Налоговая система государства, налоги и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики налоги являются главным источником доходов государства. Используя налоговую политику, государство активно воздействует на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивает их развитие в направлениях, выгодных обществу.
Налоги - необходимая часть экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ....……….…..……5
1.1 Функции налогов…………………………….………………………………5
1.2. Виды налогов. Основные элементы………………...…………….……....8
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…15
2.1 Принципы построения и структура налоговой системы………….….…15
2.2 Проблемы развития налоговой системы …….…………………….……18
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....….32
ПРИЛОЖЕНИЯ...…………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 75.31 Кб (Скачать)

   1) обязательность. Каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы. Законодательство о налогах  и сборах основывается на признании  всеобщности и равенства налогообложения;

   2) законность. Ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги и сборы, а также иные  взносы и платежи, обладающие  установленными НК РФ признаками  налогов или сборов, не предусмотренные  НК РФ либо установленные в  ином порядке, чем это определено  НК РФ;

   3) недискриминационный  характер. Налоги и сборы не  могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. Не допускается устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, налоговые льготы в  зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или  места происхождения капитала;

   4) обоснованность. Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не  могут быть произвольными. Недопустимы  налоги и сборы, препятствующие  реализации гражданами своих  конституционных прав;

   5) экономическая  целостность. Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое  экономическое пространство Российской  Федерации и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) или финансовых  средств либо иначе ограничивающие  или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

   6) определенность  и доступность. При установлении  налогов должны быть определены  все элементы налогообложения. Акты  законодательства о налогах и  сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый точно  знал, какие налоги (сборы), когда  и в каком порядке он должен  платить;

   7) принцип "презумпции невиновности налогоплательщика".

   Все  неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика (плательщика  сборов). Помимо юридических и  экономических принципов налогообложения, существуют организационные принципы. Организационные принципы налогообложения - это основные положения налоговой  системы и ее структурных элементов. Данные принципы отражают:

   1) единство  и стабильность налоговой системы;

   2) подвижность  и множественность налогов.7

 

   Общепринятая (традиционная) система  налогообложения - это система налогообложения, при которой предприниматель  платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден  от их уплаты. Сущность налоговой  системы РФ сформулирована в  ст.6 Налогового Кодекса РФ: «Налоговая  система РФ представляет собой  совокупность предусмотренных настоящим  Кодексом федеральных, региональных  и местных налогов, принципов, форм  и методов их установления, изменения  и отмен, уплаты и применения  мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства».

   Все налоги в соответствии с Налоговым кодексом РФ разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:

1.Федеральные (на уровне страны);

2.Региональные (на уровне регионального органа  государственной власти);

3.Местные (на уровне органа местного  самоуправления)8.

   Таким образом, в России действует  трехуровневая налоговая система. Такая система присуща большинству  государств, имеющих федеративное  устройство.

 

2.2 Проблемы развития налоговой  системы

   Главными  проблемами российского налогообложения  на данный момент являются:

   1. Чрезмерное  налоговое бремя, возложенное на  налогоплательщика. Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, делает налоговую систему не экономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.

   2. Проблема воспитания налоговой культуры, законопослушание. Сегодня уровень налоговой культуры остаётся низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе, в крупных и особо крупных размерах. Так, по материалам РИА «Новости»9, в ходе проверок госкомпаний и компаний с госучастием выявлено свыше 200 случаев сокрытия или искажения должностными лицами данных о своем участии в коммерческих структурах. Проверки проводились ФНС и Росфинмониторингом по поручению главы правительства РФ. Сечин добавил, что уже удалось установить почти 10 тысяч компаний-контрагентов, которые работают с госкомпаниями. По данным газеты, к 18 января ведомство успело проверить около 900 руководителей энергокомпаний и у 147 из них обнаружило признаки аффилированности с 292 организациями. Хозяйственные связи энергокомпаний показались Росфинмониторингу недостаточно ясными, а в отдельных случаях сомнительными10. Такие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путём, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными. Так как нарушения происходят на таком уровне, то не приходится говорить о рядовых гражданах нашей страны. Преломление негативных тенденций в экономике, возникших в нашем обществе в крупных размерах, одновременно с построением и развитием новой модели хозяйствования - задача сегодняшнего и завтрашнего дня. Так, по словам В.В.Путина, России необходимо перенимать опыт других государств мира. "В некоторых странах предусмотрена уголовная ответственность за непредоставление или предоставление искаженной информации, и это создает обстоятельства, при которых не возникает желания заниматься теневой деятельностью или скрывать ее"11. Немаловажное значение при этом имеет совершенствование разъяснительной работы с гражданами.

   3. Нестабильность  и несовершенство налогового  законодательства.

