Налоговая политика и ее макроэкономические задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность, цели и задачи.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.
3. Проанализировать налоговую политику Российской Федерации.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3
1. Налоги в экономической системе общества...................................................5
1.1 Возникновение и развитие налогообложения....................................5
1.2 Экономическая сущность налогов......................................................7
2. Налоговая политика.........................................................................................11
2.1 Понятие, цели формирования и задачи налоговой
политики................................................................................................11
2.2 Принципы государственной налоговой политики............................16
2.3 Основные стадии, типы, модели и методы налоговой политики....19
2.4 Место налоговой политики в системе государственного
регулирования экономики...................................................................25
2.5 Макроэкономическая нестабильность и ее влияние на налоговую
политику................................................................................................31
2.6 Элементы механизма реализации налоговой политики...................37
3. Налоговая система Российской Федерации...................................................41
3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в РФ..........................41
3.2 Общие принципы построения налоговой системы РФ.....................43
Заключение............................................................................................................47
Список литературы...............................................................................................49

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

Налоговая политика - совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Налоговая политика - совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение современной и полной уплаты налогов и сборов.

Третий подход характеризуется определением налоговой политики

через раскрытие ее как сегмента или составной части политики более

высокого уровня.

Налоговая политика - составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.

Налоговая политика - часть экономической политик государства, представляющая собой комплекс мероприятий по совершенствованию налоговой системы страны на основе стратегической концепции развития налоговой системы.

Налоговая политика может  быть на федеральном, региональном,

муниципальном, корпоративном и семейном уровнях. Для более адекватной

формулировки определений  каждой из политик выделим их основную цель,

субъектов и объект (табл. 2.1)

Элементы детализации:

Под основной целью мы понимаем наиболее важный ориентир,

необходимо обязательно достигнуть субъекту в результате разработки и

своей налоговой политики.

Субъект налоговой политики - это  носитель прав и обязанностей,

обладающий налоговым суверенитетом в пределах законодательно

установленных полномочий и имеющий возможность воздействовать на

объект своей налоговой  политики.

Объектом налоговой  политики является предмет, явление  или процесс, на

который направлена формируемая  субъектом налоговая политика.

Детализация уровней  налоговой политики

Уровень

Основная цель

Субъект

Объект

Федеральный

Устойчивое обеспечение доходной части консолидированного бюджета страны

Президент, Федеральное Собрание, Правительство РФ

Налоговая система страны

Региональный

Устойчивое обеспечение доходной части консолидированного бюджета региона

Глава региона, законодательное собрание, правительство региона

Налогообложение региональными налогами и единым налогом по УСН

Муниципальный

Устойчивое обеспечение доходной части бюджета муниципалитета

Глава и представительные органы муниципальных образований

Налогообложение местными налогами и  ЕНВД

Корпоративный

 

 

 

 

 

 

 

Семейный

Устойчивое обеспечение доходов  хозяйствующего субъекта и минимизация  его налоговых обязательств

 

Устойчивое обеспечение доходов  домохозяйства и минимизация  его налоговых обязательств

Собственники и руководящие  органы хозяйствующих субъектов

 

 

 

Домохозяйство, физические лица, являющиеся налогоплательщиками

Налогообложение хозяйствующего субъекта

 

 

 

 

Налогообложение физического лица (лиц)


 

                                                                                                                                 Таблица 2.1

Детализировав уровни налоговой политики, можно сформулировать

для них соответствующие определения (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Разноуровневые понятия «налоговая политика»

 

Цели государственной  налоговой политики:

1) Фискальные: перераспределение  части создаваемого ВВП в бюджетную

    систему, достаточной  для выполнения соответствующими  уровнями

    управления  возлагаемых на них функции.

2) Экономические: обеспечение  эффективного участия государства в

     в регулировании  экономики, поддержание устойчивых  темпов

     экономического  роста, устранение структурных  диспропорций

     общественного  воспроизводства, стимулирование  инвестиции в

     увеличение  физического капитала.

3) Социальные: сглаживание  неравенства в уровнях доходов  различных 

    групп населения,  повышение социальной защищенности  малоимущих

    слоев населения,  стимулирование инвестиций в  развитие человеческого

    потенциала.

