Модели национальной экономики переходного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение влияния, оказываемого конкретными факторами на экономическую модель, складывающуюся в той или иной стране.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать основные признаки и структурные элементы национальной экономики (макроэкономической модели);
проанализировать характерные черты каждой из существующих в мировой экономике моделей национального хозяйства;
изучить особенности формирования рынка в отечественной экономике и определить присущие ей черты, свойственные для описанных национальных моделей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………….………
3
1.
1.1.
1.2.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Понятие макроэкономической модели……………………………...
Типовые модели национальной экономики………………………...
6
6
13
2.

2.1.
2.2.
РАЗНОВИДНОСТИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА……………………………
Разновидности переходной экономики…………………………….
Формирование белорусской модели национальной экономики….

20
20
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

Тема 4. Модели национальной экономики.docx

— 134.64 Кб (Скачать)

Таким образом, современная  экономика XX в. показала примеры нескольких разновидностей переходной экономики. Все эти процессы имели существенные особенности в различных регионах и странах. Переходная экономика, присущая Беларуси и другим постсоциалистическим странам, представляет собой особую историческую разновидность переходных экономик, качественно отличную от ее прежних форм.

 

2.2. Формирование белорусской модели  национальной экономики

 

Для начала несколько цифр из мировой  статистики. Сегодня Беларусь занимает в Европе 13-е место по территории и 14-е - по численности населения (в  СНГ - 5-е). Международные эксперты относят  ее к группе среднеразвитых восточноевропейских  государств переходного типа с относительно высокой степенью открытости экономики. Доля республики в мировой экономике  и экспорте составляет 0,1 и 0,2 % соответственно [21, c.53]. Нельзя не помнить о том, что на момент провозглашения независимости в 1991 году Республика Беларусь была одной из наиболее экономически развитых республик СССР, с достаточно передовой промышленностью, доля которой в ВВП характеризовала ее как одну из самых индустриальных стран мира. Страна уже тогда имела развитое сельское хозяйство и исключительно высокий научный потенциал. Но разрушение экономических, культурных и социальных связей с республиками бывшего СССР, возведение границ и, одновременно, непродуманная с точки зрения государственных и национальных интересов политика приватизации государственного имущества привели к разрушению производственного потенциала Беларуси, дезорганизации производства, появлению безработицы, обнищанию значительной части населения.

К 1994 году республика стояла на краю пропасти.  Было решено сосредоточить государственные  ресурсы на решении первоочередных задач. В качестве приоритетных направлений  были избраны строительство жилья, производство конкурентоспособной  продукции и ее экспорт на рынки ближнего и дальнего зарубежья, обеспечение продовольственной безопасности [16, c.34].

На  первом этапе нужно было остановить процесс падения и одновременно создать необходимую институциональную  среду и инфраструктуру рынка. Сделать  это можно было путем прямого  субсидирования и налогового стимулирования, ужесточения контроля и ответственности  на всех уровнях национальной экономики. В результате такой предельно  концентрированной экономической  политики удалось «удержать на плаву» большинство предприятий. Положительная  динамика в экономике была достигнута, прежде всего, за счет восстановления и укрепления тех функций государства, которые были разрушены или ослаблены  в начале перестроечных процессов. Опыт новейшей истории Беларуси показывает, что государственное присутствие  в национальной экономике нисколько  не противоречит ее активной либерализации. При этом не вызывает сомнений целесообразность ухода из тех сфер, где частник  работает более эффективно.

Магистральный путь, избранный в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, — построение социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики, вхождение в мировое рыночное хозяйство.

Фундаментом ее построения является действующая  национальная экономическая система  республики; ориентиром — стратегические цели устойчивого развития страны; предпосылками и условиями —  ресурсный потенциал (природный, физический, человеческий) и общесистемные характеристики мировоззренческого, идеологического, политического характера, или институционально-правовое пространство. В общетеоретическом  плане под системной моделью  национальной экономики рыночного  типа следует понимать совокупность базовых элементов, целей, принципов, требований (императивов) к системе, структуре народного хозяйства, к режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающих рыночный характер экономики (в процессе эволюционной трансформации), ее социально ориентированное, ресурсоэффективное и экологозащитное  развитие.

В принципиальном плане социальная ориентация рыночного  хозяйства в Беларуси предполагает смягчение негативных черт чистого  рыночного хозяйства – безработицу, социальное и имущественное расслоение населения, безразличие к экологически вредным производствам и др. Реализация этих принципов осуществляется на конституционной  основе, путем принятия необходимой  системы законов и при активном участии демократического правового  государства.

Белорусская модель развития формируется в течение  последних лет с началом перехода от командно-административной системы  к рыночным отношениям. И хотя она  находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня достаточно ясно в  ней проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с  рыночными и переходными к  рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации.

Общность  определяется, прежде всего, едиными для всех стран цивилизационными целями и факторами (включая науку, образование, культуру, технику, экономику) и направленностью изменений следующих структурных компонентов, базовых блоков экономической системы:

- политическим  устройством государства (ростом  демократии, защитой свобод и  прав граждан);

- отношениями  (правами) собственности (укреплением  института частной собственности,  плюрализма форм собственности);

- типичным  поведением экономических субъектов  (ростом свободы экономической  деятельности и предприимчивости);

- ролью  государства в экономике (усилением  регулирующей роли государства);

- характером  управления (регулирования) экономическими процессами (сочетанием прямых и косвенных методов регулирования с увеличением роли последних);

- целями  и средствами экономической политики (ориентацией на рост благосостояния  населения);

- характером  внутреннего рынка (укреплением  рынка "покупателя");

- социальным  фактором (степенью защиты принципов  социальной справедливости и  стабильности, различной в разных  странах, но более высокой в  социальном рыночном хозяйстве) [14].

