Налоговая политика и ее макроэкономические задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию налоговой политики, раскрыть её сущность, цели и задачи.
2. Изложить механизм функционирования налоговой политики.
3. Проанализировать налоговую политику Российской Федерации.

Оглавление

Введение.................................................................................................................3
1. Налоги в экономической системе общества...................................................5
1.1 Возникновение и развитие налогообложения....................................5
1.2 Экономическая сущность налогов......................................................7
2. Налоговая политика.........................................................................................11
2.1 Понятие, цели формирования и задачи налоговой
политики................................................................................................11
2.2 Принципы государственной налоговой политики............................16
2.3 Основные стадии, типы, модели и методы налоговой политики....19
2.4 Место налоговой политики в системе государственного
регулирования экономики...................................................................25
2.5 Макроэкономическая нестабильность и ее влияние на налоговую
политику................................................................................................31
2.6 Элементы механизма реализации налоговой политики...................37
3. Налоговая система Российской Федерации...................................................41
3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в РФ..........................41
3.2 Общие принципы построения налоговой системы РФ.....................43
Заключение............................................................................................................47
Список литературы...............................................................................................49

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

При подобном многообразии и неповторимости налоговых политик разных стран тем более важно рассмотреть вопрос о типах, формах и моделях применяемой политики.

Чем же отличаются типы, формы и модели налоговой политики? В разных работах эти термины  смешаны между собой (она и  та же характеристика, например политика максимальных налогов, называется и типом, и формой, и моделью), что в целом представляют собой некий «понятийный винегрет», разделить эти ингредиенты в котором даже специалисту не всегда под силу. Попытаемся, насколько это возможно, внести ясность в данные понятия.

Тип налоговой политики – это определенный образ или образец налоговой политики, имеющий присущие только ему характерные черты (признаки), по объективному проявлению которых возможно определенно отличить один образец политики от другого.

Модель налоговой  политики – это апробированный в практике ряда стран и доказавший свою результативность образец, тип налоговой политики, который может использоваться другими странами в качестве аналога.

Форма налоговой политики – это совокупность разработанных приемов, методов и инструментов налоговой политики, т.е способ наполнения выбранной модели налоговой политики конкретным реализационным содержанием. Форма является результатом формирования стратегии и тактики налоговой политики.

Таким образом, тип –  это некий теоретический образец  налоговой 

политики, а модель –  тип политики, имеющий практическую воспроизводимость.

 

Модель политики максимальных налогов:

Она характеризуется  практикой установления максимального  числа налогов, высоких прогрессивных ставок, широких налоговых баз, сокращения числа льгот, приводящих в совокупности к увеличению налогового бремени на экономику и население. Данную модель формируют два типа налоговой политики:

1. фискальный тип, который  характеризуется сочетанием следующих основных факторов: высокого налогового бремени, высокой долей государства в экономике и высоким уровнем государственных инвестиций. При этом социальные расходы, как правило, не высоки. Приоритетом в данном случае являются фискальные цели, остальные – второстепенные. Сущность фискального типа налоговой политики состоит в обобществлении значительной части средств экономических агентов, которые могли бы быть истрачены ими на потребление, и переориентации этих средств посредством бюджета в государственные инвестиции. Эффективность подобного мобилизационного процесса обосновал в свое время еще Дж.Кейнс.

2. Фискально-перераспределительный  тип, который также имеет повышенное  налоговое бремя, но отличается  другим сочетанием факторов: высоким уровнем социальных расходов и значительными государственными инвестициями в экономику. В такой политике в качестве приоритетных выступают уже фискальные и социально-перераспределительные цели. Сущность этого типа налоговой политики состоит в обобществлении значительной дол средств за счет высокопрогрессивных подоходных и поимущественных налогов, причем средств наиболее обеспеченной части экономических агентов, и переориентации этих средств посредством бюджетных механизмов в доходы наименее обеспеченной части населения. 

 

Модель политики минимальных  налогов:

Она характеризуется  практикой установления минимальной  налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов. Данную модель формируют также два типа налоговой политики.

  1. Регулирующий тип, стимулирующий национальное экономическое  

развитие в целом. Именно поэтому данный тип зачастую называют еще политикой экономического развития.

Такой тип политики был разработан в рамках теории экономики предложения А. Лаффером. По его мнению, следует значительно снижать налоговые ставки, в первую очередь в отношении прямого обложения факторов производства: труда и капитала.

