Особенности налогообложения в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Начало существованию НЭПа положил Декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки продовольственным налогом» от 21 марта 1921г. Продналог предусматривал сначала примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда(это в 2 раза меньше, чем во время продразверстви), причем впоследствии намечалось снизить его до 10% урожая и перевести в денежную форму. Благодаря этой реформе, благосостояние крестьян, повысилось, количество богатых и бедных уменьшилось, а для середняков возросла.

Оглавление

Введение
1. Особенности налогообложения в СССР
1.1. Налоги во время НЭПа.
1.2. Налоговые реформы в 30-х годов.
1.3. Реформы налогов во время ВОВ и после нее (1941-1965)
1.4 Налоги с 1965-1985.
1.5. Налоговая политика во время перестройки.
2. Оценка налоговых реформ в СССР.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Особенности налогообложения в СССР.docx

— 46.37 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

1. Особенности налогообложения  в СССР

1.1. Налоги во время  НЭПа.

1.2. Налоговые реформы  в 30-х годов.

1.3. Реформы налогов во  время ВОВ и после нее (1941-1965)

1.4 Налоги с 1965-1985.

1.5. Налоговая политика  во время перестройки.

2. Оценка налоговых реформ в СССР.

Заключение.

Список использованных источников и литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Налоги во время НЭПа.

Начало существованию  НЭПа положил Декрет «О замене продовольственной  и сырьевой разверстки продовольственным  налогом» от 21 марта 1921г. Продналог предусматривал сначала примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда(это в 2 раза меньше, чем во время продразверстви), причем впоследствии намечалось снизить его до 10% урожая и перевести в денежную форму. Благодаря этой реформе, благосостояние крестьян, повысилось, количество богатых и бедных уменьшилось,  а для середняков возросла.

С введением 26 июля 1921г. промыслового налога началось восстановление налоговой  системы. Таким налогом облагались частные торговые и промышленный предприятия, и граждане, которые имели доходы от занятий промыслами. Через год промысловый налог распространился на государственный и кооперативные предприятия. Промысловый налог состоял из двух видов платежей: патентный сбор, что подразумевал в себе, плату по определенным ставкам, при выдаче патента на разрешения торговой  и промышленной деятельности, и уравнительный сбор, где взималось  в процентах от суммы хозяйственного оборота.

Налог на сверхприбыль было введено для классовой борьбы против финансово состоятельных  граждан.

Переход к НЭПу обусловил  возрождение налоговой системы. повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. 

Во время НЭПа в СССР существовали следующие виды налогов: 
- прямые налоги(был основным источником доходов государства): индивидуальное наложение обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, единый общегражданский налог, налог на сверхприбыль, промысловый налог, единый натуральный налог, налог с наследств и дарения.

- косвенный налоги( в период НЭПа они составляли примерно 11-20% от всех доходов государства): акцизы (на пиво, спички, вино, табачные изделия, гильзы и другие товары), налог с доходов от демонстрации кинофильмов(от оплаты освобождались музеи, зрелища агитационно-пропагандистского, политико-просветительского и художественно-показательного значения).

-сборы: прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, канцелярский, гербовой.

Существовавшая система государственных доходов к 1930 году характеризовалось большим количеством отдельных платежей, многократностью обложения одного и того же товара на разных стадиях производства и обращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Налоговые реформы  30-х годов.

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа.

Цель налоговой реформы  этого времени была ликвидация множественности  платежей (около 86 видов) и сделать  систему государственных доходов  более четким. 
Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов.

Доход государства формируется не за счет налогов, а за счет прямого изъятия ВНП, производимого на основе государственной монополии. Поэтому, налоги сильно потеряли свое значение для бюджета.

Отчисления производилось  по плановой, а не по фактической  прибыли. Из-за этого в 1931 году, отчисления от прибылей и налога с оборота  начали производиться по фактической  прибыли за истекший месяц и по фактическим оборотам за месяц.

В течение налоговой реформы  было сокращено число обязательных платежей с физических лиц. Основным платежом взимаемым с физически лиц стал подоходный налог.

Политика в сельскохозяйственной деятельности тоже изменилась. Происходила  политика увеличения обложения зажиточных (кулацких) хозяйств. К 1930 году 16% кулацких хозяйств выплачивала 60% сельхозналога. В тоже самое время, середняцким и бедным хозяйствам давались различные льготы.

Сельскохозяйственный налог  в 1933 году был изменен на четыре вида налогов: с колхозов, с колхозников, с единоличных крестьянских хозяйств, с кулацких хозяйств, которые вместе действовали как эффективный механизм стимулирования процесса коллективизации.

