Монополизм в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе изложены сущность монополии, виды и причины существования монополий, рассмотрены исторические корни монополизма в российской экономике . Показан зарубежный опыт проведения антимонопольной политики, а также изучено антимонопольное регулирование в современной России, рассмотрены направления совершенствования антимонопольной политики в России.
Все это позволяет раскрыть содержание монополии в российской экономике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1 Монополия. Теоретический аспект
1.1 Сущность монополии……………………………………………………..7
1.2 Виды монополий…………………………………………………………...7
1.3 Причины существования монополий……………………………………11
1.4 Исторические корни монополизма в российской экономике……….....12
Глава 2 Рыночная власть в России и за рубежом
2.1 Методы определения рыночной власти………………………………....16
2.2 Положение в современной России……………………………………….18
Глава 3 Механизмы борьбы с монополизмом
3.1 Основные механизмы антимонопольной политики……………………..23
3.2 Антимонопольное регулирование в современной России…………….…25
3.3 Зарубежный опыт проведения антимонопольной политики…………….30
3.4 Направления совершенствования антимонопольной политики в России……………………………………………………………………………33
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список использованных источников…………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курс.раб.правильная вся .doc

— 276.00 Кб (Скачать)

 

         В  итоге советские монополисты  были очень узко специализированы, к примеру: один завод выпускал  только тяжёлые вертолёты (Роствертол), другой – только автомобили  высокой проходимости (УАЗ). При этом прекращение работы хотя бы одного из подобных предприятий было фактически смертельно для советской экономики из-за минимальности или фактически отсутствия дублирования. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции. Ещё чаще встречалась ситуация, когда число производителей по всему Советскому Союзу не превышало 2-3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (то есть 89 %) было подвержено сильной монополизации.        

 Так же советской  экономике была свойственна непропорционально  высокая доля крупных и крупнейших  предприятий и чрезвычайно малая  доля мелких и средних по  сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно  промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Завышенные цены, плохое качество товара или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся территории.      

Стало очевидно, что нужно разрабатывать  механизмы борьбы с монополизмом, однако в ходе перестройки 1985-1991 гг. вопросы антимонопольной политики так и не вошли в число приоритетных направлений экономических реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Рыночная  власть в России и  за рубежом

2.1 Методы  определения рыночной власти

При анализе  структуры рынка часто используются количественные методы ее оценки. Рассмотрим несколько наиболее известных из них. 

Пороговая доля рынка

Российским законодательством  установлен простейший количественный критерий для отнесения того или  иного предприятия к категории предприятий-монополистов или занимающих доминирующее положение на рынке -превышение пороговой доли на данном торговом рынке. Превышающие эту долю предприятия включаются в Государственный реестр предприятий-монополистов. 

Индекс  концентрации

Пороговая доля рынка как характеристика рыночной структуры имеет тот недостаток, что она применяется (особенно в  ее отечественной интерпретации) к отдельному предприятию и по сути не дает характеристики структуры рынка данного товара в целом. Этого недостатка до определенной степени лишен индекс концентрации (CR), характеризующий долю нескольких, скажем, 3, 4, 8, 12 крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Считается, что если индекс концентрации приближается к 100, то рынок характеризуется высокой степенью монополизации, если же он немногим выше нуля, то его можно рассматривать как конкурентный:

Индекс концентрации для крупнейших из общего числа компаний, выпускающих данный товар, рассчитывается как сумма  рыночных долей этих компаний:  

При расчете  индекса концентрации не учитывается  доля рынка, покрываемая за счет импорта, и рассчитывается он лишь для отечественных поставщиков.

Тем не менее, этот индекс остается приемлемым грубым индикатором, характеризующим наличие (или отсутствие) в отрасли небольшого числа доминирующих фирм, что отличает олигополию от совершенной  и монополистической конкуренции. Так, в американском машиностроении, где функционирует около 16 тыс. самостоятельных фирм, индекс концентрации по четырем фирмам составляет лишь 2 %. Это самый низкий отраслевой индекс. В этой отрасли рынок характеризуется монополистической конкуренцией. 

 

 

Индекс  Херфиндаля-Хиршмана

Недостатки, присущие индексу концентрации, критика его  использования при проведении антимонопольной  политики привели к тому, что в  июне 1982 г. Департамент юстиции США  официально отказался от этого показателя и принял в качестве главной характеристики структуры рынка индекс Херфиндаля-Хиршмана  (IHH).

IHH можно рассматривать  также как показатель концентрации, однако он характеризует не  долю рынка, контролируемую несколькими  крупнейшими компаниями, а распределение  «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка.

IHH рассчитывается  как сумма квадратов рыночных  долей (в процентах) всех субъектов  рынка в общем его объеме:

Максимальное  значение, которое может принимать IHH, соответствует ситуации, когда  рынок полностью монополизирован  одной фирмой. В этом случае он будет равен 10000.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана используется для классификации  слияний в три крупные группы в зависимости от значения IHH:

1. ШН меньше 1000. Рынок  оценивается как неконцентрированный,  и слияние, как правило, беспрепятственно  допускается.

2. ШН больше 1000, но меньше 1800. Рынок рассматривается как  умеренно концентрированный, однако  уровень IHH выше 1400 может потребовать  дополнительной проверки целесообразности  слияния со стороны Департамента  юстиции. Во всяком случае, такой  уровень индекса (1400) вызывает тревогу и рассматривается как некий предупредительный сигнал.

