Модели человека в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы - изучение модели человека в экономической теории.
Для достижения намеченной цели был определен круг задач:
1. Дать краткую характеристику экономического человека.
2. Рассмотреть понятие экономической рациональности.
3. Описать основные модели человека в экономике.
4. Охарактеризовать экономического человека в современной России.
5. Выявить сходства и отличия, особенности экономического человека в России с другими странами.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 101.60 Кб (Скачать)

Понимание экономического человека как абстракции, некоторого упрощения открывает возможности детального, операционного исследования поведения человека, что и было реализовано в последующем развитии экономической теории наряду с априорными предпосылками как необходимым атрибутом абстрагирования. Данный поход корреспондирует с инструменталистским определением рациональности.

Главным компонентом модели человека английской классической школы была специфическая мотивация — собственный интерес.

Главной теоретической проблемой, которую позволяла решить принятая на вооружение классической школой модель человека, была проблема межотраслевой конкуренции, движения капитала, выравнивания нормы прибыли — процессов, соединяющих хозяйственную деятельность в гармоничную общественную систему.

 

Маржиналисты.

Маржиналистская революция  произошла в последней трети XIX в. и была связана, прежде всего, с  появлением трудов У. С. Джевонса, К. Менгера  и Л. Вальраса. В основе этой модели лежит бентамовский гедонизм, суть которого, сводится к определению цели всякого человеческого действия в терминах наслаждений, удовольствий.

Основные черты концепции человеческой природы Бентама:

    1. Большая глубина абстракции.
    2. Гедонизм.
    3. Счетный рационализм.

Решая задачу операционализации понятия удовольствий, Бентам

выделил семь их измерителей: интенсивность, продолжительность, непрерывность, доступность, плодотворность, чистота, охват. К наиболее важным следует отнести первые два.

Маржиналистский подход предполагает чрезвычайно абстрактный взгляд на экономического субъекта по двум линиям:

    1. субъект становится проще с точки зрения мотивации(отсекаются все характеристики классов, национальность и т.д)
    2. субъект становится рациональнее (он должен быть способен всегда достигать оптимума, чтобы его состояние было равновесным)

Особенно сильно отразился  равновесный подход. Однако достижение

оптимального состояния  требует совершенного знания субъектов, принимающих решения, а сравнительная статика - предпосылки относительно мгновенной обучаемости, выражающейся в реакции на изменения, не требующей никаких издержек. С незначительными изменениями данный подход, дополненный результатами исследований универсалистов, в настоящее время присутствует в стандартных учебниках по микроэкономике.

 

Неоклассическая модель.

В неоклассической экономической теории поведение всех экономических агентов предполагается совершенно рациональным. Совершенная форма рациональности базируется на принципе максимизации: потребитель всегда стремится максимизировать полезность (максимальное удовлетворение потребностей), а производитель (предприниматель) – получить максимальную прибыль. Все экономические агенты осознают цели и способны выбирать лучшие (оптимальные) решения для их достижения. Общая схема модели экономического человека предполагает следующие допущения:18 
1. Экономический человек находится в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов является ограниченным. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор.  
2. Факторы, обусловливающие этот выбор, делятся на две строго различающиеся группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют субъективные потребности индивида, ограничения - его объективные возможности. Предпочтения экономического человека являются непротиворечивыми и стабильными.  
3. Экономический человек способен оценивать варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его предпочтениям. Другими словами, альтернативы всегда должны быть сравнимы между собой.  
4. Делая выбор, экономический человек руководствуется собственными предпочтениями, а не предпочтениями его контрагентов по сделке и не принятыми в обществе нормами, традициями и т.д.  
5. Выбор экономического человека является рациональным в том смысле, что из известных вариантов выбирается тот, который согласно его мнению или ожиданиям в наибольшей степени будет отвечать его предпочтениям. 

Модель рационального  выбора представлена на рис.2.

Рис.2. Модель рационального выбора.

 

Относительно потребления  основополагающий принцип экономики  – принцип оптимизации – заключается  в том, что люди стремятся выбирать наилучшие структуры потребления  из числа тех, которые могут себе позволить. Экономический агент ведет себя так, как будто бы он рационален, и строят свои модели на этой предпосылке. В ее основе лежит принцип «как если бы».

