Монополизм в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе изложены сущность монополии, виды и причины существования монополий, рассмотрены исторические корни монополизма в российской экономике . Показан зарубежный опыт проведения антимонопольной политики, а также изучено антимонопольное регулирование в современной России, рассмотрены направления совершенствования антимонопольной политики в России.
Все это позволяет раскрыть содержание монополии в российской экономике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1 Монополия. Теоретический аспект
1.1 Сущность монополии……………………………………………………..7
1.2 Виды монополий…………………………………………………………...7
1.3 Причины существования монополий……………………………………11
1.4 Исторические корни монополизма в российской экономике……….....12
Глава 2 Рыночная власть в России и за рубежом
2.1 Методы определения рыночной власти………………………………....16
2.2 Положение в современной России……………………………………….18
Глава 3 Механизмы борьбы с монополизмом
3.1 Основные механизмы антимонопольной политики……………………..23
3.2 Антимонопольное регулирование в современной России…………….…25
3.3 Зарубежный опыт проведения антимонопольной политики…………….30
3.4 Направления совершенствования антимонопольной политики в России……………………………………………………………………………33
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список использованных источников…………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курс.раб.правильная вся .doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 1

Машиностроение  и металлообработка

Дизелестроение

Производство  кранов (без строительных)

Производство  кранов для строительства

Электроизоляционная промышленность

Производство  электросварочного оборудования

Полимерное  машиностроение

Производство  нефтегазоперерабатывающего оборудования

Компрессорное машиностроение

Холодильное машиностроение

Производство  оптических и оптико-механических приборов и аппаратуры

Производство  строительных машин

Производство оборудования для коммунального хозяйства

Производство  металлической транспортной тары

 
  
27

21 

33 

15 

14

18  
 

11

11

25  
 

29 

41 

17

 
  
18

20 

35 

18 

14

20  
 

11

14

28  
 

32 

48 

17

 
  
19

20 

29 

17 

12

17  
 

12

15

28  
 

31 

51 

18

 
  
21,80

29,00 

26,30 

27,50 

26,40 

36,70

35,70  
 

27,70

38,00

39,60  
 

24,60 

33,70 

38,30

 
  
36,20

25,50 

28,40 

22,60 

34,80 

35,50

35,40  
 

22,30

33,20

27,90  
 

26,60 

28,90 

41,40

 
  
41,60

26,40 

30,60 

26,30 

36,50 

36,20

35,80  
 

25,90

39,50

31,10  
 

27,30 

27,50 

40,00

Промышленность  строительных материалов

Производство  строительного и технического фарфора, фаянса и полуфаянса

Производство  строительных материалов и изделий  из полимерного сырья

Производство  облицовочных материалов их природного камня

Производство  извести и гипса

Производство  известняковой и доломитовой  муки

Производство  изделий из неметаллических руд

 
  
7  
 

33  
 

20 

37

10 

10

 
  
8  
 

37  
 

20 

41

9

 
  
8  
 

48  
 

26 

44

8

 
  
40,00  
 

28,30  
 

31,60 

33,20

40,20 

39,40

 
  
37,80  
 

28,90  
 

35,20 

28,10

34,90 

38,20

 
  
34,10  
 

29,20  
 

35,70 

25,20

23,40 

26,50


 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

Стекольная  промышленность

Добыча  сырья для стекольной промышленности

Производство  строительного и технического стекла

 
  

38

 
  
10 

44

 
  

55

 
  
38,90 

31,20

 
  
34,80 

34,30

 
  
35,90 

31,60

Пищевая промышленность

Плодоовощная  промышленность

 
35

 
32

 
35

 
49,00

 
37,70

 
31,30


 

        Применительно к нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности России также можно говорить о монополизации производства. Добычу нефти в стране осуществляют более 240 нефтегазодобывающих организаций, но 11 нефтедобывающих холдингов обеспечивают более 95% всего объема добычи.            

Самые крупные торговые сети  нашей страны тоже занимают  монопольное положение. Доля Х5  Retail Group составляет 45%, ОАО «Магнит» - 40%, Metro AG – 38%. Они являются лидерами по количеству магазинов, по величине оборота денег, по величине торговой площади.          

 Авиаперевозки в  России осуществляются несколькими  крупными авиакомпаниями: «Аэрофлот», “Сибирь” , “Пулково” ,  KrasAir,  Utair. Аэрофлот планирует приобрести государственные акции крупных авиакомпаний и собирается присоединить к себе пять крупнейших авиакомпаний, акции которых находятся в госсобственности, в обмен на увеличение доли государства в своем капитале, а, значит, авиаперевозки в России станут монополизированными. В автомобилестроении лидерами являются ГАЗ – горьковский завод с долей на российском рынке 55%, АвтоВАЗ с долей 27% и ИЖ-Авто с долей 10%. Суммарная доля первой четвёрки крупнейших предприятий составляет 87%.                  

 В настоящее время  российские предприятия, от мелких  фирм до крупных компаний, испытывают сильное давление со стороны конкурентов. Исключение составляют рынки с монополией одного продавца или олигополией. Возможен также вариант заключения между продавцами картельного соглашения, когда каждый участник получает свой оговоренный сектор рынка с фиксированной ценой реализации. Картельное соглашение является противозаконным и преследуется в соответствии с антимонопольным законодательством.     

Массовые  импортные закупки, создающие конкуренцию отечественным товарам, стали одним из главных факторов повышения конкуренции на российских рынках.  
 

 

 

Глава 3 Механизмы  борьбы с монополизмом

3.1 Основные механизмы антимонопольной политики        

 Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.         

 Многие страны мира  с целью поддержания конкуренции  в различных отраслях народного  хозяйства приняли антимонопольное  законодательство.     

Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращение монопольных  цен, дефицитности производства, перераспределение  монополистического богатства и  диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.     

Достижение  цели антимонопольной политики предполагает:     

1. Обеспечение единства  экономического пространства на  территории Российской Федерации.      

Посредством пресечения и недопущения его  фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)     

2.Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием  и присоединением коммерческих  организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.     

Выполнение  поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений.     

3. Снижение барьеров входа на  товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.      

4. Создание эффективных правовых  механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.     

5.Активизация работы по профилактике  и пресечению недобросовестной  конкуренции на товарных рынках.     

6. Создание условий  для развития производительной  деятельности малых предприятий.      

В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности пополнения оборотных средств.     

7.Организация систематического  наблюдения за основными товарными  рынками федерального и регионального  уровня.      

 С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.     

В современной экономике существуют две основные точки зрения на монополизацию экономики, которые находятся в противостоянии с друг другом.      

Одни  экономисты считают монополизм исключительно  положительным явлением. Они приводят весьма весомые аргументы в пользу монополий.

Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством,  что и позволило  им  завоевать господствующее положение на рынке.  Монополизация воздействует на повышение эффективности производства:  только крупная  фирма  на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения научных исследований

и разработок. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют  снижать  издержки и в целом экономить ресурсы.  Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения (особенно межотраслевые, такие как металлургический завод,  мгновенно ставший известным завод холодильников  "Стинол", сборочный завод бытовой электроники) в случае экономического кризиса держатся дольше всех и раньше всех  начинают выходить из кризиса, тем самым  сдерживая спад производства и безработицу.       

 Противники монополий  уверяют, что монополизация наносит  вред экономике любой страны. Ведь без ликвидации монополии  в сфере производства и обращения  ни о каком рынке речь идти  не может, так как монополизм и рынок - вещи несовместимые. В монополизированной экономике отсутствует корректная конкуренция, саморегуляция, а стало быть, и рыночная среда. Ещё монополии диктуют монопольно высокие цены. Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Такой доход представляет экономическую реализацию господства монополистов на рынке. Чтобы получить сверхприбыль, монополии не проводят никаких улучшений в производстве товаров. Поэтому при установлении выгодных цен для них, они утрачивают экономические стимулы к техническому и иному прогрессу. В противоположность конкуренции, побуждающей к совершенствованию производства, всякая монополия хотя бы временно порождает застой в этом отношении. Также приверженцы этой точки зрения считают, что не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении научных исследований и опытно - конструкторских разработок.  Практика свидетельствует,  что  многие  крупные открытия  в науке и технике осуществляются сравнительно небольшими,  так называемыми венчурными (англ. venture - рискнуть)  компаниями. 

3.2 Антимонопольное  регулирование в  современной России     

Высокий уровень монополизации и его  резко отрицательное влияние  на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.      

Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.     

На  Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Западные монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.     

Можно выделить три принципиальных возможности  понижения степени монополизации:

  1. прямое разделение монопольных структур;
  2. иностранная конкуренция;
  3. создание новых предприятий.

 

     Как уже сказано, возможности первого  пути в российской реальности сильно ограничены.      

Второй  путь – иностранная конкуренция  – явился, вероятно, самым действенным  и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.     

Проблема  в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной.      

Третий путь–  создание новых предприятий,   конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.     

Проблема  в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов.      

Информация о работе Монополизм в российской экономике