Таким образом, сущность этого типа налоговой политики состоит в стимулировании активности экономических агентов, в том числе через повышение их инвестиционных возможностей, за счет существенного ослабления существенного прессинга на них. Данный тип используется для экономического оживления, дабы всемирно способствовать увеличению темпов экономического роста. Подобной модели придерживалась Япония в период послевоенного восстановления экономики. В 80-х годах ХХ века данная модель налоговой политики эффективно использовалась в США администрацией Р. Рейгана и потому получила название «рейганомики». В последнее десятилетие е успешно реализуют Индия, Бразилия, Мексика и др.

2. Фискально-конкурирующий  тип, стимулирующий не только  национальное развитие производства, хотя и это, конечно, присутствует, сколько передислокацию юрисдикции органов управления зарубежных экономических агентов. К таким агентам относятся в первую очередь транснациональные компании, за размещение органов управления которых и за превращение их в конечном итоге в национальных налоговых резидентов конкурируют ряд фискальных юрисдикции. Но не только. Они конкурируют за изменение статуса наиболее обеспеченных людей, за привлечение инвестиций нерезидентов, как юридических, так и физических лиц, за все, что не требует государственных расходов, но приносит налоговые доходы.

Таким образом, сущность такого типа политики состоит в международной  налоговой конкуренции отдельных  фискальных юрисдикций за глобальных налогоплательщиков посредством создания преференциальных налоговых режимов, налогово-административный гнет которых несопоставимо слабее самых льготных налоговых режимов других юрисдикции.

 

Модель политики разумных налогов:

Данную модель составляет фискально-регулирующий тип налоговой  политики, нацеленный на компромиссную  реализацию фискальной, регулирующей и распределительной (социальной) функцией. Именно поиском компромисса между реализацией этих достаточно противоречивых функции и определяется сущность данного типа политики. Как результат сама модель такой политики на практике является определенным компромиссом между моделями максимальных и минимальных налогов. Она характеризуется достаточно сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, позволяющей не подавлять развитие экономики, но при этом поддерживать значимый объем социальных расходов.

Использование такой  политики характерно в основном для  высокоразвитых стран (США, Великобритании,  Канады и др.), уже достигнувшие пределов традиционного экономического роста.

 

Метод налоговой политики – используемый прием (способ) практического решения поставленной цели налоговой политики. Из арсенала современной мировой политики модно выделить следующие методы:

-регулирование  соотношения  прямого и косвенного налогообложения;

-регулирование соотношения  федеральных, региональных и местных

налогов, регулирование  налоговых полномочий различных  уровней   управления;

         -регулирование отраслевой налоговой  нагрузки, перенос нагрузки с

одних категорий налогоплательщиков на другие;

         -регулирование соотношения пропорциональных  и прогрессивных

ставок налогов и  степени их прогрессии;

         -регулирование масштаба и направленности  предоставления налоговых 

льгот и преференций, вычетов, скидок и изъятий из налоговой  базы;

         -регулирование состава налогов,  объектов налогообложения, налоговых  ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и сроков уплаты

налогов;

         -регулирование видов налоговых  правонарушений и размера    

ответственности за их совершение.

 

Как было сказано выше, форма налоговой политики – это совокупность разработанных приемов, методов и инструментов налоговой политики.

Инструмент налоговой  политики – это орудие (средство) осуществления этой политики. К таким инструментам следует отнести:

-налоги, их количественный  и видовой состав, налоговые режимы;

-состав налогоплательщиков;

-объекты налогообложения;

-налоговые базы;

-налоговые ставки;

-налоговые льготы;

-порядок и сроки  уплаты налогов и сдачи отчетности;

-налоговые санкции.

Стадии налоговой политики:

1) формирование налоговой  политики;

2) реализация налоговой  политики;

3) оценка результатов  реализации налоговой политики;

4) изменение или коррекция  налоговой политики.

Стадии эти повторяются  с определенной цикличностью. Повторяемость  их обуславливается двумя факторами. Во-первых, изменчивостью внешней по отношению к налоговой системе социолого-экономической среды и необходимостью приведения в соответствие с этими изменениями содержания налоговой политики. Во-вторых, изменчивостью внутренней среды – самой налоговой системы – в результате постоянной оценки эффективности применяемых методов и инструментов налоговой политики и необходимостью их изменения в соответствии с такими оценками.

