Модели национальной экономики переходного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение влияния, оказываемого конкретными факторами на экономическую модель, складывающуюся в той или иной стране.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать основные признаки и структурные элементы национальной экономики (макроэкономической модели);
проанализировать характерные черты каждой из существующих в мировой экономике моделей национального хозяйства;
изучить особенности формирования рынка в отечественной экономике и определить присущие ей черты, свойственные для описанных национальных моделей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………….………
3
1.
1.1.
1.2.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Понятие макроэкономической модели……………………………...
Типовые модели национальной экономики………………………...
6
6
13
2.

2.1.
2.2.
РАЗНОВИДНОСТИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА……………………………
Разновидности переходной экономики…………………………….
Формирование белорусской модели национальной экономики….

20
20
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

Тема 4. Модели национальной экономики.docx

— 134.64 Кб (Скачать)

Термин "социальный" означает:

1) "что рыночное хозяйство  в силу своей экономической  эффективности, т.е. благодаря  тому, что оно создает экономические  предпосылки "благосостояния  для всех", и представляет экономические свободы, ограничиваемые рамками неприкосновенности прав третьих лиц, носит социальный характер;

2) что рыночное хозяйство  должно ограничиваться там, где  оно привело бы к социально  нежелательным результатам или  же результаты свободного экономического процесса должны корректироваться, если они, согласно ценностным представлениям общества, не являются достаточно социальными" [7, c.164].

Поэтому социально-ориентированная  рыночная экономика нацелена на выполнение как экономических, так и неэкономических  целей, используя широкий диапазон инструментов экономической и социальной политики.

В общем, виде эти цели можно  сформулировать следующим образом:

- обеспечение экономического  роста и экономической стабильности;

- социальная обеспеченность  и социальная справедливость;

- содействие конкуренции;

- обеспечение политической  стабильности.

В смешанной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный  механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой  системы управления. В то же время  на макроуровне развитие плановых методов  связано с государственным регулированием экономики.

Планомерность выступает как  средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых  исследований в рамках фирм, а также  анализа приоритетных направлений  НТП, прогноза развития общественных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет  заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям  и видам продукции. Маркетинговая  система управления производством  создает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в  соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и  общенациональные программы (планы) также  оказывают существенное влияние  на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая  их большее соответствие изменяющимся общественным потребностям.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных  отраслей. В то же время перераспределение  ресурсов на развитие новейших отраслей происходит за счет бюджетных ассигнований, государственных общенациональных и межгосударственных программ, проведения НИОКР в приоритетных направлениях НТР.

Наконец, задача распределения  созданного валового национального  продукта решается не только на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все  больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирование систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствование медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

На социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «борьбы  с бедностью» в настоящее время  направляется не менее 30—40% всех государственных  бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой.

Таким образом, каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем, исходя из национальных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировосприятия, или менталитета, народа, а также общей стратегии развития.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные  типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика  и смешанная экономика и две  нерыночные системы — традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы  существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.

2. РАЗНОВИДНОСТИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ  ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА

 

2.1. Разновидности переходной экономики

 

Становление современной модели национальной экономики Республики Беларусь других государств происходит в условиях переходной экономики. Одновременное решение задач формирования новой экономики и переходной экономики придает исключительную сложность современному состоянию общества, что требует выработки целенаправленной научно обоснованной экономической политики.

Результат преобразований —  формирование эффективной модели национальной экономики — предопределяет цель и логику перехода от прежней системы к новой [5, c.414].

Переходная экономика — это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы, в результате которого радикально меняется вся система. Из сказанного вытекают основные черты переходной экономики и ее отличия от сложившихся экономических систем.

По форме переходная экономика  имеет общие черты со смешанной  экономикой. И в первом, и во втором случаях в рамках одной экономики  имеет место соединение разнородных элементов: рынка и государственного регулирования, капиталистических форм и процессов социальной ориентации и т. д. Однако за этим скрывается качественное различие типов экономик. Смешанная экономика — это характеристика современной экономической системы, «новой экономики» как целостности, воспроизводящейся на основе единства рыночной системы, государственного регулирования и социальной устойчивости. Иное дело переходная экономика.

Переходная экономика —  это не воспроизводящаяся на своей  основе экономическая система, а  переход от одной системы к  другой [5, c.415].

Неустойчивость, изменчивость отличает ее от сложившейся смешанной  экономики. Хотя в переходной экономике и должно постоянно поддерживаться состояние равновесия, однако не как свойство воспроизводства системы на собственной основе, а как средство устранения самой переходной экономики по мере решения ее исторических задач. Переходная экономика, несмотря на ее длительность, охватывает ограниченный период времени, а смешанная современная экономика — это постоянное состояние развитых экономических систем конца XX — начала XXI вв.

В ходе социально-экономической  эволюции XX в, мир столкнулся с несколькими разновидностями переходных экономик. Несмотря на то что они отличаются и по времени возникновения, и по содержанию, общим для них является изменение основных базовых отношений экономических систем. Эти изменения приводили к коренному преобразованию прежних или возникновению новых систем.

Особой исторической разновидностью переходных экономик явилась экономика переходного периода от капитализма к социализму. Исторически она существовала в течение особого периода, начавшегося с Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. и завершившегося в 30-х годах. Теоретическое обоснование содержания экономики переходного периода основывалось на положениях о противоположности капиталистической и социалистической систем, а также теории социалистической революции. Основными чертами теории экономики переходного периода являлись следующие.

