Прибыль, как факторный доход

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

При рыночной экономики хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Она состоит в организации и соединении факторов производства для создания товаров и услуг, удовлетворяющих общественные потребности и материальные интересы предпринимателя в получении прибыли.
В многочисленных учебниках по экономической теории, в научных книгах и статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, воздержания, ожидания и многими другими. В экономической литературе существует множество самых различных трактовок прибыли. Подчас различные трактовки прибыли и ее источников, факторов даются в книгах, вышедших в том же году, авторами которых являются ученые, преподающие в одном и том же учебном заведении.

Оглавление

1. Сущность прибыли. Подходы к определению прибыли. ............................... 4
1.1. Некоторые аспекты рисков и неопределенности прибыли (дохода) ...... 6
2. Прибыль как факторный доход....................................................................... 11
2.1. Факторы, влияющие на прибыль.............................................................. 11
2.2. Анализ качества прибыли ......................................................................... 15
Заключение............................................................................................................ 20
Список литературы...........................................................................................

Файлы: 1 файл

Прибыль как факторный доход.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Понимаемую таким образом прибыль следовало бы отнести не к доходу предпринимателя, а, скорее, к доходам владельцев других факторов. Когда предприниматель слишком оптимистично оценивает будущее и предсказывает высокую цену своего товара, он, в случае несбывшегося прогноза, понесет убытки, а владельцы факторов получат доход, больший ценности их реального предельного продукта. И наоборот, если предприниматель ожидает падения цен, а оно не происходит, владельцы факторов получат доход, меньший, чем если бы они его получили при более точном прогнозе, и прибыль предпринимателя образуется из-за «недоплаты» владельцам факторов.

К предпринимательскому риску относят, прежде всего, риск убытков из-за нарушения партнерами своих обязательств, риск изменения условий осуществления предпринимательской деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам (например, изменение законов), риск неполучения ожидаемой прибыли, риск утраты или повреждения имущества. Кроме того, на предпринимателей распространяется принцип «незнание закона не освобождает от ответственности», что означает отсутствие обязанности органов власти информировать предпринимателей об изменившихся или возникших вновь правилах, напоминать о необходимости исполнять какие-либо обязанности (например, вовремя сдать налоговую декларацию).

 

 

2. Прибыль как факторный доход.

2.1. Факторы, влияющие на  прибыль

 

Итак, мы установили, что прибыль в рыночном хозяйстве является вознаграждением такого специфического фактора как предпринимательство. Специфического, во-первых, потому, что предпринимательство, в отличие от капитала или земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком найма, капитала и земли. Но что понимается под термином прибыль, когда мы говорим о факторном профите?

Прибыль обычно определяют как разность между полной выручкой и полными затратами. Однако уже этот упрощенный подход к проблеме рождает новые вопросы. Определение полной выручки не составляет трудности (это произведение количества произведенной продукции на цену единицы продукта). Но что следует включать в полные расхода?

С точки зрения бухгалтера, в затраты должны включаться денежные расходы, которые фирма несет на приобретение машин, оборудования, сырья, материалов, на выплату заработной платы работникам и т. д. Фирма выплачивает эти деньги внешним по отношению к ней хозяйствующим субъектам, она покупает необходимые ресурсы на рынке. Поэтому эти издержки называются внешними расходами. Внешние, или бухгалтерские расхода, включают в себя только явные денежные издержки. В этой связи бухгалтерская прибыль представляет собой разность между полной выручкой и внешними (бухгалтерскими) затратами.

Однако, согласно экономической теории, капитал является одним из факторов производства, а вознаграждение каждого фактора производства соответствует его предельному вкладу в создание товара, и следовательно, должно входить в затраты. Другими словами, в экономические расхода должна входить цена услуг всех факторов производства, независимо от того, покупаются ли они на рынке или являются собственностью фирмы.

Любые издержки, а значит, и затраты производства, должны рассматриваться с точки зрения ценности альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать. Так, любой предприниматель, выбирая сферу приложения своего капитала, сравнивает альтернативные варианты с точки зрения ожидаемых выгод и выбирает наиболее эффективный для себя вариант. Выбрав, например, вложение капитала в производство мебели, он, по существу, отказывается (жертвует) от получения прибыли в сельском хозяйстве или страховом деле. Этот упущенный, или альтернативный доход должен входить в расхода владельца.

