Приватизация – экономическая тенденция конца 20 в

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыта сущность понятия «собственность» как экономической категории;
рассмотрена система форм собственности, дана их характеристика;
рассмотрена эволюция форм собственности;
проанализированы преобразования форм собственности в России в условиях перехода к рыночным отношениям;
дана характеристика современного состояния основных форм собственности в Российской Федерации;

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Сущность собственности ………………………………………………….… 5
1.1 Формы и виды собственности в современной экономике ……………..... 9
1.2 Отношение собственности – основа хозяйственной деятельности люде….…………………………………………………………………………… 22
2 Трансформация отношений собственности и новые хозяйствующие субъекты…………………………………………………………………..…..… 26
2.1 Условия формирования и функционирования рынка ………………….… 27
2.2 Результат реформирования и сегодняшние проблемы развития.……… 32
3 Приватизация – экономическая тенденция конца 20 в…………………….. 35
3.1 Процесс приватизации в России ………...………………………………… 42
3.2 Итог процесса приватизации ………………………………………………. 52
Заключение ……………………………………………………………………... 57
Список литературы …………………………...

Файлы: 1 файл

Сущность собственности и ее роль в развитии экономики..doc

— 269.50 Кб (Скачать)

     Рынок рабочей силы предполагает наличие биржи труда. Биржа труда должна вести учет свободных рабочих мест, количества и структуры безработных, помогать им в поисках работы, выплачивать пособия, организовывать переквалификации кадров в соответствии со спросом на рабочую силу, организовывать общественные работы.

     Рынок капитала требует  создания фондовых и  валютных бирж. Работа в этом направлении  в нашей стране фактически только начинается.

     Помимо  частной инфраструктуры, соответствующей  определенному виду рынка, необходимо создание инфраструктуры общего назначения – создание кредитной, банковской, денежной системы, способных обеспечить нормальное функционирование рынка. Данная инфраструктура, не являясь продуктом рынка, обеспечивает его единство, целостность в масштабах страны, включение в мировые хозяйственные связи. Функции создания такой инфраструктуры и ее поддержания может выполнить только государство.

     Одна  из главных проблем, без решения которых  рынок существовать не может – демонополизация  экономики. Монополия  проявляются в  различных формах. Так, типичный вид монополии – это монополия производителя. С первых лет советской власти в нашей стране стали строить предприятия-гиганты, которые изначально становились единственными производителями определенного вида продукта, т.е. создавали монополии. Последствия этого известны – рост цен, снижение качества продукции, содержание научно-технического прогресса. Кроме того, сбой в работе таких предприятий – монополистов неизбежно приводит к сбоям смежных отраслях и нарушением в функционировании всего национального хозяйства. 

     Развивать рыночную экономику  можно только при  условии разносторонних контактов с мировым  рынком. Расширение отношений может  идти по пути развития внешней торговли, создания совместных предприятий и  свободных экономических зон, всемерного привлечения иностранного капитала, совершенствования валютных отношений.  

     2.2 Результат реформирования  и сегодняшние  проблемы развития

     Если  рассматривать глобальные цели - повышение  эффективности производства, высокие  темпы экономического роста и значительное повышение жизненного уровня населения, то нельзя не признать их правоты. Но, вероятно, решить все перечисленные задачи в стране, занимающей одну шестую часть земной суши полностью за такой короткий исторический отрезок времени просто нереально.

     С 1991г. уровень производства в стране сократился вдвое, в промышленности доля убыточных предприятий приближается к 50%, в строительстве - к 40%, в сельском хозяйстве превышает 80%. Объем научно - исследовательских работ сократился более чем в 10 раз, что повлекло за собой снижение конкурентоспособности национальной экономики и уменьшение потенциала экономического роста. Банковская система не может оправиться после финансового кризиса 1998г., когда большинство мелких и средних банков обанкротились. Цены в стране растут, жизненный уровень падает, растет безработица, процветают мафия и коррупция. А главное - нет реальной экономической программы, способной вывести страну из кризиса. [7]

     Как показывает статистика, спад производства в период перехода к рынку - явление закономерное. Производство уменьшилось во всех странах, вступивших на путь реформ. Просто сравнивать уровень спада и сроки его преодоления в России и любой восточноевропейской стране, вероятно неправомерно: все они составляют лишь незначительную часть от размеров территории и производства России и навести порядок там значительно легче. Не надо забывать, что институты частной собственности и рыночные отношения были отменены в этих странах сравнительно недавно, и вернуться к ним им проще: еще живо поколение людей, помнящих рынок, и знающих, как в нем работать. В России этого нет, опыт приходится наживать заново.

     Есть  еще один фактор, углубляющий спад производства: диспропорции социалистической экономики, послужившей базой для  реформы. По минимальным оценкам 40% ВВП СССР составляла продукция военно-промышленного комплекса, сейчас ее доля — не более 5—8%.[8] Разница дает половину 50%-ного спада производства. Еще 10—15% — сокращение производства низкокачественной продукции и непригодного ассортимента, которую брали только из-за отсутствия выбора. В итоге на долю факторов, вызванных реформой, приходится 10—15% спада, т.е. столько же, сколько в среднем во всех переходных экономиках.

     Финансовый  кризис, который сильно ударил по российской экономике, привел к девальвации, в результате которой был дан толчок к оживлению производства. В 1999г. объем реального ВВП возрос на 3,2%, промышленной продукции — на 8,1%, грузооборот предприятий транспорта — на 5,2%2.

     Больше  всего нареканий на результаты приватизации. Конечно, создать эффективного собственника, рачительного хозяина не удалось.

     Однако  выпуск ваучеров позволил тем не менее  в короткие сроки разрушить государственную  собственность и создать реальную основу для рыночных отношений. Сейчас уже существует более эффективный, по сравнению с государственным, рыночный сектор, способный участвовать в конкурентной борьбе, развиваться и создавать необходимые товары.

     Снижение  инвестиционной активности вызвано  конкретными причинами — прекращение централизованного инвестирования из госбюджета, нестабильность политической и экономической ситуации, постоянные изменения налогообложения, причем в сторону увеличения, отсутствие стабильного рынка частных капиталов. Все это сдерживает и отечественных, и иностранных инвесторов, предопределяет бегство капиталов за границу.

     Реальный  уровень жизни значительно упал, но потребление сейчас относительно стабильно. Кроме того, в настоящее  время в российских семьях намного  больше товаров длительно пользования, чем до начала реформ. Значительно расширился ассортимент отечественных и импортных товаров, исчезли дефицит и очереди, большинство населения приватизировало жилье и стало собственниками недвижимости.

     Проблем, которые стоят перед экономикой России сегодня множество. Но при этом создана основа для их решения: есть разработки теоретиков и опыт множества стран, прошедших тот или иной переходный период и преодолевших кризисный этап развития.

     Однако  главная задача на сегодняшний день — обеспечение экономического роста. Для этого необходимо разработать и реализовать инвестиционную политику, предусматривающую использование всех свободных денежных средств, в том числе и сбережений населения. Реализация такой политики возможна лишь в том случае, если будет изменена налоговая система и наступит относительная стабильность. Одновременно должны быть разработаны меры по предотвращению инфляции, улучшению собираемости налогов, восстановлению разрушенной кризисом банковской системы, социальной поддержке населения. Если работа в этих направлениях пойдет успешно, наметившаяся стабилизация в экономике укрепится, и страна сможет начать продвижение вперед.

     Уж  сейчас можно сказать, что основы рыночной экономики в России созданы: начали функционировать субъекты рыночных отношений, а государство создало инструменты экономического воздействия на них (налоговую систему, денежно-кредитные инструменты и пр.); российская экономика реагирует на использование этих инструментов в основном так же, как и любая экономика развитой рыночной страны. Целенаправленное грамотное использование всех рычагов и инструментов экономического воздействия позволит решить большинство проблем, стоящих перед российской экономикой. 
 
 
 
 
 
 

    3. Приватизация – экономическая тенденция конца 20 в.

     Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

     Приватизация  государственных и муниципальных  предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, материальных и нематериальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ.

     Объектами приватизации могут быть: крупная  промышленность, мелкие и средние  предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия  сельского хозяйства и т.д.

     После приватизации субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества и т.д.

     Экономическим мотивом приватизации служит положение  радикального направления в экономической  теории, согласно которому приватизация способствует либерализации экономики. В рамках' такого подхода исходят из того, что государственное производство менее эффективно, по сравнению с частным по внутренне присущим этому производству характеристикам, к которым относится закрытость от конкуренции и уверенность в поддержке государства. В ходе такой приватизации управленческие структуры подлежали рационализации, менялось руководство приватизируемых компаний, расширялся круг менеджеров. Осуществляя процессы приватизации, государство перекладывало проведение более жесткой политики в области занятости на частный сектор. Кроме того, утверждалось, что приватизация способствует укреплению позиций макросистемы на международных рынках.

     К политическим мотивам можно отнести  необходимость формирования консервативного слоя избирателей, стремление ослабить профсоюзы и, таким образом, лишить левые силы традиционной поддержки. Приватизация в зрелых макросистемах имела место в то время, когда снизилось влияние партий, выступавших за сохранение государственного сектора.

     Мотивами  финансового характера, лежавшими  в основе приватизационных процессов, стали: сокращение дефицита государственного бюджета за счет поступлений средств, вырученных от продажи государственных  предприятий; сокращение потребностей государственного сектора в заемных средствах; расширение рынка капиталов путем привлечения большего числа инвесторов.

     Содержание  процесса приватизации в различных  государствах понимается как:

     • переход прав собственности от государства к частным лицам или смена государственной собственности на частную, как, например, в США;

     • делегирование прав по распоряжению государственным имуществом;

     • полная продажа государственного предприятия частным лицам;

     • продажа лишь части, активов.

     В Великобритании под приватизацией понималось сокращение участия государства в капитале предприятий до уровня менее 50%, а Турции, Индонезии, Малайзии в ходе приватизации государство сохраняет большую часть активов в своей собственности.

     В США приватизация рассматривается  как долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения общественного. В Японии термин «приватизация» означает продажу собственности правительства частным лицам и организациям, и предполагает снятие ограничений, касающихся функционирования государственных предприятий.

     Приватизация  может осуществляться как преобразование:

     • государственного предприятия в акционерное общество с последующей продажей акций частным собственникам;

     • государственных предприятий, находящихся в частном владении (аренда), в независимые;

     • государственного предприятия в частное.

     В Румынии под приватизацией подразумевается  выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятия. В Югославии  приватизация трактуется как преобразование государственной собственности  в собственность непосредственных производителей. В Венгрии приватизация отражает полный либо частичный переход имущества государственных предприятий в собственность «хозяйственного общества», включая частное иностранное владение. В Польше под приватизацией понимают преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и т.д.

     В целях конкретизации уровней, на которых разворачиваются процессы приватизации, различают приватизацию на макроуровне (приватизация экономики) и приватизацию на микроуровне (приватизацию предприятий).

     Приватизация  предприятий — это инициированный государством и оформленный соответствующими законодательными актами процесс ограничения  правомочий государства как субъекта собственности, хозяйствования и/или управления, осуществляется путем:

Информация о работе Приватизация – экономическая тенденция конца 20 в