Модели национальной экономики переходного типа

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение влияния, оказываемого конкретными факторами на экономическую модель, складывающуюся в той или иной стране.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать основные признаки и структурные элементы национальной экономики (макроэкономической модели);
проанализировать характерные черты каждой из существующих в мировой экономике моделей национального хозяйства;
изучить особенности формирования рынка в отечественной экономике и определить присущие ей черты, свойственные для описанных национальных моделей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………….………
3
1.
1.1.
1.2.
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Понятие макроэкономической модели……………………………...
Типовые модели национальной экономики………………………...
6
6
13
2.

2.1.
2.2.
РАЗНОВИДНОСТИ МОДЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ПЕРЕХОДНОГО ТИПА……………………………
Разновидности переходной экономики…………………………….
Формирование белорусской модели национальной экономики….

20
20
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

Тема 4. Модели национальной экономики.docx

— 134.64 Кб (Скачать)

В каждом отчётном периоде издержки по созданию потребительских и чистых инвестиционных благ получаются с учётом увеличения стоимости всех услуг  сферы потребления, происходящего  в связи с инфляционными процессами.

Таким образом, объём производства в стоимостном выражении (а по-другому  никак его не выразить) определяется доходами сферы потребления, которые  равны расходам сферы производства.

Во втором секторе модели на вертикальной оси слева отображены ресурсы сферы потребления. Они  определяются доходами, показанными  в первом секторе. Только здесь показано некоторое их перераспределение. Например, из общего дохода госбюджета выделяются трансфертные платежи (для выплаты  пенсий, пособий, стипендий и др.), чистая заработная плата работников госбюджетной сферы (чиновников, военных, преподавателей, учителей, врачей и  др.) за вычетом подоходного налога, так как он всё равно перечисляется  в госбюджет. Таким образом, весь располагаемый доход сферы потребления оказался разделённым на две части: доход населения и часть дохода госбюджета для государственных закупок товаров и услуг (покупка благ для бюджетной сферы – здания университетов, офисов, военная техника, довольствие военных, служебные автомобили для чиновников, электроэнергия и отопление для бюджетных организаций и др., а также покупка золота для увеличения госрезервов и скупка иностранной конвертируемой валюты для увеличения стабилизационных фондов). Товары и услуги, закупаемые государством, по затратам и оплате труда на их создание ничем не отличаются от товаров и услуг, продаваемых населению. Поэтому в нашей классификации они тоже относятся к потребительским благам [15, c.109].

Если расходы госбюджета превышают поступления в него налогов и сборов, возникает дефицит  госбюджета (вертикальная ось между  первым и вторым секторами многофакторной модели).

Располагаемый доход населения  расходуется на покупку потребительских  благ (левая горизонтальная ось). Сфера  потребления, естественно, не приобретает  инвестиционные блага. Они создаются, обмениваются и используются внутри производственной сферы.

Если население расходует  не все свои доходы (доходы больше чем  расходы) – появляются текущие сбережения населения. Если превышение доходов  над расходами наблюдается из года в год, возникают накопления этих сбережений. Возможна обратная ситуация, когда расходы населения превышают  его доходы, т. е. происходит расходование накопленных сбережений.

Расходы сферы потребления  на покупку потребительских благ (личного и государственного потребления) представляют собой рыночную стоимость  реализованных потребительских  благ, т. е. доход производственной сферы, который перенесён с левой  горизонтальной оси на нижнюю вертикальную ось в третьем секторе.

Сфера производства полученный доход, а также заёмные средства расходует на создание нового объёма благ в следующем отчётном периоде. Это отражено в четвёртом секторе.

Новые капитальные блага, созданные  в прошлом за счёт чистых инвестиций, в последующем используются для  дополнительного производства потребительских  благ, в результате чего количество создаваемых потребительских благ всё время возрастает. Это можно  проследить, сопоставляя потенциальные  ресурсы производственной сферы  на нижней вертикальной оси в четвёртом  секторе с издержками на создание потребительских и чистых инвестиционных благ за свершившийся уже отчётный период, отображёнными на правой горизонтальной оси. Здесь потенциальные ресурсы  на создание потребительских благ в следующем учётном периоде больше издержек на производство этих благ данного отчётного периода за счёт затрат на создание чистых инвестиционных благ, дефицита госбюджета и чистого экспорта.

Поскольку потенциальные ресурсы  на каждый следующий период превышают  издержки предыдущего, модель (см. Прил.А) получается незамкнутой, что обеспечивает возможность количественного отображения экономического роста страны в модели соответственно на каждый последующий учётный период. В результате получается модель плоской расширяющейся спирали, которая отображает за данный год величину НД. Сопоставлением масштабных величин НД моделей данного и предыдущего годов можно определить номинальный рост экономики.

Кроме потребительских благ в каждом следующем периоде создаются  дополнительные инвестиционные блага. Поскольку инвестиционные блага  создаются только трудом населения  и услугами собственности (т. е. за их создание сфере потребления выплачиваются  доходы), то на величину прироста инвестиционных благ возрастает в каждом периоде  и доход сферы потребления, т. е. национальный доход [15, c.110].

Поэтому и в следующем  периоде объём произведенных  благ в стоимостном выражении  снова будет равен доходам  сферы потребления и расходам производственной сферы, возросшим  на величину чистых инвестиций.

