Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 14:06, курсовая работа
При рыночной экономики хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Она состоит в организации и соединении факторов производства для создания товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности и материальные интересы предпринимателя в получении прибыли.
В многочисленных учебниках по экономической теории, в научных книгах и статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими. В экономической литературе существует множество самых различных трактовок прибыли. Подчас различные трактовки прибыли и ее источников, факторов даются в книгах, вышедших в том же году, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении.
1. Сущность прибыли. Подходы к определению прибыли. ............................... 4
1.1. Некоторые аспекты рисков и неопределенности прибыли (дохода) ...... 6
2. Прибыль как факторный доход....................................................................... 11
2.1. Факторы, влияющие на прибыль.............................................................. 11
2.2. Анализ качества прибыли ......................................................................... 15
Заключение............................................................................................................ 20
Список литературы...........................................................................................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
им. К. Г. Разумовского
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему: "Прибыль как факторный доход"
студента I курса ф-та Экономика и управление на предприятии по отраслям
ВФО 0608
специальность: экономист-менеджер
Ф.И.О. Михайлова Наталья Владимировна
руководитель: Положенцева Ирина Вениаминовна
Москва – __2011_____ г.
Содержание
Введение
При рыночной экономики хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Она состоит в организации и соединении факторов производства для создания товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности и материальные интересы предпринимателя в получении прибыли.
В многочисленных учебниках по экономической теории, в научных книгах и статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими. В экономической литературе существует множество самых различных трактовок прибыли. Подчас различные трактовки прибыли и ее источников, факторов даются в книгах, вышедших в том же году, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении.
В реальной действительности прибыль - конечная цель и движущий мотив товарного производства и рыночной экономики. Это главный стимул и основной показатель эффективности любого предприятия и фирмы. Высокие прибыли заставляют капиталы мигрировать из одной отрасли в другую. А в современных условиях интернационализации хозяйственной жизни, когда национальные границы стали узки для высокопроизводительного производства, капиталы, а вслед за ними и рабочая сила свободно перемещаются из одной страны в другую, перестраивая структуру интернациональной экономики. В этом случае проблема доходов и прибыли становится еще более актуальной и приковывает к себе внимание не только практиков, но и теоретиков. При этом основным вопросом остается загадка природы прибыли, ее источник и механизм формирования.
Практическая и статистическая прибыль рассчитывается как остаток после вычета издержек производства из объема продаж. Например, продано товара на 1000 руб. Издержки составили 700 руб. Издержки включают в себя стоимость расходов на сырье и материалы, амортизацию, заработную плату, проценты за кредиты, страховку и прочее. В таком случае прибыль составит 300 руб. На практике все очевидно. Но, тем не менее, не совсем понятен механизм ее формирования. Как до начала любой формы предпринимательской деятельности определить величину прибыли и найти, где скрывается ее источник?
В экономической теории нет единого ответа на эти вопросы. У одних авторов под термином «прибыль» объединены все формы дохода - процент, заработная плата, предпринимательский доход, рента. У других - это только процент на капитал.
Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и является объектом экономической теории, до сегодняшнего дня не выработана единая точка зрения на ее сущность и формы.
Рассмотрим два подхода к определению сущности прибыли.
Марксистская трактовка прибыли. Согласно ей, прибыль есть превращенная форма прибавочной стоимости. Это превращение заключается в том, что прибавочная стоимость, являющаяся продуктом переменного капитала, выступает как порождение всего авансированного капитала (постоянного и переменного), ибо для владельца средств производства важно не только, как используется рабочая сила, но и насколько эффективно используются и средства производства. Поэтому ее величину определяют как разницу между стоимостью товара и издержками его производства (если товары реализуются по стоимости). Однако следует иметь в виду, что прибыль товаропроизводитель получает лишь после реализации товара. Реализованная прибавочная стоимость в этом случае принимает денежную форму и выступает в качестве прибыли.
Прибыль, являясь реализованной прибавочной стоимостью, может отклоняться от последней под воздействием спроса и предложения. Эти отклонения определяют размер прибыли, получаемый различными товаропроизводителями, дифференцируют их на бедных и богатых, способствуют переливу капитала из одних отраслей в другие, уравниванию индивидуальных норм прибыли в среднюю, образованию цен производства, вокруг которых колеблются рыночные цены.
По своей экономической сущности прибыль, как и прибавочная стоимость, является результатом неоплаченного труда рабочего и выражает сущность эксплуатации.
Современная экономическая наука рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства: труда, земли, капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, т.е. присвоения неоплаченного наемного труда, она исходит из того, что сущность прибыли и предпринимательского дохода вытекает из функций предпринимателя, которые включают:
- проявление инициативы по
- принятие основных
- внедрение инноваций путем
производства нового вида
совершенствования и радикального изменения производственного процесса;
- несение ответственности за экономический риск, связанный со всеми вышеуказанными факторами.
Отсюда вытекают следующие определения прибыли:
а) прибыль - это плата за услуги предпринимательской деятельности;
б) прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой;
в) прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности;
г) прибыль - это доход, возникающий при монопольном положении производителя (продавца) на рынке.
Многое экономисты, считали, что прибыль представляет доход предпринимателей, получаемый в результате применения новых технологий.
Экономическая наука исходит из того, что предприниматель должен обязательно получать нормальную прибыль, ибо в противном случае он не будет вкладывать деньги в конкретную область производства. Поэтому нормальная прибыль включается в общие издержки производства. Общий доход фирмы, превышающий общие издержки (включая и нормальную прибыль) составляет экономическую (чистую прибыль).
1.1. Некоторые аспекты рисков и неопределенности прибыли (дохода)
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности организаций представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и с отрицательным знаками.
