Международные экономические организации и их роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 17:16, реферат

Краткое описание

Огромную актуальность сегодня приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: огромные сырьевые богатства; квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; большие масштабы накопленных основных фондов; мощный научно-технический потенциал.

Файлы: 1 файл

Введение 1.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

      - военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма.

      В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности  международного сотрудничества, которые  открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно  продвинулась по пути интеграции в  систему мировых хозяйственных  связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений укрепить позиции России на мировой арене.

      Высшим  приоритетом внешнеполитического  курса России сегодня является защита интересов личности, общества и государства.

      Успешная  внешняя политика Российской Федерации  должна быть основана на соблюдении разумного  баланса между ее целями и возможностями  для их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах - адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны.

      Главным центром регулирования международных отношений в  
XXI веке должна оставаться, по мнению российского руководства, Организация Объединенных Наций. Российская Федерация будет решительно противодействовать попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах.

      Главным приоритетом внешней политики Российской Федерации в сфере международных  экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения  России в систему мирохозяйственных связей.

      Отношения Российской Федерации с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

      Приоритетом в регулировании внешнеторговой деятельности России является Конституция  Российской Федерации 1993 г. и международные  договоры РФ, Таможенный кодекс РФ. Общую  правовую базу регулирования внешнеторговой деятельность составляют Закон РФ от 13.10.1995 г. 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в ред. от 10 февраля 1999 г.), Закон РФ от 16.06, 1995 г. 101-ФЗ «О международных договорах РФ», Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе», Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами», Закон РФ от 13.03.1995 г. 31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности», Закон РФ от 30.11.1995 г.187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Закон РФ от 31.07.1996 г. «О ратификации соглашения о товарообороте и производственной кооперации в области машиностроения на взаимоувязанной основе», Закон РФ от 15.08.1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Закон РФ от 27.11.1996 г. «О ратификации соглашения о перевозках специальных грузов и продукции военного назначения», Закон РФ от 12.02.1998 г. 26-ФЗ «О ратификации соглашения об освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов и выдачи специальных разрешений за провоз нормативных документов, эталонов, средств измерений и стандартных образцов, провозимых с целью проверки и метрологической аттестации», Закон РФ «Об акцизах» от 6 декабря 1991 г. и др. 
 

 

2.2 Взаимодействие России  и ОЭСР.

     Задача  встраивания России в мировую  торгово-экономическую систему в  большинстве случаев понимается почему-то как задача присоединения  к Всемирной торговой организации. Однако существуют  и другие, не менее влиятельные международные организации, членство в которых оказывает участникам более комплексное содействие в развитии их экономики и социально-экономической политики, в регулировании отношений с различными сегментами глобального хозяйства и его участниками. Такой организацией, без сомнения, является Организация экономического сотрудничества и развития(ОЭСР), созданная в свое время как «штаб» по выработке стратегии ведущих развитых государства, и которая затем , по мере углубления процесса глобализации, сама стала авторитетной и глобальной организацией.

Подход  ОЭСР к странам-нечленам, в том  числе к России, является более  гибким и мягким по сравнению с  ВТО с её основным принципом «всё или ничего». Вот почему многие страны, в том числе России, стремятся стать членами ОСЭР, использовать её возможности для комплексного социально-экономического развития и ускорения экономического  роста.

Процесс глобализации мирового хозяйства в  последние десятилетия ведёт  к усилению роли международных организаций, составляющих институциональную основу этого процесса. Наряду с системой ООН и такими глобальными организациями, как МВФ, Всемирный банк и ВТО сегодня всё более весомую роль играет ОЭСР.

     ОЭСР  представляет собой глобальную организацию со штаб-квартирой в Париже, которая традиционно объединяет в основном развитые страны мира: Австралию, Австрию, Бельгию, Великобританию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию,, Ирландию, Исландию, Испанию, Италию, Канаду, Южную Корею,  Люксембург, Нидерланды, Норвегию, Польшу, Португалию, Словакию, США, Финляндию, Францию, Чехию, Швейцарию, Швецию и Японию, а также Мексику, Новую Зеландию и Турцию. Население стран ОЭСР насчитывает 1 млрд. 140 млн. чел(так называемый «золотой миллиард»), что составляет около 18% населения мира. Страны-члены производят 81,5% мирового ВВП.

