Политика управления банковскими рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ кредитования физических лиц в современный период российской рыночной экономики, а основными задачами – рассмотрение основных, узловых моментов кредитования, его специфических черт на примере Сбербанка Российской Федерации, как наиболее устойчивой единицы системы коммерческих банков.

Оглавление

Введение 3
I. Теоретические основы организации кредитования физических лиц 6
II. Организационно-экономическая характеристика деятельности банка
II. 1. Организационно-правовые основы деятельности коммерческого банка
II.2. Правовые основы деятельности и краткая характеристика ГОСБ 1811
II. 3. Основные показатели деятельности Георгиевского отделения СБ РФ на основе данных отчетности
14
14
32
38
III. Организация кредитования физических лиц коммерческими банками
III.1. Технологическая процедура выдачи
III.2. Анализ и определение платежеспособности физических лиц
III.2.1. Зарубежный опыт оценки
III.2.2. Методика определения платежеспособности физических лиц, используемая Учреждениями Сберегательного банка РФ
III.2.3. Практические расчеты определения платежеспособности физических лиц
III.3. Обеспечение возвратности кредита
43
43
51
51
54
58
62
IV. Политика управления банковскими рисками
IV.1. Организация управления рисками
IV.2. Органы управления рисками
IV.3. Управление рисками Сбербанком РФ
67
68
70
72
Заключение 75
Библиография

Файлы: 1 файл

Кредитование физических лиц.doc

— 437.00 Кб (Скачать)

     Такая структура управления банком называется линейно-штабной. Она включает инстанции двух видов: линейные инстанции, наделенные правом отдавать распоряжения, и специализированные штабы, принимающие распоряжения, но не обладающие правом их передачи (аналитический, маркетинговый и некоторые другие отделы). Такие штабы выступают в качестве консультативных органов, оказывающих линейным инстанциям (коммерческим отделам) помощь в подготовке и принятии решений.2

     В крупных банках, имеющих филиальную сеть и дочерние кредитные организации (лизинговые компании, ломбарды и пр.), может быть применена дивизиональная организационная структура.

     При дивизиональной организационной структуре  управления банк выступает как совокупность крупных дивизионов (прибыльных центров), каждый из которых оказывает банковские услуги (по группам услуг либо по группам клиентов) и получает прибыль. Функциональные отделы банка в этом случае выполняют роль консультантов руководства дивизионов и оказывает последним методическую помощь в подготовке решений. Правление банка осуществляет функции координатора и контроля деятельности всех подразделений банка. Дивизиональная структура управления в наибольшей степени способствует организации персонального обслуживания клиентуры по схеме «БАНК - КЛИЕНТ», так как каждый дивизион, как правило, предоставляет клиенту комплекс банковских услуг.

     Ниже (Схемы 2 и 3) для наглядности представлены  на схемах формы организационных  структур Сбербанка России.

     

     

     

     

       

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     

     Схема 2. Организационная  структура СБ РФ 
 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     В целях обеспечения имущественных  интересов кредиторов и вкладчиков все кредитные операции в соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» подлежат государственной  регистрации, а их банковская деятельность – лицензированию.

     Для государственной регистрации и  получения лицензии на осуществление  банковских операций учредители кредитной  организации представляют в ЦБ РФ:

  1. Заявление с ходатайством о государственной регистрации коммерческого банка и выдаче лицензии на осуществление банковских операций.
  2. Учредительный договор.
  3. Устав коммерческого банка.
  4. Протокол собрания учредителей о принятии устава и об утверждении кандидатур для назначения их на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера.
  5. Свидетельство об уплате государственной пошлины.
  6. Копии свидетельства о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Министерства по налогам и сборам РФ выполнения учредителями – юридическими лицами обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года.
  7. Декларация о доходах учредителей – физических лиц, заверенные органами Министерства по налогам и сборам РФ, подтверждающие источники происхождения средств, вносимых в уставный капитал кредитной организации.
  8. Анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполненные ими и содержащие сведения о наличии у этих лиц высшего экономического или юридического образования (с представлением копии диплома) и опыта руководства подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года (при отсутствии специального образования – не менее двух лет) и об отсутствии судимости.

