Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность, цели и задачи.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.
3. Проанализировать налоговую политику Российской Федерации.
Введение.................................................................................................................3
1. Налоги в экономической системе общества...................................................5
1.1 Возникновение и развитие налогообложения....................................5
1.2 Экономическая сущность налогов......................................................7
2. Налоговая политика.........................................................................................11
2.1 Понятие, цели формирования и задачи налоговой
политики................................................................................................11
2.2 Принципы государственной налоговой политики............................16
2.3 Основные стадии, типы, модели и методы налоговой политики....19
2.4 Место налоговой политики в системе государственного
регулирования экономики...................................................................25
2.5 Макроэкономическая нестабильность и ее влияние на налоговую
политику................................................................................................31
2.6 Элементы механизма реализации налоговой политики...................37
3. Налоговая система Российской Федерации...................................................41
3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в РФ..........................41
3.2 Общие принципы построения налоговой системы РФ.....................43
Заключение............................................................................................................47
Список литературы...............................................................................................49
Налоговая политика - совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.
Налоговая политика - совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение современной и полной уплаты налогов и сборов.
Третий подход характеризуется определением налоговой политики
через раскрытие ее как сегмента или составной части политики более
высокого уровня.
Налоговая политика - составная часть экономической политики государства, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране.
Налоговая политика - часть экономической политик государства, представляющая собой комплекс мероприятий по совершенствованию налоговой системы страны на основе стратегической концепции развития налоговой системы.
Налоговая политика может быть на федеральном, региональном,
муниципальном, корпоративном и семейном уровнях. Для более адекватной
формулировки определений каждой из политик выделим их основную цель,
субъектов и объект (табл. 2.1)
Элементы детализации:
Под основной целью мы понимаем наиболее важный ориентир,
необходимо обязательно достигнуть субъекту в результате разработки и
своей налоговой политики.
Субъект налоговой политики - это носитель прав и обязанностей,
обладающий налоговым суверенит
установленных полномочий и имеющий возможность воздействовать на
объект своей налоговой политики.
Объектом налоговой политики является предмет, явление или процесс, на
который направлена формируемая субъектом налоговая политика.
Детализация уровней налоговой политики
Уровень |
Основная цель |
Субъект |
Объект |
Федеральный |
Устойчивое обеспечение доходной части консолидированного бюджета страны |
Президент, Федеральное Собрание, Правительство РФ |
Налоговая система страны |
Региональный |
Устойчивое обеспечение доходной части консолидированного бюджета региона |
Глава региона, законодательное собрание, правительство региона |
Налогообложение региональными налогами и единым налогом по УСН |
Муниципальный |
Устойчивое обеспечение доходной части бюджета муниципалитета |
Глава и представительные органы муниципальных образований |
Налогообложение местными налогами и ЕНВД |
Корпоративный
Семейный |
Устойчивое обеспечение
Устойчивое обеспечение |
Собственники и руководящие органы хозяйствующих субъектов
Домохозяйство, физические лица, являющиеся налогоплательщиками |
Налогообложение хозяйствующего субъекта
Налогообложение физического лица (лиц) |
Детализировав уровни налоговой политики, можно сформулировать
для них соответствующие определения (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Разноуровневые понятия «налоговая политика»
Цели государственной налоговой политики:
1) Фискальные: перераспределение
части создаваемого ВВП в
систему, достаточной
для выполнения
управления возлагаемых на них функции.
2) Экономические: обеспечение эффективного участия государства в
в регулировании
экономики, поддержание
экономического роста, устранение структурных диспропорций
общественного
воспроизводства,
увеличение физического капитала.
3) Социальные: сглаживание неравенства в уровнях доходов различных
групп населения,
повышение социальной
слоев населения, стимулирование инвестиций в развитие человеческого
потенциала.
4) Экологические: охрана окружающей среды и обеспечение рационального
природопользования,
создания компенсационного
пользование
природными ресурсами,
сохранение
природного капитала для
5) Международные: устранение прак
ликвидация
возможностей ухода от
таможенного
обложения в рамках
др.), унификация и гармонизация
налогообложения
государств.
Цели - это некие стратегические ориентиры, к которым мы стремимся
и которых необходимо в перспективе достигнуть, а задачи - это совершенно
конкретные проблемы, сложные вопросы, требующие разрешения. Решая
одни задачи и ставя перед собой другие, мы достигаем намеченной цели, а не
наоборот. Задачи формулируются, когда выбраны цели. Таким образом,
выбор целей является стратегическим элементом, а разработка задач -
тактическим элементом формирования политики.
Итак, на роль основной фискальной цели может претендовать
поддержание сбалансированности бюджетной системы. А среднесрочными
задачами фискального характера являются: во-первых, отказ от увеличения
номинального налогового бремени и, во-вторых, снижение налоговой
нагрузки на экономических агентов.