Используя собственные ресурсы (собственный капитал, собственную землю, собственные предпринимательские способности), владелец этих факторов не несет явных денежных расходов, это неоплачиваемые, или внутренние затраты. Но это именно расхода, поскольку они могут быть представлены в денежной форме в виде платежей, которые могли бы быть получены фирмой при альтернативном использовании данных внутренних ресурсов. Потеря этих платежей и означает, что фирма несет затраты.

Вместе с тем, очевидно, что в условиях свободной конкуренции переливы капитала из отрасли в отрасль в поисках более высокого прибыли должны привести к выравниванию альтернативной ценности различных вариантов капиталовложений. В этом случае полные расхода предпринимателя совпадут с полной выручкой. Значит ли это, что предприниматель - владелец капитала не получит никакого прибыли? Такой вывод будет ошибочным.

Доход предпринимателя будет складываться, по крайней мере, из двух частей. Одна часть прибыли будет представлять собой плату за труд предпринимателя, за организацию и ведение дела, т. е. то, что в современной экономической науке принято называть безусловной заработной платой. Вторая часть прибыли предпринимателя обусловлена тем, что он собственник капитала и вложил в дело этот капитал. Как уже было показано, эта часть прибыли может быть выражена в виде годовой % ставки, которая, в свою очередь, является количественным выражением чистой производительности капитала.

Эти две части прибыли предпринимателя будут представлять собой прибыль с точки зрения бухгалтера, но с точки зрения экономиста - это все элементы затрат. Экономическая прибыль возникает в том случае, если общая выручка превышает все затраты -- и внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль на капитал в размере процента. Существует ли экономическая чистая прибыль как маржа между полной выручкой и полными расходами и что она собой представляет?

В предыдущем анализе мы исходили из наличия условий свободной конкуренции, ничем не ограничиваемых переливов капитала в поисках более высокого прибыли, оптимального поведения хозяйствующих индивидуумов, основанного на рациональном использовании полной и достоверной информации. Кроме того, мы фактически предполагаем, что экономика является статичной, т. е. ее важнейшие параметры - численность населения, предложение ресурсов, технический уровень производства, вкусы и предпочтения остаются неизменными. Статичная экономика вполне предсказуема, экономическая неопределенность сведена к минимуму. В таких условиях экономическая прибыль (сверх вознаграждения за управленческий груд и прибыли в форме чистой производительности капитала) должна исчезнуть.

Итак, нулевая экономическая прибыль является следствием статичной экономики и свободной конкуренции в чистом виде. Но в реальной действительности свободная конкуренция, полное равновесие рынка, статичная экономика существовать не могут. Всегда имеются определенная степень несовершенства конкуренции (монополизация рынка), рыночное неравновесие, неоптимальное поведение индивидуумов. Экономика всегда находится в состоянии динамики, поскольку изменяется население, открываются новые источники сырья, развиваются наука и техника, возникают новые потребности и т. д. Сама экономическая информация является редким благом, недоступной в одинаковой степени для всех участников экономических отношений. Иными словами, любая конкурентная ситуация на рынке характеризуется как известной неопределенностью в результате динамичности экономической системы, так и значительным контролем над производством и ценами в результате монополизации рынков.

Именно эта неопределенность рынка, с одной стороны, и монополизация рынка, с другой, и порождают экономическую прибыль, получаемую отдельными предпринимателями как дополнительный, избыточный доход, превышение полной выручки над полными затратами.

Причины появления этого дополнительного прибыли могут быть разнообразными: концентрация производства и дифференциация товара, тайный сговор производителей и технические нововведения, новаторская деятельность предпринимателей, связанная с предсказанием, оригинальностью мышления, смелостью и т. п.

Таким образом, если предпринимательство выступает как фактор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием открытия новых технологий (разработок), новых рынков и т. п., то и прибыль не может выступать как равновесная стоимость.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что неопределенность, приносящая прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и желание получить прибыль.

 

2.2. Анализ качества прибыли

 

Термин «качество прибыли» достаточно часто встречается в литературе по финансовому анализу. Вместе с тем четкое, однозначное определение этого понятия отсутствует. Почти нет общего согласия относительно определений или предположений, лежащих в основе этого понятия. В большинстве случаев под качеством прибыли понимают содержание прибыли, характер ее формирования под воздействием различных факторов. Иногда качество прибыли сводится к проблеме достоверности бухгалтерской отчетности, что сужает анализ. Представляется, что качество прибыли - это характеристика факторов формирования показателей финансовых результатов, имеющих и не имеющих количественного измерения, обусловленных управленческими решениями в области маркетинга, производственного и финансового менеджмента.

Практическая ценность анализа качества прибыли заключается в правильной оценке тенденций формирования прибыли как показателя эффективности, источника финансирования потребностей расширенного воспроизводства и выплаты доходов собственникам, что одновременно позволяет связать уровень финансовых результатов с качеством управления.

Объектом анализа являются все стадии формирования финансовых результатов, но разные группы пользователей преследуют и разные интересы. Поставщики капитала предпочитают показатель прибыли до выплаты процентов и налогов и оценивают его величину как источник, достаточный для покрытия финансовых расходов. С позиций государства - это прибыль до налогообложения как основа формирования налогооблагаемой прибыли и источник выплаты налога на прибыль. С позиций собственников наиболее важным показателем является чистая прибыль как объект распределения.

Оценка качества чистой прибыли может быть выполнена с учетом группировки факторов, влияющих на ее формирование по следующим направлениям:

анализ бухгалтерской учетной политики и оценка роли бухгалтерских методов в формировании чистой прибыли;

анализ и оценка роли производственных факторов формирования прибыли от продаж, стабильности прибыли от продаж как главного элемента общей суммы прибыли;

анализ и оценка состава и структуры прочих доходов, характера их формирования;

анализ и оценка налоговой учетной политики и влияния налоговых платежей на чистую прибыль.5

Анализ бухгалтерской учетной политики может быть проведен внешними пользователями по данным годового отчета, в котором раскрыто ее содержание, в соответствии с требованиями положений по бухгалтерскому учету.

Комплексное влияние цен, производственных затрат, физического объема продукции, структуры ее ассортимента оценивается с помощью коэффициента валовой прибыли. В торговой организации упрощенный расчет коэффициента (Квп) может быть выполнен следующим образом:

Квп = (Объем продаж в отпускных ценах - Объем продаж в закупочных ценах) /

Объем продаж в отпускных ценах     (1)

Его снижение означает снижение способности покрывать издержки обращения, соответственно уменьшается прибыль от продажи.

Распределив управленческие и коммерческие расходы по видам деятельности пропорционально объему продаж, можно проанализировать прибыль от продаж по видам деятельности. Условность такого расчета очевидна. Но так можно показать, что определенные виды деятельности, отнесенные к обычным, не приносят или почти не приносят прибыли. Убыточность или низкая доходность этих видов деятельности компенсируется доходами от основной продукции, что служит обоснованием управленческих решений о повышении цен и тарифов на основную продукцию. Такая ситуация пока характерна для многих предприятий, включающих в состав доходов и расходов по обычным видам деятельности непрофильные доходы и расходы

Прогнозирование прибыли от продаж за счет ценового фактора предполагает оценку динамики цен в предыдущих периодах, расчеты по обоснованию цен в разрезе ассортиментных позиций на предстоящий год, оценку изменений уровня рыночных цен на данном сегменте рынка.

Анализ «затраты — объем — прибыль» — анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, выручки (дохода), объема производства и прибыли. Это инструмент управленческого планирования и контроля. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, что позволяет менеджеру использовать результаты анализа по данной модели для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль» легко выразить графически или формулами. График показывает взаимосвязь выручки (доходов), затрат, объема продукции, прибыли (убытков). Здесь это фиксированные взаимосвязи. Если цена единицы продукции, затраты, производительность или другие условия изменятся, то модель следует пересмотреть.6

Рисунок 1 - Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль»

 

Рассматриваемая взаимосвязь может быть выражена формулой

выручка от реализации = переменные затраты +

постоянные затраты + прибыль.    (2)

При устойчивой тенденции изменения выручки, переменных и постоянных затрат, используя статистические методы, можно прогнозировать величину финансовых результатов на относительно небольшой период, так как за это время не успевают существенно измениться условия развития изучаемого явления и характер его динамики. Исходя из этого допущения и характера изменений показателей используют методы экстраполяции. Для реальной оценки уровня прибыльности организации пользуются методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Кроме методов факторного анализа прибыли в числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используются показатели рентабельности. Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и реализации продукции, внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.

Информация о работе Прибыль, как факторный доход