Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:25, курсовая работа
Целью работы - изучение модели человека в экономической теории.
Для достижения намеченной цели был определен круг задач:
1. Дать краткую характеристику экономического человека.
2. Рассмотреть понятие экономической рациональности.
3. Описать основные модели человека в экономике.
4. Охарактеризовать экономического человека в современной России.
5. Выявить сходства и отличия, особенности экономического человека в России с другими странами.
Понимание экономического человека как абстракции, некоторого упрощения открывает возможности детального, операционного исследования поведения человека, что и было реализовано в последующем развитии экономической теории наряду с априорными предпосылками как необходимым атрибутом абстрагирования. Данный поход корреспондирует с инструменталистским определением рациональности.
Главным компонентом модели человека английской классической школы была специфическая мотивация — собственный интерес.
Главной теоретической проблемой, которую позволяла решить принятая на вооружение классической школой модель человека, была проблема межотраслевой конкуренции, движения капитала, выравнивания нормы прибыли — процессов, соединяющих хозяйственную деятельность в гармоничную общественную систему.
Маржиналисты.
Маржиналистская революция произошла в последней трети XIX в. и была связана, прежде всего, с появлением трудов У. С. Джевонса, К. Менгера и Л. Вальраса. В основе этой модели лежит бентамовский гедонизм, суть которого, сводится к определению цели всякого человеческого действия в терминах наслаждений, удовольствий.
Основные черты концепции человеческой природы Бентама:
Решая задачу операционализации понятия удовольствий, Бентам
выделил семь их измерителей: интенсивность, продолжительность, непрерывность, доступность, плодотворность, чистота, охват. К наиболее важным следует отнести первые два.
Маржиналистский подход предполагает чрезвычайно абстрактный взгляд на экономического субъекта по двум линиям:
Особенно сильно отразился равновесный подход. Однако достижение
оптимального состояния требует совершенного знания субъектов, принимающих решения, а сравнительная статика - предпосылки относительно мгновенной обучаемости, выражающейся в реакции на изменения, не требующей никаких издержек. С незначительными изменениями данный подход, дополненный результатами исследований универсалистов, в настоящее время присутствует в стандартных учебниках по микроэкономике.
Неоклассическая модель.
В неоклассической
1. Экономический человек находится в ситуации,
когда количество доступных ему ресурсов
является ограниченным. Он не может одновременно
удовлетворить все свои потребности и
поэтому вынужден делать выбор.
2. Факторы, обусловливающие этот выбор,
делятся на две строго различающиеся группы:
предпочтения и ограничения. Предпочтения
характеризуют субъективные потребности
индивида, ограничения - его объективные
возможности. Предпочтения экономического
человека являются непротиворечивыми
и стабильными.
3. Экономический человек способен оценивать
варианты выбора с точки зрения того, насколько
их результаты соответствуют его предпочтениям.
Другими словами, альтернативы всегда
должны быть сравнимы между собой.
4. Делая выбор, экономический человек
руководствуется собственными предпочтениями,
а не предпочтениями его контрагентов
по сделке и не принятыми в обществе нормами,
традициями и т.д.
5. Выбор экономического человека является
рациональным в том смысле, что из известных
вариантов выбирается тот, который согласно
его мнению или ожиданиям в наибольшей
степени будет отвечать его предпочтениям.
Модель рационального выбора представлена на рис.2.
Рис.2. Модель рационального выбора.
Относительно потребления
основополагающий принцип экономики
– принцип оптимизации –
Изучив первое направление, можно подвести итог: в рамках этого течения, складывается эгоистичная модель человека, которой руководствуется денежный интерес. Индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определенных ограничений.
При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием человечества степень свободы выбора экономического поведения увеличивается , что связано с постепенной ликвидацией сословных , кастовых, политических, идеологических и прочих ограничений. «Выигрывает тот, кто ведет себя рационально, и проигрывает тот, кто не придерживается рационального поведения»
2.2. Кейнсианская школа, институционализм, историческая школа.
Кейнсианская школа.
Важным отличием теории Дж.М.
Кейнса является опровержение классической
концепции рационального
Дж.М. Кейнс выдвигал идеи о том, что действия людей основаны на их представлениях о будущей экономической конъюнктуре. Эти представления являются весьма несовершенными, поэтому и поведение людей далеко от рационального идеала. Он указывал на важность иррациональных основ поведения, которые он назвал «животным чутьем. С его точки зрения, участники рынка в своих действиях скорее руководствуются инстинктом, азартом, оптимизмом или пессимизмом, чем рациональным расчетом. Он писал: «Ортодоксальная теория исходит из такого знания будущего, которое очень отлично оттого, которое мы имеем в действительности. Это ошибочное суждение следует линии бентамовской калькуляции. Гипотеза калькулируемого будущего ведет к ложной интерпретации принципов поведения, принять которые нас заставляет необходимость действовать, и недооценке скрытых факторов полного незнания — случайности, надежды и страха».
В основе системы Кейнса лежит предпосылка неполной информации, доступной экономическим субъектам. Рациональность рассматривается в более широком смысле, а не рассматривается как максимизация целевой функции.
Неполная информация открывает дорогу влиянию ожиданий, иллюзий, настроений и других психологических факторов, искажающих логику рационального расчета.
Институцианолизм.
Институционалисты вносят новые
краски в портрет экономического
человека. В отличие практически
от всех остальных направлений
Для институционалистов же
факторы, предопределяющие поведение
человека в экономической жизни,
берут начало в далеком прошлом
не только самого человека, но и всего
человечества. Институционалисты
Данное направление
Особенности институционализма:
В концепции человеческой природы Т.Веблена, главную роль играют инстинкты, но не биологические. К инстинктам он относит обычаи - способы осознанного и целенаправленного поведения, формирующиеся в обществе и передающиеся из поколения в поколение.
Человек подвержен влиянию следующих основных инстинктов:
Особое значение в институциональном
подходе имеет категория
Дж. Коммнос придерживался более позитивной оценки социально-экономических институтов. По его мнению, они не препятствуют, а, наоборот, способствуют экономическому развитию. Он говорил , обычай - это "вид социального принуждения, которое осуществляет по отношению к индивидам коллективное мнение тех, кто чувствует и поступает одинаково"19 Важнейшим из этих таких обычаев является контракт.
Коммонс не противопоставлял технический прогресс развитию организационных форм и видел проявление творческих способностей человека в обоих этих процессах.
Правила поведения, не только упрощают жизнь людям , но и представляют собой необходимый источник информации для всех участников рынка. Даже на фондовой бирже, присутствует множество правил и обычаев.
Историческая школа.
Историзм был присущ немецкой мысли: по Гегелю, развитие человечества можно понять лишь путем анализа закономерностей исторического процесса. К истории обращались и влиятельные представители немецкого романтизма в философии, литературе и искусства: они искали в ней достойный подражания национальный идеал, который объединил бы раздробленные немецкие земли.
Для немецких мыслителей индивиды существуют ради государства, а не наоборот. Историзм и отражение существенной роли государственных институтов предполагают менее абстрактный взгляд на экономическую систему и экономическое поведение, чем гипотеза о гармоничном сосуществовании атомистических эгоистов. Это неизбежно наложило сильный отпечаток на развитие оригинальной немецкой школы экономистов, получившей название исторической. Представители исторической школы понимали, что модель экономического человека представляет собой абстракцию, но в отличие от Милля считали ее применение неправомерным как из научных, так и из этических соображений.
Они выступали против индивидуализма классической школы, считая подходящим объектом анализа для экономиста народ. Человек, по словам Б.Гильдебранда, "как существо общественное есть, прежде всего, продукт цивилизации и истории. Его потребности, его образование и его отношение к вещественным ценностям, равно как и к людям, никогда не остаются одни и те же, а географически и исторически беспрерывно изменяются и развиваются вместе со всею образованностью человечества"20
Представители исторической школы обращали внимание не только на мотивационные, но и на когнитивные характеристики экономического человека. Модель экономического человека исторической школы существенно отличается от экономического человека классической школы. Если экономический человек — хозяин своих намерений и действий, то человек исторической школы представляет собой пассивное существо, подверженное внешним влияниям и движимое вперемежку эгоистическими и альтруистическими побуждениями.
Однако, резко сужая допустимую
область анализа экономической
теории, историческая школа одновременно
привлекла внимание к проблемам
так называемой экономической этики
- соотношения эгоистических
Ещё один представитель исторической школы А. Вагнер говорит о том, что главное свойство экономической природы человека - наличие потребностей, которые подразделяет на 2 группы:
Экономической деятельностью людей управляют "эгоистические" и "неэгоистические" мотивы. К эгоистическим относят желание выгоды и боязнь нужды; надежда на одобрение и боязнь наказания; стремление к деятельности как таковой и опасение последствий праздности. К неэгоистическим чувство долга и страх перед угрызениями совести.
Итак, модели человека, выбранные в рамках этого направления, представляются более сложными. Мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера — милосердие, цели, связанные с традициями , с использованием свободного времени и т. д. Существенно затруднено в этой модели и достижение поставленных целей хозяйствующих субъектов, несовершенства их интеллекта, эмоциональности стереотипности поведения в зависимости от привычек.
В этих условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов через посредство свободной конкуренции, и тем более, что кроме индивидуального, здесь возникает еще и выраженный групповой интерес.
В этих моделях общество имеет более сложную структуру для поддержания которой в состоянии равновесия требуется вмешательство в экономические отношения со стороны государства.
2.3 Модель человека К. Маркса.
Карл Генрих Маркс (5 мая 1818 — 14 марта 1883) -немецкий
философ,социолог, экономист, п