Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:45, курсовая работа
Цель исследования - изучение влияния, оказываемого конкретными факторами на экономическую модель, складывающуюся в той или иной стране.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать основные признаки и структурные элементы национальной экономики (макроэкономической модели);
проанализировать характерные черты каждой из существующих в мировой экономике моделей национального хозяйства;
изучить особенности формирования рынка в отечественной экономике и определить присущие ей черты, свойственные для описанных национальных моделей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………….………
3
1.
1.1.
1.2.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Понятие макроэкономической модели……………………………...
Типовые модели национальной экономики………………………...
6
6
13
2.
2.1.
2.2.
РАЗНОВИДНОСТИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА……………………………
Разновидности переходной экономики…………………………….
Формирование белорусской модели национальной экономики….
20
20
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………
Таким образом, современная экономика XX в. показала примеры нескольких разновидностей переходной экономики. Все эти процессы имели существенные особенности в различных регионах и странах. Переходная экономика, присущая Беларуси и другим постсоциалистическим странам, представляет собой особую историческую разновидность переходных экономик, качественно отличную от ее прежних форм.
2.2. Формирование белорусской
Для начала несколько цифр из мировой статистики. Сегодня Беларусь занимает в Европе 13-е место по территории и 14-е - по численности населения (в СНГ - 5-е). Международные эксперты относят ее к группе среднеразвитых восточноевропейских государств переходного типа с относительно высокой степенью открытости экономики. Доля республики в мировой экономике и экспорте составляет 0,1 и 0,2 % соответственно [21, c.53]. Нельзя не помнить о том, что на момент провозглашения независимости в 1991 году Республика Беларусь была одной из наиболее экономически развитых республик СССР, с достаточно передовой промышленностью, доля которой в ВВП характеризовала ее как одну из самых индустриальных стран мира. Страна уже тогда имела развитое сельское хозяйство и исключительно высокий научный потенциал. Но разрушение экономических, культурных и социальных связей с республиками бывшего СССР, возведение границ и, одновременно, непродуманная с точки зрения государственных и национальных интересов политика приватизации государственного имущества привели к разрушению производственного потенциала Беларуси, дезорганизации производства, появлению безработицы, обнищанию значительной части населения.
К 1994 году республика стояла на краю пропасти. Было решено сосредоточить государственные ресурсы на решении первоочередных задач. В качестве приоритетных направлений были избраны строительство жилья, производство конкурентоспособной продукции и ее экспорт на рынки ближнего и дальнего зарубежья, обеспечение продовольственной безопасности [16, c.34].
На
первом этапе нужно было остановить
процесс падения и одновременно
создать необходимую
Магистральный путь, избранный в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, — построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство.
Фундаментом ее построения является действующая национальная экономическая система республики; ориентиром — стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями — ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство. В общетеоретическом плане под системной моделью национальной экономики рыночного типа следует понимать совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов) к системе, структуре народного хозяйства, к режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих рыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), ее социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное развитие.
В принципиальном
плане социальная ориентация рыночного
хозяйства в Беларуси предполагает
смягчение негативных черт чистого
рыночного хозяйства –
Белорусская
модель развития формируется в течение
последних лет с началом
Общность определяется, прежде всего, едиными для всех стран цивилизационными целями и факторами (включая науку, образование, культуру, технику, экономику) и направленностью изменений следующих структурных компонентов, базовых блоков экономической системы:
- политическим
устройством государства (
- отношениями
(правами) собственности (
- типичным
поведением экономических
- ролью
государства в экономике (
- характером управления (регулирования) экономическими процессами (сочетанием прямых и косвенных методов регулирования с увеличением роли последних);
- целями
и средствами экономической
- характером
внутреннего рынка (
- социальным фактором (степенью защиты принципов социальной справедливости и стабильности, различной в разных странах, но более высокой в социальном рыночном хозяйстве) [14].
Конкретное страновое содержание этим блокам придают целевая ориентация, ценностные установки, "философия" перехода к рынку, принципы экономической и социальной политики государства, направление общественного развития.
В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех различных сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; содействие международному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров и услуг на мировой рынок; рациональное вмешательство государства в экономические процессы – применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.
Развитие идеи социальной ориентации белорусской экономики получило в НСУР – 2005, в НСУР – 2010, в НСУР – 2020. В ней увязывается достижение целей устойчивого развития с необходимостью решения экологических проблем в Беларуси, что обусловлено тем, что к началу экономических реформ экономика Беларуси оказалась с деформированной производственной структурой, изношенными основными фондами и экологически вредными технологиями. Негативное воздействие производства на окружающую среду в Беларуси оказалось намного выше, чем в технологически развитых странах, что сказалось на качестве жизни населения и будет сказываться в дальнейшем. Этот документ содержит постановку проблем и определяет цели и приоритеты долгосрочного социально-экономического развития, потенциал и средства их реализации, дает научно-обоснованные рекомендации правительству, неправительствен-ным структурам, общественным организациям, которые должны их учитывать при принятии и реализации решений. Наиболее важной идеей НСУР является признание социально ориентированной модели рыночной экономики в качестве системного условия устойчивого развития. В данном документе особенно глубоко и разносторонне раскрыта роль государства в социально ориентированной рыночной экономике.
Перед государственными
органами управления ставятся такие
крупные цели, как обеспечение
роста благосостояния народа, финансовой
стабилизации, высокой занятости, благоприятности
для жизни окружающей среды. При
этом указывается, что в условиях
переходного периода к рынку
роль государства не снижается. Для
обеспечения устойчивого
Как уже
отмечалось, выбор модели социально
ориентированной рыночной (смешанной)
экономики в качестве перспективной
был осуществлен в Основных направлениях
социально-экономического развития Республики
Беларусь на 1996—2000 годы. Это было не
простое заимствование
- длительная
принадлежность к
- историческая
вера в необходимость сильного
государства, защищающего
- традиционная
сдержанность, терпеливость, осмотрительность
народа Беларуси обусловили
- неприятие
народом ложных ценностей
Социально
ориентированная модель рыночной экономики
требует последовательного
Проанализировать динамику основных экономических показателей Республики Беларусь за последние 5 лет (табл. 2.1)
Таблица 2.1
Динамика основных экономических показателей Республики Беларусь
(в % к предыдущему году)
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
ВВП, % |
109,4 |
110 |
108,6 |
110,2 |
100,2 |
Продукция промышленности, % |
110,5 |
111,4 |
108,7 |
111,5 |
97,2 |
Продукция сельского хозяйства, % |
101,7 |
106 |
104,4 |
108,6 |
101,3 |
Инвестиция в основной капитал, % |
120 |
132,2 |
116,2 |
123,5 |
108,6 |
Индекс роста потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), раз |
1,08 |
1,066 |
1,121 |
1,133 |
1,101 |
Реальные денежные доходы населения, % |
118,4 |
117,8 |
113,2 |
111,8 |
102,9 |
Информация о работе Модели национальной экономики переходного типа