3. Если ШН  превышает 1800, рынок считается  высококонцентрированным. В отношении  слияний в этом интервале значений (1800-10000) действуют две нормы. Если в результате слияния IHH увеличивается не более чем на 50 пунктов, слияние обычно разрешается. Если же он увеличивается более чем на 100 пунктов, слияние запрещается. Рост IHH на 51-99 пунктов становится, как правило, основанием для дополнительной проверки целесообразности слияния. 

Индекс  Линда

В странах ЕС для анализа рыночных структур широко используется индекс, предложенный сотрудником  Комиссии ЕС в Брюсселе - Ремо Линда. Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких m крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличие от индекса концентрации он ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.

Пронумеруем рыночные доли отдельных фирм в порядке  их убывания. Тогда индекс Линда (IL) для двух крупнейших фирм будет равен процентному отношению их рыночных долей:

I L = (k1 / k2) * 100%

Однако самым  сложным при анализе рыночных структур является не выбор индекса, а определение границ рынка в  пространстве товаров. Следует ли ограничить рынок лишь определенной маркой товара, включить ли в него и Другие его марки, или расширить границы рынка, включив в него все взаимозаменяемые товары, - вот вопросы, которые приходится решать антимонопольным службам всех стран.

Обычно рекомендуется  начинать с изучения рынка данного товара, затем принять во внимание наличие товаров-заменителей, затем расширить анализ, включив в него заменители этих заменителей, и т. д., до тех пор пока не появится определенный разрыв в отношениях заменяемости. Этот разрыв и образует границы рынка. Количественной характеристикой, мерой заменяемости (субституции) является коэффициент перекрестной эластичности. Как вы помните, если некоторое повышение (снижение) цены одного товара вызывает увеличение (снижение) объема спроса на другой товар, то такие товары являются взаимозаменяемыми.

Следовательно, можно попытаться определить, на какие  товары и на сколько процентов  вырастет (или снизится) спрос при  повышении (или снижении) цены блага. Таким образом, определяется круг взаимозаменяемых товаров и степень их заменяемости (субституции). Установив определенный пороговый уровень изменения спроса, можно наметить, по крайней мере, ориентировочно, границы исследуемого рынка.

2.2 Положение в современной  России      

Особое  и значительное место в экономике России занимают естественные монополии, потому что создание конкурентной среды на  этих товарных рынках невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.      

Три главных естественных монополиста  России:

  • РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
  • ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
  • МПС (железнодорожные перевозки);

 

     Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи).     

В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.      

Предприятия-монополисты  злоупотребляют своим особым положением устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие, иногда демпинговые. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше 1/3 предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.      

В условиях российской действительности  регулирование цен продукции естественных монополий связано с политическими конфликтами.      

Ещё одной из особенностей современной  монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в  сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами – в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.          

 В условиях современной российской  экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.      

Помимо  ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам. Например, администрация Кировской области создала унитарное государственное предприятие “Кировфармация”, включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины “Оптика”, фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую лабораторию. Государственный антимонопольный комитет усмотрел в этом нарушение закона “О конкуренции” и предписал ликвидировать незаконно созданную структуру. После реорганизации предприятия ассортимент медицинских препаратов в аптеках намного расширился, что можно расценить как улучшение положения потребителя вследствие разукрупнения монопольного предприятия. 10     

Исследования  показывают, что число предприятий, не ощущающих конкуренции, постепенно сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных достигая 20% и выше. (см. таблицу 1) 
  
 

Таблица 1

Доля  крупнейших производителей в промышленности России

Отрасли промышленности

Количество  предприятий

в отрасли                

Доля крупнейшего

производителя

 
2005

 
2006

 
2007

 
2005

 
2006

 
2007

Электроэнергетика

Атомные электростанции

 
11

 
11

 
15

 
18,70

 
23,40

 
22,20

Топливная промышленность

Добыча  природного газа

Производство торфяных брикетов

 
16

6

 
26

4

 
27

5

 
29,50

35,10

 
33,10

47,20

 
32,40

28,30

Чёрная  металлургия

Открытая  добыча руд чёрных металлов

Производство  труб

Производство  электроферросплавов

Коксохимическая промышленность

Производство  огнеупоров

 
16 

23

21

 
18 

29

22

 
18 

23

22

 
25,30 

23,90

28,70 

32,50 

30,10

 
22,70 

22,90

31,50 

32,00 

36,00

 
22,20 

21,90

38,90 

39,30 

39,70

Цветная металлургия

Вольфрамово-молибденовая промышленность

Электродная промышленность

Промышленность  твёрдых сплавов и тугоплавких металлов

 
14 

9

11

 
10 

8

4

 

9

16

 
35,80 

38,30

27,90

 
29,40 

35,00

27,10

 
35,40 

32,20

27,00

Химическая  и нефтехимическая  промышленность

Производство  фосфатных удобрений

Производство  полимерной транспортной тары

Промышленность  бытовой химии

Производство  технического углерода

Производство  шин

Производство  асбестотезнических изделий

 
  
  
23 

19 

29

13

12

 
  
  
26 

21 

31

15

11

 
  
  
29 

28 

37

10 

18

13

 
  
  
42,90 

38,70 

29,90

41,60 

30,80

21,00

 
  
  
38,30 

44,90 

38,70

46,90 

31,00

22,80

 
  
  
29,00 

37,30 

44,60

41,50 

31,20

19,30

Информация о работе Монополизм в российской экономике