Модели национальной экономики переходного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение влияния, оказываемого конкретными факторами на экономическую модель, складывающуюся в той или иной стране.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать основные признаки и структурные элементы национальной экономики (макроэкономической модели);
проанализировать характерные черты каждой из существующих в мировой экономике моделей национального хозяйства;
изучить особенности формирования рынка в отечественной экономике и определить присущие ей черты, свойственные для описанных национальных моделей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………….………
3
1.
1.1.
1.2.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Понятие макроэкономической модели……………………………...
Типовые модели национальной экономики………………………...
6
6
13
2.

2.1.
2.2.
РАЗНОВИДНОСТИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА……………………………
Разновидности переходной экономики…………………………….
Формирование белорусской модели национальной экономики….

20
20
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

Тема 4. Модели национальной экономики.docx

— 134.64 Кб (Скачать)

Источник: [2, c.44]

 

Как видно  из приведенных данных (табл.2.1) все показатели, характеризующие экономическое развитие государства в 2009 году показывают довольно резкое падение. В первую очередь это связано в недавно разразившимся мировых экономическим кризисом. Несмотря на то, что финансовая система Республики Беларусь не имеет устойчивых и прочных связей с внешним миром, к тому внутренний финансовый рынок республики развит очень слабо, наша страна имеет торговые связи практически со всеми странами мирового сообщества. Это в свою очередь и повлияло главным образом на изменение темпов роста основных экономических показателей в сторону снижения. Помимо данного фактора на эти показатели влияют и внутренние факторы, такие например как изношенность основных фондов страны, которая достигает на большинстве промышленных предприятий 80-90%, и другие факторы. Рассмотрим все факторы более подробно. Показатель продукции промышленности, который является валовообразующим, в 2009 году дал отрицательный рост в размере -2,8%, что является плохим признаком, и очень низким значением по сравнению с предыдущими периодами. В период с 2005 по 2008 год данный показатель имел относительно устойчивую тенденцию роста, и находился в пределах 108-110%.

Низкий  прирост также дала и продукция  сельского хозяйства 1,3%, что практически  в 6,5 раз ниже предыдущего периода.

В суммарной  величине все это отрицательно сказалось  на показателе роста ВВП. В 2009 году прирост  ВВП составил 0,2%, а запланирован он был порядка 10-12%. В свою очередь  все эти негативные тенденции  отрицательно сказались на реальных денежных доходах населения. В 2009 году и рост составил 102,9%, что намного  ниже, чем в предыдущие периоды. Однако положительным моментом явилось  снижение индекса роста потребительских  цен. В 2009 году он составил 110,1%, по сравнению  с 2008 годом – 113,3%.

Необходимо заметить, что крайне отрицательным явлением в 2009 году явилось замедление роста инвестиций в основной капитал. В 2009 году они составили 43065,6 млрд. рублей, и их прирост в 2009 году – 5863,3 млрд. рублей. В процентном соотношении – это 8,6%, что намного ниже, чем в 2008 году – 23,5% (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Основные показатели, характеризующие инвестиционную деятельность

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Валовой внутренний продукт

           

млрд. руб.

9133,8

65067,1

79267,0

97165,3

129790,8

136789,8

на душу населения, тыс.

руб.

912,9

6656,3

8144,6

10014,9

13407,0

14152,5

в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

105,8

109,4

110,0

108,6

110,2

100,2

Инвестиции в основной капитал

           

млрд. руб.

1809,0

15095,8

20374,1

26053,3

37202,3

43377,6

в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

102,1

120,0

132,2

116,2

123,5

104,7

в том числе по объектам:

           

производственного назначения

           

млрд. руб.

1042,5

9986,5

13767,4

17131,5

24149,4

27337,0

в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

103,6

118,4

136,0

113,6

123,3

101,5

непроизводственного назначения

           

млрд. руб.

766,5

5109,3

6606,7

8921,8

13052,9

16040,6

в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

100,1

121,6

125,7

122,3

125,4

110,4

Инвестиции в основной капитал

           

в процентах к валовому внутреннему  продукту

19,8

23,2

25,7

26,8

28,7

31,7

на душу населения, тыс. руб.

180,8

1544,3

2093,4

2685,3

3842,9

4488,1

Поступило прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики

           

тыс. долл. США

 

451303,1

748594,1

1313471,2

2279822,9

4821052,8

в процентах к предыдущему году

 

52,5

165,9

175,5

173,6

211,5


Источник: [6, c.61]

 

Основными источниками  финансирования были собственные ресурсы организаций, средства бюджета и кредиты банков, на долю которых приходилось 86,1 % всех капиталовложений (в 2008 году – 85,9 %). Сохранилась тенденция к опережающему росту кредитов банков по сравнению с темпами роста основных источников капитальных вложений. По данным Национального статистического комитета, общий объем использованных кредитных ресурсов увеличился (в сопоставимых ценах) к уровню 2008 года на 36 % (в 2008 году – на 30,6 %), в том числе кредитов отечественных банков – на 30,9 % (в 2008 году – на 38,2 %) 

Это является негативным явлением. Как уже отмечалось выше, изношенность основных фондов предприятий промышленности составляет порядка 80%, поэтому для повышения качества и конкурентоспособности продукции отечественных предприятий крайне важным моментом является обновление устаревшей производственной базы. А снижение инвестиций в основной капитал ухудшает положение предприятий в данном направлении. На основании этих выводов можно сказать, что для иностранных инвесторов снижается инвестиционная привлекательность Республики Беларусь. Однако обновление производственной базы зависит не только от притока инвестиций из-за рубежа. Сами предприятия могут и направляют собственные средства на воспроизводство основных фондов. Но на фоне экономического кризиса направление ресурсов в данную сферу уменьшилось. Плюс на это влияет и хронический недостаток собственных средств предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На  основании проведенного исследования можно сделать следующие обобщающие выводы.

1. Национальное хозяйство - исторически сложившаяся в определенных территориальных (национальных) границах система общественного воспроизводства. Национальную экономику формируют государственный, частный и иностранный секторы экономики. В зависимости от соотношения государственного сектора и рыночных элементов хозяйственного механизма можно выделить несколько моделей рыночной экономики в развитых странах. В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика и смешанная экономика и две нерыночные системы — традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

Исследования отдельных хозяйственных  систем в их разнообразных проявлениях, разумеется, должны опираться друг на друга; однако нельзя прямо переносить их результаты с одной систему  на другую. Недопустимо также, не раздумывая долго, трактовать определенные результаты как универсально действующие.

2. Модель развития национального хозяйства в Республике Беларусь должна учитывать, с одной стороны, современные характеристики рынка, с другой стороны, особые исторические условия страны. Очевидно, что в Беларуси одним из результатов системной трансформации, должно стать формирование белорусской модели национальной экономики, главными чертами которой явятся эффективность, конкурентоспособность, способность к динамичному экономическому прогрессу.

Как показал статистический анализ, 2008-2009 годы стали испытанием для белорусской экономики. Можно  выделить три группы факторов, обусловливающих наличие рисков для Беларуси. Во-первых, как и большинство переходных стран, Беларусь была вынуждена девальвировать национальную валюту. Это автоматически увеличило цены на импортируемые товары. Во-вторых, как и во многих экономиках региона, функция спроса на деньги может не быть устойчивой в период вешних шоков. Это может быть обусловлено, например, замещением наличной национальной валюты иностранной, а также финансовой долларизацией, что может подрывать баланс на внутреннем денежном рынке. В-третьих, инфляционное давление может быть также следствием политики по стимулированию внутреннего спроса в условиях кризиса.

