Налоговая политика и ее макроэкономические задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность, цели и задачи.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.
3. Проанализировать налоговую политику Российской Федерации.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3
1. Налоги в экономической системе общества...................................................5
1.1 Возникновение и развитие налогообложения....................................5
1.2 Экономическая сущность налогов......................................................7
2. Налоговая политика.........................................................................................11
2.1 Понятие, цели формирования и задачи налоговой
политики................................................................................................11
2.2 Принципы государственной налоговой политики............................16
2.3 Основные стадии, типы, модели и методы налоговой политики....19
2.4 Место налоговой политики в системе государственного
регулирования экономики...................................................................25
2.5 Макроэкономическая нестабильность и ее влияние на налоговую
политику................................................................................................31
2.6 Элементы механизма реализации налоговой политики...................37
3. Налоговая система Российской Федерации...................................................41
3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в РФ..........................41
3.2 Общие принципы построения налоговой системы РФ.....................43
Заключение............................................................................................................47
Список литературы...............................................................................................49

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

                                                      налогового производства.

                                                                                                                               Татьяна Юткина

 

Нам представляется, что  проводником налоговой политики в реальную плоскость налоговых  правоотношений является налоговый механизм. Именно поэтому мы придаем принципиальное значение раскрытию понятия и элементов этого механизма.

Термин «налоговый механизм» активно используется учеными при раскрытии специфики какого-либо функционального экономического образования: системы, процесса или набора взаимодействующих методов управления системой, процессом.

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением.

  Важнейшие методологические положения:

1) категориальная сущность налогов;

2) процесс развития  налоговой системы и его последствия; 

3) влияние налоговых  новаций на экономическое и  социальной 

    развитие нации.

Механизм - это набор  взаимодействующих функциональных блоков, содержание каждого из которых реализуется через методы, способы и приемы воздействия на управляемый объект с определенной целью. Любой механизм облекается в оболочку и снабжается стартером ( механическим или электронным).

«Оболочкой» налогового механизма можно считать конфигурацию элементов налоговой системы, а именно: законодательства о налогах и сборах, совокупности налогов и сборов, налоговых администраций и плательщиков налогов и сборов.

«Стартером» в налоговом механизме является финансово-хозяйственная операция в заключаемых различного рода договорах (купли-продажи, мены, комиссии и др.), сопровождаемая теми или иными налоговыми последствиями в силу действующего в определенном пространстве и времени налогового законодательства.

Государственный налоговый  механизм представляет собой совокупность инструментов реализации налоговой политики государства. Схематичное видение подчиненности формируемого налогового механизма в целях реализуемой государственной политики представлено (на рис 2.7).

Рис.2.7. Общая логическая последовательность формирования налогового механизм

 

В федеративном государстве  налоговый механизм по своей внутренней структуре и содержанию функциональных элементов неоднороден. Следует  отметить, что система управления налогообложением и налоговыми доходами на общенациональном (федеральном), региональном (субфедеральном) и муниципальном уровнях различается, поскольку различны участники налоговых отношений, их компетенция, финансовые интересы, виды налоговых платежей и способы пополнения обязательств перед бюджетной системой государства.

С теоретических позиций  определить роль налогового механизма - значит выбрать источники обложения ( капитал, доход, заработную плату, потребление  и др.) и установить дли изъятия  таких источников у собственников.

С практической позиции определить роль налогового механизма - значит установить конкретные параметры влияния каждого из элементов налогового механизма на финансовые показатели деятельности хозяйствующих субъектов, частных хозяйств, уровни бюджетной системы и экономику страны в целом как единого народнохозяйственного комплекса.

Критерии результативности функционирования  блоков налогового механизма:

1) Критерии минимизации  административных издержек - любые  налоговые новации должны приносить  материальные выгоды участникам налогового производства, не приводя к росту административных расходов государства.

2) Критерии гибкости - органичное приспособление налогового  механизма к текущим изменениям  экономической ситуации и поддержание за счет налоговых новаций возможности воздействовать на нее.

3) Критерии политической  ответственности - несение членами  правительства персональной ответственности  за экономическую обоснованность  налоговых новации.

4) Критерии равнонапряженности - создание условий равенства,  а именно: горизонтальное равенство; вертикальное равенство; равенство по потреблению.