Видов доходов и расходов, равно как и способов их агрегирования, достаточно много, однако с позиции текущей деятельности структура и значимость отдельных их видов существенно различаются. Так, основным видом дохода выступает выручка от реализации продукции, она и доминирует в составе общих поступлений. Что касается текущих расходов, то здесь ситуация несколько иная — число значимых по удельному весу и различающихся по содержанию видов расходов гораздо больше (очевидно, что расходы по оплате труда принципиально отличаются от расходов по выплате процентов за пользование банковским кредитом). Поскольку для целей анализа, а также оценки и калькулирования себестоимости продукции принято обособлять сущностно различающиеся виды расходов, появляется множественность показателей прибыли как результат последовательного вычитания очередного вида расходов из общей суммы доходов.1
Вместе с тем даже на интуитивном уровне понятно, что публичная дифференциация видов текущих расходов, т.е. их представление в отчетности не общей суммой, а по видам, нужна не только и не столько для целей анализа и калькулирования — причина гораздо глубже. Любое действие в отношении предприятия, в том числе и в плане раскрытия информации о нем определяется интересами лиц, оказывающими или могущими оказать значимое влияние на это предприятие. Прежде всего к ним относятся поставщики капитала и государство. Поэтому можно выделить две основные причины публичной дифференциации расходов и вызываемой тем самым множественности прибыли: (а) интересы отдельных групп пользователей и (б) степень централизованной регулируемости расчета итоговой прибыли.2
Основой для прогнозирования является стабильность тех или иных доходов и расходов. Анализ стабильности структуры доходов и расходов, кроме того, свидетельствует о качестве прибыли, если сохраняется благоприятная структура доходов и расходов. Поэтому следует прежде всего проанализировать состав и структуру доходов (по видам продукции, по направлениям основной деятельности), прочих видов доходов, выявляя повторяющиеся регулярные статьи.
Основной источник денежных накоплений предприятий и организаций — выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта — получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Формирующие себестоимость продукции затраты на ее производство и реализацию - один из важнейших качественных показателей коммерческой деятельности. Затраты на производство и реализацию продукции, определяющие ее себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных затрат. Состав и структура затрат на производство зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.
Размер прибыли как конечного финансового результата работы организации зависит и от второй, не менее важной величины — размера выручки от реализации продукции. Размер выручки от реализации продукции и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен. Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую накидку (скидку). Если оптовые цены применяются преимущественно во внутрихозяйственном обороте, то по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю — населению.
Традиционный метод определения выручки от реализации продукции состоит в том, что реализация считается совершенной по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счета организации в банке, либо наличными в ее кассу. Наряду с этим выручка от реализации может быть исчислена и по мере отгрузки продукции покупателю и предъявления ему расчетных документов. Тот или иной метод определения выручки от реализации продукции в зависимости от договорных условий, форм сбыта продукции и иных хозяйственных проблем устанавливается самой организацией на длительный период.
Таким образом, все составляющие прибыли сами по себе являются источниками неопределенности не только при исчисления прибыли (дохода) (в зависимости от выбранной методики расчета), но и исходя из самой сути данных понятий и того факта, что осуществление коммерческой деятельности подвержено различным рискам, которые затрудняют планирование и прогнозирование прибыли и заставляют предпринимателей вести учет ряда рисков. 3
Представление о риске как факторе формирования прибыли встречается уже у основателей экономической науки, например у А. Смита. Концепция риска, с которым сталкивается предприниматель, также, например, активно обсуждалась на рубеже XIX—XX вв. в Американском экономическом обществе (активное участие в обсуждении принял Д. Б. Кларк) и на страницах журнала «Quarterly Journal of Economics» (в нем дискуссию открыл Хоули в 1892 г.). Однако чаще концепцию риска и неопределенности как источника прибыли связывают с именем американского экономиста Ф. Найта (1885—1972), который в работе «Риск, неопределенность и прибыль» («англ. Risk, uncertainty and profit», 1921) — одна из глав этой работы была издана на русском языке — провёл классический анализ этой проблемы. Он охарактеризовал прибыль как компенсацию предпринимателя за несение им «бремени риска» за успех или неуспех своего дела. В динамичной экономике предприниматель не может достоверно знать, «что день грядущий ему готовит», он находится в состоянии перманентной неопределенности относительно исхода собственного бизнеса.
Ф. Найт (вслед за Г. фон Тюненом, жившим столетием раньше) строго разграничивал два вида риска:
риск, вероятность которого может быть статистически просчитана и от которого, следовательно, можно застраховаться, например риск пожара на складе готовой продукции или риск стихийного бедствия;
риск (неопределенность), принципиально не страхуемый, например риск, связанный с отсутствием спроса на новый товар, в разработку и производство которого были вложены значительные средства.
Риски первого рода не так страшны предпринимателю — страхуясь от них, он включает страховые взносы в свои производственные затраты. Однако все риски второго рода предприниматель берет на себя, принимая решения о выпуске той или иной продукции, установлении той или иной цены на нее, выбирая ту или иную конкурентную стратегию при продвижении продукции на рынок. Прибыль (убыток) у Найта выступает, таким образом, как выигрыш (проигрыш) в игре с непредсказуемым результатом.4
Согласно Найту, вся прибыль есть следствие различия между ожидаемыми и фактическими затратами и доходами предпринимателя. А несовпадение «плана» и «факта» объяснимо лишь существованием принципиальной, не поддающейся измерению неопределенности будущих состояний рынка. Если же тем или иным образом можно было достоверно узнать, например, величину платежеспособного спроса на товар в определенный момент будущего, экономика не выходила бы из состояния равновесия, предприниматели не несли бы убытков и не получали бы прибыли. В этом концепция Найта близка к «конъюнктурному» объяснению происхождения прибыли.