Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:59, контрольная работа
В экономическом словаре КОНКУРЕНЦИЯ (от лат. concurrencia - сталкиваться) определяется как - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка.
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной.
Введение-3
1.Понятие и формы несовершенной конкуренции-6
1.1.Олигополия-6
1.2. Монополия-9
2. Монополистическая конкуренция-13
2.1.Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции-16
Заключение-19
Список используемой литературы-21
Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занимают промежуточное положение между крайними случаями совершенной конкуренции и полной монополии. Полезно время от времени проводить различия между характерными чертами чисто конкурентного рынка и особенностями других основных моделей рынка:
чистой монополией, монополистической конкуренцией и олигополией.
Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции
Монополистическая конкуренция имеет многие положительные стороны. Положительной чертой является многообразие видов одного и того же продукта, что помогает более полно удовлетворять потребности потребителя.
Список используемой литературы
1. Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 592 с.
2. Экономическая теория / Под редакцией А.И. Добрышна, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 1999. – 544 с.: ил.
3. Экономическая теория: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский и др.; Под общ. ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. – Мн.: Тетра Системс, 2001. – 400 с.
4. Вводный курс по экономической теории. Под ред. Г.П. Журавлёвой. Москва ИНФРА-М 1997 г.
5. Израэл М. Кирцнер. Конкуренция и предпринимательство /Пер. с англ. под ред. проф. А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -- 239 с.
6. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование - М.: Проспект, 2006г
2.Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену, однако она же похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами и на рынке существует свободный вход и выход.
а) Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы.
Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.
Рисунок 1 демонстрирует различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции. Линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.
Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q2Q3. Если он решит снизить объем до Q1, с тем, чтобы цена была P`1, часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится на уровне P1. Соответственно при установлении низкой цены P4 производитель
рассчитывает производить Q`4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4 .
Рассматривая монопольно конкурентную фирму, действующую на отрезке Q2Q3, и возвращаясь к равенству(MR<AR=P,предельный доход<среднего дохода и равен определенной прибыли) становится очевидно, что поведение этой фирмы, ставящей перед собой цель максимизацию прибыли, в краткосрочном периоде.
б) Краткосрочный период. Прибыли и убытки.
В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать свои прибыли (или минимизировать убытки), производя объем продукции, обозначенный пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки, в соответствии с формулой (MR=MC,предельный доход равен предельным издержкам)
Фирма, производя выпуск объема Q1 и назначая цену P1 способна получить монопольную прибыль, если конечно P1>P. В этом случае ее прибыль характеризуется закрашенным прямоугольником может нести убытки, которые она способно минимизировать в соответствии с той же формулой (MR=MC). В этом случае P1).
Таким образом, фирма при монополистической конкуренции в коротком периоде ведет себя как монополист, стремясь максимизировать прибыль (минимизировать убытки).
в) Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность.
повлечет Однако на рынке монополистической конкуренции это долго продолжаться не может.
Прибыли: фирмы входят в отрасль.
В случае получения прибылей в краткосрочном периоде (Рисунок 3а) можно ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов, поскольку вхождение в отрасль является относительно простым. Что приведет к увеличению предложения. Когда новые конкуренты войдут в отрасль, кривая спроса, с которым сталкивается типичная фирма, сдвинется влево, потому что в этом случае каждая фирма станет обладать меньшей долей совокупного спроса и конкурирует с большим числом продуктов, представляющих собой близкие заменители. Это в свою очередь приводит к исчезновению экономических прибылей1. Когда кривая спроса является касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т.е. безубыточна. При объеме производства равном Q, фирма достигает состояния равновесия (Рисунок 3в.). Любое отклонение от этого объема за собой возникновение средних издержек, которые превысят цену производства и, следовательно, приведут фирму к убыткам.
Более того, в ходе конкуренции исчезают экономические прибыли и стимул для вхождения в отрасль большего числа фирм.
Убытки: часть фирм уходит.
Когда в отрасли наступает краткосрочный период убытков (Рисунок 3б), некоторые фирмы постепенно покидают отрасль. Столкнувшись с меньшим количеством продуктов-заменителей и увеличившейся долей совокупного спроса, выжившие фирмы видят, что их убытки прекращаются и постепенно уступают место нормальной прибыли1. (Для простоты мы предположили постоянство цен; смещение ценовых кривых, по мере того как фирмы приходят и уходят, слегка бы усложнило рассмотрение вопроса, но не изменило бы выводов ).
Таким образом, для фирм, действующих при монополистической конкуренции, в долгосрочном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, или к возникновению безубыточности. Эти тенденции, основанные на наличии свойств «чистых конкурентов» и «чистых монополистов», и определяют цены и объемы производства в рассматриваемых нами условиях.
Введение
В своей работе я хочу рассмотреть несовершенную конкуренцию и три формы: олигополию, монополию и монополистическую конкуренцию.
Олигополия - это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.
Монополия - форма рынка, на котором присутствует один производитель или объединение производителей, которые контролируют рынок полностью. Монополистическая конкуренция - рынок, на котором присутствует много производителей, но их продукция дифференцирована. Эта форма наиболее близка к совершенной конкуренции.
Во втором разделе определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.
Цель работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции.
Актуальность: совершенная конкуренция - это понятие довольно абстрактное, маловероятная ситуация на рынке, поэтому современные экономические агенты в большинстве случаев осуществляют свою деятельность в условиях несовершенных рынков, поэтому эта проблема достаточно актуальна.