4) Экологические: охрана  окружающей среды и обеспечение рационального

    природопользования, создания компенсационного механизма  за 

    пользование  природными ресурсами, стимулирование  инвестиций в

    сохранение  природного капитала для будущих  поколений.

5) Международные: устранение практики двойного налогообложения,

    ликвидация  возможностей ухода от налогообложения,  регулирование 

    таможенного  обложения в рамках международных  организаций (ВТО и

    др.), унификация и гармонизация  налогообложения интегрирующихся

    государств.

Цели - это некие стратегические ориентиры, к которым мы стремимся 

и которых необходимо в перспективе  достигнуть, а задачи - это совершенно

конкретные проблемы, сложные вопросы, требующие разрешения. Решая

одни задачи и ставя перед  собой другие, мы достигаем намеченной цели, а не

наоборот. Задачи формулируются, когда  выбраны цели. Таким образом,

выбор целей является стратегическим элементом, а разработка задач -

тактическим элементом  формирования политики.

Итак, на роль основной фискальной цели может претендовать

поддержание сбалансированности бюджетной системы. А среднесрочными

задачами фискального  характера являются: во-первых, отказ  от увеличения

номинального налогового бремени и, во-вторых, снижение налоговой

нагрузки на экономических  агентов.

Видна также вторая цель - повышение эффективности и нейтральности

налоговой системы. Среднесрочные  задачи здесь наиболее

конкретизированы: 1) внедрение  современных подходов к налоговому

администрированию; 2) повышение качества налогового администрирования;

3) повышение нейтральности  и эффективности основных налогов; 4)

унификация налоговых  ставок; 5) пересмотр налоговых льгот  и

освобождений.

Третья цель международного характера - интеграция российской

налоговой системы в международные налоговые отношения - осталась без

раскрытия соответствующих  задач

 

2.2 Принципы государственной налоговой  политики.

У каждого из нас есть свои жизненные принципы, которых  мы стараемся неукоснительно придерживаться на протяжении всего нашего земного пути. Более того, есть у нас и профессиональные принципы, которым мы следуем в нашей трудовой деятельности. Когда по какой-то причине нам приходится нарушать эти принципы, у нас сразу возникает чувство неудовлетворенности, усиливаются сомнения, появляются раздражительность, апатия. Но все эти симптомы мгновенно исчезают, если устраняется раздражающий фактор – необходимость нарушать свои принципы.

Принцип (от лат. principium – основа, начало) – 1) основное,     исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности.

У налоговой политики есть свои принципы. Они необходимы для 

придания налоговой  политике научной обоснованности, снижения влияния субъективных факторов на характер формируемой политики, лучшей ее восприимчивости налогоплательщиками  и большей понятности им.

Принципы налоговой  политики:

1.Принцип научной обоснованности.

    Современная  налоговая политика должна быть  научно обоснована и выверена, т.е. «исходить из достоверных,  подтвержденных логически и эмпирически сведений, которые позволяют адекватно описывать общественные процессы и прогнозировать их развитие». Ее формирование обязательно должны заниматься профессионалы из разных предметных областей (экономисты, юристы, социологи, философы). Неотъемлемым элементом научной обоснованности должна быть ее тщательная научная экспертиза

2. Принцип определенности.

Налоговая политика в  силу своей значимости не может являться простой совокупностью программных  установок руководителей страны. Она должна быть определена программным документом стратегического (концептуального) характера и регулярными содержательными документами тактического характера, имеющими нормативно-правовой характер и обязательную силу для органов исполнительной власти.

3. Принцип оценки и учета ожидаемых эффектов.

Выбор целей налоговой политики и основных средств их достижения должен формироваться на основе прогнозирования  всех возможных эффектов (результатов), обоснования как можно более  точной их количественной оценки. Необходимо учитывать не только целевые положительные, но и ожидаемые отрицательные эффекты, всегда присутствующие при любой налоговой новации. Количественная их оценка необходима, чтобы выбор целей и средств подтверждался экономически – сумма положительных эффектов должна быть во много раз больше суммы отрицательных эффектов.

4. Принцип учета и согласования  различных интересов.