!Подлежащий обложению доход колхозников исчислялся на основании их отчетности, и для них был предусмотрен ряд льгот производственного характера: освобождение или льготное обложение технических культур, огородов, виноградников, садов, полное освобождение от налога всего дохода от скота в колхозах и у колхозников. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 31 мая 1935 года «О сельскохозяйственном налоге на 1935 год», особо подчеркивалось, что во всех случаях оклад налога с единоличного хозяйства должен быть как минимум на 25% выше ставок, установленных в данной местности для колхозников. В итоге, к 1937 году преобладающим социальным слоем в СССР являлось колхозное крестьянство, ВТО время как крестьяне-единоличники, объединявшие в 1928 году 75% населения страны, к 1937 году составляли всего одну двадцатую его часть.

В 1936-1939 была проведена новая  налоговая реформа, для увеличения сборов с колхозного крестьянства. Теперь вместо территориального счисления доходов было установлено обложение по фактически полученным доходам. Были отменены льготы от технических культур и животноводства. 

В 1939 году был принят новый  закон, суть которого заключалось в  увеличения давления на колхозников и немногочисленных хозяйств крестьян-единоличников. Было введено прогрессивная ставка, что означает возрастания обложения дохода в зависимости от прибыли.!!!!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Реформы налогов  во время ВОВ и после нее  (1941-1965).

Во время ВОВ действовала  система обязательных платежей из прибыли  государственных предприятий, установленный  в предвоенный период.  Из-за увеличения бюджета государства понадобились новые виды налогов и сборов с населением, с чем связано появление налога на одиноких и малосемейных граждан, холостяков, военный налог, сбор с владельцев скота, сбор за регистрацию охотничье-промысловых собак.

Один из самых  интересных налогов является – налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Этот налог существовал только в СССР и Монголии. Цель налога – оказание социальной помощи многодетным матерям  и одиноким матерям, воспитание и содержание детей в детских домах. Сначала этот налог вводился как временный, но просуществовал до 1990-ч годов. Налог должны были платить мужчины(20-50 лет) и женщин(20-45 лет).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 декабря 1941 вводилось  военный налог, который уплачивался  по фиксированным ставкам в зависимости  от район(150-600 рублей). Военный налог отменили 1 января 1946 года. За все время государством было собрано примерно 7,2 млрд. рублей.

Указом Президиума Верховного Совета от 29 декабря 1941 г. в первые годы войны была введена стопроцентная  надбавка к сельскохозяйственному  налогу.

После войны произошло  постепенное замещение налогообложения  неналоговыми источниками пополнения бюджета. Один из них было перераспределение  основной части государственных  доходов организаций и предприятий. Так же они уплачивали налог с  оборота, что составляло примерно 40% от государственного бюджета.

После войны (до 1953) налоговая  система не претерпела значительных изменений. В 1946 году был отменен  военный налог. Из-за чего сократилось доходы в пользу государства от населения на 5,5% процентов по сравнению с последним годом ВС.

8 августа 1953 года была  проведена сельскохозяйственная налоговая реформа. Налог исчислялся с помощью фиксированной ставки от каждого 0,01 гектара площади земельного участка. Плательщиками налога являлись хозяйства членов колхозов, хозяйства граждан, которые имели приусадебные земельные участки и надели. Налога не брали, если участок земли был не больше 50 кв.м. Каждая союзная республика имела свою среднюю ставку.

В 1957 году отменили взимание патентного сбора, размер которого исходил  от разряда предприятия, который устанавливался для производственных предприятий в зависимости от годового объема валовой продукции, а для торговых – в зависимости от плана товарооборота. В 1958 году сельских граждан освободили от дорожных повинностей. С этого времени строительство, и ремонт местных автомобильных дорог было передано совхозам, колхозам, промышленным, транспортным и другим хозяйственным организациям и предприятиям.

В 1960-е годы произошло  сильное изменение в налоговой  идеологии. Цель этих изменений было для улучшения  системы управления народным хозяйством и усиления экономического стимулирования производства. Н.С. Хрущев попытался осуществить постепенную ликвидацию налогообложение из-за «неминуемого построения коммунизма».  Самой первой реформой намеривалось полная отмена налогов с заработной платы рабочих. В связи с чем был принят законодательный акт «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих» от 7 мая 1960 г.

Для реформирования налоговой  системы страны были проведены следующие  мероприятия:

- изменилось порядок распределения  прибыли государственных предприятий.  Теперь предприятии платили за производственные фонды, рентные платежи и взносы свободного остатка прибыли в целях усиления хозяйственного расчета.

