Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 01:59, курсовая работа
Цель работы – раскрыть особенности системы СМК котельной «Рудничная», котельной «ЗТО», котельной «КЗПВ» ООО «Теплосервис» г. Кушва Свердловская область» и предложить направления по его совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью в работе предусмотрено решение следующих задач:
раскрыть понятие качества продукции и его роли в обеспечении конкурентоспособности предприятия;
раскрыть методические подходы и показатели оценки качества продукции;
провести оценку системы управления СМК котельной «Рудничная», котельной «ЗТО», котельной «КЗПВ» ООО «Теплосервис» г. Кушва Свердловская область»;
Для создания структуры, направленной на совершенствование деятельности, высшее руководство должно определить и внедрить процесс непрерывного совершенствования, который применяется к основным и вспомогательным процессам и видов деятельности. Для обеспечения эффективности процесса совершенствования основные и вспомогательные процессы должны рассматриваться с точки зрения: результативности (например, соответствия выходов требованиям); эффективности (например, удельных затрат ресурсов в виде времени и средств); внешних воздействий (изменений правовых и требований, регламентируются) потенциальных узких мест (недостаточности возможностей или несоблюдение последовательностей); возможности применения лучших методов; контроля плановых и внеплановых изменений; измерения внеплановых доходов [19, с.74].
Этот процесс постоянного совершенствования должна служить инструментом повышения внутренней эффективности и результативности работы организации, а кроме того, должно повышать удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон. Добиваясь максимальной пользы для организации и заинтересованных сторон, руководство должно способствовать как совершенствованием в виде непрерывных мер в связи с процессами, которые выполняются, так и возможностям радикальных изменений. Примерами вспомогательных входов процесса совершенствования может быть информация, полученная из следующих источников: данные утверждения; данные о производительности процесса; данные самооценки; установленных требований и отзывов заинтересованных сторон; опыта работников организации; финансовых данных; данных о реализации продукта; данных о предоставлении услуг.
Сертификация
предприятий - процедура, подтверждающая
соответствие результата производственной
деятельности, товаров или услуг установленным
требованиям стандарта. Этот вид сертификации
направлен не на конкретную продукцию,
а на деятельность компании в целом. Самая
распространенная сертификация в России
- сертификация по системе серии ISO. Сертификация
предприятий подразумевает внедрение
систем менеджмента и подтверждение соответствия
их стандарту. Этот процесс включает следующие
этапы и технологии внедрения: планирование,
обучение персонала, анализ существующей
системы менеджмента, подготовка программы
совершенствования системы менеджмента,
разработка СМК (системы менеджмента качества),
внедрение системы менеджмента качества,
сертификация СМК.
Сертификация системы менеджмента - это
добровольная процедура, чаще всего необходимость
ее вызвана требованиями рынка [21, с.80].
Внедрение в организации системы менеджмента качества является гарантом бесперебойного функционирования процессов, ориентации на клиента и, как следствие, стабильного качества продукции, которое определяется требованиями к внутренним производственным и сопутствующим процессам. Сертификация предприятий - это действенный способ повышения управляемости относительно набора оказываемых услуг, численности работ, системы повышения квалификации и переподготовки работников. Сертификация предприятий является дополнительным фактором повышения эффективности производства. Для предприятия, успешно прошедшего процедуру сертификации, характерно улучшение финансовых показателей вследствие снижения затрат, возникающих из-за несовершенства системы управления. Компания, владеющая сертификатом, автоматически повышает свой имидж и авторитет в отрасли, получает существенные преимущества при участии в тендерах и конкурсах, повышает свою конкурентоспособность, как на внутреннем, так и на международном рынках. Кроме того, предприятие получает расширенные возможности при получении кредитов, а также муниципального, государственного или военного заказа. Внедрение и сертификация системы менеджмента качества на предприятиях способствует согласованному взаимодействию процессов и функций внутри компании, пониманию сотрудниками целей и основных принципов ее работы, повышению дисциплинированности и ответственности персонала, ориентирует сотрудников на общий результат.
Фундаментальными исследованиями систем менеджмента качества и разработкой его классических принципов занимались такие ученые как Деминг Э.., Джуран Дж., Ф. Кросби, Фейгенбаум А., Исикава К., Тагучи Г., Дж. Харрингтона, В.Мессинг и Г.Тагуты, Х. Рамперсад. Весомым вкладом в теорию управления качеством являются научные труды Г. Азгальдова, Л. Бадалова, А. Гличев, В. Панова. Отметим, что классические методы менеджмента качества базируются на технических подходах и широком применении методов управления. К ним можно отнести широкое использование статистических методов обработки информации, физических методов контроля качества и т.п. Современные методы менеджмента качества отличаются своей социальной направленностью и наиболее полно отражены в концепции «всеобщего управления качеством». Опыт СССР в области стандартов менеджмента качества рассмотрим в таблице 1.
