Политика управления банковскими рисками

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ кредитования физических лиц в современный период российской рыночной экономики, а основными задачами – рассмотрение основных, узловых моментов кредитования, его специфических черт на примере Сбербанка Российской Федерации, как наиболее устойчивой единицы системы коммерческих банков.

Оглавление

Введение 3
I. Теоретические основы организации кредитования физических лиц 6
II. Организационно-экономическая характеристика деятельности банка
II. 1. Организационно-правовые основы деятельности коммерческого банка
II.2. Правовые основы деятельности и краткая характеристика ГОСБ 1811
II. 3. Основные показатели деятельности Георгиевского отделения СБ РФ на основе данных отчетности
14
14
32
38
III. Организация кредитования физических лиц коммерческими банками
III.1. Технологическая процедура выдачи
III.2. Анализ и определение платежеспособности физических лиц
III.2.1. Зарубежный опыт оценки
III.2.2. Методика определения платежеспособности физических лиц, используемая Учреждениями Сберегательного банка РФ
III.2.3. Практические расчеты определения платежеспособности физических лиц
III.3. Обеспечение возвратности кредита
43
43
51
51
54
58
62
IV. Политика управления банковскими рисками
IV.1. Организация управления рисками
IV.2. Органы управления рисками
IV.3. Управление рисками Сбербанком РФ
67
68
70
72
Заключение 75
Библиография

Файлы: 1 файл

Кредитование физических лиц.doc

— 437.00 Кб (Скачать)

      Оценочная стоимость мерных слитков  драгоценных металлов принимается в размере 100 % их номинальной стоимости (без процентов).

      Оценочная стоимость сберегательных сертификатов Сбербанка России устанавливается  в размере 100 % их номинальной стоимости (без процентов). Оценочная стоимость  прочих ценных бумаг устанавливается в зависимости от вида ценных бумаг, а также на основании экспертного заключения специализированного подразделения Банка4. Оформление залога ценных бумаг осуществляется в депозитарии Банка или у реестродержателей. Документарные ценные бумаги, оформляемые в залог, помещаются в хранилище Банка.

      Кредиты свыше 25 000 долларов США (или рублевого  эквивалента этой суммы) предоставляются  с обязательным оформлением залога имущества.

      Банком  могут быть использованы как одна, так и несколько форм обеспечения. При этом оценочная стоимость предмета залога с учетом поправочных коэффициентов либо сумма совокупного обеспечения (сумма платежеспособности поручителей и оценочной стоимости залога с учетом поправочных коэффициентов) должна покрывать сумму кредита и причитающихся за его пользование процентов за период не менее одного года (в случае, если кредит предоставляется сроком до 1 года – процентов за период, установленный Кредитным договором).

      Заемщик (Залогодатель) должен застраховать в  пользу Банка переданное в залог имущество от рисков утраты (гибели), повреждения на случаи, предусмотренные Правилами страхования страховщика. 
 
 
 
 
 
 
 

    IV. Политика управления банковскими рисками

     Эффективное управление уровнем риска должно решать целый ряд проблем - от отслеживания (мониторинга) риска до его стоимостной оценки.

     Уровень риска, связанного с тем или иным событием, постоянно меняется из-за динамичного характера внешнего окружения банков. Это заставляет банк регулярно уточнять свое место  на рынке, давать оценку риска тех или иных событий, пересматривать отношения с клиентами и оценивать качество собственных активов и пассивов, следовательно, корректировать свою политику в области управления рисками.

     Каждый  банк должен думать о минимизации  своих рисков. Это нужно для его выживания и для здорового развития банковской системы страны. Минимизация рисков - это борьба за снижение потерь, иначе называемая управление рисками. Этот процесс управления включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь.

     Все это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы своевременно и последовательно использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.