      Принятие  ЦБ РФ решения о государственной  регистрации кредитной организации  и выдаче ей лицензии на осуществление  банковских операций или об отказе в этом производится в срок, не превышающий  шести месяцев со дня представления указанных выше документов. После принятия решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций ЦБ РФ в трехдневный срок уведомляет об этом учредителей с требование произвести в месячный срок оплату 100 % объявленного уставного капитала и выдает учредителям свидетельство о государственной регистрации коммерческого банка.

     Неоплата (неполная оплата) уставного капитала в установленный срок является для  Центрального Банка Российской Федерации основанием для аннулирования решения о государственной регистрации кредитной организации.

     Для оплаты уставного капитала зарегистрированной кредитной организации открывается  корреспондентский счет в ЦБ РФ. При предъявлении документов, подтверждающих полную оплату объявленного уставного капитала, ЦБ РФ в трехдневный срок выдает кредитной организации (коммерческому банку) лицензию на осуществление банковских операций.

     Обязательным  требованием для образования  коммерческого банка (кредитной организации) является соблюдение норматива минимального размера уставного капитала (действующего на день подачи документов) на регистрацию и получение лицензии.

     Центральным Банком РФ установлены также требования к лицензированию валютных операций коммерческих банков и операций с драгоценными металлами.

     Право на привлечение во вклады денежных средств граждан коммерческие банки  получают по истечении двух лет со дня регистрации.

     Отказ в государственной регистрации  на осуществление банковских операций допускается лишь по следующим основаниям:

  • несоответствие квалификационным требованиям, предъявленным к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
  • неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации (коммерческого банка) или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетом за последние три года;
  • несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации (коммерческого банка) и получения лицензии, требованиям законодательства.

      Банковским  законодательством определены также  требования к государственной регистрации  и лицензированию деятельности кредитных  организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков.

            Кредитная организация  обязана регистрировать в ЦБ РФ все изменения, вносимые в ее устав. ЦБ РФ публикует в своем официальном издании «Вестник Банка России» сведения о вновь зарегистрированных коммерческих банках, изменениях в их уставах и аннулирование записей о регистрации кредитной организации в случае отзыва у нее лицензии на право осуществления банковских операций.

      Кредитная организация (коммерческий банк) может  создавать свои представительства  и филиалы вне места своего нахождения. Их открытие производится на территории РФ с момента уведомления  об этом Центрально Банка России. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность от имени создавшей их кредитной организации в соответствии с утвержденными ею положениями.

      Коммерческий  банк (кредитная организация) сообщают в средствах массовой информации о начале своей деятельности с указанием номера государственной регистрации и своего местонахождения. ЦБ РФ может отозвать лицензию, если произошла задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи, а также в других случаях, указанных в ст. 20 Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности».

      Для более обстоятельного анализа темы данной главы необходимо исследовать  принципы и функции деятельности коммерческих банков.

     Первым  и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся  ресурсов.

     Работа  в пределах реально имеющихся  ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные кредита, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов.

     Вторым  важнейшим принципом, на котором  базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую  ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.

     Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

     По  своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на себя.

     Третий  принцип заключается в том, что  взаимоотношения коммерческого  банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя кредита, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и  ликвидности.

     Четвертый принцип работы коммерческого банка  заключается в том, что регулирование  его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а  не административными) методами. Государство  определяет лишь «правила игры» для  коммерческих банков, но не может давать им приказов.

     Одной из важных функций коммерческого  банка является посредничество в  кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в  процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования Заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к Заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений.

     Значение  посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Денежные средства могут перемещаться от кредиторов к Заемщикам и без посредничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денежных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их перемещению, поскольку кредиторы и Заемщики не осведомлены о платежеспособности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпадает с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями Заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают совокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.

Информация о работе Политика управления банковскими рисками