 

2.4 Место налоговой  политики в системе государственного 

                регулирования экономики

 

                                            Государственное хозяйство - это такое хозяйство, в котором

                                                     все хотят есть, но никто не  желает мыть посуду.

                                                                                                                                    Вернер Финк

 

Данная цитата очень ограничена в рассматриваемом контексте. В  ней присутствует намек на некоторые  провалы (фиаско) естественного порядка  вещей, поскольку у поевших не возникает добровольного желания помыть посуду. Они нуждаются в некотором регулировании извне - принуждении, чтобы им была установлена свыше такая обязанность и тогда они бы ее исполнили. Ассоциация с налогами здесь прямая: платить налоги, равно как и мыть посуду, добровольно никто не будет. В этом плане налогам и налоговой политике незаслуженно достается негативное отношение общества, поскольку государство императивным образом не только вменяет всем обязанность «мыть посуду», т.е платить налоги всем и со всех трансакций, но и принуждает ее исполнить всей мощью своего силового аппарата.

Господство той или  иной идеологии  роли государства  в экономике предоставляет ту или иную роль, которая отводится  налоговой политике в системе  государственного регулирования.

Чтобы наглядно показать искомое место, на рис. 2.3 представлен видовой фрагмент, демонстрирующий иерархию разных видов политик.

 

         Рис. 2.3. Место налоговой политики в совокупности иных видов государственных

                     политик (видовой фрагмент )

 

 

Государственное регулирование экономики - это процесс упорядочения

и корректировки действия естественного рыночного механизма саморегулирования экономики, осуществляемый государством (его органами) с целью минимизации отрицательных последствий неизбежных провалов функционирования этого механизма. Корректировка рыночного механизма производится двумя группами методов регулирования: прямыми (административными) и косвенными (экономическими), которые могут быть и альтернативными (взаимоисключающими), и сопряженными в своем применении. Наибольшую востребованность демонстрирует косвенные регуляторы, поскольку они имеют природу, аналогичную рыночному механизму. В числе косвенных методов, безусловно, доминирующее положение занимают налоги, которые демонстрируют наибольшую адаптируемость к рыночному механизму. Соответственно налоговая политика является важным регулятором всей системы государственного вмешательства в экономику.

Следует заметить, что  все эти понятия неприменимы к классической политэкономии. Поскольку известные каждому студенту - У.Пети, А.Смит, Д.Рикардо, Д.С.Милль - сформулировали по своей сути концепцию государственного невмешательства в экономику.

Методологическую платформу этой концепции составляет известная теория экономического либерализма, согласно которой рыночные законы, как «невидимая рука» рынка, наилучшим образом могут воздействовать на развитие экономики.

В конце XIX- начале XX века все теоретические учения в той или иной мере признавали необходимость государственного регулирования. Итак, тезисно осветим основные концепции (модели) государственного регулирования экономики, спектр которых достаточно широк: от самого минимума до активного регулирующего вмешательства во все экономические процессы. и обозначим при этом роль налоговой политики (рис. 2.4).

 

      min                                                                                                                                                         max

                                              Рис. 2.4. Роль налоговой политики

                          в системе государственного регулирования экономики

 

Кейнсианская концепция  государственного регулирования экономики. Ее главный посыл, по Дж.М. Кейнсу, состоял в том что, система рыночных экономических отношений является отнюдь не совершенной и саморегулируемой. Наибольшую занятость и максимальный экономический рост позволяет обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Эффективность этого вмешательства будет определяться возможностями изыскания средств для увеличения государственных инвестиций, достижения полной занятости населения, перспективами снижения процентной ставки по кредитным ресурсам, многоплановой социальной политики. А в качестве основных мер такого вмешательства Кейнс выделил манипулирование налогами.

Данной концепции соответствует  модель регулируемой рыночной

экономики, в которой  государство не только направляет, но и само активно участвует во всех экономических процессах.

Неолиберальная концепция  государственного регулирования экономики. Неолиберализм возник как альтернативная кейнсианству система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолибералы отстаивают необходимость  либерализации экономки, отводя ведущую роль в ней частной собственности и негосударственным хозяйственным структурам. Отличительной чертой рынка, по их мнению, является наличие «естественного порядка», способность рыночной системы к саморегулированию.

Информация о работе Налоговая политика и ее макроэкономические задачи