Конкретное  страновое содержание этим блокам придают  целевая ориентация, ценностные установки, "философия" перехода к рынку, принципы экономической и социальной политики государства, направление  общественного развития.

В основу построения социальной рыночной экономики  Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение  приоритетного стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех различных сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; содействие международному разделению труда и поддержке продвижения белорусских товаров и услуг на мировой рынок; рациональное вмешательство государства в экономические процессы – применение методов прямого государственного регулирования только в тех сферах, где рыночная саморегуляция неэффективна или рыночные критерии принципиально неприемлемы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ей роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.

Развитие  идеи социальной ориентации белорусской  экономики получило в НСУР – 2005, в НСУР – 2010, в НСУР – 2020. В ней увязывается достижение целей устойчивого развития с необходимостью решения экологических проблем в Беларуси, что обусловлено тем, что к началу экономических реформ экономика Беларуси оказалась с деформированной производственной структурой, изношенными основными фондами и экологически вредными технологиями. Негативное воздействие производства на окружающую среду в Беларуси оказалось намного выше, чем в технологически развитых странах, что сказалось на качестве жизни населения и будет сказываться в дальнейшем. Этот документ содержит постановку проблем и определяет цели и приоритеты долгосрочного социально-экономического развития, потенциал и средства их реализации, дает научно-обоснованные рекомендации правительству, неправительствен-ным структурам, общественным организациям, которые должны их учитывать при принятии и реализации решений. Наиболее важной идеей НСУР является признание социально ориентированной модели рыночной экономики в качестве системного условия устойчивого развития. В данном документе особенно глубоко и разносторонне раскрыта роль государства в социально ориентированной рыночной экономике.

Перед государственными органами управления ставятся такие  крупные цели, как обеспечение  роста благосостояния народа, финансовой стабилизации, высокой занятости, благоприятности  для жизни окружающей среды. При  этом указывается, что в условиях переходного периода к рынку  роль государства не снижается. Для  обеспечения устойчивого развития страны свое функционирование государство  должно направлять на слежение за социальными, экологическими и экономическими индикаторами, на смягчение возникающих негативных явлений и процессов, на содействие экономическому и социальному развитию в целях обеспечения потребностей нынешних и будущих поколений  населения Беларуси при обязательном учете интересов других государств.

Как уже  отмечалось, выбор модели социально  ориентированной рыночной (смешанной) экономики в качестве перспективной  был осуществлен в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы. Это было не простое заимствование зарубежного  опыта, а стратегическое решение, основанное на учете специфических особенностей Беларуси, ее истории, национального  характера и менталитета народа, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта  развитых рыночных стран. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:

- длительная  принадлежность к социалистической  системе однозначно обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;

- историческая  вера в необходимость сильного  государства, защищающего народ,  сохраняет ведущую роль государства  в рыночных преобразованиях;

- традиционная  сдержанность, терпеливость, осмотрительность  народа Беларуси обусловили взвешенный  подход к рыночным реформам, выбор  эволюционного (а не "шокового") пути преобразований;

- неприятие  народом ложных ценностей определило  отказ от массовой приватизации, неправедного обогащения немногих  за счет большинства населения [16, c.35].

Социально ориентированная модель рыночной экономики  требует последовательного реформирования всей системы социально-экономических  отношений в стране. И хотя в  Беларуси в условиях централизованной экономики существовали сильные  институты социальной поддержки  населения, многие их них реформируются, поскольку меняется механизм их функционирования, и уточняются функции, отвечающие рыночным основам хозяйствования. Идеальная  социально ориентированная модель экономики не может быть одномоментно реализована для Беларуси по той  причине, что обеспечение всей гаммы  социальных гарантий для населения  невозможно в силу недостаточного развития и низкой эффективности производства. Поэтому на первой стадии формирования новой модели экономики могут  быть обеспечены лишь минимальные социальные гарантии, объем которых будет  расширяться по мере развития рыночного  производства. Такой подход хотя и  заставляет ограничить удовлетворение некоторых потребностей общества, однако создает условия для развития производства и, следовательно, для  более высокого благосостояния будущих  поколений Беларуси.

Проанализировать  динамику основных экономических показателей  Республики Беларусь за последние 5 лет (табл. 2.1)

Таблица 2.1

Динамика  основных экономических показателей  Республики Беларусь

(в % к предыдущему году)

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

ВВП, %

109,4

110

108,6

110,2

100,2

Продукция промышленности, %

110,5

111,4

108,7

111,5

97,2

Продукция сельского хозяйства, %

101,7

106

104,4

108,6

101,3

Инвестиция в основной капитал, %

120

132,2

116,2

123,5

108,6

Индекс роста потребительских  цен 

(декабрь  к декабрю предыдущего года), раз

1,08

1,066

1,121

1,133

1,101

Реальные денежные доходы населения, %

118,4

117,8

113,2

111,8

102,9

Информация о работе Модели национальной экономики переходного типа