Таблица 1
Стандарты СМК (опыт СССР)
Название системы |
Дата и место создания |
Основная суть системы |
Критерий управления |
Объект управления |
Область применения |
1. БИП (бездефектное изготовление продукции) |
1955 год, Саратов |
Строгое выполнение технологических операций |
Единичный: соответствие качества результата труда требованиям НТД. Обобщенный: процент сдачи продукции с первого предъявления |
Качество труда индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей |
Производство |
2. СБТ (система бездефектного труда) |
1961 год, Львов |
Высокий уровень выполнения операций всеми работниками |
Единичный: соответствие качества результата труда установленным требованиям. Обобщенный: коэффициент качества труда |
Качество индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей |
Любая стадия жизненного цикла продукции |
3. КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) |
1958 год, Горький |
Высокий уровень конструкции и технологической подготовки производства |
Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям |
Качество изделия и качество труда коллектива |
Проектирование + технологическая подготовка производства, собственно производство |
4. НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса) |
1964 год, Ярославль |
Повышение технического уровня и качества изделий |
Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланированному значению при ступенчатом планировании |
Качество изделия и качество труда коллектива |
Весь жизненный цикл продукции |
Продолжение таблицы 1
5. КСУКП (комплексная система |
1975 год, Львов |
Управление качеством на базе стандартизации |
Соответствие качества продукции высшим достижениям науки и техники |
Качество изделия и качество труда коллектива |
Весь жизненный цикл продукции |
6. КСУКП и ЭИР (комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов), КСПЭП (комплексная система повышения эффективности производства) |
1980 год, Днепропетровск, Краснодар |
Управление качеством продукции и эффектностью производства |
Эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества |
Качество продукции, экономические показатели предприятия |
Весь жизненный цикл продукции |
Рассмотрим теперь зарубежный опыт. Одной из самых популярных моделей менеджмента качества является модель, построенная на основе Международных стандартов качества ISO 9000. Ее популярность отчасти объясняется необходимостью компаний, выходящих на международные рынки сбыта продукции, строить свою деятельность по международным стандартам а также производить продукцию, соответствующую этим стандартам. Современная система менеджмента качества ISO 9000 предполагает не только упорядочение документооборота, формализацию распределения полномочий и ответственности и внедрения внутреннего аудита как инструмента контроля, но и внедрение принципов TQM в сочетании с процессным подходом, позволяет в значительной степени повысить эффективность системы менеджмента качества [22, с.97].
Другой
не менее популярной моделью
управления качеством
Сравнительный анализ наиболее популярных систем управления качеством свидетельствует о большом количестве общих черт у них. Обе системе построены на основе TQM (Total Quality Management - комплексный менеджмент качества), под которым понимают управленческий подход не фокусирует основное внимание на качестве процессов, статистических данных, постоянном совершенствовании продукта и его качества, ориентации на наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей. Концепция «Шесть сигма» является лишь более упорядоченным и расширенным вариантом TQM. Кроме того, обе системы основаны на процессном подходе - то есть рассматривают управление как процесс, позволяющий идентифицировать и выделить во всех управленческих процессах такую функцию как регулирования, значительно облегчает оптимизацию этих процессов [32, с.65].
На
наш взгляд, для наиболее полного
обеспечения конкурентных
Следовательно, определяющим стратегии TQM является всестороннее удовлетворение потребностей потребителей. В основу технологии менеджмента качества положен известный «цикл Шухарта-Деминга», состоящий из четырех стадий - последовательных этапов действий, обеспечивающих корректировки эффективный подход к решению проблем качества (рис. 1):
Главные составляющие цикла менеджмента качества TQM. В новых версиях стандартов ИСО семейства 9000:2000 цикл Шухарта-Деминга внесены непосредственно в текст стандартов ИСО 9001 и 9004. Политика в области ПБВ. В организации должна быть четко сформулирована политика в сфере ПБВ, которая санкционирована высшим руководством, которая формулирует общие цели безопасности и здоровья и обязательства по улучшению ПБВ.
Рис.1. Главные составляющие цикла менеджмента качества TQM
Обобщенная классификация этих мероприятий представлены в табл. 2.
Таблица 2
Средства и методы TQM
Качество |
Процесс |
Персонал |
Ресурсы |
управление качеством |
управление процессом |
Руководство персоналом |
управление ресурсами |
Определение понятия качества |
Стабильность процесса |
Команда руководителей |
Программа затрат на качество |
Политика качества |
Статистические методы контроля |
Общее учение по вопросам качества |
Показатели контроля выполнения |
Общее обучение персонала |
Возможности процессов |
Организация групп работников |
Стоимостные показатели |
Взаимоотношения с внутренними потребителями |
Решение технологических проблем |
Методы и средства мотивации |
консервация ресурсов |
Системы качества |
Совершенствование процесса |
Соединительные звенья |
Улучшение окружающей среды |
«Кружки качества» |
Анализ характера и последствий отказов на стадии проекта (FMEA) |
теории интенсификации |
Работа по принципу «точно в срок» (ЛТ или «канбан») |
Методы Тагучи |
То же на стадии производства |
Повышение квалификации |
- |
Политика должна: соответствовать характеру и масштабам рисков в сфере ПБВ в организации; включать обязательство о постоянном совершенствовании; отвечать, действующему законодательству, а также другим требованиям, согласованным с потребителями; быть задокументирована, внедрена и постоянно поддерживаемая в рабочем состоянии; быть доведена до сведения всего персонала, чтобы каждый работник знал свои обязанности в сфере ПБВ; быть доступной для заинтересованных лиц; периодически подвергаться анализу с целью актуализации [21, с.36].
Методология организации по идентификации опасностей и оценки риска имеет: быть определена относительно сферы использования, характера и выбора определенного времени так, чтобы профилактическим мерам предоставлялся приоритет над реактивными (после того, как событие произошло); обеспечивать классификацию рисков и идентификацию тех, которые должны быть устранены или управляемые; быть согласованной с оперативными наработками и сопоставлены с возможностями мероприятий по управлению риском; обеспечивать доступ к определению требований к оборудованию, идентификации потребности в обучении персонала или разработки мер оперативного контроля; предусматривать отслеживание выполнения необходимых мероприятий для обеспечения эффективности и своевременности их внедрения; законодательные и другие требования.