Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:34, курсовая работа
В данной работе изложены сущность монополии, виды и причины существования монополий, рассмотрены исторические корни монополизма в российской экономике . Показан зарубежный опыт проведения антимонопольной политики, а также изучено антимонопольное регулирование в современной России, рассмотрены направления совершенствования антимонопольной политики в России.
Все это позволяет раскрыть содержание монополии в российской экономике.
Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1 Монополия. Теоретический аспект
1.1 Сущность монополии……………………………………………………..7
1.2 Виды монополий…………………………………………………………...7
1.3 Причины существования монополий……………………………………11
1.4 Исторические корни монополизма в российской экономике……….....12
Глава 2 Рыночная власть в России и за рубежом
2.1 Методы определения рыночной власти………………………………....16
2.2 Положение в современной России……………………………………….18
Глава 3 Механизмы борьбы с монополизмом
3.1 Основные механизмы антимонопольной политики……………………..23
3.2 Антимонопольное регулирование в современной России…………….…25
3.3 Зарубежный опыт проведения антимонопольной политики…………….30
3.4 Направления совершенствования антимонопольной политики в России……………………………………………………………………………33
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список использованных источников…………………………………………..36
Продолжение таблицы 1
Машиностроение и металлообработка Дизелестроение Производство кранов (без строительных) Производство кранов для строительства Электроизоляционная промышленность Производство электросварочного оборудования Полимерное машиностроение Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования Компрессорное машиностроение Холодильное машиностроение Производство оптических и оптико-механических приборов и аппаратуры Производство строительных машин Производство оборудования для коммунального хозяйства Производство металлической транспортной тары |
21 33 15 8 14 18 11 11 25 29 41 17 |
20 35 18 7 14 20 11 14 28 32 48 17 |
20 29 17 7 12 17 12 15 28 31 51 18 |
29,00 26,30 27,50 26,40 36,70 35,70 27,70 38,00 39,60 24,60 33,70 38,30 |
25,50 28,40 22,60 34,80 35,50 35,40 22,30 33,20 27,90 26,60 28,90 41,40 |
26,40 30,60 26,30 36,50 36,20 35,80 25,90 39,50 31,10 27,30 27,50 40,00 |
Промышленность строительных материалов Производство строительного и технического фарфора, фаянса и полуфаянса Производство строительных материалов и изделий из полимерного сырья Производство облицовочных материалов их природного камня Производство извести и гипса Производство известняковой и доломитовой муки Производство изделий из неметаллических руд |
33 20 37 10 10 |
37 20 41 8 9 |
48 26 44 9 8 |
28,30 31,60 33,20 40,20 39,40 |
28,90 35,20 28,10 34,90 38,20 |
29,20 35,70 25,20 23,40 26,50 |
Продолжение таблицы 1
Стекольная промышленность Добыча сырья для стекольной промышленности Производство строительного и технического стекла |
38 |
44 |
55 |
31,20 |
34,30 |
31,60 |
Пищевая промышленность Плодоовощная промышленность |
|
|
|
|
|
|
Применительно к нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности России также можно говорить о монополизации производства. Добычу нефти в стране осуществляют более 240 нефтегазодобывающих организаций, но 11 нефтедобывающих холдингов обеспечивают более 95% всего объема добычи.
Самые крупные торговые сети нашей страны тоже занимают
монопольное положение. Доля
Авиаперевозки в
России осуществляются
В настоящее время
российские предприятия, от
Массовые импортные закупки,
создающие конкуренцию отечественным
товарам, стали одним из главных факторов повышения
конкуренции на российских рынках.
Глава 3 Механизмы борьбы с монополизмом
3.1 Основные механизмы антимонопольной политики
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Многие страны мира
с целью поддержания
Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.
Достижение цели антимонопольной политики предполагает:
1. Обеспечение единства
экономического пространства
Посредством пресечения и недопущения его фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)
2.Обеспечение «прозрачности»
Выполнение поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений.
3. Снижение барьеров входа на товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.
4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
5.Активизация работы по
6. Создание условий
для развития производительной
деятельности малых
В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.
7.Организация
С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.
В современной экономике существу
Одни экономисты считают монополизм исключительно положительным явлением. Они приводят весьма весомые аргументы в пользу монополий.
Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований
и разработок. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения (особенно межотраслевые, такие как металлургический завод, мгновенно ставший известным завод холодильников "Стинол", сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех начинают выходить из кризиса, тем самым сдерживая спад производства и безработицу.
Противники монополий
уверяют, что монополизация
3.2 Антимонопольное регулирование в современной России
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
На Западе демонополизация предприятий-
Можно выделить три принципиальных
возможности понижения степени
Как уже сказано, возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены.
Второй путь – иностранная конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.
Проблема в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной.
Третий путь– создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов.