Международные экономические организации и их роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 17:16, реферат

Краткое описание

Огромную актуальность сегодня приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: огромные сырьевые богатства; квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; большие масштабы накопленных основных фондов; мощный научно-технический потенциал.

Файлы: 1 файл

Введение 1.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

      ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств государств в сфере  международной торговли товарами и  услугами.

      Особенность ВТО в сравнении с другими международными организациями заключается в том, что переговоры в ВТО касаются миллиардных сумм, поскольку в их результате устанавливаются правила экспорта и импорта товаров и услуг, непосредственно затрагивающие интересы потребителей, производителей и конкретных компаний.

      Вопрос  вступления России в ВТО возник в 90-х годах ХХ века. Вокруг него происходят самые острые дискуссии. У вступления в ВТО большое число как  сторонников, так и противников. Интрига разворачивается, главным  образом, вокруг условий вступления нашей страны в ВТО. Россия завершила первый, информационный, этап присоединения к ВТО. Будущие партнеры по торговой организации ознакомлены с позицией РФ по таможенным тарифам. Цель  наших потенциальных партнеров – снижение уровня наших ввозных барьеров до величины, принятой в ВТО, с целью открытия отечественного рынка для импорта и максимальной либерализации торгового режима.

      Среди специалистов широко распространено мнение о высокой степени открытости рынков стран-членов ВТО, обычно говорят об уровне тарифных барьеров в 5-7%. Принято считать, что именно такой уровень определяет среднюю степень защищенности внутренних рынков членов ВТО, и на него предстоит ориентироваться России, чтобы стать полноправным членом торговой организации. Для количественной оценки общего уровня таможенных барьеров, действующих в странах ВТО  можно пересчитать импортных тарифов США, ЕС и России и эквивалент адвалорных ставок по девятизначной номенклатуре кодов товарных позиций. Оказывается, что средний уровень таможенного тарифа в США и странах ЕС в зоне действующих правил ВТО существенно превышает средний уровень отечественных ставок.(Таблицы3,4).

                                                                                         Таблица 3

Средненоминальные и средневзвешенные ставки импортного тарифа в странах ЕС, США и России (в эквиваленте адвалорных ставок, %)

 
 
 
 
Россия
 
Страны  ЕС
 
США
Действующие пошлины Конвенционные пошлины Автономные  пошлины Конвенционные пошлины Автономные  пошлины
Средненоминаль-

ный тариф

18,1 15,4 25,4 6,4 34,9
Средневзвешен-

ный тариф

16,1 27,0 41,1 10,7 38.5

Источник: «Эксперт».-1999.-№20. 

Таблица 4

Средний уровень адвалорных ставок импортного тарифа в России и ЕС (без  учета специфических  и комбинированных  пошлин, %)

 
 
 
Россия  
Страны  ЕС
Действующие пошлины Конвенционные пошлины Автономные  пошлины
Средненоминальный тариф 11,4 6,0 14,8
Средневзвешенный  тариф 7,4 6,1 16,5

    Источник: «Эксперт».-1999.-№20.

      Высокий уровень реальной тарифной защиты внутреннего  рынка стран – членов ВТО объясняется тем, что структура их таможенных тарифов сильно отличается от структуры импортных пошлин России.

      Следует обратить внимание на то важное обстоятельство, что формирование единых правил международной  торговли в рамках ВТО не привело к устранению межстрановых торговых конфликтов: объем взаимных претензий не уменьшается, скорее, наоборот, растет, но их регулирование осуществляется теперь в соответствии с установленными многосторонними правилами.

      Главным объектом торговых споров выступает так называемая недобросовестная конкуренция, под которой понимается, главным образом, демпинг со стороны компаний-экспортеров. По данным журнала «Эксперт»(2001, №41), в 1990-1999 гг. было начато 2483 антидемпинговых дела. Почти половина этих дел было начато ЕС, Австралией, США и Канадой. В США по состоянию на 1 января 2000 года действовало 315 окончательных антидемпинговых мер.

      Размер  вводимых антидемпинговых пошлин бывает иногда столь велик (120-140%), что эти  меры полностью закрывают внутренний рынок для иностранной конкуренции и превращаются для стран-экспортеров в непреодолимый барьер.

      Антидемпинговые и другие ограничительные меры, применяемые  зарубежными странами в отношении  российских товаров, остаются важным факторов, сдерживающим рост российского экспорта. В 1992-1999 гг. количество ограничительных мер, принятых зарубежными партнерами в отношении России, значительно возросло и увеличилось с 27 в 1990-1994 гг. до 47 в 1995-1999 гг. (данные ВТО). Между тем, в России практика применения защитных мер, предусмотренных российским законодательством, в ответ на дискриминационные действия иностранных государств, пока не получила развития. Основной мерой защиты внутреннего рынка от импорта выступают в нашей стране специальные защитные меры в форме повышенных импортных тарифов.12

      Анализ  многочисленных публикаций на предмет  вступления/не вступления России в  ВТО и современной конъюнктуры  внешней торговли, позволяет высказать  ряд соображений по этому поводу. Не оспаривая в принципе необходимость  присоединения России к ВТО, на наш взгляд:

      1.Полномасштабное  снижение отечественных импортных  пошлин не целесообразно и  не очевидно.

      2.Новые  реалии и задачи структурной  перестройки экономики России  требуют более осмысленного подхода  к стратегии защиты отечественных  производителей.

      3.Принимая  во внимание крайне низкий  уровень конкурентоспособности  отечественных производств, быстрое  открытие внутреннего российского  рынка приведет не только к  большой экспансии иностранных  товаров, но и может поставить  под вопрос существование некоторых депрессивных отраслей народного хозяйства.

      Для России членство в этой организации  не является самоцелью. Оно будет  иметь смысл только в том случае, если международный торговый режим  для страны улучшится по сравнению  с нынешними условиями. В зависимости от этого предстоит взять и встречные обязательства по доступу на свой рынок.

      Достаточно  очевидно, что в настоящее время, на наш взгляд, внешнеторговая политика России находится в стадии формирования. Причем формирование осуществляется в  сложных условиях рыночной реформы, распада сложившихся экономических связей. Россия является экспортёром разнообразных товаров и услуг, но при сравнении очевидно, что доля российского экспорта в мировой торговле очень мала. 

      Таблица 5.

      Крупнейшие  государства-экспортёры в 1994г.

Страны Экспорт, млрд долл. Доля в мировой  торговле, %
США

Германия

Япония

Франция

Великобритания

Италия

Канада

Гонконг

Голландия

Бельгия/Люксембург

Китай

Сингапур

Южная Корея

Тайвань

Испания

512

421

397

236

205

189

165

152

148

131

121

96

96

93

73

12,3

10,1

9,5

5,7

4,9

4,5

4,0

3,7

3,6

3,1

2,9

2,3

2,3

2,2

1,7

 

        Цели и задачи внешнеэкономических  связей России тесно связаны  с общим экономическим положением  России. Многие трудности на современном  этапе в значительной мере  обусловлены тем, что многие преобразования в стране начались с «открывания» экономики, а не с действительного движения к рынку. Сейчас трудно найти ответственных лиц, проводивших неэффективную внешнеэкономическую политику, но одно ясно, эта политика являлась продуктом деятельности государственного аппарата, как на федеральном, так и на региональном уровне. Важнейшие для экономики страны вопросы решались порой без учета реальных стратегических интересов России. К сожалению, многие пороки, присущие процессу государственного регулирования в первые годы реформ до сих пор не изжиты, возникла, правда, другая крайность: из плохо контролируемой внешнеторговая деятельность превратилась в «зарегулированную». Курс на либерализацию внешней торговли практически свернут, широким фронтом в этой сфере выступили многочисленные административные барьеры, строить которые наша страна умеет лучше других. Российские проблемы в сфере внешней торговли усложняются лоббированием многих важных правовых актов со стороны так называемых политических и экономических элит, преследующих исключительно меркантильные цели. Борьба вокруг вступления в ВТО – наглядный пример тому, как разные силы видят будущее положение России на мировом рынке товаров и услуг. Имея почти 140-миллионное население, обладая значительными энергетическими  ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов.

      Но  если роль России в мировой торговле невелика, то для самой России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.

Рисунок 1. Региональные конференции и круглые столы ВТО в России.13

Глава 3.Глобализация как важнейший  результат деятельности международных экономических организаций, его влияние на отдельные государства.

3.1 Глобализация экономики, сущность и положительное воздействие.

     Понятие «глобализация экономики», получившее распространение в экономической литературе в 1980-е гг., используется для описания возросшей интернационализации рынков товаров и услуг, средств производства, финансовых систем, конкуренции, корпораций, технологий и отраслей. Глобализация рассматривается как процесс, создающий благоприятные предпосылки для роста мобильного капитала, более быстрого распространения технологических инноваций и растущей взаимозависимости и единообразия национальных рынков. Глобализация экономики – это процесс роста экономической интеграции на основе ускорения научно-технического прогресса и перехода к информационному обществу, а также дерегулирования и либерализации международной торговли и движения капитала. Это исторический процесс, являющийся результатом новаторства и развития науки и техники.

     В глобальной интеграции экономики можно  выделить четыре волны. Предпосылки  для первой волны(1870-1914) были созданы  промышленной революцией, которая позволила  значительно улучшить транспорт, а  также существенным сокращением торговых барьеров, достигнутым благодаря распространению в этот период либеральной доктрины. Рост международной торговли проявился в удвоении за этот период мирового экспорта, достигшего 8%мирового ВНД.

На второй волне(1920-1930) интеграция мирового хозяйства значительно замедлилась. В этот период преобладало стремление стран к самообеспечению и замкнутости, что выразилось в значительном росте торговых барьеров.  
 
 
 

Таблица 6

Средневзвешенные  тарифные ставки на продукцию обрабатывающей промышленности в некоторых странах мира в 1913-1931 гг.,%

страна 1913 г. 1925 г. 1931 г.
Бельгия 9 15 14
Франция 20 21 30
Германия 13 20 21
Италия 18 22 46
Япония 30
Швеция 20 16 21
Швейцария 9 14 19
Великобритания 0 5
США 44 37 48
 

Источник: Trade and Development Report 2004: Policy coherence, development strategies, and integration into the world economy(UNCTAD/TDR/2004). UNCTAD P. 83 

Тенденция снижения  торговых барьеров и транспортных издержек восстановилась на третьей  волне глобализации экономики (1945-1980). В период 1950-1970 гг. плата за морской фрахт сократилась более чем на 30%. Благодаря многосторонней системе регулирования торговли на основе генерального соглашения по тарифам и торговле(ГАТТ), начало которой было положено на Гаванской конференции в 1947 г., были значительно сокращены торговые барьеры.

Информация о работе Международные экономические организации и их роль в мировой экономике