Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 06:04, курсовая работа
Перед каждым потребителем стоит три вопроса: Что купить? Сколько стоит? Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?
Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй – исследовать цену, чтобы решить третий вопрос – определить доход потребителя. Эти проблемы – полезность, цена и доход – составляют содержание теория поведения потребителя.
Введение
1 Теория потребительского поведения………………………………………….5
Главные положения кардиналистского подхода……………………….6
Сущность ординалистского подхода……………………………………10
2 Влияние доходов потребителя на его предпочтения………………………13
2.1 Бюджетное ограничение. Бюджетная линия…………………………..13
2.2 Реакция потребителя на изменение цены и дохода…………………..18
2.3 Эффект Сноба, Веблена и толпы……………………………………….19
3 Теория потребительского поведения в современном рынке………………22
3.1 Основные черты современного потребительского рынка……………22
3.2 Потребительское поведение в современных условиях………………..23
Заключение
Список использованных источников
В
целом поведение людей во время
инфляции напоминает их поведение в
период господства административной системы
с характерным для нее
Естественным следствием инфляции является бегство от подвергшихся инфляции денег путем их обращения в устойчивую иностранную валюту. В результате чужая валюта приобретает функции средства платежа на чужой территории, функции средства сбережения и т.д. В условиях инфляции резко возрастает спрос на золото и другие драгоценности, используемые как средство накопления и бегства от инфляции.
4)
Иррациональное
Иррациональное поведение противоположно целерациональному. Если для первого характерна увязка целей с осознанными интересами, конструирование плана действий на основе расчета балансов возможных достижений и издержек, то иррациональное поведение этого лишено. В его основе лежат психологические механизмы, лишь косвенно связанные с трезвым расчетом. Совершив такое действие, человек, успокоившись и восстанавливает способность к трезвому анализу.
Механизмы
иррационального поведения
Формированию иррационального потребительского поведения может способствовать мнение толпы.
Во
всем мире произошла небывалая
Развитие телевидения, рекламы создало мощные средства манипуляции поведением сразу миллионов людей. Они могут одновременно получить информацию, толкающую их на однотипные действия.
Паника так же один из феноменов истока иррационального поведения.
Возникновению паники способствует ряд факторов. Во-первых, усталость, депрессия, голод, опьянение, долгая бессонница или предшествующее психическое потрясение; во-вторых, такие психологические явления, как крайнее удивление, большая неуверенность, сознание собственного бессилия перед неотвратимой опасностью, утрата доверия к лидерам.
Одной из самых распространенных форм иррационального поведения является наркозависимость, или наркомания.
Наркомания
- это болезнь, характеризующаяся
непреодолимым влечением к
Наркотик
- это результат социального
Человек, попавший в наркотическую зависимость, ведет себя как иррациональный потребитель: он может прекрасно осознавать, что этот продукт вреден для здоровья и опасен для жизни, но удержаться от его употребления бывает свыше человеческих сил.
Ричард Элиот из Оксфордского университета более пяти лет изучал феномен, который он назвал "шопинг-наркоманией"4. По его оценке, только в Великобритании с ее населением в полсотни миллионов человек один миллион шопинг- наркоманов. По его мнению, шопинг-наркоманы - это по-настоящему больные люди, которые несчастливы в жизни и полны страхов. Для них хождение по магазинам - это уход от угнетающих их проблем (то есть тот же механизм, что и у потребителей наркотических веществ).
5)
Ценностно-ориентированное
Для определенного слоя потребителей сама цена является ценностью, обладает престижем. И они готовы за это платить. В этих случаях цена является инструментом демонстративного, статусного потребления.
В былые века предметы показного потребления богатых слоев общества бросались в глаза своим качеством, которое было несопоставимо с качеством товаров, использовавшихся массой населения. Однако в ХХ в. промышленность научилась производить многие товары массового спроса на таком же качественном уровне (с точки зрения их функциональности), как те, которые ранее были доступны только богатым. Одновременно экономические возможности престижного потребления открылись и для широких слоев. В результате возник мировой кризис показного потребления. Большинство людей оказались не в состоянии отличать по одежде очень богатого от просто богатого, а последнего - от человека с достатком. И тогда постепенно стала пробивать себе дорогу мысль, что высокостатусная одежда должна отличаться от массовой не по своему качеству, не по трудоемкости изготовления, а по цене. Встала задача: как через дизайн сделать распознаваемой цену изделия? Выход был найден простой: фирменную этикетку переместили с внутренней стороны одежды, где ее мог видеть только владелец, на внешнюю. Одновременно развернулась кампания по рекламе торговых марок, которые превратились в символы высоких цен. Эти цены были очень высоки не потому, что одежда делалась из материала высшего качества или шилась более тщательно, а потому, что в рекламу были вложены столь огромные деньги.