  Причины  этого в противоречии между  законом и подзаконными актами, принятие задним числом налоговых  актов, необходимость толкования  директивных конструктивных материалов, а так же постоянная смена  видов налогов, ставок, налоговых  льгот, порядка их уплаты. Всё  это способствует трудностям  в организации предпринимательства  и производства, вычислении бюджетных  платежей, анализе и прогнозировании  финансовых ситуаций, определения  перспектив. Нестабильность и способствует  увеличению числа налоговых преступлений. Проводя анкетирование, на вопрос: « Как вы оцениваете налоговую  политику РФ?» 43% респондентов ответили, что в налоговом законодательстве  много пробелов и этим пользуются  предприниматели. Всего 8 % относятся  к налоговой политике РФ положительно, 15 % говорят о противоречивости  и несовершенстве налоговой политике  РФ и 23 % относятся отрицательно  к налоговому законодательству. Зарубежные эксперты выяснили, что  западные предприниматели ухитряются  скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. Специалисты  налоговой службы России считают, что у нас эта цифра намного  выше.12 Из-за этого появляются огромные проблемы в пополнении бюджета. Сегодня ставки налогов в стране устанавливаются без более точного экономического анализа их воздействия на стимулирование инвестиций, на производство и т. д. Между тем при установлении ставок налогов нужно принимать к сведению их влияние на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

   Стабильность  налоговой системы во многом  зависит от того насколько  строго соблюдаются пределы компетенции  центра и регионов при принятии  мер в области налоговой политики. Прежде всего, нужно улучшить  работу самих налоговых органов. Необходимо изменить взаимоотношения  между налогоплательщиком и налоговыми  органами, создать специализированные  налоговые инспекции, оптимальные  структуры налоговых органов. Нестабильность  налоговой политики России играет  отрицательную роль, особенно в  рыночных отношениях, а так же  препятствует иностранному инвестированию. Очень важно поддерживать стабильность  налогового законодательства. Недопустимо  каждый месяц вносить изменения  в налоговое законодательство, целесообразно  накапливать необходимые изменения  и дополнения, рассматривать их  вместе с проектами бюджетов, вводить с первого января следующего  года.13

   4. Ориентация  на устранение дефицита бюджета  способом изъятия доходов предприятий - один из главных недостатков Российской налоговой системы. В нашей налоговой системе практически отсутствует связь системы налогов с развитием экономики и деятельностью предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.

 Налоговая  политика России строится пока  исходя из принципа - “чем больше  ставка, тем лучше для государства  и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов, сокращение  производства товаров, падение инвестиционной  активности и отсутствие какой-либо  заинтересованности предприятия  в развитии производства.

Государство должно переходить  к обложению налогам отдельных объектов собственности, недвижимости, транспортных средств и т. п.  Важную роль здесь должны играть налоги на различные виды имущества, на вмененный доход, на экспортно-импортные операции. Это предполагает перейти от принципа «больше произвел - больше заплатил» к принципу «больше платит налогов тот, кто больше потребляет и имеет».

   5. Уклонение от уплаты налогов - это подрыв основы политической системы. Во многих государствах уклонение от уплаты налога имеет определенный политический вес, в силу того, что оно напрямую направлено против режима существующей власти и поэтому квалифицируется как тяжкое преступление.

   Налог  является также политическим  механизмом, регулирующим отношения  в обществе через перераспределение  валового продукта между различными  категориями граждан. Так, незаконное  осуществление деятельности, как  и сокрытие дохода и фактов, необходимых для утверждения  реальной налоговой силы, ведет  к иному распределению налоговых  платежей, в силу того, что зачастую  несобранные налоговые доходы  возмещаются налогом с оборота  и обложением личного дохода.

   Другим  отрицательным последствием уклонения, важным в политическом аспекте, является нарушение принципа  налогообложения на основе экономической  силы. В условиях абсолютной власти  административно-технических и фискальных  критериев налогообложения больше  взимается там, где это сделать  проще и легче. Все граждане  обладают одинаковыми правами  и получают одинаковую пользу  от удовлетворения общественных  потребностей, однако только некоторые плательщики обеспечивают для этого средства, несмотря на то, что остальные имеют те же, если не большие материальные возможности.14

   6. Неэффективность  отдельных элементов налогового  механизма. Неэффективность налогового  администрирования обусловлена  неудовлетворительным правовым  регулированием в данной сфере. При этом можно выделить ряд  факторов, которые оказывают отрицательное  влияние на качество налоговых  нормативных правовых актов - это  несовершенство юридической техники  при разработке правовых норм; встречающиеся противоречия правовых  норм друг другу; отсутствие или  неточности в ряде случаев  в правовых нормах определений, позволяющих раскрыть суть конкретных  явлений, событий и действий (к  примеру, отсутствие определения "налоговый  контроль", "дополнительные мероприятия  налогового контроля", "территориальный  налоговый орган").

   На  современном этапе реформирования  налоговой системы приоритетное  внимание уделяется решению проблем  повышения эффективности налогового  администрирования, в том числе  налогового контроля как главной  его составляющей.

   Укрепление  системы налогового администрирования  требует активного использования  наиболее эффективных форм налогового  контроля. Законодательством о налогах  и сборах могут предусматриваться  особенности осуществления налогового  контроля, обусловленные спецификой  деятельности налогоплательщиков  и их юридического статуса.

   Важнейшим  фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговых  органов является совершенствование  действующих процедур контрольных  проверок. Из практического опыта, накопленного зарубежными странами следует, что необходимыми признаками любой высокоразвитой системы контроля за соблюдением налогового законодательства являются:

а) наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования при ограниченных кадровых и материальных ресурсах налоговых органов, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, затрачиваемых на их проведение, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых правонарушений у которых представляется наибольшей;

б) применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым органом единой стандартной комплексной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, представляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков.

Информация о работе Налоговая система государства, налоги и их виды