Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:34, курсовая работа
В данной работе изложены сущность монополии, виды и причины существования монополий, рассмотрены исторические корни монополизма в российской экономике . Показан зарубежный опыт проведения антимонопольной политики, а также изучено антимонопольное регулирование в современной России, рассмотрены направления совершенствования антимонопольной политики в России.
Все это позволяет раскрыть содержание монополии в российской экономике.
Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1 Монополия. Теоретический аспект
1.1 Сущность монополии……………………………………………………..7
1.2 Виды монополий…………………………………………………………...7
1.3 Причины существования монополий……………………………………11
1.4 Исторические корни монополизма в российской экономике……….....12
Глава 2 Рыночная власть в России и за рубежом
2.1 Методы определения рыночной власти………………………………....16
2.2 Положение в современной России……………………………………….18
Глава 3 Механизмы борьбы с монополизмом
3.1 Основные механизмы антимонопольной политики……………………..23
3.2 Антимонопольное регулирование в современной России…………….…25
3.3 Зарубежный опыт проведения антимонопольной политики…………….30
3.4 Направления совершенствования антимонопольной политики в России……………………………………………………………………………33
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список использованных источников…………………………………………..36
В
итоге советские монополисты
были очень узко
Так же советской
экономике была свойственна
В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся территории.
Стало очевидно, что нужно разрабатывать механизмы борьбы
с монополизмом, однако в ходе перестройки
1985-1991 гг. вопросы антимонопольной
Глава 2. Рыночная власть в России и за рубежом
2.1 Методы определения рыночной власти
При анализе структуры рынка часто
Пороговая доля рынка
Российским законодательством установлен простейший
количественный критерий для отнесения того
или иного предприятия к категории
Индекс концентрации
Пороговая доля рынка как характеристика рыночной структуры имеет тот
Индекс концентрации для крупнейших из общего числа компаний, выпускающих данный товар, рассчитывается как сумма рыночных долей этих компаний:
При расчете индекса концентрации не учитывается доля рынка, покрываемая за счет импорта, и рассчитывается он лишь для отечественных поставщиков.
Тем не менее, этот индекс остается приемлемым грубым индикатором,
характеризующим наличие (или отсутствие)
в отрасли небольшого числа доминирующих
фирм, что отличает олигополию от совершенной
и монополистической
Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Недостатки, присущие индексу концентрации, критика его использования при проведении антимонопольной политики привели к тому, что в июне 1982 г. Департамент юстиции США официально отказался от этого показателя и принял в качестве главной характеристики структуры рынка индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH).
IHH можно рассматривать также как показатель
IHH рассчитывается как сумма квадратов рыночных
долей (в процентах) всех
Максимальное значение,
которое может принимать IHH, соответствует ситуации,
когда рынок полностью
Индекс Херфиндаля-Хиршмана используется для классификации слияний в три крупные группы в зависимости от значения IHH:
1. ШН меньше 1000. Рынок
оценивается как
2. ШН больше 1000, но меньше
1800. Рынок рассматривается как
умеренно концентрированный,
3. Если ШН превышает 1800, рынок считается
высококонцентрированным. В
Индекс Линда
В странах ЕС для анализа рыночных структур широко используется индекс, предложенный сотрудником Комиссии ЕС в Брюсселе - Ремо Линда. Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких m крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличие от индекса концентрации он ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.
Пронумеруем рыночные доли отдельных фирм в порядке их убывания. Тогда индекс Линда (IL) для двух крупнейших фирм будет равен процентному отношению их рыночных долей:
I L = (k1 / k2) * 100%
Однако самым сложным при анализе рыночных структур является не выбор индекса, а определение границ рынка в пространстве товаров. Следует ли ограничить рынок лишь определенной маркой товара, включить ли в него и Другие его марки, или расширить границы рынка, включив в него все взаимозаменяемые товары, - вот вопросы, которые приходится решать антимонопольным службам всех стран.
Обычно рекомендуется начинать с изучения рынка данного товара, затем принять во внимание наличие товаров-заменителей, затем расширить анализ, включив в него заменители этих заменителей, и т. д., до тех пор пока не появится определенный разрыв в отношениях заменяемости. Этот разрыв и образует границы рынка. Количественной характеристикой, мерой заменяемости (субституции) является коэффициент перекрестной эластичности. Как вы помните, если некоторое повышение (снижение) цены одного товара вызывает увеличение (снижение) объема спроса на другой товар, то такие товары являются взаимозаменяемыми.
Следовательно, можно попытаться определить, на какие товары и на сколько процентов вырастет (или снизится) спрос при повышении (или снижении) цены блага. Таким образом, определяется круг взаимозаменяемых товаров и степень их заменяемости (субституции). Установив определенный пороговый уровень изменения спроса, можно наметить, по крайней мере, ориентировочно, границы исследуемого рынка.
2.2 Положение в современной России
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии, потому что создание конкурентной среды на этих товарных рынках невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.
Три главных естественных монополиста России:
Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи).
В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.
Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.
В условиях российской действительности регулирование цен продукции естественных монополий связано с политическими конфликтами.
Ещё одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами – в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.
В условиях современной
Помимо ценовых злоупотреблений в
Исследования показывают,
что число предприятий, не ощущающих конкуренции,
постепенно сокращается и во многих отраслях
не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая
20% и выше. (см. таблицу 1)
Таблица 1
Доля крупнейших производителей в промышленности России
Отрасли промышленности |
Количество предприятий в отрасли |
Доля крупнейшего производителя | ||||
|
|
|
|
|
| |
Электроэнергетика Атомные электростанции |
|
|
|
|
|
|
Топливная промышленность Добыча природного газа Производство торфяных брикетов |
6 |
4 |
5 |
35,10 |
47,20 |
28,30 |
Чёрная металлургия Открытая добыча руд чёрных металлов Производство труб Производство электроферросплавов Коксохимическая промышленность Производство огнеупоров |
23 8 8 21 |
29 7 7 22 |
23 7 5 22 |
23,90 28,70 32,50 30,10 |
22,90 31,50 32,00 36,00 |
21,90 38,90 39,30 39,70 |
Цветная металлургия Вольфрамово-молибденовая промышленность Электродная промышленность Промышленность твёрдых сплавов и тугоплавких металлов |
9 11 |
8 4 |
9 16 |
38,30 27,90 |
35,00 27,10 |
32,20 27,00 |
Химическая и нефтехимическая промышленность Производство фосфатных удобрений Производство полимерной транспортной тары Промышленность бытовой химии Производство технического углерода Производство шин Производство асбестотезнических изделий |
19 29 8 13 12 |
21 31 8 15 11 |
28 37 10 18 13 |
38,70 29,90 41,60 30,80 21,00 |
44,90 38,70 46,90 31,00 22,80 |
37,30 44,60 41,50 31,20 19,30 |