 

Изучив первое направление, можно подвести итог: в рамках этого течения, складывается эгоистичная модель человека, которой руководствуется денежный интерес. Индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений.

При удовлетворении своих  субъективных интересов люди везде  находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования  ограниченных экономических благ. Для  реализации своего рационального поведения  индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием человечества степень свободы выбора экономического поведения увеличивается , что связано с постепенной ликвидацией сословных , кастовых, политических, идеологических и прочих ограничений. «Выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения»

 

2.2. Кейнсианская школа, институционализм, историческая школа.

Кейнсианская  школа.

Важным отличием теории Дж.М. Кейнса является опровержение классической концепции рационального поведения экономических агентов и отход от методологического индивидуализма. Кейнс считал модель «экономического человека» малореалистичной, т.к действия абсолютно рациональны, основаны на логических расчетах и владении полной информацией как о настоящем, так и о будущем состоянии экономики.

Дж.М. Кейнс выдвигал идеи о том, что действия людей основаны на их представлениях о будущей экономической конъюнктуре. Эти представления являются весьма несовершенными, поэтому и поведение людей далеко от рационального идеала. Он указывал на важность иррациональных основ поведения, которые он назвал «животным чутьем. С его точки зрения, участники рынка в своих действиях скорее руководствуются инстинктом, азартом, оптимизмом или пессимизмом, чем рациональным расчетом. Он писал: «Ортодоксальная теория исходит из такого знания будущего, которое очень отлично оттого, которое мы имеем в действительности. Это ошибочное суждение следует линии бентамовской калькуляции. Гипотеза калькулируемого будущего ведет к ложной интерпретации принципов поведения, принять которые нас заставляет необходимость действовать, и недооценке скрытых факторов полного незнания — случайности, надежды и страха».

В основе системы Кейнса лежит предпосылка неполной информации, доступной экономическим субъектам. Рациональность рассматривается в более широком смысле, а не рассматривается как максимизация целевой функции.

Неполная информация открывает  дорогу влиянию ожиданий, иллюзий, настроений и других психологических факторов, искажающих логику рационального расчета.

 

Институцианолизм.

Институционалисты вносят новые  краски в портрет экономического человека. В отличие практически  от всех остальных направлений экономической  теории они не исходят из человеческой природы как из данности, а пытаются изучить закономерности ее формирования и эволюции.

Для институционалистов же факторы, предопределяющие поведение  человека в экономической жизни, берут начало в далеком прошлом  не только самого человека, но и всего  человечества. Институционалисты рассматривают  человека как биосоциальное существо, находящееся под перекрестным воздействием всей биологической природы и  общественных институтов.

Данное направление экономической  теории выступает в различных  модификациях:

    • социально-психологический институционализм (Торстейн Веблен),
    • социально-правовой (Джон Р. Коммонс)
    • конъюнктуроведение (Уэсли К. Митчелл)

Особенности институционализма:

  1. Экономическая наука не должна заниматься чисто экономическими отношениями. Важно учитывать весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: правовых, социальных, психологических, политических.
  2. Следует изучать не столько функционирование, сколько развитие, трансформацию общества. Институционалисты выступают за более обстоятельное решение социальных проблем. Вопрос о социальных гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы. Проблема безработицы становится, прежде всего, проблемой структурной несбалансированности, и здесь все больше проявляется взаимосвязь экономики и политики.
  3. Необходимо отказаться от анализа экономических отношений с позиций так называемого экономического человека. Против диктата предпринимателей необходимы совместные, скоординированные действия, которые призваны организовать и проводить профсоюзы и государственные органы. Государство должно взять под свою опеку экологию, образование, медицину.

В концепции человеческой природы Т.Веблена, главную роль играют инстинкты, но не биологические. К инстинктам он относит обычаи - способы осознанного и целенаправленного поведения, формирующиеся в обществе и передающиеся из поколения в поколение. 

Человек подвержен влиянию следующих основных инстинктов:

  • инстинкта мастерства
  • праздного любопытства
  • родительского инстинкта
  • склонности к приобретательству
  • «набора эгоистических склонностей»
  • инстинкта привычки.

Особое значение в институциональном  подходе имеет категория привычки. Она заключается в приобретении склонности к некоторым видам и способам реакции, а не к определенным действиям. Благодаря относительной стабильности и всеобщности привычки человеческое поведение становится предсказуемым.

