Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 13:44, курсовая работа
Инфляция – повышение общего уровня цен. Для её измерения используется показатель изменения индекса цен по отношению к базисному периоду.
Существует 2 типа инфляции1:
Инфляция спроса – вызывается увеличением спроса на продукцию, т.е. когда за определённый товар покупатель готов платить больше. Экономика может «попытаться» потратить больше, чем она способна производить; она может стремиться к какой-то точке, находящейся вне кривой своих производственных возможностей. Поскольку производители мгновенно не могут отреагировать на данное увеличение спроса ростом выпуска продукции, то в зависимости от обстоятельств, они либо увеличивают цены, либо увеличивают объём выпуска продукции.
Инфляция предложения – спрос относительно постоянен, а цены на
- Введение
- Основная часть:
Глава 1. Инфляционное таргетирование
§ 1.1. Сущность и особенности инфляционного таргетирования
§ 1.2. Достоинства и недостатки инфляционного таргетирования
§ 1.3. Исходные требования и техника для ее проведения
§ 1.4. Система подотчетности
§ 1.5. Возражение против инфляционного таргетирования
§ 1.6. Инфляционное таргетирование в других странах
Глава 2. Инфляционное таргетирование в России
§ 2.1. Необходимые условия для применения таргетирования
Инфляции в России
§ 2.2. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в России
§ 2.3. Инфляции в России в 2010 году
§ 2.4. Прогноз инфляции 2011 года
- Заключение
- Литература
Классическими элементами системы таргетирования инфляции являются:
Таргетирование инфляции имеет ряд преимуществ. Режим тергетирования инфляции является прозрачным и доступным для понимания всем участникам экономической жизни страны, так как денежными властями выставляются чёткие ориентиры динамики изменения цен. Также он позволяет точно оценивать эффективность деятельности органов валютно-денежного регулирования, повышая их ответственность. Центральный Банк не привязан к фиксированной пропорции между динамикой денежных агрегатов и темпом роста цен, что придает валютно-денежной политике гибкость и увеличивает скорость реакции на изменение макроэкономической ситуации.
Однако нужно отметить, что режим таргетирования инфляции имеет и противников.
Так,
профессор экономики
§ 1.2. Достоинства, недостатки и исходные требования для проведения политики таргетирования инфляции
В
академической литературе часто
встречаются следующие
Основные плюсы:
Основные минусы:
При переходе к политике таргетирования инфляции монетарным властям приходится решать множество вопросов. Во-первых, какую роль отвести цели таргетирования инфляции? Это может быть главная цель, которая подчиняет себе все другие (hierarchical mandate), либо это может быть лишь одна из целого ряда целей, к которым стремится ЦБ (dual mandate). Во-вторых, устанавливать ли цель по инфляции как определенное значение или как интервал? В-третьих, какой именно индекс цен таргетировать?
Инфляционное
таргетирование требует выполнения
2 условий. Первое условие - центральный
банк должен иметь достаточную степень
независимости. Хотя ни в одной стране
он не может быть полностью независим
от правительства, банк должен, по крайней
мере, располагать свободой в выборе
инструментария, с помощью которого
планируется достижение целевого уровня
инфляции. Для того чтобы выполнялось
это условие, стране необходимо отказаться
от принципа "фискального доминирования",
то есть бюджетно-налоговая политика
не должна оказывать никакого влияния
на денежно-кредитную политику. Свобода
от фискального доминирования
Кроме
того, правительство должно располагать
широкой доходной базой и не рассчитывать
систематически на поступления от сеньоража.
Если же фискальное доминирование сохраняется,
налоговая политика будет стимулировать
инфляционное давление, которое подорвет
эффективность денежно-
Второе условие, определяющее работоспособность инфляционного таргетирования, состоит в том, что власти должны отказаться от таргетирования других экономических показателей, таких, как заработная плата, уровень занятости или валютный курс. Например, если страна проводит политику фиксированного валютного курса, то при высокой мобильности международных капиталов она не сможет одновременно использовать инфляционное таргетирование. Когда власти стремятся к достижению сразу нескольких целей, участники рынка не знают, какой из них в случае ухудшения ситуации будет отдано предпочтение. В нашем примере, если возникнет угроза стабильности валютного курса, центральному банку придется сделать выбор: или удержать фиксированный курс и тем самым отказаться от инфляционной цели, или сохранить плановый уровень инфляции, пожертвовав фиксированным курсом.
Однако неограниченная свобода действий центрального банка может иметь и негативные стороны. Специалисты МВФ, смоделировав взаимодействие денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, пришли к выводу, что в условиях жесткой денежно-кредитной политики лучшим решением властей с точки зрения благосостояния общества будет достижение центральным банком оптимальной инфляционной цели с учетом необходимости роста производства.
Выполнив два основных требования, страны теоретически могут приступать к использованию инфляционного таргетирования. Но на практике им потребуется провести еще ряд мероприятий:
Кроме
того, определение целевого ориентира
инфляции, или инфляционной цели включает:
выбор типа индекса цен; постановку
цели с точки зрения уровня цен
или ставки инфляции; расчет динамики
предстоящей инфляции; формулировку
инфляционной цели как точечного
значения или как диапазона колебаний;
оговорку возможных отклонений от целевых
значений или отказ от инфляционного
ориентира в случае возникновения
особых обстоятельств.
§ 1.3. Исходные требования и техника инфляционного таргетирования
Объявление инфляционной цели. Подходы к объявлению целевых ориентиров инфляции различаются по странам. В Австралии, Финляндии и Швеции центральные банки изначально называли целевые ориентиры инфляции без официального согласования с правительством. В Канаде и Новой Зеландии они с самого начала были результатом договоренности между министром финансов и управляющим центральным банком. Вскоре к этому пришли и другие страны. Там, где инфляционная цель изначально объявлялась центральным банком самостоятельно, впоследствии в большинстве случаев ориентиры инфляции стали утверждаться правительством. Хотя ни в одном учредительном документе центральных банков инфляционное таргетирование не упоминается, целевые ориентиры инфляции считаются своеобразной интерпретацией других целей денежно-кредитной политики - достижения валютной или ценовой стабильности.
Из всех центральных банков только Резервный банк Новой Зеландии и Банк Англии обнародуют свои прогнозы предстоящей динамики инфляции. Как считает президент Европейского центрального банка В. Дуйзенберг, "публикация прогноза инфляции должна не затемнять, а разъяснять действия Совета управляющих. Обществу необходимо предоставить единственный прогноз, обобщающий тщательный и исчерпывающий анализ большого числа показателей. Однако это приводит к неизбежному упрощению. Кроме того, в связи с тем, что публикация единственного прогноза инфляции, вероятно, будет стимулировать мнение, что денежно-кредитная политика механистически стремится реализовать прогноз, его опубликование может ввести общество в заблуждение и, следовательно, противоречит принципу ясности".
Определение
целевых ориентиров
инфляции. Инфляционная цель в разных
странах также определяется неодинаково.
Основные различия касаются трех параметров
таргетирования: временного горизонта,
уровня цен и ширины диапазона отклонений
инфляционного ориентира (табл.). временной
горизонт таргетирования. Под ним понимается
период времени, в течение которого планируется
достичь поставленную цель. Определение
горизонта таргетирования во многом зависит
от уровня инфляции на момент принятия
целевого ориентира. Например, в связи
с тем, что в Канаде и Новой Зеландии власти
первоначально использовали инфляционное
таргетирование как антиинфляционный
прием, горизонт таргетирования составил
18 месяцев. Затем по мере снижения инфляции
в Новой Зеландии интервал уменьшился
до 12 месяцев, а в Канаде остался на прежнем
уровне. Если инфляция достигала целевого
значения, то ее предполагалось удерживать
на этом уровне на протяжении пяти лет.
В Великобритании денежные власти приняли
в качестве горизонта таргетирования
время окончания парламентского срока
(середина 1997 г.). Вплоть до этого момента
инфляция должна была находиться в диапазоне
1-4%, а затем стабилизироваться на отметке
не более 2,5%. В Австралии нашли еще более
оригинальное решение - горизонт таргетирования
соответствует длительности экономического
цикла. уровень цен. Изменения в расчетах
индекса потребительских цен (ИПЦ) из-за
появления новых товаров или увеличения
спроса на товары повышенного качества
в настоящее время происходят часто, поэтому
на практике стабильность цен означает
не столько нулевое, сколько небольшое
положительное значение прироста ИПЦ.
Эти и другие соображения побудили руководство
большинства стран остановить свой выбор
на инфляционном ориентире в 2% годовых
ширина диапазона. Основное различие между
странами при определении ориентира инфляции
состоит в ширине допустимого диапазона
отклонений фактической инфляции от запланированного
показателя. В Австралии и Финляндии власти
стремятся к достижению точечного значения
инфляции, в Канаде, Новой Зеландии, Швеции
и Великобритании устанавливают не точечное
значение, а целевую зону. В Испании фиксируют
только верхнюю границу (потолок) инфляции.
Вариант выбора диапазона зависит от предполагаемой
степени контроля над инфляцией Властям
необходимо найти оптимальное решение
между двумя крайностями: узким диапазоном,
который трудно удержать, и чрезмерно
широким, который участники рынка могут
интерпретировать как слабость центрального
банка.
§ 1.4. Система подотчетности
Инфляционное таргетирование используется как инструмент не только денежно-кредитной политики, но и оценки деятельности центрального банка. Если денежные власти достигают заявленных целей точно и в установленные сроки, то можно говорить о том, что центральный банк эффективно справляется с поставленными задачами. Проверить это можно только в условиях достаточной открытости и транспарентности его операций. Власти должны публично заявлять об изменениях в денежно-кредитной политике и объяснять их причины. В свою очередь, открытость и транспарентность помогают повысить эффективность проводимой политики. Большая "прозрачность" действий влияет на участников рынка через механизм ожиданий и уменьшает лаг между моментом применения монетарных инструментов и реакцией цен и заработной платы.
В
большинстве стран центральные
банки, использующие инфляционное таргетирование,
подотчетны законодательной ветви
власти. Регулярные выступления представителей
центрального банка в парламенте
и публикация его годовых отчетов
- основные средства общественного
контроля за деятельностью денежных
властей. По отношению к инфляционному
таргетированию они были впервые
применены в Новой Зеландии. С
1989г.. управляющий Резервным банком
Новой Зеландии каждые 6 месяцев
представляет общественности документ
под названием "Заявление о
денежно-кредитной политике", в
котором анализируются
§ 1.5. Возражения против инфляционного таргетирования
Таргетирование
инфляции не является новацией. Центральные
банки всегда отслеживали различные
индексы цен, даже если в качестве
промежуточных целей
С
теоретической точки зрения объявление
целевого ориентира инфляции служит
"якорем" денежно-кредитной политики
и выступает эффективным