Особенности налогообложения в СССР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:49, реферат

Краткое описание

Начало существованию НЭПа положил Декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки продовольственным налогом» от 21 марта 1921г. Продналог предусматривал сначала примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда(это в 2 раза меньше, чем во время продразверстви), причем впоследствии намечалось снизить его до 10% урожая и перевести в денежную форму. Благодаря этой реформе, благосостояние крестьян, повысилось, количество богатых и бедных уменьшилось, а для середняков возросла.

Оглавление

Введение
1. Особенности налогообложения в СССР
1.1. Налоги во время НЭПа.
1.2. Налоговые реформы в 30-х годов.
1.3. Реформы налогов во время ВОВ и после нее (1941-1965)
1.4 Налоги с 1965-1985.
1.5. Налоговая политика во время перестройки.
2. Оценка налоговых реформ в СССР.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Особенности налогообложения в СССР.docx

— 46.37 Кб (Скачать)

Как и в промышленности, так и в сельском хозяйстве  путем проведения реформ пытались добиться его подъема. В частности, 1 апреля 1965 г. было принято постановление  «Об оказании финансовой помощи колхозам», по которому предполагалось списание и отсрочка задолженности колхозов. Данные постановления, конечно, способствовали укреплению материальной базы колхозов, подъему производства в них и  повышению доходов.

Попытки внести в экономику  элементы рыночной системы не заканчивались  успехом. В 1975- 1980 гг. налог с оборота  продолжал играть важную роль в укреплении хозяйственного расчета, позволяя регулировать уровень рентабельности отдельных  видов изделий с помощью системы  ставок налога с оборота и скидок с них.

К началу 80-х годов отечественная  система налогообложения представляла собой комплекс налоговых платежей, существенно отличавшийся от общих  направлений развития мировой налоговой  практики. Многофункциональная направленность налоговых систем требовала усложнения их структуры и методов налоговых  расчетов. Для сравнения, по данным ОЭСР количество законодательных актов  в США и Нидерландах увеличился в 2 раза, в Канаде – в 3 раза за последние 30 лет. В СССР такого не происходило, а доходы бюджета формировались за счет трех основных групп налоговых поступлений: налога с оборота, отчислений от прибыли и налогов с населения. Отечественная система 80-х годов была заменена чисто административными методами снабжения и распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Советская налоговая система 1980-х гг. не обеспечивала запланированных  объемов финансовых поступлений  на государственные расходы.

В период 1980-х - начала 90-х  годов налоговая система выступила  в роли дестабилизирующего фактора  отечественной экономики: существовавшая практика взимания налоговых платежей в виде отчислений от прибыли и  налога с оборота способствовала снижению эффективности функционирования производства, тормозила его научно-техническое  развитие, стимулировала разбалансирование  товарного рынка. Не будучи приспособленной  к новым условиям развивающихся  рыночных отношений, она не обеспечивала запланированных объемов финансовых поступлений и, таким образом, перестала  выполнять в полной мере свою основную функцию - фискальную. Как и ранее, руководство страны неохотно шло  к осознанию того, что пора переходить к рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Мировой опыт показывает, что  налоговый механизм заключает в  себе огромные возможности воздействия  на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного  производства, его размещения. Налоговые  сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, так как любому государству для  выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. 

С помощью налогообложения  государство может вести экономическую  политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным  отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста  цен.

Налоговая система СССР развивалась  в качестве одного из инструментов механизма централизованного регулирования  плановой экономики. Ее основной задачей  стало привлечение в бюджет в  запланированных объемах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных , общественных организаций и населения.

Необходимо отметить, что  в первые годы НЭПа налоговые поступления  являлись основным источником доходов  государственного бюджета, но по мере развития налоговые хозяйства их доля сокращалась, а поступления  неналоговых доходов возрастала.

В последующие годы в систему  взимания как прямых, так и косвенных  налогов неоднократно вносились  существенные изменения, связанные  с усилением прогрессивности  налогообложения, повышением необлагаемого  минимума, введением ряда льгот для  государственной и кооперативной  промышленности. При всем их разнообразии суть сводилась к одному – вытеснению частного капитала.

В годы ВОВ роль налогов  была весьма значительна. В общем, существовавшая система налоговых платежей оказалась  устойчивой. В послевоенные годы были снижены некоторые налоги, в отношение сельского хозяйства значительных изменений не произошло.

К  1980 году система налоговых  отношений фактически стимулировала  экстенсивные методы введения хозяйства. Из-за чего уже 1980-ч гг. советская  налоговая система не обеспечивала запланированных объемов финансовых поступлений на государственные  расходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности налогообложения в СССР