим мотивом приватизации служит положение радикального направления в экономической теории, согласно которому приватизация способствует либерализации экономики. В рамках' такого подхода исходят из того, что государственное производство менее эффективно, по сравнению с частным по внутренне присущим этому производству характеристикам, к которым относится закрытость от конкуренции и уверенность в поддержке государства. В ходе такой приватизации управленческие структуры подлежали рационализации, менялось руководство приватизируемых компаний, расширялся круг менеджеров. Осуществляя процессы приватизации, государство перекладывало проведение более жесткой политики в области занятости на частный сектор. Кроме того, утверждалось, что приватизация способствует укреплению позиций макросистемы на международных рынках.
К политическим мотивам можно отнести необходимость формирования консервативного слоя избирателей, стремление ослабить профсоюзы и, таким образом, лишить левые силы традиционной поддержки. Приватизация в зрелых макросистемах имела место в то время, когда снизилось влияние партий, выступавших за сохранение государственного сектора.
Мотивами финансового характера, лежавшими в основе приватизационных процессов, стали: сокращение дефицита государственного бюджета за счет поступлений средств, вырученных от продажи государственных предприятий; сокращение потребностей государственного сектора в заемных средствах; расширение рынка капиталов путем привлечения большего числа инвесторов.
Содержание процесса приватизации в различных государствах понимается как:
• переход прав собственности от государства к частным лицам или смена государственной собственности на частную, как, например, в США;
• делегирование прав по распоряжению государственным имуществом;
• полная продажа государственного предприятия частным лицам;
• продажа лишь части, активов.
В Великобритании под приватизацией понималось сокращение участия государства в капитале предприятий до уровня менее 50%, а Турции, Индонезии, Малайзии в ходе приватизации государство сохраняет большую часть активов в своей собственности.
В США приватизация рассматривается как долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения общественного. В Японии термин «приватизация» означает продажу собственности правительства частным лицам и организациям, и предполагает снятие ограничений, касающихся функционирования государственных предприятий.
Приватизация может осуществляться как преобразование:
• государственного предприятия в акционерное общество с последующей продажей акций частным собственникам;
• государственных предприятий, находящихся в частном владении (аренда), в независимые;
• государственного предприятия в частное.
В
Румынии под приватизацией
В
целях конкретизации уровней, на
которых разворачиваются
Приватизация
предприятий — это
Информация о работе Приватизация – экономическая тенденция конца 20 в