- появление рентных(фиксированных) платежей для получения в доход государства некоторой части прибыли объединений, предприятий. Такие платежи были созданы для предприятий, организаций, который имели больший доход, чем другие подобные производства в той же отрасли.

Изменение в обложение колхозов (Указ Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г.). Платили такой налог колхозы. Подоходным налогом облагался чистый доход за вычетом части дохода, соответствовавшей рентабельности в 25% и часть фонды оплаты труда колхозников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Налоги с  1965-1985

В это время в бюджет союзных республик поступали  следующие виды налогов: государственная  пошлина, отчисления от подоходного  налога с населения в размере 50%, подоходный налог с колхозов и  кооперативных предприятий, платежи  из прибыли государственных предприятий, доход от демонстрации фильмов, местные  налоги и другие виды налогов.

2 февраля 1970 г. указом  Президиума ВС СССР были изменены  некоторые стати о подоходном  налоге с колхозов. Изменение произошло в шкале обложения прогрессивным методом, одновременно с увеличением рентабельности и ставки обложения. Чистый доход колхоза определялся как разность между выручкой от реализации продукции, оказания услуг и стоимостью продукции по государственным закупочным ценам, определенной к выдаче в порядке оплаты колхозников и лиц, привлеченных для работы в колхозе со стороны, и себестоимостью этой продукции и оказанных услуг. Смысл налога является изъятие части сверхнормативных денежных средств колхозов в пользу государственного бюджета. Количества налогов, получаемых от колхозов, в бюджете государства составлял примерно 1-1,5 процентов.

Налог с оборота платили  государственные отраслевые объединения, предприятия и организации. На каждый вид отрасли устанавливалась  единая ставка налога в процентах к планового оборота(78% платили денежных средств платили предприятия и 22% оптово-сбыточные базы). Налог рассчитывали в виде разницы между продажей товаров в розничных ценах и оборотом в оптовых ценах предприятий, по твердым ставкам.

Некоторые экономисты считают, что функция налога заключалось в том, чтобы использовать денежные ресурсы народного хозяйства для достижения высоких темпов социалистического воспроизводства и планомерного использования средств для первоочередном направлении их в отрасли, имеющие решающее значения для развития экономики страны. Налог с оборота обеспечивал устойчивость поступления в бюджет, так как не зависел от выполнения предприятием плана прибыли.

Были и такие платежи как лесной доход(платеж в бюджет государства за использования  лесных ресурсов для рационального использования и воспроизводства этих ресурсов), плата за воду(для рационального использования воды, забираемой из водохозяйственных систем), плата за разработку и добычу торфа на топливо – это платеж организаций и предприятий для исследования торфяных залежей.

1 июля 1981 году был введен  земельных налог. Этот налог заменил ранее существовавшую земельную ренту. Налог взимался с физических лиц и предприятий по выделенным им земельным участкам. Расчет налога производилось с квадратного метра земельной площади.

Взимался налог с владельцев транспортных средств как с физических лиц, так и с предприятий. Налог рассчитывался с каждого киловатта мощности или лошадиной силы в зависимости от вида транспорта и от значения местности, в которой проживает владелец.

В 1960-е годы Н.С. Хрущевым была принята попытка осуществить  постепенную ликвидацию налогообложения  в связи с «неминуемым построением  коммунизма». Закон осуществлялся путем постепенного увеличения необлагаемого минимума доходов и расширение налоговых льгот. В 1972 в некоторых частях страны, где минимальная заработная плата трудящихся была до 70 рублей в месяц, была отменена налог с заработка. А также уменьшена ставка до 1/3 у тех, кто зарабатывает до 90 руб. в месяц. Программа КПСС предусматривала полную ликвидацию налогов с населения.

 

 

 

 

 

1.5. Налоговая политика  во время перестройки.

К началу 80-х годов советская  система хозяйствования замедлилась  развитии. После процесса индустриализации и урбанизации, плановая экономика не могла провести глубокие преобразования, которые бы охватывали все стороны жизни общества. Такая система не могла должным образом обеспечить развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный статус государства. СССР все сильнее оставила в развитии от Запада, не смотря на большие ресурсы и способности. Промышленные предприятия, не были заинтересованы в научно-техническом прогрессе, в следствие чего до 80% новых технических изобретений и идей отвергалось.  В начале 80-х годов СССР начал терять конкурентоспособность в отрасли, в котором он успешно соперничал с Западом – это сфера военных технологий.

Информация о работе Особенности налогообложения в СССР