Даже довольно оптимистичные  сценарии восстановления мировой экономики  в 2010 г. также не обеспечивают достижения сбалансированного (или близкого к  балансу) текущего счета. Используемые в настоящий момент инструменты  экономической политики являются либо недостаточными, либо степень их использования  для сбалансирования текущего счета  должна быть такой, что приведет к  существенному снижению уровня жизни  в стране. В последнем случае могут  возникнуть негативные социальные последствия  и во многом могут быть подорваны  перспективы долгосрочного роста. Надежда достигнуть «приемлемого»  уровня дефицита достаточно быстро может  быть реализована лишь в случае очень  быстрого восстановления мировой экономики, которое будет сопровождаться таким  же быстрым восстановлением мировой  торговли, а также «правильной» внутренней экономической политики. Вместе с  тем, столь быстрое восстановление глобальной экономики, а тем более  быстрое восстановление объемов  мировой торговли, представляются маловероятными. Поэтому, на наш взгляд, для устранения огромного внешнего дефицита, как в среднесрочном, так и долгосрочном периоде, представляется необходимым одновременно использовать меры структурной политики, направленные на повышение национальной конкурентоспособности, наряду с внутренне согласованным перечнем мер текущей макроэкономической политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегин. – 6-е изд.,стереотип. – М.: Дело и Сервис, 2004. – 448 с.
  2. Беларусь в цифрах: статистический справочник. - Минск: РУП «Национальный статистический комитет Республики Беларусь», 2010. – 95 с.
  3. Зубко, Н.М. Экономическая теория / Н.М. Зубко. - Минск: НТЦ АПИ, 2001.- 412 с.
  4. Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. - М.: Экономпресс, 1997. – 511 c.
  5. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. – 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. —472 с.
  6. Инвестиции и строительство в Республике Беларусь: статистический сборник. – Минск: РУП «Национальный статистический комитет Республики Беларусь», 2010. – 90 с.
  7. Лемешевский,  И.М. Макроэкономика: учеб. пособие / И.М. Лемешевский. - Минск: ФУ Аинформ, 2004. - 573с.
  8. Макроэкономика: учеб. пособие / И.П. Николаева [и др.]; под общ. ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2000. - 319с.
  9. Макроэкономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2002. - 461с.
  10. Макроэкономика: учеб. пособие / П.Г. Никитенко [и др.]; под общ. ред. Э.А.Лутохиной. - Минск: ОДО «Равноденствие», 2004. - 296с.
  11. Макроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич [и др.]; под общ.ред. Л.С. Тарасевич. — 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. — 654 с.
  12. Максимов, В.Ф. Рыночная экономика: учебник / В.Ф. Максимов, А.Л. Шишов. – М.: СОМИНТЭКС, 1997. - 308 c.
  13. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. — Минск: Юнипак, 2004. — 200 с.
  14. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [электронный ресурс]. – Минск, 2010. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by – Дата доступа: 02.10.2010.
  15. Селищев, А.С. Макроэкономика / А.С. Селищев. – СПб: Питер, 2008. – 611 с.
  16. Усоский, В. Перспективы развития экономики Республики Беларусь / В. Усоский // Эксперт. – 2004. - № 43 (396). – C.34-36.
  17. Финансы Республики Беларусь: статистический сборник [электронный ресурс] / Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstatgov.by. – Дата доступа: 19.10.2010г.
  18. Эклоунд, К. Эффективная модель / К. Эклоуд. – М.: Экономика, 2006. – 284 c.
  19. Экономика: учеб. пособие / М.И. Плотницкий [и др.]; под общ. ред. М.И. Плотницкого – М.: Новое знание, 2002. – 431 с.
  20. Экономика: учебник / А.С. Булатов [и др.]; под общ. ред. А.С. Булатова. - М.: Экономпресс, 1999. – 411 c.
  21. Ясинский, Ю.М. Макроэкономика: опыт и проблемы. Курс лекций / Ю.М. Ясинский. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2007. – 351 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Многофакторная  незамкнутая модель функционирования макроэкономики (модель плоской расширяющейся  спирали)

 

Источник: [15, c.61]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Основные  отличительные черты рыночной, командно-административной и смешанной экономических систем

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных  товаропроизводителей в колхозы  и совхозы

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая 
форма собственности

Экономическая деятельность единоличных  предпринимателей-капиталистов

Господствует государственная собственность

Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности

Форма бюджетного ограничения

Жесткая

Мягкая

-

Стимул к производительному труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль  и т.д.)

Социалистическое соревнование

Факторные доходы

Основной принцип производства

Принцип соответствия спроса и предложения

Воля центрального органа власти, материализующая  принятые политические и идеологические решения

Принцип соответствия спроса и предложения

Регулирование экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов  на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику  и власть

Активное государственное регулирование  национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы  и т.д.

Конкуренция

Есть

Нет

Есть

Теневая экономика

Отсутствует

Присутствует

Только на запрещенный государством товар (наркотики)

Координация

Роль координации действий экономических  субъектов и размещения благ в  экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен

Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство

Роль координации действий экономических  субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным  регулированием.

Ценообразование

ориентируется на предотвращение спада  в производстве

Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены

Гибкие цены

Заработная плата

Устанавливается в процессе конкуренции  при соотношении спроса и предложения  на рынке труда

Административное установление заработной платы

Устанавливается в процессе конкуренции  при соотношении спроса и предложения  на рынке труда, но государство устанавливает  минимальную заработную плату

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан  в случаях безработицы, болезни  и старости

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Создание государственных и частных  фондов социального страхования  и социального обеспечения


Информация о работе Модели национальной экономики переходного типа