Особенности налогообложения в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Начало существованию НЭПа положил Декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки продовольственным налогом» от 21 марта 1921г. Продналог предусматривал сначала примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда(это в 2 раза меньше, чем во время продразверстви), причем впоследствии намечалось снизить его до 10% урожая и перевести в денежную форму. Благодаря этой реформе, благосостояние крестьян, повысилось, количество богатых и бедных уменьшилось, а для середняков возросла.

Оглавление

Введение
1. Особенности налогообложения в СССР
1.1. Налоги во время НЭПа.
1.2. Налоговые реформы в 30-х годов.
1.3. Реформы налогов во время ВОВ и после нее (1941-1965)
1.4 Налоги с 1965-1985.
1.5. Налоговая политика во время перестройки.
2. Оценка налоговых реформ в СССР.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Особенности налогообложения в СССР.docx

— 46.37 Кб (Скачать)

Основой экономической программы  перестройки стала стратегия  ускорения, то есть использования всех ресурсов для увеличения производительности труда.

  Так как в 1985 году началась перестройка, то система платежей в бюджет подверглась коренному реформированию.  К главному мероприятию налоговой реформы можно отнести принятие указа Президиума ВС СССР об индивидуальной трудовой деятельности, из чего вытекало возможность любому гражданину заниматься кустарным промыслом или создавать предприятия бытового обслуживания, однако при этом он должен иметь патент. В 1986 году государство расширило разрешенные масштабы индивидуальной трудовой деятельности граждан. Доходы, которые получали от  такой деятельности, облагались налогами, размер которых рассчитывалось в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Реформирование системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет началось с принятием закона «О государственном предприятии (объединении)». Он был призван усилить централизованное начало народного хозяйства, повысить значение экономических методов управления, создать механизм реального хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях. Изменения в статусу государственных предприятий обусловили преобразование системы обязательных платежей. За государственными предприятиями закреплялась обязанность вносить плату за производственные фонды, за трудовые и природные ресурсы, а также устанавливалась система налогообложения прибыли, остающейся после платежей за ресурсы и уплаты процентов за кредит. Фактически система платежей в бюджет для государственных предприятий заменялась налоговой системой.

Кроме того, с принятием  Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном  предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в  бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов  для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и  предприятий с участием иностранных  организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:

  • Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;
  • постановления Совета Министров СССР:
    • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» от 13 января 1987 г.;
    • «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»;
  • Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий»;
  • постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

В течение следующих годов  издаются несколько актов законодательства по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, который  потом были объединены в едином законодательном  акте – Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений  и организаций». Этот закон обязывал платить предприятиям, объединениям и организациям  в доход государства следующие налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

Указом Президиума ВС СССР от 21 марта 1988г. устанавливается налог  с владельцев транспортных средств. Налог должны были платить как  обычные граждане, так и государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, но при этом отменяется аналогичный местный налог.

В 1990 году был принят Закон  СССР «О поэтапной отмене налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР». В 1991 году намеривались отменить налог с бездетных женщин, состоящих в браке, а с 1993 году с женатых мужчин, а с 1993 году – этот налог должны были отменить со всех остальных. В течение 3-ех лет это дало бы населению 1,5 млрд. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка налоговых реформ в СССР.

Налоговая политика и налоговый  механизм определяют роль налогов в  обществе, которая тесно связана  с деятельностью государства. Она  находится в постоянном движении и зависит от экономической политики государства.

Цели регулирования и  сферы государственного вмешательства  в экономику обширны и весьма различны по странам и историческим периодам, но почти всегда и везде  заметную роль в процессе регулирования  играли налоги.

Исследуя налоговые отношения  в годы нэпа, можно отметить, что  в середине 1921 г. с началом реализации новой экономической политики появилась  необходимость возврата к еще  недавно отмененной налоговой системе, но вместе с тем необходимо было учитывать совершенно новые социально-экономические  условия страны, проведение почти  полной национализации промышленности, экономическое разорение в результате войн, изменение классового состава  населения и другие факторы. При этом важно было не допустить излишнего обложения частного сектора, который играл важную роль в процессе восстановления хозяйства страны после войны. С помощью налогов в годы нэпа сокращался дефицит бюджета и эмиссия денег.

Разрешив предприятиям реализовывать  часть, а крестьянству – всю свою продукцию и позволив гражданам  заниматься торговлей, государству  нужно было создать механизм обложения  появившихся источников дохода. Обеспечивалось последовательное сокращение капиталистического накопления, расширялись и модернизировались  производства в частных хозяйствах, делая их экономически невыгодными, осуществлялось через систему прямых налогов изъятие личных доходов  граждан, получаемых сверх прожиточного минимума.

Наряду с прямыми налогами значительное развитие получили акцизы. Их установление и развитие объяснялось  простотой сбора при несовершенстве налогового аппарата.

Налоговая политика СССР должна была реализовать две цели: финансовую - максимизировать налоговые сборы  для формирования финансовой базы подъема  разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и  деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих.

Необходимо отметить, что  политика усиления налогового давления в зависимости от величины доходов  и капитала, принадлежащего налогоплательщику  дела, решала в большей степени  политические, чем экономические  задачи. В сфере поимущественного обложения промышленного производства тяжесть налога прогрессивно возрастала по мере роста размеров капитала. В  итоге, всякое слияние капиталов, способствующее созданию эффективных, конкурентоспособных  производств приводило к многократному увеличению обложения. Аналогично система прогрессивного возрастания сельхозналога в зависимости от количества пашни и скота приводила к сдерживанию процесса производственного накопления в сельском хозяйстве, дроблению крестьянских хозяйств, а часто и просто к свертыванию объемов сельскохозяйственного производства. Тяжесть налогообложения падала на те доходы, которые служили источником накопления в земледелии (доходы крупных и средних хозяйств) и не затрагивали потребления.

Итак, характерной чертой налоговой системы периода нэпа являлась множественность налогов  и сборов и многократность обложения  торгово-промышленного оборота в  различных его звеньях. Переход  к нэпу, проявившийся в разрешении вести торговлю, восстановлении денежного  обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил восстановление налоговой системы государства.

В 30-е годы в СССР возникла качественно новая экономическая  ситуация: налоговая система фактически перестала функционировать как  самостоятельный экономический  институт и трансформировалась в  один из элементов механизма централизованного  планового регулирования экономики. Из народного хозяйства были почти  полностью вытеснены частнокапиталистические  элементы, развернулась сплошная коллективизация, начался процесс раскулачивания. Если в период нэпа к середине 20-х  годов налоговая система обеспечила формирование бездефицитного бюджета, то уже в начале 30-х гг. возник огромный его дефицит. Значение регулирующий функции постепенно снижалось, а превалирующей в налоговой политике стала реализация фискальной функции в форме изъятия запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с целью их последующего перераспределения через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики. Действовавшая в 20-е годы система налогообложения практически полностью выполнила стоявшие перед ней политические задачи: был ликвидирован частный сектор в промышленности и торговле, а его доля в сельском хозяйстве оставалась минимальной. Соответственно утратила свое значение вся сложная система прямого налогообложения частного сектора, направленная на свертывание процессов капиталистического накопления и изъятие капитализированных доходов.

Большинство налогов трансформировалось в обязательные плановые платежи  государственных предприятий в  бюджет страны. Изъятие доходов предприятий  и населения происходило путем  перераспределения большей части  финансовых средств через бюджетную  систему. Предприятия были фактически лишены самостоятельности и инициативы. Реформой 30-х гг. для них были установлены два крупных  плановых платежа в бюджет: налог с оборота и отчисления от прибыли. Такая система просуществовала достаточно долгое время.

Основным источником пополнения бюджета становятся доходы от социалистических предприятий города, сельского хозяйства  и налоги с работающих. Начинают широко привлекаться средства населения путем ежегодных займов, привлечения вкладов в сберкассы, «культсбора» и др.

В основе серии налоговых  реформаций 1930-х годов лежал поиск  действенных экономических механизмов, способных обеспечить централизованное регулирование экономики, форсировать процесс ускорения государственных накоплений на реализацию планов индустриализации промышленности, усилить контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий.

Быстрое создание по экономическим  районам крупных сельских хозяйств, регулируемых из одного центра, позволило  включить деревню в единую систему  директивного планирования.

Продолжается создание наиболее благоприятных условий при взимании подоходного налога для граждан, занятых в общественном производстве, на государственных и кооперативных  предприятиях, с одной стороны, и  ограничение доходов от частной  предпринимательской деятельности, с другой.

В этот период появляются элементы социальной направленности подоходного  налогообложения посредством развития системы налоговых льгот, предоставляемых  рабочим и служащим в зависимости  от наличия детей и иждивенцев в семье.

В целом происходило последовательное упрощение системы налогов, налоговые  платежи все более теряли характер многофункционального экономического инструмента и трансформировались в нормативные отчисления. Неоднократно поднимался вопрос об отмене налоговой системы как таковой.

В период Великой Отечественной  войны существенно возрастает потребность  в дополнительных бюджетных средствах, что обеспечивалось повышением прежних  налогов, введением ряда новых налогов. Резко сократились экономические  возможности СССР в связи с  оккупацией западных районов страны. Началась перестройка народного  хозяйства на военный лад. Основными  источниками финансирования были доходы от госпредприятий, повышение цен  на товары первой необходимости, повышение  налогов и др.

В действующей системе  обложения в 40-е гг. имелся ряд  недостатков. Сложилось неравномерность  в обложении налогом колхозов между колхозами с разносторонне  развитыми хозяйствами и с  односторонне развитым хозяйством. Выражалось это в том, что часть продукции, которая производилась в колхозе  и использовалась в натуральной  форме, оставалась в колхозе и  направлялась на оплату по трудодням  и в фонды; часть продукции  сдавалась государству и часть  реализовывалась на колхозных рынках. При этом в денежном выражении  продукция оценивалась по-разному.

В послевоенные годы в условиях тяжелого экономического положения  налогообложение колхозов значительно  усложнилось, в частности коснулось  это порядка исчисления и взимания налога, множественности ставок, дифференциации ставок, что не способствовало эффективному использованию налоговых инструментов при налогообложении колхозов. Вновь  сложилась ситуация неравномерного обложения колхозов, имевших различную  производственную направленность.

Сложилась тенденция к  постепенному увеличению отчислений от прибыли как абсолютно, так и  по своему удельному весу благодаря  росту рентабельности предприятий. Продолжались поиски более совершенного механизма взимания налога с оборота. Процесс реализации фискальной функции налогообложения проводится через систему централизованного регулирования национальной экономики.

Начиная с 1960-х гг., система  подоходного налогообложения граждан  в значительной степени утратила свою роль в качестве инструмента  изъятия доходов. Ее роль в обеспечении  принципа уравнительности в объемах  доходов у различных категорий  населения также постоянно сокращалась  и практически не была востребована. Развитие системы общественных фондов потребления выдвигало на первое место функцию обеспечения социальной стабильности в обществе, а подоходный налог ее практически полностью  утратил. Фискальная значимость подоходного  обложения постоянно сокращалась  и была сведена к минимуму. Ее заменили централизованная система  нормирования оплаты труда и через  механизм отчислений от прибыли и  фонда оплаты труда осуществление  практически доналогового изъятия части заработной платы.

Свой вклад в налоговую  политику рассматриваемого периода  внесла хозяйственная реформа 1965 г., сделав шаг к экономическим методам управления промышленностью. Предполагалось, что предприятия получат самостоятельность в решении вопросов хозяйственного и экономического значения, но на практике этого не получилось. Была сделана попытка внедрить в отношения между предприятием и государством элементы рыночных отношений. Достижением реформы стало увеличение объема прибыли и повышение ее доли в общем объеме финансов страны, что сопровождалось снижением налога с оборота, который служил лишь средством перераспределения чистого дохода предприятий через бюджет. Главной целью реформы 1965 г. являлось создание механизма, который смог бы обеспечить стабильные темпы роста производства. Данная цель достигнута не была, так для этого требовалось расширение прав предприятий. Верхние эшелоны управления не хотели этого допускать и постепенно некоторые результаты реформы остались незаметными. В 1979 г. была предпринята попытка усовершенствовать планирование и экономическое стимулирование в промышленности и строительстве.

Информация о работе Особенности налогообложения в СССР