Разумеется, люди, покупающие товары в дорогих магазинах, никогда не признаются, что платят в два-три раза дороже только за марку, которая означает, что вещь дорогая. Ссылки делаются на качество вещи. Однако это аргументация убедительна с точки зрения крестьянской рациональности: купить вещь на всю жизнь, но человек, покупающий кроссовки за 150-200 долл., не будет носить их до дыр или передавать по наследству. Для современного среднего класса большинство вещей морально изнашиваются гораздо раньше, чем наступает их физический износ, поэтому по сроку службы “фирменные” и обычные вещи не различаются.
Когда новая маркетинговая стратегия в США начала внедряться, ряд критиков заявляли, что никто, будучи в здравом уме, не будет платить 60 долл. за джинсы с ярлыком “Gloria Vanderbilt”, когда почти идентичные джинсы с ярлыком “Montgomery Ward” можно купить за 12 долл. Другие утверждали, что потребители, которым нужна монограмма на рубашке или сумке, захотят иметь свою монограмму, а не какого-то промышленника, которого они никогда не встречали. Но критики ошиблись. Было много примеров, когда товары с хорошо разрекламированной маркой и явно низким качеством и высокой ценой продавались весьма успешно.
Для
относительно богатых дорогая вещь
ценна тем, что он выступает в
качестве барьера, отсекающего массового
потребителя от ее приобретения. По
качеству эта вещь может быть такой же,
как и продающаяся в соседнем магазине
по гораздо более низкой цене. Однако дешевую
вещь можно встретить и на представителе
низших слоев, что задевает самолюбие
тех, кто ориентирован на социальную исключительность.
Поэтому однопорядковая вещь, но по цене,
которая делает ее доступной только людям
своего круга, обладает дополнительной
потребительной стоимостью, поскольку
не просто красива или тепла, но еще выполняет
функцию обозначения высокого положения
в обществе и функцию социального закрытия,
изоляции от тех, кто находится внизу социальной
иерархии. Высокая цена сама по себе удовлетворяет
потребность поддержания статуса и закрытия
его для посторонних.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были изучены методы и подходы к теории потребительского выбора, были проведены исследования по графикам кривых. Также рассмотрен бюджет, доход и предпочтения человека, приобретающего продукт, используя функциональный спрос, так и с помощью социальных воздействий и нерационального мышления.
Теория потребительского поведения исследует совокупность принци-пов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формиру-ет и реализует свой набор потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрастании количества блага).
Для анализа полезности использовались количественная и качествен-ная теории. Количественная теория полезности основана на предположении о возможности сопоставления различных благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в конкретных единицах. Качественная теория подразумевает не абсолютную, а относительную оценку полезности, которая показывает предпочтение потребителя.
Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия. При выборе одного из двух товаров возникает понятие предельной нормы замещения.
Выбор индивида формируется не только под влиянием предпочтений, он ограничен бюджетом. Логично, что для каждого потребителя общий расход должен быть не больше дохода. Графически это изображается с помощью бюджетной линии - геометрического места точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ.
Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект замены возникает при изменении цен и ведет к росту потребления подешевевшего товара. Эффект дохода возникает вследствие того, что изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя.
Начиная с ХХ века рынок претерпел значительные изменения. Широкое предложение товаров привело к «потребительской ненасытности». В этой связи возникли несколько факторов, значительно расширяющих теорию потребительского поведения. Это такие как: традиционные действия потребителя, инструментальное действие, поведение в периоды инфляции, иррациональное поведение и ценностно-ориентированное поведение.
В
данной работе раскрыты модели поведения
потребителя и средства, которыми
субъект руководствуется и рассмотрены
наиболее важные вопросы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Нуреев Р.М. Основы экономической теории : Микроэкономика. - М. : Высшая шк., 1996. – 447 с. : ил.
3. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. М., Н-ск : Сибирское соглашение / М: Омега-Л 1999.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория : Курс лекций для студентов вузов.-М, 1996.
6. Елецкий Н.О., Корниенко О.В. Экономическая теория : Учебное пособие – Ростов-на-Дону : Издательский центр «Март», 2002.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер с англ. – М. : Омега, 2000.
9. Плахотникова О. Шопинг - новый вид наркомании // Столица. 1998. 3 июня.
10. Носова С.С. Экономическая теория. – М., Изд-во «Владос»,1999.
11. Лебон Г. Психология народов и масс. – Спб, 1896.
12. Поведение потребителей, Федько Н.Г., Федько В.П., Феникс, 2001.
13. Социальная психология / Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.А. М., 1975.
14. Савулькин Л. Закономерности потребительского рынка. – СПб.,1999
15. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. Гальперина В.М. -СПб.: Экономическая школа, 1996.
16. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. – М., 1999.
17. Чекурин М.Н., Киселева В.А. Курс экономической теории. -М., 1997.
18. Экономическая теория. Ред. В.Д. Камаева. М., 2001.