Концепция налогового механизма  предполагает формирование особой организационно-правовой системы управления налоговыми правоотношениями между всеми конкретными субъектами управления с учетом их финансовых интересов (внутренние факторы воздействия на экономические процессы) и применительно к условиям конкретного периода времени (внешние факторы воздействия).

Проведение институциональны реформ, направленных на повышение  конкурентоспособности российской экономики и повышение ликвидности финансовых институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Содержание функциональных блоков налогового механизма по этим объективным причинам также должно динамично меняться вместе с дальнейшими коррективами социально-экономических преобразований.

3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3.1 Основы законодательства о  налогах и сборах в РФ

Основу функционирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:

-НК РФ и принятые  в соответствии с ним федеральные  законы о налогах и сборах;

-законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;

-нормативные правовые  акты представительны органов  местного самоуправления о налога  и сборах, принятые в соответствии  с НК РФ.

Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ инструкции Министерства по налогам и сборам РФ (МНС России) - теперь Федеральной налоговой службы (ФНС России), циркулярные письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей системы налогообложения.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая НК РФ устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д.

Действующим налоговым  законодательством не допускается  установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст.3 НК РФ).

Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование  и не могут быть произвольными. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ (товаров, работ, услуг).

В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Все, что предусмотрено  НК РФ, обязательно к исполнению. В НК РФ изложены следующие общие условия установления налогов и сборов: при введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Часть вторая НК РФ устанавливает  порядок исчисления и уплаты налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.

Важной характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое определено ст.5 НК РФ (табл. 3.1).

Действие во времени  законодательства о налогах и  сборах

Направленность актов

Не ранее

Акты законодательства о налогах

Одного месяца со дня официального опубликования и 1-го числа очередного налогового периода

Акты законодательства о сборах

Одного месяца со дня их официального опубликования

Федеральные законы, вносящие изменения  в НК РФ в части установления новых  налогов и сборов

1 января года, следующего за  годом их принятия, но не ранее  одного месяца со дня официального  опубликования

Акты субъектов РФ и местные  акты, вводящие новые налоги и сборы

1 января года, следующего за  годом принятия, но не раннее  одного месяца со дня официального опубликования

Акты законодательства о налогах  и сборах, улучшающие положение налогоплательщика

С момента официального опубликования


                                                                                                                        Таблица 3.1

 

 

3.2 Общие принципы построения  налоговой системы РФ

Важная роль в обеспечении  эффективного функционирования налоговой  системы РФ отводится налоговым  органам, к которым в соответствии с действующим законодательством  относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов  в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным  делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику. Структура налоговых органов представлена на схеме 3.2.

Центральным органом  управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

-за соблюдением законодательства  РФ о налогах и сборах;

-за правильностью  исчисления, полнотой, своевременностью  внесения в соответствующий бюджет  налогов и сборов и иных  обязательных платежей;

-за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

-за соблюдением валютного  законодательства в пределах  компетенции налоговых органов;

-за информированием  налогоплательщиков по вопросам  налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения и др.

ФНС России находится  в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов  РФ, а также Положением о ФНС России.

Каждый налоговый орган  является самостоятельным юридическим  лицом, но в то же время находится  в вертикальной подчиненности и  входит в единую централизованную систему.

Межрегиональные инспекции  ФНС России по федеральным округам  созданы:

-для осуществления  взаимодействия с полномочными  представителями Президента РФ  в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;

-для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;

-для проведения налоговых  проверок и др.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют  следующие задачи:

-осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;

-обеспечивает поступление  налогов, сборов и других обязательных  платежей в бюджет и др.

схема 3.2.

 

Из Конституции РФ вытекает более сложная и многофункциональная структура принципиальных основ налогообложения и сборов в Российской 
Федерации, которая выстраивается в следующем порядке:

1) принцип реализации  совместного ведения Федерации  и ее субъектов в установлении  общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п."и" ст.72 Конституции РФ);

2) принцип обеспечения единства  налоговой политики и налоговой  системы на всей территории  Российской Федерации;

3) принцип равенства  прав субъектов РФ в принятии  собственного налогового законодательства;

4) принцип конституционности актов  налогового налогового законодательства;

5) принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей, как инструмента  внешнеторговой и инвестиционной  политики ;

6) принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня;

7) принцип самостоятельности местного  самоуправления в сборе местных  налогов и распоряжении своими  бюджетными средствами;

Информация о работе Налоговая политика и ее макроэкономические задачи