Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 22:29, курсовая работа
Цель работы: рассмотрение мировой валютной системы и валютного рынка в России.
Задачи работы:
- рассмотрение видов валютных систем;
- определение роли международного валютного фонда в международных валютных отношениях;
- изучение международного финансового экономического кризиса 2008 г., причины, развитие и последствия;
- рассмотрение динамики международных валютных отношений и определение роли России в современных международных валютных отношениях.
В целом внешний корпоративный долг в период кризиса претерпел существенные изменения. В период с 1 января 2007 года по 1 ноября 2009 года объем внешнего долга частного сектора вырос на 75%, что в абсолютных значениях составило 132,3 млрд. долл. Его доля во внешнем долге РФ за этот период в целом увеличилась на 8% (рис. 3)
Рис. 3. Доля частного сектора во внешней задолженности РФ, %
В 2008 году внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами), с учетом курсовой и рыночной переоценок, увеличился с 465,4 до 484,7 млрд. долларов США. В результате операций, отражаемых в платежном балансе, задолженность выросла на 58,2 млрд. долларов США, за счет прочих изменений (в основном курсовой и стоимостной переоценок) - сократилась на 38,9 млрд. долларов США.
Ограничение возможностей по рефинансированию за рубежом взятых ранее обязательств, а также принятые меры по финансовой поддержке российских банков и предприятий способствовали снижению внешней задолженности частного сектора в IV квартале 2008 года. Тем не менее по итогам года долговые обязательства выросли на 7,9% и к 1 января 2009 года достигли 451,9 млрд. долларов США (93,2% совокупного внешнего долга Российской Федерации). В то же время задолженность органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования снизилась с 46,4 до 32,8 млрд. долларов США, а ее доля в структуре внешнего долга - с 10,0% до 6,8% [37, 16-19].
В структуре задолженности федеральных органов управления преобладали обязательства по новому суверенному российскому долгу (83,8%). На задолженность, принятую Российской Федерацией в качестве правопреемницы бывшего СССР, приходилось 16,2%. Новый суверенный российский долг по сравнению с началом 2008 года сократился на 5,2 млрд. долларов США. Наиболее существенным было снижение внешних обязательств в форме долговых ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, - на 4,1 млрд. долларов США. Обязательства по еврооблигациям, выпущенным при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов, сократились на 2,5 млрд. долларов США, по еврооблигациям, размещенным по открытой подписке, а также выпущенным при реструктуризации ГКО - снизились на 1,1 млрд. долларов США.
По состоянию на 1 января 2009 года новый суверенный российский долг составил 23,6 млрд. долларов США. На ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, приходилось 17,3 млрд. долларов США (73,2% нового российского долга); на кредиты международных финансовых организаций - 4,5 млрд. долларов США (19,1%); на задолженность перед прочими кредиторами - 1,4 млрд. долларов США (5,9%); на остальные категории - 0,5 млрд. долларов США (1,9%)(График 2).
Внешний долг бывшего СССР сократился за отчетный период на 2,5 млрд. долларов США и по состоянию на 1 января 2009 года был равен 4,6 млрд. долларов США. В его составе на обязательства перед бывшими социалистическими странами приходилось 1,4 млрд. долларов США (31,3%), перед прочими официальными кредиторами, включая страны - члены Парижского клуба, - 1,9 млрд. долларов США (42,4% общей задолженности), на прочую задолженность, с учетом ОВГВЗ, - 1,2 млрд. долларов США (26,3%) (рис. 4).
Рис. 4. Динамика внешнего долга РФ по некоторым видам займов за 2007-2009 г.г. (млрд. долл.)
Внешние долговые обязательства субъектов Российской Федерации на 1 января 2009 года уменьшились с 1,5 до 1,3 млрд. долларов США. По данным Центробанка общий внешний долг России увеличился в первом полугодии 2009 года на 24,2% и составил почти 385 миллиардов долларов. В 1998 году он не превышал и 150 миллиардов. Правда, его структура теперь совсем иная: лишь 10% всего долга страны приходится на долги государства и государственных структур и 90% общей задолженности - это долги компаний и банков.
В распределении внешнего долга Российской Федерации по срокам погашения преобладали обязательства долгосрочного характера, выросшие до 404,9 млрд. долларов США (83,5%). Краткосрочные, наоборот, уменьшились до 79,8 млрд. долларов США (16,5%).
Общий внешний долг собственно государства российского в первом полугодии 2009 сократился на 8,7%, тогда как внешний долг российских компаний, наоборот, вырос на 32%, а банков – на 29% (рис. 5). Такими же темпами нарастала и внутренняя задолженность российских компаний. Объем российского рынка корпоративных рублевых облигаций за первые восемь месяцев года увеличился на 33%. Компании стремятся использовать максимально широкую базу для финансирования своего бизнеса, как в России, так и за рубежом. Хотя займы на международных рынках капитала, как правило, более долгосрочные, что более выгодно для компаний, с точки зрения капитальных вложений».
Рис. 5. Динамика внешнего долга РФ, государственного и частного сектора за 2007-2009 г.г. (млрд. долл.)
По состоянию на 1 ноября 2009 года государственный внешний долг РФ составил $38,04 млрд. или 25,66 млрд. евро. Это на 0,1% меньше цифры, зафиксированной на 1 октября 2009 года ($38,7 млрд.) и на 6,3% показателя на 1 января (в евро - на 11,1%). Отметим, что задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, снизилась за январь-октябрь до $1,11 млрд.
Общие выплаты в 2009 году составили $141,0 млрд (из них только $5 млрд — приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд). При этом пик платежей придутся на четвертый квартал 2010 г. и на 2011 год.
В 2010 году внешний долг России вновь растет - за счет заимствований планируется покрывать дефицит федерального бюджета. Однако пока Россия не планирует обращаться к международным финансовым организациям, предпочтя этому выпуск еврооблигаций. По данным Минфина, в 2010 году их выпущено на сумму в 613,6 миллиарда рублей [45, 22-27].
Кризис, в котором оказалась
Россия, стал для нее полной неожиданностью.
Этот феномен предстоит еще осмыслить
экономической и политической элите. Но
уже сейчас надо сказать, что разработанные
наукой индикаторы экономической безопасности
либо оказались непригодными, либо на них
никто не обращал внимания, что само по себе
говорит о многом и прежде всего об отсутствии
в стране мониторинговых структур по отслеживанию
складывающейся в экономике ситуации
и полное игнорирование мнений и
Некоторые эксперты полагают,
Необходимо дать ответ на вопрос ‐ является ли нынешний кризис для
России следствием глобальных процессов
или просчетов, допущенных высшим руководством страны, в
В научной и публицистической
литературе нередко можно встретить
суждения о том, что нынешний кризис означает
крах, фиаско рыночной модели экономики.
Фиаско потерпела не рыночная экономика
как таковая, а ее чрезмерно либерализованные
формы, проявляющиеся в запредельной демократизации
экономических отношений, часто граничащих
Поспешные заявления об исчерпании рыночных отношений и необходимости поиска каких‐то альтернативных моделей рынку не обоснованы. Альтернативы рынку нет. Рынок ‐ это демократия в экономике, и отказаться от него цивилизованные страны не могут. Есть другая проблема ‐ поиск оптимальной меры присутствия государства в рыночной экономике. Чрезмерное присутствие государства в экономике так же вредно и опасно, как и его недостаточное регулирующее воздействие на рыночные отношения. Определить эту меру для российских условий с помощью каких‐либо экспериментов не представляется возможным.
Мировой опыт свидетельствует
На наш взгляд, сильный рынок
с сильным государственным регулированием
и может стать нашей отечественной
посткризисной моделью
Пришло время скорректировать
Получается, что для того, чтобы приступить к решению каких‐то назревших проблем, надо непременно побывать в кризисе, нащупать его дно и затем продолжить движение в нужном направлении [6, 354-355].
В настоящее время развитые страны давно уже научились жить без кризисов перепроизводства и других форм их проявления. На протяжении многих десятилетий развитые страны не испытывали глубоких потрясений.
Некоторые экономисты, и
Среди экономистов в настоящее
Однако, как представляется,
Во‐первых, мировой кризис даст импульс
развитию дезинтеграционных процессов,
Во‐вторых, нет сомнений в том, что государственное регулирование экономик станет более жёстким и предметным.
В‐третьих, реализация принятой в
стране стратегии национальной безопасности
до 2020 г., потребует принципиально нового,
более высокого качества
Валютная система России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютных взаимоотношений с другими странами. Она находится в процессе становления и окончательно не сформировалась.
Валютная системы России установлена с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в мировую экономику и вступила в МВФ [20, 118-120].
Рассмотрим основные элементы современной валютной системы России:
- Основой валютной системы является национальная денежная единица - российский рубль, введенный в обращение в результате денежной реформы 1992-1993 гг. взамен рубля СССР. Тем самым была обособлена национальная денежная и валютная система России от денежных и валютных систем республик бывшего СССР. Золотое содержание советского рубля имело искусственный характер и было отменено. Это соответствует ныне действующему Уставу МВФ, который запрещает фиксировать золотое содержание денежных единиц;
- Валютный курс рубля официально не привязан к иностранной валюте или валютной корзине. В России введен режим плавающего валютного курса, который складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах страны;
- Элементом валютной системы России является регулирование международной валютной ликвидности, в первую очередь официальных золотовалютных резервов, которые используются для межгосударственных расчетов и регулирования валютного курса рубля. Как и в других странах, они включают: золото; используемые в международных расчетах ведущие иностранные валюты; резервную позицию в МВФ; средства в специальных правах заимствования. Эти резервы находятся в распоряжении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ. Величина золотовалютных резервов и их структура колеблются в зависимости от состояния платежного баланса и конъюнктуры валютного рынка. Вследствие улучшения платежного баланса России величина золотовалютных резервов возросла до 112,8 млрд. долл. к середине ноября 2005 г. ЦБ РФ регулирует валютную структуру международных резервов с учетом мировой тенденции от долларового стандарта к многовалютному стандарту в условиях выдвижения евро на роль второй международной резервной валюты и других объективных факторов. Около 75% валютных резервов Банка России состоят из долларов США, свыше 20% - евро и 5% - других валют;
Информация о работе Мировая валютная система и валютный рынок в России