Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:44, курсовая работа
Инфляция – повышение общего уровня цен. Для её измерения используется показатель изменения индекса цен по отношению к базисному периоду.
Существует 2 типа инфляции1:
Инфляция спроса – вызывается увеличением спроса на продукцию, т.е. когда за определённый товар покупатель готов платить больше. Экономика может «попытаться» потратить больше, чем она способна производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Поскольку производители мгновенно не могут отреагировать на данное увеличение спроса ростом выпуска продукции, то в зависимости от обстоятельств, они либо увеличивают цены, либо увеличивают объём выпуска продукции.
Инфляция предложения – спрос относительно постоянен, а цены на
- Введение
- Основная часть:
Глава 1. Инфляционное таргетирование
§ 1.1. Сущность и особенности инфляционного таргетирования
§ 1.2. Достоинства и недостатки инфляционного таргетирования
§ 1.3. Исходные требования и техника для ее проведения
§ 1.4. Система подотчетности
§ 1.5. Возражение против инфляционного таргетирования
§ 1.6. Инфляционное таргетирование в других странах
Глава 2. Инфляционное таргетирование в России
§ 2.1. Необходимые условия для применения таргетирования
Инфляции в России
§ 2.2. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в России
§ 2.3. Инфляции в России в 2010 году
§ 2.4. Прогноз инфляции 2011 года
- Заключение
- Литература
позволяют говорить о способности метода таргетирования инфляции смягчать шоки. Многим странам с таргетированием инфляции удалось более успешно справиться с инфляционными последствиями всплеска цен на биржевые товары, избежав замедления
экономического
роста, в то время как высокая
инфляция и рецессия стали серьезной
проблемой для стран, использующих
другие принципы валютно-денежной политики
Такая ситуация была характерной
для всех стран, применяющих таргетирование
инфля ции, как с высокими, так
и низкими доходами. Причиной большей
устойчивости стран с таргетированием
инфляции могут быть названы более
устойчивые инфляционные ожидания. Оценивая
последствия мирового финансового
кризиса, можно сказать, что страны
с таргетированием инфляции в
меньшей степени пострадали от финансового
кризиса. Среди стран с формирующимся
рынком страны без таргетирования инфляции,
как ожидается, в целом испытают
более сильное понижение темпов
роста, чем страны с таргетированием
инфляции, относительно среднего докризисного
уровня. Среди стран с высокими
доходами ожидается обратное: темпы
роста сильнее сократятся среди
стран с таргетированием
Глобальный финансовый кризис посеял среди экономистов сомнения относительно
эффективности таргетирования инфляции. Монетарные власти развитых стран столкнулись с проблемой, заключающейся в том, что не смогли предотвратить возникновение пузырей цен на активы. В развивающихся странах также раздаются требования отказа от режима таргетирования инфляции в связи с невозможностью контролировать резкие колебания обменного курса и циклы спадов и подъемов на рынках акций и жилья. Однако исследователи считают, что наиболее вероятной причиной сбоев в финансовых механизмов этих государств является не режим таргетирования
инфляции, а недостаточные меры контроля8.
Монетарные
власти, безусловно, должны учесть уроки
кризиса и внести корректировки
(в основном касающиеся регулирования)
в свою политику для нивелирования
дисбалансов, но отказываться от применения
режима таргетирования инфляции было
бы ошибочно.
Глава 2. Инфляционное таргетирование в России
2.1. Необходимые условия для применения таргетирования
инфляции в России
Не смотря на то, что выгоды от политики таргетирования инфляции очевидны, нет ясности в том, стоит ли проводить данную политику в России. Теоретически существует ряд условий того, что политика таргетирования окажется успешной, и что центральный банк не потеряет контроль над инфляцией. Надо подчеркивать важность следующих факторов9:
Кроме
вышеприведенных
Тем не менее выполнение вышеприведенных условий является желательным, но не
необходимым для осуществления успешной политики таргетирования инфляции. Среди развивающихся стран, успешно перешедших к таргетированию, можно найти целый ряд стран, в которых несколько из описанных условий не выполнялись. В уже упомянутой работе А.Улюкаева, О. Замулина и М. Куликова авторы следующим образом оценивают соответствие текущей ситуации в России желательным условиям успешного перехода к политике таргетирования инфляции:
Таким образом, особых причин, значительно препятствующих России перейти к политике таргетирования обнаружено не было. Следует отметить, что объявляя определенные цели-прогнозы на следующий год, и пытаясь оправдать сформированные таким образом ожидания, ЦБ России уже делает определенные шаги в сторону таргетирования инфляции.
