Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:49, реферат
Начало существованию НЭПа положил Декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки продовольственным налогом» от 21 марта 1921г. Продналог предусматривал сначала примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда(это в 2 раза меньше, чем во время продразверстви), причем впоследствии намечалось снизить его до 10% урожая и перевести в денежную форму. Благодаря этой реформе, благосостояние крестьян, повысилось, количество богатых и бедных уменьшилось, а для середняков возросла.
Введение
1. Особенности налогообложения в СССР
1.1. Налоги во время НЭПа.
1.2. Налоговые реформы в 30-х годов.
1.3. Реформы налогов во время ВОВ и после нее (1941-1965)
1.4 Налоги с 1965-1985.
1.5. Налоговая политика во время перестройки.
2. Оценка налоговых реформ в СССР.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.
Основой экономической программы перестройки стала стратегия ускорения, то есть использования всех ресурсов для увеличения производительности труда.
Так как в 1985 году началась перестройка, то система платежей в бюджет подверглась коренному реформированию. К главному мероприятию налоговой реформы можно отнести принятие указа Президиума ВС СССР об индивидуальной трудовой деятельности, из чего вытекало возможность любому гражданину заниматься кустарным промыслом или создавать предприятия бытового обслуживания, однако при этом он должен иметь патент. В 1986 году государство расширило разрешенные масштабы индивидуальной трудовой деятельности граждан. Доходы, которые получали от такой деятельности, облагались налогами, размер которых рассчитывалось в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Реформирование системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет началось с принятием закона «О государственном предприятии (объединении)». Он был призван усилить централизованное начало народного хозяйства, повысить значение экономических методов управления, создать механизм реального хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях. Изменения в статусу государственных предприятий обусловили преобразование системы обязательных платежей. За государственными предприятиями закреплялась обязанность вносить плату за производственные фонды, за трудовые и природные ресурсы, а также устанавливалась система налогообложения прибыли, остающейся после платежей за ресурсы и уплаты процентов за кредит. Фактически система платежей в бюджет для государственных предприятий заменялась налоговой системой.
Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:
В течение следующих годов
издаются несколько актов
Указом Президиума ВС СССР от 21 марта 1988г. устанавливается налог с владельцев транспортных средств. Налог должны были платить как обычные граждане, так и государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, но при этом отменяется аналогичный местный налог.
В 1990 году был принят Закон СССР «О поэтапной отмене налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР». В 1991 году намеривались отменить налог с бездетных женщин, состоящих в браке, а с 1993 году с женатых мужчин, а с 1993 году – этот налог должны были отменить со всех остальных. В течение 3-ех лет это дало бы населению 1,5 млрд. рублей.
2. Оценка налоговых реформ в СССР.
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства. Она находится в постоянном движении и зависит от экономической политики государства.
Цели регулирования и сферы государственного вмешательства в экономику обширны и весьма различны по странам и историческим периодам, но почти всегда и везде заметную роль в процессе регулирования играли налоги.
Исследуя налоговые отношения
в годы нэпа, можно отметить, что
в середине 1921 г. с началом реализации
новой экономической политики появилась
необходимость возврата к еще
недавно отмененной налоговой системе,
но вместе с тем необходимо было
учитывать совершенно новые социально-экономические
условия страны, проведение почти
полной национализации промышленности,
экономическое разорение в
Разрешив предприятиям реализовывать
часть, а крестьянству – всю свою
продукцию и позволив гражданам
заниматься торговлей, государству
нужно было создать механизм обложения
появившихся источников дохода. Обеспечивалось
последовательное сокращение капиталистического
накопления, расширялись и
Наряду с прямыми налогами
значительное развитие получили акцизы.
Их установление и развитие объяснялось
простотой сбора при
Налоговая политика СССР должна
была реализовать две цели: финансовую
- максимизировать налоговые
Необходимо отметить, что
политика усиления налогового давления
в зависимости от величины доходов
и капитала, принадлежащего налогоплательщику
дела, решала в большей степени
политические, чем экономические
задачи. В сфере поимущественного
обложения промышленного
Итак, характерной чертой
налоговой системы периода нэпа
являлась множественность налогов
и сборов и многократность обложения
торгово-промышленного оборота
В 30-е годы в СССР возникла
качественно новая
Большинство налогов трансформировалось
в обязательные плановые платежи
государственных предприятий в
бюджет страны. Изъятие доходов предприятий
и населения происходило путем
перераспределения большей
Основным источником пополнения бюджета становятся доходы от социалистических предприятий города, сельского хозяйства и налоги с работающих. Начинают широко привлекаться средства населения путем ежегодных займов, привлечения вкладов в сберкассы, «культсбора» и др.
В основе серии налоговых реформаций 1930-х годов лежал поиск действенных экономических механизмов, способных обеспечить централизованное регулирование экономики, форсировать процесс ускорения государственных накоплений на реализацию планов индустриализации промышленности, усилить контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий.
Быстрое создание по экономическим районам крупных сельских хозяйств, регулируемых из одного центра, позволило включить деревню в единую систему директивного планирования.
Продолжается создание наиболее
благоприятных условий при
В этот период появляются элементы
социальной направленности подоходного
налогообложения посредством
В целом происходило
В период Великой Отечественной
войны существенно возрастает потребность
в дополнительных бюджетных средствах,
что обеспечивалось повышением прежних
налогов, введением ряда новых налогов.
Резко сократились
В действующей системе
обложения в 40-е гг. имелся ряд
недостатков. Сложилось неравномерность
в обложении налогом колхозов
между колхозами с
В послевоенные годы в условиях
тяжелого экономического положения
налогообложение колхозов значительно
усложнилось, в частности коснулось
это порядка исчисления и взимания
налога, множественности ставок, дифференциации
ставок, что не способствовало эффективному
использованию налоговых
Сложилась тенденция к постепенному увеличению отчислений от прибыли как абсолютно, так и по своему удельному весу благодаря росту рентабельности предприятий. Продолжались поиски более совершенного механизма взимания налога с оборота. Процесс реализации фискальной функции налогообложения проводится через систему централизованного регулирования национальной экономики.
Начиная с 1960-х гг., система
подоходного налогообложения
Свой вклад в налоговую политику рассматриваемого периода внесла хозяйственная реформа 1965 г., сделав шаг к экономическим методам управления промышленностью. Предполагалось, что предприятия получат самостоятельность в решении вопросов хозяйственного и экономического значения, но на практике этого не получилось. Была сделана попытка внедрить в отношения между предприятием и государством элементы рыночных отношений. Достижением реформы стало увеличение объема прибыли и повышение ее доли в общем объеме финансов страны, что сопровождалось снижением налога с оборота, который служил лишь средством перераспределения чистого дохода предприятий через бюджет. Главной целью реформы 1965 г. являлось создание механизма, который смог бы обеспечить стабильные темпы роста производства. Данная цель достигнута не была, так для этого требовалось расширение прав предприятий. Верхние эшелоны управления не хотели этого допускать и постепенно некоторые результаты реформы остались незаметными. В 1979 г. была предпринята попытка усовершенствовать планирование и экономическое стимулирование в промышленности и строительстве.