Видна также вторая цель
- повышение эффективности и
налоговой системы. Среднесрочные задачи здесь наиболее
конкретизированы: 1) внедрение современных подходов к налоговому
администрированию; 2) повышение качества налогового администрирования;
3) повышение нейтральности
и эффективности основных
унификация налоговых ставок; 5) пересмотр налоговых льгот и
освобождений.
Третья цель международного характера - интеграция российской
налоговой системы в международные налоговые отношения - осталась без
раскрытия соответствующих задач
2.2 Принципы государственной
У каждого из нас есть свои жизненные принципы, которых мы стараемся неукоснительно придерживаться на протяжении всего нашего земного пути. Более того, есть у нас и профессиональные принципы, которым мы следуем в нашей трудовой деятельности. Когда по какой-то причине нам приходится нарушать эти принципы, у нас сразу возникает чувство неудовлетворенности, усиливаются сомнения, появляются раздражительность, апатия. Но все эти симптомы мгновенно исчезают, если устраняется раздражающий фактор – необходимость нарушать свои принципы.
Принцип (от лат. principium – основа, начало) – 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности.
У налоговой политики есть свои принципы. Они необходимы для
придания налоговой политике научной обоснованности, снижения влияния субъективных факторов на характер формируемой политики, лучшей ее восприимчивости налогоплательщиками и большей понятности им.
Принципы налоговой политики:
1.Принцип научной
Современная
налоговая политика должна
2. Принцип определенности.
Налоговая политика в
силу своей значимости не может являться
простой совокупностью
3. Принцип оценки и учета ожидаемых эффектов.
Выбор целей налоговой политики и основных средств их достижения должен формироваться на основе прогнозирования всех возможных эффектов (результатов), обоснования как можно более точной их количественной оценки. Необходимо учитывать не только целевые положительные, но и ожидаемые отрицательные эффекты, всегда присутствующие при любой налоговой новации. Количественная их оценка необходима, чтобы выбор целей и средств подтверждался экономически – сумма положительных эффектов должна быть во много раз больше суммы отрицательных эффектов.
4. Принцип учета и согласования различных интересов.
Выбор целей налоговой политики и основных средств их достижения должен формироваться не только на основе оценки и учета эффектов. Такой выбор должен сопровождаться также обязательным учетом интересов различных видов бюджетов и разных категорий налогоплательщиков. Различные интересы необходимо согласовывать, поскольку разные эффекты имеют различных адресатов: чьи-то интересы будут ущемлены при внедрении того или иного налогового инструмента.
5. Принцип единства стратегии и тактики.
Формирование налоговой
Концепция (доктрина) налоговой политики – это принципиальная
система взглядов на архитектуру построения налоговой системы
страны, на направление
ее совершенствования и
Стратегия налоговой политики – это совокупность перспективных
целей налоговой политики и принципиальных способов решения
долгосрочных задач, связанных с построением или реформированием
налоговой системы страны в русле выработанной концепции.
Тактика налоговой политики – это совокупность текущих целей
налоговой политики и способов решения кратко- и среднесрочных задач, связанных с управлением налоговой системой, совершенствованием отдельных ее элементов в русле выработанной стратегии.
6. Принцип гибкости.
Налоговая политика должна
быть достаточно гибкой и оперативно
реагировать на изменение социально-
В соответствии с этим
принципом как формируемая
8. Принцип политической ответственности.
Согласно этому принципу государство постоянно должно обращаться к гражданам за принципиальной оценкой того, в том ли направлении реализуется налоговая политика, тратит ли оно слишком много или слишком мало, а также за оценкой того, на что оно тратит средства налогоплательщиков. Таким образом, налоговая политика должна адекватно реагировать на предпочтения общественного выбора, не позволяя использовать инструменты налогообложения для превратной реализации групповых (в том числе корпоративных) интересов.
2.3. Основные стадии, типы, модели и методы налоговой политики
Каждое правительство
отличается оригинальностью и
Налоговая политика различается по двум основным измерениям: в пространстве и во времени. Многообразие налоговых политик обусловливает целый комплекс объективных и субъективных факторов. Налоговая политика России принципиальным образом отличается, например, от политики Швейцарии в первую очередь в силу различающегося федеративного устройства. Кроме того, налоговая политика имеет объективно различающийся контекст на разных этапах социально-экономического развития: например, политика в постиндустриальном обществе будет иметь совершенно иные задачи по сравнению с политикой периода форсированной индустриализации. Но зачастую, политика различается даже на одном и том же этапе социально-экономического развития в рамках одной страны. Просто приходит новый президент и меняет государственную налоговую политику.
Информация о работе Налоговая политика и ее макроэкономические задачи