В "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год" Центральный банк РФ поставил задачи снижения годовой инфляции до 18% и поддержание темпов роста ВВП на уровне 1,5% в год. За последние годы каких-либо радикальных изменений в денежно-кредитной политике не произошло. В "Основных направлениях..." в 90-е годы регулярно упоминается контроль над инфляцией. Однако это не должно вводить в заблуждение: ЦБ РФ не является приверженцем инфляционного таргетирования. В основе монетарного инструментария Банка России лежит таргетирование не инфляции, а денежных агрегатов. Промежуточной целью денежно-кредитной политики Банка России в 1999-2000 гг. являлось поддержание темпов роста денежной массы, адекватных достижению поставленной конечной цели. В 2000 г. денежная масса должна возрасти на 21-25%, то есть увеличиться в реальном выражении.
Когда
на заре рыночных преобразований инструментарий
ЦБ РФ еще только создавался, активное
участие в его разработке приняли
специалисты Бундесбанка. А поскольку
Бундссбанк на сегодня выступает
единственным центральным банком, объявляющим
количественные показатели денежной массы
в качестве основного ориентира
денежной политики, его специалисты
оказали влияние на формирование
концепции Банка России. Операционная
процедура денежно-кредитной
Для этого вида таргетирования важнейшим условием является стабильность денежной сферы, чего нет в России. Классический монетаристский подход, используемый при таргетировании денежных агрегатов, основывается на следующих допущениях:
Очевидно, ни один из приведенных критериев "работоспособности" таргетирования денежных агрегатов в России не выполняется. Остановимся на нескольких ключевых моментах.
Во-первых,
в стране отсутствуют признаки постоянства
совокупного
Во-вторых,
при переходе от высокой инфляции
к низкой трудно предсказать скорость
денежного обращения. Для реализации
денежного таргетирования необходимо
как минимум на год вперед оценить
скорость обращения денег при
том, что функция спроса на деньги
остается неизвестной. Обычно эту проблему
решают исходя из постоянной или даже
увеличивающейся скорости оборота
денег. Однако из стандартной функции
спроса на деньги следует, что такие
предпосылки нелогичны. В расчетах
должно быть заложено существенное сокращение
темпов инфляции. С падением инфляции
вероятно снижение скорости денежного
оборота с двухзначных до однозначных
величин. Кроме того, согласно количественной
теории денег, монетарное таргетирование
может использоваться в средне- и
долгосрочной перспективе. Таргетирование
денежных агрегатов в краткосрочном
периоде увеличивает
В-третьих,
длительная инфляция приводит к глубокой
доллари-зации экономики. Когда участники
рынка предпочитают национальной валюте
иностранные платежные
Если таргетирование денежных агрегатов представляется малоэффективным, тогда, может быть, его способно заменить инфляционное таргетирование? Но, к сожалению, отечественная финансовая система не удовлетворяет его главному требованию - свободе от фискального доминирования.
Фискальное
доминирование оказывает
Кроме
того, наблюдается конфликт целей
экономической политики. Что государство
должно поддерживать в первую очередь:
доходы населения, низкую инфляцию, стабильный
курс рубля, рост ВВП или восстановление
разрушенной банковской системы? Больше
половины из этих целей противоречат
друг другу (например, рост доходов
населения и низкая инфляция, восстановление
банковского сектора и
Выбор целевого ориентира инфляции является итогом расчета нескольких вариантов развития событий. В зависимости от того, какими будут заданы входные параметры (например, уровень цен, горизонт таргетировапия), экономическая система на выходе может показать разные результаты. Как следствие при инфляционном таргетировании важна сама технология расчета ориентиров инфляции. Трудности процедуры таргетирования для развивающихся стран заключаются в следующем: