Мировая валютная система и валютный рынок в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотрение мировой валютной системы и валютного рынка в России.
Задачи работы:
- рассмотрение видов валютных систем;
- определение роли международного валютного фонда в международных валютных отношениях;
- изучение международного финансового экономического кризиса 2008 г., причины, развитие и последствия;
- рассмотрение динамики международных валютных отношений и определение роли России в современных международных валютных отношениях.

Файлы: 1 файл

Мировая валютная система и валютный рынок в России.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

Функционирование Ямайской валютной системы противоречиво. Ожидания, связанные с введением плавающих валютных курсов, исполнились лишь частично. Режимы обменных курсов в своем чистом виде не практикуются в течение длительного периода.

Другой причиной является сохранение долларом США лидирующих позиций в Ямайской валютной системе. Объясняется это рядом причин:

а) со времен Бреттонвудской валютной системы сохранились значительные запасы долларов у частных лиц и правительств во всем мире;

б) альтернативные к доллару, признанные всеми резервные и трансакционные валюты будут постоянно в дефиците до тех пор, пока платежные балансы стран, валюты которых могут претендовать на эту роль (Германия, Швейцария, Япония), имеют стабильные активные сальдо;

в) евродолларовые рынки создают доллары независимо от состояния платежного баланса США и тем самым способствуют снабжению мировой валютной системы необходимым средством для трансакций.

Для Ямайской валютной системы характерно сильное колебание валютного курса для доллара США, что объясняется противоречивой экономической политикой США в форме экспансионистской фискальной и рестриктивной денежной политики. Это колебание доллара стало причиной многих валютных кризисов.

На фоне многочисленных проблем, связанных с колебанием валютных курсов, особый интерес в мире вызывает опыт функционирования зоны стабильных валютных курсов в Европе, который позволяет входящим в эту валютную группировку странам устойчиво развиваться, невзирая на проблемы, возникающие в мировой валютной системе.

В ответ на нестабильность Ямайской валютной системы страны ЕЭС создали собственную международную (региональную) валютную систему в целях стимулирования процесса экономической интеграции [30, 168-171].

 

1.4. Роль международного  валютного фонда в международных  валютных отношениях

 

Международный валютный фонд (МВФ) осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Во-первых, МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имея счет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемую валюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что он обеспечивает странам гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ учитывает состояние платежного баланса и валютных резервов «назначенных» стран-кредиторов. МВФ контролирует соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР. т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.

После пересмотра в 70-е годы Устава МВФ расширены возможности стран использовать СДР для более широкого круга операций со всеми признанными Фондом владельцами этих резервных активов без его активного посредничества, как это было прежде. Операции в СДР дают возможность странам в известной мере покрывать дефицит их платежного баланса.

Предполагалось, что СДР будут выступать в роли альтернативы как золоту, так и доллару, а также другим национальным валютам, исполняющим функцию международного резервного средства. Намечалось также использовать единицу СДР в качестве универсального стоимостного эталона для установления паритетов денежных единиц стран-членов. Иными словами, ставилась цель трансформировать СДР в основу международного валютного механизма. Пока нет оснований говорить о реальном прогрессе на пути перестройки структуры международной валютной ликвидности путем унификации резервных активов на базе СДР. Продвижение этого процесса тормозят, в частности, США, поскольку они не намерены отказаться от роли доллара как международного платежно-резервного средства. Система СДР не решила проблему интернационализации международной ликвидности и централизованного управления ею.

Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. Соглашение о создании МВФ отводило золоту важное место в его ликвидных ресурсах. Согласно Статье III каждая страна при вступлении в Фонд должна была уплатить золотом взнос в размере 25% ее квоты либо 10% ее официальных золото-долларовых резервов в зависимости от того, какая величина меньше. При увеличении капитала Фонда каждая страна была обязана оплачивать золотом 25% подписки в соответствии с повышением ее квоты. В соответствии со Статьей VII Соглашения МВФ предоставлялось право использовать имеющееся у него золото для пополнения своих валютных ресурсов, а это повышало степень ликвидности капитала Фонда.

Все страны-члены должны были выразить паритеты своих валют в определенном количестве золота в качестве общего мерила стоимости (Статья IV, раздел 1 ,а); фиксированное золотое содержание имела и единица стоимости СДР. МВФ должен руководствоваться в своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара.

В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. В соответствии с Уставом, определившим принципы Бреттонвудской валютной системы, МВФ контролировал соблюдение странами-членами принятых ими и утвержденных Фондом официальных золотых и валютных паритетов, а также санкционировал их изменения. Легализация в обновленном Уставе (с 1978 г.) режима плавающих валютных курсов не означает, что МВФ вообще устранился от воздействия на валютную политику стран-членов. В Статье IV измененного Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами».

Вторая серия поправок к Уставу МВФ предоставила странам-членам возможность выбора: либо сохранять плавающий курс валюты, либо установить и поддерживать фиксированный курс валюты (центральный курс), который может быть выражен в единице СДР или иной международной счетной денежной единице.

В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:

  1. на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена;
  2. официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с другой.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предоставлять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной политики [13, 358-361].

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт [33, 115].

 

1.5. Международный финансовый  экономический кризис 2008 г. Причины, развитие и последствия

 

Международный финансовый кризис 2008 года - экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей (ВВП, объем производства, инвестиции, инфляция, валютный курс и т.д.) в большинстве стран. Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы [46, 41-47].

Кризис 2008 года, как и кризисы минувших лет, возник в финансовой сфере, а если конкретней, то корни его лежат исключительно на фондовом рынке, и именно по этой причине реальная экономика оказалась практически не затронутой. Этот кризис не является уникальным и имеет много сходств с кризисами прошлых времен, но при всем при этом обладает определенной спецификой.

Рассмотрим геополитические особенности мирового кризиса 2008 года. Для этого сравним его с кризисом 1997 – 1999 годов.

Известно, что кризис 1997 – 1999 годов начал зарождаться в корпоративном секторе Юго-Восточной Азии, а оттуда распространился в Россию, Мексику и другие страны. Кризис того времени затронул многие страны, но далеко не все и в связи с этим был признан международным, но не мировым, так как не имел такого охвата как кризис 2008 г. В добавок ко всему кризис 1997 г. разделил мир на две части: на страны, в которых сложившаяся на тот момент ситуация способствовала подъему и послужила дополнительным импульсом к развитию, и страны, испытавшие серьезный экономический спад. В 1997 – 1999 годах сложилась ситуация, согласно которой организовался поток капитала из неблагополучных стран в более благополучные.

Этот момент и является главным отличием сегодняшнего мирового кризиса от всех остальных, а конкретнее - его источник находится в развитых странах, например США и бежать мировому капиталу некуда, как это было в 1997 году. Сегодняшний кризис охватил практически все страны мира и вряд ли какой-то из них удастся выйти сухой из воды, а за счет описанной выше специфики последствия его менее предсказуемы, чем последствия минувших кризисов.

Кризис, который произошел сегодня далеко не единственный в истории человечества и уже давно известно, что современная экономика развивается благодаря надуванию и взрыву финансовых пузырей, причем последнее иногда может иметь довольно неприятные последствия. Именно этим неприятным последствием является кризис 2008 года.

Каждый взрыв финансового пузыря имеет свои положительные и отрицательные стороны. Благодаря факту надувания пузыря становится возможным концентрация большого капитала в определенной сфере, согласно которому происходит наиболее интенсивное развитие этой отрасли, невозможное в обычных условиях. Проблема в том, что какие последствия положительные или отрицательные повлечет за собой взрыв пузыря, зависит от отрасли экономики, в которой этот взрыв произошел. Поэтому вторым обстоятельством, отличающим кризис 2008 года от его предшественников, является то, что финансовый пузырь надулся в одной из наиболее старых и консервативных отраслей - в сфере жилищного строительства, которая является фундаментальной стороной жизни и не несет в себе ничего нового. Жилищный рынок в большинстве стран мира и без того уже был достаточно сформирован и хорошо функционировал, поэтому раздутие этого рынка до еще больших размеров весьма непродуктивно. Из-за этого вложения в ипотечный рынок представляют собой не шаг вперед, а, напротив, шаг назад, поэтому вложение денежных средств в недвижимость, которая в своем роде является скорее грузом, чем удачным активом не соответствует современности. Исходя из этого, раздутый жилищный пузырь 2008 года и его схлопывание можно считать явлением деструктивным (отрицательным).

Также особенностью экономического кризиса 2008 г. была его предсказуемость. Он не был неожиданным. Однако экономические системы и правительства различных стран оказались не готовыми к нему. Предпринятых мер и средств оказалось недостаточно для противодействия кризису. В который раз уже в экономической теории правительства пытаются лечить симптомы, а не болезнь. Болезнь - отрыв финансового сектора от производства; необеспеченность денег реальными активами, имеющими подлинную стоимость; отсутствие стандарта в валютно-кредитных отношениях.

Еще одной особенностью современного кризиса является военно-политическая составляющая. Энергетика и сырье составляют основу развития и высокого уровня жизни. Однако именно энергосырьевые ресурсы ограничены и сильно влияют на мировую динамику цен. Поэтому контроль их является стратегической задачей благополучных государств, условием поддержания высокого уровня жизни. Но эффективный контроль невозможен без военной составляющей. Причем военная мощь в сильной степени определяется наличием и эффективным распоряжением ресурсной базы. Таким образом, военные и геостратегические задачи напрямую связаны с потребностью обеспечения высокого уровня жизни и богатства, а с другой стороны, в определенной степени задаются этим уровнем [39, 3-18].

Информация о работе Мировая валютная система и валютный рынок в России