Во-первых, теория экономики  переходного периода исходила из концепции создания «чистых» экономических систем, не включающих в себя никаких других инородных элементов и отношений. Сущностью переходного периода, согласно такому подходу, является революционная замена капиталистических отношений новыми, социалистическими.

Во-вторых, многоукладность  экономики рассматривалась как  присущее лишь этапу переходной экономики свойство. Не допускалось наличие укладов в развитой системе. Задача переходного периода — превращение экономики в одноукладную социалистическую систему.

В-третьих, особая роль и значимость отводились в переходный период государственной  и политической власти как проводнику и гаранту преобразований. Это  нашло выражение в положении  о диктатуре пролетариата как организующей силе преобразований и орудии подавления сопротивления преобразованиям.

В-четвертых, теория экономики  переходного периода исходила из необходимости минимизации продолжительности  переходного периода, сведения его  к ограниченному периоду времени. Отсюда и название данного типа переходной экономики — экономика переходного периода [5, c.416].

Таким образом, теория экономики  переходного периода — крайне радикальный вариант переходной экономики от одной экономической системы к другой.

Исторический опыт и уроки  такого варианта показывают, что, несмотря на концентрацию сил всего общества на построении новой системы, на создании отечественной индустрии, форсированном  преобразовании сельского хозяйства  на путях коллективизации, издержки и потери в условиях радикального преобразования общества были исключительно  велики. Это выразилось в устранении рыночных отношений, огосударствлении экономики, однобокой ее структуре, разрушении производительных сил в сельском хозяйстве. Эти и другие факторы подорвали потенциал самосовершенствования социальной системы в будущем.

Коренные  изменения в способах координации всей экономики страны — другая разновидность переходных экономик. Хотя эти изменения осуществляются в рамках одной и той же экономической системы, однако они затрагивают ее основу, преобразуют формы экономических связей и ведут к созданию системы новых институтов, регулирующих жизнь общества. Эти периоды в развитии экономики наступают тогда, когда прежние способы регулирования экономической жизни всего общества перестают действовать; старые институты не справляются с изменившимися условиями и возросшими возможностями субъектов экономики; нарастает хаотичность и непредсказуемость в развитии системы. Выход из этого положения невозможен путем изменения характера действия прежних институтов и структур, прежних методов воздействия на экономику. Необходимы замена прежних институтов, выработка новых способов регулирования, переход к новым теоретическим концепциям развития [5, c.418].

В XX в. примером переходных экономических  изменений подобного рода служит трансформация регулирования экономики Запада после кризиса 1929—1932 гг. Последний, завершая полосу кризисов капиталистической системы XIX — начала XX вв. со всей очевидностью показал несостоятельность прежнего подхода к регулированию экономической жизни, основанного на слепом следовании «невидимой руке» рынка. Возникновение методов государственного регулирования всей экономики страны, признание необходимости систематических мер макроэкономи-ческой политики, ориентированных не только на устранение недостатков рыночной системы, но и на регулирование поведения субъектов экономики; переход к новым, кейнсианским теоретическим концепциям капиталистической экономики характеризовали наступление нового этапа развития капиталистической системы. Данные изменения охватили довольно длительный период современной истории и продолжительное время обеспечивали относительно стабильное развитие стран Запада [5, c.418].

Иные последствия вызвал нефтяной кризис в середине 70-х годов. В качестве объекта регулирования после этого кризиса стали выступать не только отдельные субъекты внутреннего рынка, но и крупнейшие корпорации и государства как субъекты международных экономических отношений. Возросла роль экономически согласованной политики государств в рамках «большой семерки», роль международных организаций и институтов. Были сформированы новые интеграционные образования в различных регионах мира. С точки зрения внутренней экономики эти изменения ускорили переход на новые технологические принципы, структурные изменения народного хозяйства, переход к новой волне научно-технической революции.

Экономические преобразования в отдельных странах носят  переходный характер и в тех случаях, когда исторически сложившиеся  в них экономическая система и структура народного хозяйства в новых исторических условиях должны быть изменены в связи с изменением места данной страны в системе международных экономических и политических отношений. Как правило, такие целенаправленные преобразования связаны с ликвидацией деформаций в экономике стран. Они вызываются внешними причинами или комбинацией внутренних и внешних причин.

В качестве примера таких  изменений можно привести преобразование экономики развивающихся стран. Последние стоят перед необходимостью преобразовать структуру народного  хозяйства своих стран, создать  базис для независимой экономики, окончательно ликвидировать отсталую колониальную структуру хозяйства. Для ряда стран, которые ранее избрали так называемый некапиталистический путь развития, встала при этом новая задача перевода государственногосектора на рыночные основы. Во всех этих странах переходные процессы сопровождаются политической нестабильностью, частыми изменениями экономического и политического курса. Сейчас данные страны переживают очередной этап трансформации, связанный с поиском наиболее эффективного места в систем международного разделения труда в изменийшемся мире [5, c.419].

Еще одной разновидностью переходных экономик является преодоление длительной полосы нестабильности в развитии экономики государств. Как правило, такие периоды связаны не с циклическими причинами, а с противоречиями развития государств на путях формирования рыночной системы. Примером переходных процессов подобного рода служит опыт стран Латинской Америки, которые на протяжении более 20 лет постоянными спутниками развития имели высокую инфляцию, низкие темпы экономического роста, увеличивающийся внешний долг, нерациональное использование внешних заимствований, резкую поляризацию доходов и однобокость социальной структуры с количественным преобладанием беднейших слоев. Опыт Латинской Америки, а также других стран сделал систематическим использование стабилизационных программ различного типа. Этот опыт во многом полезен и для переходной экономики Беларуси.

Информация о работе Модели национальной экономики переходного типа