В современных условиях трудно себе представить функционирование внутренней (национальной) экономики  без взаимодействия с экономиками  других стран. Поэтому кроме внутренних сфер производства и потребления  в левой части схемы модели показаны внешние сферы производства и потребления (соответственно под  и над горизонтальной левой полуосью). Все блага, поступающие из сферы  производства во внешнюю сферу потребления  и из внешней сферы производства в национальную экономику, классифицируются соответственно как её экспорт и  импорт, а для внешних сфер потребления  и производства наш экспорт будет  их импортом, а наш импорт – их экспортом.

В макроэкономике любой страны обобщающим результатом экспортно-импортных  операций выступает чистый экспорт  – алгебраическая разность в стоимостном выражении (в национальной валюте) между экспортом и импортом. При этом для удобства анализа все экспортно-импортные блага классифицируются как потребительские блага, поскольку они во всех случаях осуществляются только за счёт доходов сферы потребления.

 

1.2. Типовые модели национальной экономики

 

Сам по себе факт, что имеется  много альтернативных способов распределения  редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким  свидетельством расхождения в оценках  эффективности рыночной системы [8, c.91].

При сознательной трансформации  экономической системы главным  условием недопущения окончательного ее распада является "плавное" изъятие "лишних" элементов и  введение новых; чтобы дать возможность  им адаптироваться в новой среде  и избежать несовместимости элементов  в данной конкретной экономической  системе. На основе проведенного исследования составлена таблица, в которой сведены  основные отличительные черты рыночной, командно-административной и смешанной  экономических систем (Приложение Б).

В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных  формационных образований, различных  цивилизационных систем, а также  более сложных сочетаний различных  элементов системы можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная  особенность - гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов. Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:

- смешанная экономика развивающихся  (особенно слаборазвитых) стран,  в которых "смешение" вызывается  низким уровнем развития и  наличием отсталых экономических  форм;

- смешанная экономика развитых  стран (развитая смешанная экономика) [8, c.92].

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних  веков и получившие затем широкое  распространение, отражали реальные изменения  в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействия рынка  и государственного регулирования  экономики, частного предпринимательства  и процесса социализации, а также  во все более заметном проникновении  в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.

Реально в разных странах  и регионах складываются различные  модели смешанной экономики. Они  отличаются друг от друга своими "национальными  коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической  сторон. Эта особенность зависит  от многих факторов: уровня и характера  материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной  экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.

Американская модель — это  либеральная рыночно-капиталистическая  модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного  механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации [10, c.88].

Германская модель — это  модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал  увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с  формированием многослойной институциональной  структуры субъектов социальной политики. В германской экономической  модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.

Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:

- индивидуальная свобода  как условие функционирования  рыночных механизмов и децентрализованного  принятия решений. В свою очередь,  это условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания  конкуренции;

- социальное равенство - рыночное  распределение доходов обусловлено  объемом вложенного капитала  или количеством индивидуальных  усилий, в то время как достижение  относительного равенства требует  энергичной социальной политики. Социальная политика опирается  на поиск компромиссов между  группами, имеющими противоположные  интересы, а также на прямое  участие государства в предоставлении  социальных благ, например, в жилищном  строительстве;

- антициклическое регулирование;

- стимулирование технологических  и организационных инноваций;

- проведение структурной  политики;

- защита и поощрение конкуренции.  Перечисленные особенности германской  модели есть производные от  основополагающих принципов социальной  рыночной экономики, первым из  которых является органическое  единство рынка и государства [10, c.99].

Японская модель — это  модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные  возможности накопления капитала сопрягаются  с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической  политики и с особым социальным значением  корпоративного начала [10, c.100].

Шведская модель - это социал-демократическая  модель, которая отводит государству  место верховной социально-экономической  силы. Демократически избранной государственной  власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической  жизни. Однако нельзя не признать, что  концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским  социализмом" на практике стираются [10, c.100].

Таким образом, современные  страны взяли курс на построение социально-регулируемой рыночной экономики, что лежит в  основе понятия "смешанная система  хозяйства".

Политико-экономическая концепция  социально-рыночного хозяйства направлена на синтез гарантированной правовым государством свободы, экономической  свободы (которая из-за неделимости  свободы рассматривается как  необходимая составляющая свободного порядка вообще) и идеалами социального  государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Это сочетание целей - свободы  и справедливости - отражается в  понятии "социальное рыночное хозяйство". Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную  свободу. Оно заключается в свободе потребителей покупать по своему выбору изделия (свобода потребления), в свободе производства и торговли, свободе соревнования [7, c.161].

Расширение функций государства  в современном обществе при сохранении рыночных свобод, институтов и механизмов в решающей степени обусловлено  возросшей сложностью социально-экономического процесса. Многие фундаментальные проблемы сегодняшнего общества не могут быть эффективно решены при помощи только рыночных механизмов. Это прежде всего укрепление социальной сферы, которая стала одним из важнейших источников экономического роста. Так, уровень образования, квалификация рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено эконометрическими расчетами. Огромное влияние на качество рабочей силы, на экономическое развитие в целом оказывают здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Рынок сам по себе не может создать мощной социальной сферы, хотя рыночным механизмам, особенно конкуренции, может быть присуща сильная социальная направленность.

Информация о работе Модели национальной экономики переходного типа