Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность, цели и задачи.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.
3. Проанализировать налоговую политику Российской Федерации.
Введение.................................................................................................................3
1. Налоги в экономической системе общества...................................................5
1.1 Возникновение и развитие налогообложения....................................5
1.2 Экономическая сущность налогов......................................................7
2. Налоговая политика.........................................................................................11
2.1 Понятие, цели формирования и задачи налоговой
политики................................................................................................11
2.2 Принципы государственной налоговой политики............................16
2.3 Основные стадии, типы, модели и методы налоговой политики....19
2.4 Место налоговой политики в системе государственного
регулирования экономики...................................................................25
2.5 Макроэкономическая нестабильность и ее влияние на налоговую
политику................................................................................................31
2.6 Элементы механизма реализации налоговой политики...................37
3. Налоговая система Российской Федерации...................................................41
3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в РФ..........................41
3.2 Общие принципы построения налоговой системы РФ.....................43
Заключение............................................................................................................47
Список литературы...............................................................................................49
Данной теории соответствует модель социальной рыночной экономики.
Отличительны признаком этой модели является активная социальная политика. Она в полной мере является политикой экономического порядка, направленной на обеспечение всем гражданам равных прав и равных возможностей в получении общественных благ. Суть этой политики должна сводиться к минимальному набору налоговых льгот и довольно высокому уровню налоговой нагрузки, в первую очередь на капитал.
Неоконсервативная (неоклассическая) концепция государственного регулирования экономики. Данная концепция в значительной мере является противоположной кейнсианкой, она ближе к классической политэкономии. В отличии от них неоклассики (монетаристы - Ф. Найт, М. Фридмен, адепты экономики предложения - М. Фелдстайн, А. Лаффер) уже признают, что у рыночного механизма существуют провалы и государственная корректировка их необходима. Наиболее приемлемым инструментом такой корректировки им представляется достаточно жесткая монетарная политика, всеми силами противостоящая росту инфляции. Государственное вмешательство должно ограничиваться финансовым сектором. А в реальном секторе экономики, по их мнению, должен царствовать рыночный механизм саморегуляции.
Данной концепции
рыночной экономики, в которой государственное регулирующее вмешательство в реальный сектор экономики ограничивается всеми возможными способами, кроме того, социальная ответственность государства снижается до минимума.
Марксистское учение о неизбежности замене капиталистического способа производства социалистическим. Центральная методологическая идея К. Маркса состоит в обосновании неизбежности краха капитализма в силу накапливаемых неразрешимых противоречии. Государство в рамках существующего строя не в состоянии устранить возникающие антагонизмы между разными классами, между общественным характером производства и частной формой присвоения и т.д. Логичный вывод - государство в условиях рынка не способно устранить изъяны механизма саморегуляции. Переход к социализму неизбежен, только в рамках общественной собственности возможно решить все проблемы.
Данному учению соответствует модель планово-административной экономики, где присутствуют практически только две формы собственности - государственная и коллективная (колхозная). В этой модели роль налоговой политики минимальна, поскольку государство не делает ставку на рыночный способ перераспределения создаваемого общественного продукта. Совокупность теоретических разработок по проблемам переходной (транзитивной) экономики. В результате выбора, каким термином (учение, концепция) назвать существующие разработки, которых, к слову сказать, к началу демонтажа планово-административной модели экономики и вовсе не было, мы остановимся на нейтральном термине "совокупность". Поскольку через 20 лет нахождения в этом переходном состоянии соответствующие теоретические наработки уже с уверенностью можно назвать совокупностью. Ими охвачен принципиальный круг проблем: как от одной экономической модели перейти к другой, как изменить форму собственности, до каких размеров следует сократить долю государства в экономике, как вмонтировать в новую модель экономики рыночный механизм саморегуляции и т.п. Сейчас уже понятно, что переход от одной экономической модели к другой - это очень долгий путь и притом не факт, что переход будет осуществлен к какой-либо известной модели.
Вполне вероятно, что созданная в процессе такого перехода модель смешанной экономики будет воспроизводиться достаточно устойчиво длительное время. Эту модель характеризует сохранение значительной доли государственного сектора, наличие множества естественных монополии, неразвитость большинства рыночных институтов. Но главное, что отличает данную модель, - активная налоговая политика.
Таким образом, для стран с переходной экономикой значение налоговой политики в системе государственного регулирования особенно важно. И это действительно так. Мы сами замечаем, что любые реформационные предложения, на какую бы тему они ни формулировались, в конечном итоге завершаются просьбами предоставления налоговых льгот и выделение бюджетных субсидий.
2.5. Макроэкономическая нестабильность
и ее влияние на налоговую политику
В условиях глобального финансово-экономического кризиса многие правительства оказались перед очень непростым выбором, что же делать - повышать или понижать налоги, а может быть, вообще ничего не предпринимать. Конечно, это не единственная дилемма, порожденная очевидным непониманием того, что происходит в глобальной экономике.
Вместе с тем, чтобы эффективно бороться с кризисом, а не заниматься латанием образующихся дыр, т.е. бороться исключительно с последствиями кризиса, необходимо понять природу и первопричину его возникновения. Является ли этот кризис обычным циклическим, на который уже выработаны соответствующие рецепты, либо у него другая, может, даже ранее не известная ранее природа, на которой еще не апробировался нм один из известных фискальных рецептов. Нам видится, что в настоящее время наметились два принципиально различных подхода к объяснению природы этого кризиса (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Понимание природы современного финансово-экономического кризиса
Именно, в зависимости от идентификации природы нынешней нестабильности следует сформулировать наиболее эффективные антикризисные рецепты фискальной политики.
В рамках циклического традиционного восприятия кризисов уже давно сформулирован ряд рецептов.
Дискреционная фискальная политика предлагает сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое правительством для регулирования совокупного спроса, уровня занятости и предотвращения резких колебаний экономического роста. (Рис. 2.6.)
В период экономического спада следует применять стимулирующую фискальную политику, осуществляя фискальную экспансию. Она достигается, с одной стороны, за счет уменьшения налогового бремени посредством снижения ставок налогов и увеличения различных налоговых льгот, а с другой стороны, за счет увеличения бюджетных расходов посредством государственных закупок, дополнительных трансфертов социальной и инвестиционной направленности. Эти разнонаправленные процессы приводят к неизбежному существованию бюджетного дефицита. В период экономического подъема, по мнению кейнсианцев, следует применять сдерживающую фискальную политику, осуществляя фискальную рестрикцию. Она достигается, с одной стороны, за счет увеличения нлогвого бремени посредством повышения ставок налогов и сокращения различных налоговых льгот, а с другой - за счет секвестирования бюджетных расходов по определенным статьям.
Рис. 2.6. Фискальная политика, ориентированная на регулирование спроса
Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение налогов и величины государственных расходов при изменении экономической конъюнктуры, закладываемое изначально правительством для регулирования совокупного спроса, уровня занятости и предотвращения резких колебаний этой конъюнктуры. Предназначение такой политики состоит в том, чтобы антицикличное регулирование осуществлялось по принципу некого «автоматического (встроенного)» амортизатора, приводимого в действие автоматически при изменении экономической ситуации без дополнительных регулирующих вмешательств правительства. Наиболее известными встроенными амортизаторами являются:
1) налоговая система.
Но не всякая, а та, которая
наиболее эластична по
2) система бюджетных
трансфертов населению.
3) стабилизационный фонд.
Такие фонды, создаваемые
4) гибкая система государственных закупок оказывает
стабилизирующее воздействие на экономику через варьирование государственного спроса на товары и услуги. Антицикличное действие этой системы в целом аналогично бюджетным трансфертам населению с той лишь разницей, что здесь совокупный спрос подкачивается не опосредованно через домохозяйства, а напрямую через по самой короткой траектории от бюджета до производителя.
Конечно, обеспечение автоматизма действия фискальной политики весьма желательно для любой страны. Казалось бы, раз и на всегда выбрав соответствующий арсенал стабилизаторов, установив их в механизм государственного регулирования, можно далее ничего не предпринимать, уповая на их автоматическое действие. В целом это там, но эффективность их, как показывает опыт развитых стран, значительно ниже по сравнению с механическими стабилизаторами : они не предотвращают, а только смягчают колебания совокупного спроса.
Фискальная политика, ориентированная на предложение, предусматривает в качестве основного стимула развития рост совокупного предложения, который можно обеспечить через существенное снижение налоговой нагрузки, в первую очередь на хозяйствующих субъектов. Основной посыл данной платформы - неприемлемость кейнсианских методов стимулирования спроса и всемирное поддержание факторов, стимулирующих рост совокупного предложения. При этом особое внимание уделяется стимулированию предложения факторов производства: труда, капитала, предпринимательской активности. Предполагается, что подобное снижение налогов обеспечит целый ряд эффектов:
1) общее ослабление
налогового бремени позитивным
образом скажется на повышении
предпринимательской
2) снижение налога
на прибыль приведет к
3) снижение налогов на заработную плату работников будет стимулировать их занятость, в том числе вторичную. В результате возрастет предложение рабочей силы;
4) существенное снижение налогов будет способствовать сокращению масштабов теневой экономической деятельности, поскольку издержки легальной деятельности снижаются, объем выгод от ее тенизации также уменьшается, что даже при неизменном риске наказания деформирует ранее выгодное значительное превышение выгод над рисками наказания;
5) снижение налогов будут минимизировать отток капиталов в низконалоговые юрисдикции, будет способствовать возвращению ранее выведенных туда капиталов, а также повышать привлекательность экономики для зарубежных инвесторов. В результате возрастет предложение капиталов.
6) более низкий уровень налоговых изъятий будет являться эффективным тормозом инфляционных процессов и в первую очередь противодействовать инфляции предложения. Поскольку высокие налоги в представлении производителей приводят к нежелательному увеличению «налогового клина» между величиной издержек ресурсов и продажной ценой товара и, как следствие, к усилению инфляции издержек, что, в свою очередь, сказывается на объеме совокупного предложения, неминуемо сокращая его. Только низкие налоги будут наиболее эффективно сдерживать инфляцию и стимулировать предложение.
Для успешного преодоления структурного кризиса недостаточно общих мер по снижению налоговой нагрузки на экономику, увеличению бюджетных расходов, по накачке финансами банковской системы или реанимации финансового рынка. Процесс замещения технологических укладов необходимо облегчать адресными комплексными программами стимулирования развития нового технологического уклада, а главное, масштабными инвестициями в разработку приоритетных технологий. Требуется также реализовать комплекс значительный изменений в социальных и институциональных системах - они необходимы для массового внедрения технологий и производств нового уклада.
2.6. Элементы механизма реализации налоговой политики
Информация о работе Налоговая политика и ее макроэкономические задачи