Дж. Коммнос придерживался более позитивной оценки социально-экономических институтов. По его мнению, они не препятствуют, а, наоборот, способствуют экономическому развитию. Он говорил , обычай - это "вид социального принуждения, которое осуществляет по отношению к индивидам коллективное мнение тех, кто чувствует и поступает одинаково"19 Важнейшим из этих таких обычаев является контракт. 

Коммонс не противопоставлял технический прогресс развитию организационных  форм и видел проявление творческих способностей человека в обоих этих процессах.

Правила поведения, не только упрощают жизнь людям , но и представляют собой необходимый источник информации для всех участников рынка. Даже на фондовой бирже, присутствует множество правил и обычаев.

 

Историческая  школа.

Историзм был присущ немецкой мысли: по Гегелю, развитие человечества можно понять лишь путем анализа закономерностей исторического процесса. К истории обращались и влиятельные представители немецкого романтизма в философии, литературе и искусства: они искали в ней достойный подражания национальный идеал, который объединил бы раздробленные немецкие земли.

Для немецких мыслителей индивиды существуют ради государства, а не наоборот. Историзм и отражение существенной роли государственных институтов предполагают менее абстрактный взгляд на экономическую систему и экономическое поведение, чем гипотеза о гармоничном сосуществовании атомистических эгоистов. Это неизбежно наложило сильный отпечаток на развитие оригинальной немецкой школы экономистов, получившей название исторической. Представители исторической школы понимали, что модель экономического человека представляет собой абстракцию, но в отличие от Милля считали ее применение неправомерным как из научных, так и из этических соображений.

Они выступали против индивидуализма классической школы, считая подходящим объектом анализа для экономиста народ. Человек, по словам Б.Гильдебранда, "как существо общественное есть, прежде всего, продукт цивилизации и истории. Его потребности, его образование и его отношение к вещественным ценностям, равно как и к людям, никогда не остаются одни и те же, а географически и исторически беспрерывно изменяются и развиваются вместе со всею образованностью человечества"20

Представители исторической школы обращали внимание не только на мотивационные, но и на когнитивные характеристики экономического человека. Модель экономического человека исторической школы существенно отличается от экономического человека классической школы. Если экономический человек — хозяин своих намерений и действий, то человек исторической школы представляет собой пассивное существо, подверженное внешним влияниям и движимое вперемежку эгоистическими и альтруистическими побуждениями.

Однако, резко сужая допустимую область анализа экономической  теории, историческая школа одновременно привлекла внимание к проблемам  так называемой экономической этики - соотношения эгоистических интересов  и "чувства общности и справедливости"

Ещё один представитель исторической школы А. Вагнер говорит о том, что главное свойство экономической природы человека - наличие потребностей, которые подразделяет на 2 группы:

  1. потребности первого порядка (удовлетворения которых требует инстинкт самосохранения)
  2. прочие потребности (удовлетворение которых обусловлено мотивом собственного интереса)

Экономической деятельностью людей управляют "эгоистические" и "неэгоистические" мотивы. К эгоистическим относят желание выгоды и боязнь нужды; надежда на одобрение и боязнь наказания; стремление к деятельности как таковой и опасение последствий праздности. К неэгоистическим чувство долга и страх перед угрызениями совести.

Итак, модели человека, выбранные в рамках этого направления, представляются более сложными. Мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера — милосердие, цели, связанные с традициями , с использованием свободного времени и т. д. Существенно затруднено в этой модели и достижение поставленных целей хозяйствующих субъектов, несовершенства их интеллекта, эмоциональности стереотипности поведения в зависимости от привычек.

В этих условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих  субъектов через посредство свободной конкуренции, и тем более, что кроме индивидуального, здесь возникает еще и выраженный групповой интерес.

В этих моделях общество имеет более сложную структуру для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство в экономические отношения со стороны государства.

 

2.3 Модель человека К. Маркса.

Карл Генрих Маркс  (5 мая 1818 — 14 марта 1883) -немецкий 

философ,социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в экономике — теорию прибавочной стоимости. Автор таких работ, как «Манифест коммунистической партии» (впервые опубликован в 1848 году), «Капитал» (впервые опубликована в 1867 году). Некоторые его работы написаны в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом.

Информация о работе Модели человека в экономике