Налоговая система государства, налоги и их виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики налоги являются главным источником доходов государства. Используя налоговую политику, государство активно воздействует на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивает их развитие в направлениях, выгодных обществу.
Налоги - необходимая часть экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ....……….…..……5
1.1 Функции налогов…………………………….………………………………5
1.2. Виды налогов. Основные элементы………………...…………….……....8
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ…15
2.1 Принципы построения и структура налоговой системы………….….…15
2.2 Проблемы развития налоговой системы …….…………………….……18
3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....….32
ПРИЛОЖЕНИЯ...…………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 75.31 Кб (Скачать)

2) Косвенные  налоги (налоги на товары и  услуги): налог с продаж, который  в большинстве развитых стран  в настоящее время заменен  налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые  в цену товара или услуги); налог  на наследство, на сделки с  недвижимостью и ценными бумагами  и др.. Они частично или полностью  переносятся на цену товара  или услуги.

   В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая - на косвенные.6

     По субъекту уплаты налога:

1) Юридические  лица - созданная и зарегистрированная  в установленном законом порядке  организация, которая может иметь  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении  обособленное имущество и отвечает  по своим обязательствам этим  имуществом, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять  обязанности, быть истцом и ответчиком  в суде;

2) Физические  лица - гражданин, человек, участвующий  в экономической деятельности, выступающий  в качестве полноправного субъекта  этой деятельности. К физическим  лицам относят граждан данной  страны, иностранных граждан, лиц  без гражданства, которые действуют  в экономике в качестве самостоятельных субъектов, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами и организациями, вступать в отношения с юридическими лицами. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании и регистрации фирмы, предприятия, что необходимо юридическим лицам.

   По назначению:

1) Общие  налоги — расходуются на цели, определенные в бюджете;

2) Специальные  налоги — имеют строго целевое  назначение (например, ЕСН).

   По способу обложения:

1) Кадастровые - представляют собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам (размер участка, объем двигателя);

2) Декларационные - официальное заявление налогоплательщика о поученных доходах за определенный период времени.

   По принадлежности к уровню  власти и управления:

   1) Федеральные - устанавливает НК  РФ и оплачиваются на всей территории государства:

1. налог  на добавленную стоимость;

2. акцизы;

3. налог  на доходы физических лиц;

4. единый  социальный налог;

5. налог  на прибыль организаций;

6. налог  на добычу полезных ископаемых;

7. водный  налог;  

8. сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

9. государственная  пошлина.

Ставки по НДС, акцизам и страховым взносам см. в приложении 1.

   2) Региональные - вводятся законами  субъектов РФ и оплачиваются  на их территории                

1. налог  на имущество организаций;

2. налог  на игорный бизнес;

3. транспортный  налог.

Ставки указанных налогов см. в приложении 2.

   3) Местные - вводятся органами местного  самоуправления и обязательны  к оплате на территории муниципалитетов 

1. земельный  налог;

2.  налог  на имущество физических лиц.

Ставки указанных налогов см. в приложении 3.

  

   По характеру налогообложения:

1) Пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

2) Прогрессивные (доля налога в доходе с ростом  дохода увеличивается) Прогрессивными, как правило, бывают подоходные  налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он  вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного  налога устанавливается прогрессивная  шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%;

3) Регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает). Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

 

 

 

   Основными налогами являются:

   1) Подоходный налог с физических  лиц (налог на личные доходы) - является вычетом из доходов (обычно  годовых) налогоплательщика - физического  лица. Платежи осуществляются в  течение года, но окончательный  расчет производится в конце  его. Налоговые системы разных  стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы  налоговых ставок и изъятий  из налогообложения, налоговых кредитов  и сроков выплат. Обычно подоходный  налог взимается по прогрессивной  ставке, повышающейся по мере  роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога  в развитых странах колеблются  от 30 до 70%. Самый высокий уровень  подоходного налога - в Швеции.

    2) Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается  в случае, если они признаются  юридическими лицами. Однако для  некоторых фирм в мелком бизнесе  делается исключение: они признаются  юридическими лицами, но налоги  платят не они, а их владельцы  через индивидуальный подоходный  налог. Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет  основную часть их налоговых  выплат. Обложению налогом подлежит  прибыль, чистый доход (валовая выручка  за вычетом всех расходов и  убытков).

   Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению  между акционерами (пайщиками) в  виде дивидендов, в разных странах  осуществляется по-разному. Полученные  дивиденды подпадают под действие  подоходного налога с физических  лиц, в результате чего одна  и та же сумма может дважды  облагаться налогом: вначале корпоративным  налогом как часть прибыли, а  затем подоходным налогом с  физических лиц как распределяемая  прибыль, которая превращается с  точки зрения налогообложения  в доход акционеров. В результате  возникает так называемое двойное  налогообложение. Оно имеет место  и в других случаях.

   В зависимости от подхода к  двойному налогообложению распределяемой  прибыли национальные системы  взимания налога на прибыль  предприятий можно сгруппировать  следующим образом:

а) Классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);

б) Система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);

в) Система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);

г) Система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).

   3) Социальные взносы (социальные  налоги) охватывают взносы предприятий  на социальное обеспечение и  налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.

   4) Поимущественные налоги - это налоги  на имущество, землю и другую  недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется  задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие  налоги включаются в акцизные  сборы, взимаемые при совершении  сделок.

   5) Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины  и сборы, акцизы, налог с продаж  и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с  продаж, при котором всю его  тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе  работы добавляют стоимость к  поступившим в их распоряжение  предметам труда, облагаются налогом  с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает  эту сумму в цену своего  товара, который движется по цепочке  вплоть до конечного потребителя.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и экономики в целом.

   Вывод:

Были рассмотрены теоретические аспекты налогообложения, обозначены и охарактеризованы существующие в российской налоговой системе налоги.

   Налог - это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических  лиц в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного  ведения или оперативного управления  денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

  Из  определения налога вытекают  такие признаки, как:  общеобязательность, безвозмездность, налог имеет стоимостной (денежный) характер, устанавливается законно избранными представителями народа (т. е. законно сформированным представительным органом), налог социально обусловлен (имеет определённую цель взимания) и основан на принципах всеобщности, равенства, соразмерности.

   Функции налога - это проявление  его сущности в действии, способ  выражения его свойств. Налог обладает следующими функциями: фискальная, контрольная, распределительная, экономическая, регулирующая функция, социальная (перераспределительная), стимулирующая.

  Каждый  налог содержит следующие основные  элементы: субъект налога или  налогоплательщик; объект налога; источник  налога; единица обложения; налоговая  ставка; налоговый оклад; налоговые  льготы.

   Существуют также разные налоги  и их виды: 

   По способу изъятия налоги  бывают двух видов:  прямые (налоги  на доходы и имущество) и косвенные (налоги на товары и услуги) налоги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая - на косвенные. По субъекту уплаты налога: юридические и физические лица. По назначению: общие налоги и специальные налоги. По способу обложения: кадастровые и декларационные. По принадлежности к уровню власти и управления: федеральные, региональные и местные налоги. По характеру налогообложения: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.

   Основными налогами являются: подоходный  налог с физических лиц, налог  на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций), социальные, поимущественные  налоги, налоги на товары и  услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РОССИИ

 

   Налоговая система России с  конца 90х годов ХХ века практически  создается заново, поэтому она  еще несовершенна, нуждается в  улучшении и в ближайшее время  не может быть стабильной. Более  того, конкретные размеры налогов  меняются, и будут меняться даже  в условиях стабилизации налоговой  системы, т.к. налоги - гибкий инструмент  воздействия на находящуюся в  постоянном движении экономику. Система налогообложения должна  опираться на достижения науки  и опыт зарубежных стран, строиться  на сходных принципах в соответствующей  ситуации.

 

2.1 Принципы построения и структура налоговой системы

      Налогообложение строится на  своих собственных основных началах, т.е. принципах. В силу специфики  сферы налогообложения оно обладает  как экономическими, так и юридическими  принципами. К экономическим принципам  можно отнести:

   1) принцип  справедливости налогообложения;

   2) принцип  соразмерности взимаемых государством  платежей и доходов налогоплательщиков (плательщиков сборов);

   3) принцип  определенности и удобности налогообложения, который включает в себя учет  государством интересов налогоплательщиков;

   4) принцип  экономичности, т.е. сокращения издержек  налогообложения.

   Юридические  принципы налогообложения - это общие  и специальные принципы налогового  права. Основные принципы налогового  права закреплены в ст. 3 НК  РФ.

   Из  положений названной статьи можно  выделить следующие основные  принципы налогообложения:

Информация о работе Налоговая система государства, налоги и их виды