Монополизм в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе изложены сущность монополии, виды и причины существования монополий, рассмотрены исторические корни монополизма в российской экономике . Показан зарубежный опыт проведения антимонопольной политики, а также изучено антимонопольное регулирование в современной России, рассмотрены направления совершенствования антимонопольной политики в России.
Все это позволяет раскрыть содержание монополии в российской экономике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1 Монополия. Теоретический аспект
1.1 Сущность монополии……………………………………………………..7
1.2 Виды монополий…………………………………………………………...7
1.3 Причины существования монополий……………………………………11
1.4 Исторические корни монополизма в российской экономике……….....12
Глава 2 Рыночная власть в России и за рубежом
2.1 Методы определения рыночной власти………………………………....16
2.2 Положение в современной России……………………………………….18
Глава 3 Механизмы борьбы с монополизмом
3.1 Основные механизмы антимонопольной политики……………………..23
3.2 Антимонопольное регулирование в современной России…………….…25
3.3 Зарубежный опыт проведения антимонопольной политики…………….30
3.4 Направления совершенствования антимонопольной политики в России……………………………………………………………………………33
Заключение ……………………………………………………………………...35
Список использованных источников…………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курс.раб.правильная вся .doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Описанные огромные трудности  продвижения по ним заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство  нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.      

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О естественных монополиях» и закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».     

Правительством  устанавливаются цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий.      Государство провело ряд реформ по отношению к главным российским монополистам, поскольку гигантские организации, контролирующие значительную часть природного и экономического потенциала страны и огромные активы, отличаются крайне малой прозрачностью, низкой эффективностью и высокими ценами на производимые ими продукты и услуги.       

Реформирование РАО «ЕЭС»     

Основные  цели реформирования электроэнергетики  России: повышение эффективности  предприятий отрасли, создание условий  для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного  и бесперебойного энергоснабжения  потребителей. В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании. В ходе реформы меняется структура отрасли.      

Реорганизация ОАО РАО "ЕЭС России" стала логичным завершением реформирования электроэнергетики  и создания новой демонополизированной структуры отрасли. В условиях развития конкурентных отношений между новыми самостоятельными участниками рынка электроэнергии ОАО РАО "ЕЭС России" прекратило свою деятельность в качестве "государственной монополии" и будет преобразовано в ряд государственных и частных компаний. В соответствии с решениями совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" от 28 июля, 30 августа, 22 сентября и 27 октября 2006 г., от 2 марта 2007 г., реорганизация Общества состояла из 2 этапов.     

Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и  другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.       

Реформирование ОАО «Газпром»:     

Газпром уже несколько лет проводит внутреннюю реформу, направленную на рост эффективности  работы Общества. Реформирование позволит «Газпрому» реализовать глобальные конкурентные преимущества компании.      

Реформирование  «Газпрома» осуществляется в два этапа. Первый этап был реализован в 2002-2003 годах. Его основные задачи первого этапа выполнены. Усовершенствована структура управления, более мобильными стали регламентные процедуры, внедрены системы бюджетирования. Суть второго этапа реформирования, который начался весной 2004 года, заключается в повышении эффективности работы «Газпрома» как вертикально интегрированной компании, объединяющей все циклы: разведку, добычу, транспортировку, переработку, хранение и сбыт. Важнейшая задача – оптимизация структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ. В результате реформы повысится эффективность управления дочерними организациями «Газпрома», сократятся непроизводственные расходы, будут разделены и станут более прозрачными финансовые потоки. Все это направлено на выполнение тех задач, которые поставлены перед Газпромом государством, как основным акционером компании. Дальнейшие преобразования будут проходить в течение нескольких лет, так как реформирование не должно сказаться на надежности поставок газа российским и зарубежным потребителям. В структуре Группы «Газпром» создано дочернее общество «Газпромрегионгаз», в котором будут консолидированы имеющиеся распределительные сети. Такая концентрация, в частности, позволит повысить надежность поставок газа потребителями. Из газотранспортных дочерних обществ «Газпрома» в ходе реформирования компаний будут выведены подразделения по сервисному обслуживанию магистральных газопроводов (ремонт, энергообеспечение, телекоммуникации и другие). На их базе будут созданы самостоятельные юридические лица для оказания соответствующих услуг транспортным организациям. Кроме того, будут выделены объекты социальной инфраструктуры. Все работы по подземному хранению газа будут сосредоточены в новом предприятии - «Подземгаз».            

 Реформирование МПС  

Основное  содержание социально-экономической  политики России на 1999—2000 гг. заключалось  и осуществлении комплекса широкомасштабных реформ для преодоления таких острых экономических проблем, как низкая инвестиционная активность, сокращение производства, высокий уровень неплатежей и др.  

Для достижения указанных целей следовало  осуществить комплекс мер, включавших: продолжение структурных реформ и совершенствование механизмов государственного регулирования цен в сферах естественных монополий; проведение реформы предприятий и социальной сферы с целью существенного повышения эффективности управления в рыночных условиях, включая прекращение субсидирования через цены на товары и услуги и замещение его адресными пособиями с дотациями; поэтапный переход к реализации системы социальных стандартов в сфере потребления, образования, здравоохранения и культуры; осуществление налоговой реформы, повышение собираемости налогов при снижении налогового бремени для предприятий.  

Проводимая  в 90-е годы реформа управления железнодорожным транспортом и внедрение элементов рыночного хозяйствования в различных сферах деятельности в определённой степени оздоровили ситуацию на транспорте и позволили сдерживать уровень тарифов. Принятые меры вполне вписываются в программу правительства по реструктуризации естественных монополий.       

Российские  законы требуют осуществления государственной  политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий.      

Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой  местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике.      

Ограничительные меры предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.      

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с  тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.      

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.      

Наиболее  стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

  • Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль над экономической концентрацией.

 

     Развитие  рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных  органов власти в деятельность предприятий.      

Растет  интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия  и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования.      

Законом запрещено принимать нормативные  акты и совершать действия, которые  ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.      

Однако  власти субъектов Федерации и  органы местного самоуправления допускают  многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и т.п.

3.3 Зарубежный  опыт проведения антимонопольной  политики           

 Реализация положений  антимонопольного законодательства  за рубежом осуществляется  в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов  могут быть обжалованы в судах.       

 Американская система  антимонопольного законодательства  принята в Аргентине и ряде  других стран. Европейская система  помимо стран Западной Европы  действует в Австралии, Новой  Зеландии, ЮАР. Промежуточное положение между этими двумя системами занимает законодательство ФРГ, что объясняется тем фактом, что антимонопольное законодательство этой страны наряду с общей нормой о запрете монополий предусматривает большое количество исключений из этого принципа.        

 Ярким примером страны с  европейской системой патентного  законодательства является Великобритания, в которой сложились две системы  контроля за монополиями. В  первой из них, основанной на  законах о добросовестной торговле  и о конкуренции, ключевую роль  играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности.        

 Вторая система  контроля, предусмотренная законодательством  об ограничительной торговой  практике, ключевую роль отводит  Суду по ограничительной практике.  В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. В функции Ведомства входит: сбор и анализ информации о злоупотреблениях господствующим положением, передача дел о монопольной ситуации

в какой-либо отрасли  в Комиссию по монополиям, осуществление контроля за предполагаемыми слияниями предприятий, передача дел  о картельных договорах в суд по ограничительной практике, возбуждение дел по поводу установления и поддержания перепродажных цен.

Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования  и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления  слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.        

 Во Франции контроль  за монополистической деятельностью  возложен на Совет по вопросам  конкуренции, Министерство экономики  и суды общей юрисдикции.        

 Совет по вопросам  конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он может применять следующие санкции: предписать предприятию или лицу прекратить  инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; наложить    на    предприятие   или лицо денежный штраф,     максимальная величина    которого    составляет         5% торгового     оборота  предприятия-нарушителя; потребовать от  нарушителя  опубликовать приговор Совета в определенных журналах. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики,  потребует возмещение  ущерба,  то оно должно обратиться с этой просьбой в суд. В настоящее  время во Франции имеется около 3 тыс.  государственных контролеров по ценам.          

 В ФРГ государственным  регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ.  Картельный закон ФРГ основан на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений, например картельные договоры и картельные постановления.           

Информация о работе Монополизм в российской экономике