Выбор целей налоговой политики и основных средств их достижения должен формироваться не только на основе оценки и учета эффектов. Такой выбор должен сопровождаться также обязательным учетом интересов различных видов бюджетов и разных категорий налогоплательщиков. Различные интересы необходимо согласовывать, поскольку разные эффекты имеют различных адресатов: чьи-то интересы будут ущемлены при внедрении того или иного налогового инструмента.

5. Принцип единства стратегии  и тактики. 

Формирование налоговой политики должно предусматривать выработку  концепции (доктрины) и разработку ее стратегии. А реализация налоговой  политики  должна предусматривать разработку тактики. Причем тактика не должна противоречить стратегии, а вместе они не должны противоречить концепции налоговой политики. В этом как раз и должно реализовываться их единство и иерархичность.

Концепция (доктрина) налоговой политики – это принципиальная

система взглядов на архитектуру  построения налоговой системы 

страны, на направление  ее совершенствования и реформирования.

Стратегия налоговой  политики – это совокупность перспективных

целей налоговой политики и принципиальных способов решения

долгосрочных задач, связанных  с построением или  реформированием

налоговой системы страны в русле выработанной концепции.

Тактика налоговой  политики – это совокупность текущих целей

налоговой политики и  способов решения кратко- и среднесрочных   задач, связанных с управлением налоговой системой,     совершенствованием отдельных ее элементов в русле выработанной   стратегии.

6. Принцип гибкости.

Налоговая политика должна быть достаточно гибкой и оперативно реагировать на изменение социально-экономической ситуации не только в регионе, стране, но и в мире. В общем смысле налоговая политика должна следовать строго в фарватере социально-экономических изменений, но в ряде случаев она должна даже предвосхищать и опережать ожидаемые изменения. 7. Принцип гласности.

В соответствии с этим принципом как формируемая налоговая  политика, т.е. программные документы  стратегического (концептуального) характера, так и реализуемая налоговая  политика, т.е регулярные содержательные документы тактического характера, должны быть открытыми к широкому использованию и обсуждению. Эти документы не должны иметь никаких грифов, поскольку они касаются каждого гражданина – всех нас. Государство обязано заблаговременно информировать налогоплательщиков о готовящихся изменениях. В идеале должна быть предусмотрена и регламентирована сама процедура общественного обсуждения. Налогоплательщики должны иметь возможность выразить свое отношение к готовящимся налоговым изменениям.

8. Принцип политической  ответственности. 

Согласно этому принципу государство постоянно должно обращаться к гражданам за принципиальной оценкой того, в том ли направлении реализуется налоговая политика, тратит ли оно слишком много или слишком мало, а также за оценкой того, на что оно тратит средства налогоплательщиков. Таким образом, налоговая политика должна адекватно реагировать на предпочтения общественного выбора, не позволяя использовать инструменты налогообложения для превратной реализации групповых (в том числе корпоративных) интересов. 

 

2.3. Основные стадии, типы, модели и методы налоговой политики

                                                         В политике, как и в грамматике, ошибка, которую

                                                                        совершают все, провозглашается правилом.

                                                                                                                                      Андре Мальро

 

Каждое правительство  отличается оригинальностью и неповторимостью  налоговой политики. Неповторимая – не в том смысле, что невозможно воспроизведение основных целей, средств и способов их достижения. Это как раз поддается копированию. Неповторимость заключается в том, что невоспроизводимым с абсолютной точностью будет результат применения схожей политики. Невоспроизводимость результатов обусловливается национальным колоритом каждой страны и различающимися налоговыми системами, имеющими значительную национальную специфику.

Налоговая политика различается  по двум основным измерениям: в пространстве и во времени. Многообразие налоговых политик обусловливает целый комплекс объективных и субъективных факторов. Налоговая политика России принципиальным образом отличается, например, от политики Швейцарии в первую очередь в силу различающегося федеративного устройства. Кроме того, налоговая политика имеет объективно различающийся контекст на разных этапах социально-экономического развития: например, политика в постиндустриальном обществе будет иметь совершенно иные задачи по сравнению с политикой периода форсированной индустриализации. Но зачастую, политика различается даже на одном и том же этапе социально-экономического развития в рамках одной страны. Просто приходит новый президент и меняет государственную налоговую политику.

Информация о работе Налоговая политика и ее макроэкономические задачи