     Цели  и задачи стратегии управления рисками  в большой степени определяются постоянно изменяющейся внешней экономической средой, в которой приходится работать банку. Основными признаками изменения внешней Среды в банковском деле России в последние годы являются: нарастание инфляции, рост количества банков и их филиалов; регулирование условий конкуренции между банками со стороны Центрального банка и других государственных органов; перераспределение рисков между банками при участии Центрального банка; расширение денежного и кредитного рынков; появление новых (нетрадиционных) видов банковских услуг; усиление конкуренции между банками, случаи поглощения крупными банками мелких конкурентов; увеличение потребности в кредитных ресурсах в результате изменения структуры роста потребности предприятий в оборотном капитале и изменения структуры финансирования в сторону уменьшения банковской доли собственного капитала клиентов банка; учащение банкротств в сфере мелкого и среднего бизнеса с одновременным отклонением от исполнения требований кредиторов: отсутствие действенных гарантий по возврату кредита.

     Банк  должен уметь выбирать такие риски, которые он может правильно оценить и которыми способен эффективно управлять. Решив принять определенный риск, банк должен быть готов управлять им, отслеживать его. Это требует владения навыками качественной оценки соответствующих процессов.

     В основу банковского управления рисками  должны быть положены следующие принципы:

  • прогнозирование возможных источников убытков или ситуаций, способных принести убытки, их количественное измерение;
  • финансирование рисков, экономическое стимулирование их уменьшения;
  • ответственность и обязанность руководителей и сотрудников, четкость политики и механизмов управления рисками;
  • координируемый контроль рисков по всем подразделениям и службам банка, наблюдение за эффективностью процедур управления рисками.

     Завершающий, важнейший этап процесса управления рисками - предотвращение (предупреждение) возникновения рисков или их минимизация. Соответствующие способы вместе со способами возмещения рисков составляют содержание так называемого регулирование рисков.

     IV.1. Организация управления рисками

 

     Поскольку управление рисками является частью практического менеджмента, оно  требует постоянной оценки и переоценки принятых решений. В противном случае могут сложиться статистические, бюрократические и технологические  иллюзии, которым не суждено осуществиться на практике. При всех существующих различиях и деталях принятые в банках англосаксонских стран модели управления рисками являются образцом для организации такого управления.

     Важнейшими  элементами систем управления рисками являются:

  • четкие и документированные принципы, правила и директивы по вопросам торговой политики банка, управления рисками, организации трудового процесса и используемой терминологии;
  • создание специальных групп управления рисками, не зависимых от коммерческих подразделений банка; руководитель подразделения, ведающего рыночными рисками, отчитывается перед исполнительным директором банка ("Chief Executive Officer"), руководитель подразделения кредитных рисков - перед директором по кредитам ("Cief Credit Officer"), т.е. перед членами высшего руководства банка;
  • установление лимитов рыночных и кредитных рисков и контроль за их соблюдением, а также агрегирование (объединение) рисков по отдельным банковским продуктам, контрагентам и регионам;
  • определение периодичности информирования руководства банка о рисках. Как правило, такая информация представляется ежедневно, особенно по рыночным рискам;
  • для всех типов рисков создаются специальные немногочисленные группы по управлению, не зависимые от коммерческих подразделений банка;
  • все элементы системы контроля и управления рисками регулярно проверяются аудиторами, не зависящими от коммерческих служб банка.

     В целом система управления рисками  в банках англосаксонских стран  не только не вытеснила классический контроль, но существенно дополнила и усилила его.

     В последнее время примеру этих банков последовали швейцарские  банки, добившиеся в этой области  определенных успехов. Разработанные  в швейцарских банках стандарты  могут служить ориентиром и для  других европейских банков.

     Следует, однако, помнить, что никакое, даже самое совершенное управление рисками полностью не избавляет от убытков и потерь, что должно уберечь управляющих банками от самоуспокоенности. Разработка новых, более гибких и совершенных моделей и методов управления рисками должна продолжаться постоянно.

     IV.2. Органы управления рисками

 

     Крупные банки обычно имеют два комитета по управлению рисками: комитет по кредитному риску и Комитет по управлению активами и пассивами банка.

     Ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по кредитному риску, несет кредитный отдел. Операционный отдел, отделы ценных бумаг, международных кредитов и расчетов, анализа банковской деятельности, маркетинговый несут ответственность за реализацию политики, разрабатываемой комитетом по управлению рисками, связанными с активами и пассивами.

     В состав первого комитета обычно входят: руководитель банка (председатель комитета), руководители кредитного и операционного  отделов бухгалтерии, главный экономист  или руководитель научно- исследовательского отдела, руководитель подразделения по анализу кредитных рисков, два или более других руководителей банка высшего уровня. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 9.

     ФУНКЦИЯМИ ДАННОГО КОМИТЕТА ЯВЛЯЮТСЯ:
  • разработка и мониторинг состояния политики кредитов;
  • разработка политики рейтинга кредитов;
  • разработка критериев для получения новых кредитов;
  • делегирование полномочий по выдаче кредитов;
  • установление ограничений на кредита;
  • регулярная оценка риска всего портфеля кредитов, в т.ч. риска убытков по кредитм, перегруженности одного сектора, ликвидности портфеля;
  • разработка политики списания невозвращенных ссуд;
  • разработка политики отслеживания всех ссуд;
  • разработка политики возврата ненадежных ссуд;
  • разработка политики замораживания кредитов;
  • разработка стандартов кредитной документации;
  • пересмотр согласия на выдачу кредита;
  • пересмотр согласия на выдачу кредита;
  • пересмотр политики определения стоимости кредитов;
  • пересмотр внутрибанковских инструкций в соответствии с юридическими нормами;
  • разработка политики расширения и сужения кредитов, повышения их качества, в том числе обеспечения большей надежности, улучшения практики страхования, предоставления аккредитивов и гарантий, определения величины процентной маржи;
  • разработка критериев оценки работы ссудной администрации.

 

     В состав второго комитета включаются: руководитель банка ( председатель комитета), руководители операционного и кредитного отделов, главный экономист или  руководитель научно- исследовательского отдела, руководители службы финансового  контроля и бухгалтерии, еще несколько руководителей высшего уровня.

     Таблица 10. 

     ФУНКЦИЯМИ ДАННОГО КОМИТЕТА МОГУТ БЫТЬ:
  • разработка ограничений по финансовым рискам;
  • разработка процентной политики;
  • разработка ограничений по валютным рискам;
  • разработка ограничений и политики по рискам забалансовых операций;
  • разработка политики рисков, связанных с ценными бумагами;
  • определение основных источников финансирования банка;
  • определение основных источников финансирования банка;
  • управление рисками структуры капитала банка;
  • контроль за соблюдением банком законодательства в отношении рисков;
  • разработка критериев оценки эффективности работы по управлению активами и пассивами банка и др.

 

     Названные комитеты должны:

  • создавать внутрибанковские инструкции по управлению рисками;
  • определять цели политики управления рисками и доводить их до сведения коллектива банка;
  • при необходимости делегировать полномочия по реализации этой политики и контролю подразделениям и отдельным работникам банка;
  • разрабатывать ограничения и стандарты на объемы, зоны, виды рисков, методы их оценки и регулирования.
 

    IV.3. Управление рисками Сбербанком России 

        Для более полного  анализа темы рисков, представляется необходимым привести наглядный  пример управления рисками в Сбербанке  Российской Федерации.

        Осуществляя консервативную политику в вопросах управления рисками, Сбербанк России продолжил работу по развитию систем оценки, анализа и  управления основными видами рисков. Банком сохранено централизованное управление лимитов риска на крупных  контрагентов, региональных, отраслевых, структурных лимитов, ограничивающих рыночные риски; проводится единая процентная и тарифная политика. Создана и совершенствуется система контроля и мониторинга финансовых рисков. Кроме процедур предварительного, текущего и последующего контроля, осуществляемых независимыми структурными подразделениями Банка (управлениями внутреннего аудита, оперативного контроля и контрольно-ревизионными службами), внедрены в эксплуатацию автоматизированные процедуры контроля за операциями, проводимыми на денежном и фондовом рынках.

Информация о работе Политика управления банковскими рисками