ОЭСР  является ведущим органом стран-участниц в плане макро- и отраслевой координации. Эта координация осуществляется, прежде всего, с помощью форумов, в рамках которых страны-участницы совместно прорабатывают и совершенствуют  свою экономическую и социальную политику. Результатом такого обмена мнениями становятся декларации, конвенции, соглашения по различным вопросам, например, Соглашения по борьбе  с коррупцией, Многостороннее соглашение по инвестициям, Консенсус по экспортным кредитам. Часть решений Организации, сформулированных более чем в 190 нормативноправовых актах, обязательна к исполнению.

Организация взаимодействует с 70 государствами, не входящими в неё, путем осуществления  программ сотрудничества со странами Юго-Восточной Европы, СНГ и Балтии; государствами Азии и Южной Америки.

     Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР- вопросы регулирования международной  торговли и международных инвестиций, стабилизации валютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений со странами с переходной экономикой и развивающимися странами с переходной экономикой и развивающимися странами и другие проблемы, с которыми сталкиваются страны-члены.

     Согласно  Конвенции целями ОЭСР является высший темп устойчивого экономического роста и роста занятости, повышения уровня жизни в странах-членах, стабильный экономический рост стран, не входящих в организацию, расширение мировой торговли на многосторонней, на дискриминационной основе, в соответствии с международными обязательствами.

   Для достижения этих и других обязательств организации согласно ст. 3 конвенции  страны договорились:

  • Предоставлять друг другу и организации информацию, необходимую для достижения её целей;
  • Проводить постоянные консультации, исследования и участвовать в совместных проектах;
  • Тесно взаимодействовать и по мере необходимости принимать согласованные меры.

 Основные  направления взаимодействия между  ОЭСР и Россией определены в Декларации о сотрудничестве между ОЭСР и  РФ, принятой в 1994 . Согласно ст. 1 Декларации одним из направлений деятельности ОЭСР в России является содействие России в разработке и осуществлении рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, в создании рыночных институтов и инструментов. Консультации по вопросам отраслевого развития помогли бы использовать опыт стран ОЭСР в области научно-технической и промышленной политики, что способствовало бы реструктуризации российской промышленности и повышению её конкурентоспособности.

    В области торговой политики сотрудничество с ОЭСР началось с анализа барьеров на пути России к мировому рынку и внутристрановых препятствий для внешней торговли.

Непременным условием вступления России в ОЭСР является соответствие норм российского  законодательства нормам ОЭСР. Таким образом, после окончания процесса вступления в ОЭСР социально-экономическое законодательство России будет в определённой степени соответствовать нормативно-правовой базе ОЭСР, что в известной мере можно сравнить с результатом предполагаемого членства России в ВТО. Всё это создаёт предпосылки для сближения и унификации российского правового пространства с нормами развитых стран мира, что станет очередным шагом на пути интеграции России в сообщество развитых стран и создаст реальные предпосылки для увеличения темпов развития экономики и решения социальных вопросов.

    В настоящее время министерства начали работу по проведению сравнительного анализа правовых инструментов ОЭСР и российского законодательства. Параллельно идёт процесс сближения  с нормами ОЭСР по таким направлениям, как согласование статистических систем, показателей экономического развития, показателей НИОКР в соответствии с методологией.

   Предполагаемое  вступление в ОЭСР принесёт России и другие преимущества.

  • С политической точки зрения  вступление России в такую уважаемую и влиятельную организацию будет способствовать повышению степени интеграции России в мировое сообщество, а также качественному изменению контактов с развитыми странами мира. Как член ОЭСР, Россия сможет более тесным образом участвовать в многостороннем регулировании мирового хозяйства.
  • В качестве полноправного члена ОЭСР Россия сможет полнее использовать неограниченные информационные ресурсы организации в форме ознакомления со служебной документацией или участвуя в заседаниях комитетов.
  • Вступление в ОЭСР даст нам широкие возможности обсуждения вопросов, имеющих для нашей страны принципиальное значение, таких, например, как режим миграции капитала, валютных операций, субсидии для сельского хозяйства, торговые режимы. Предварительная проработка и оценка российской стороной вышеперечисленных направлений может позитивно влиять на заключение соглашений и в рамках ОЭСР, и в рамках других международных организаций. Например, в ещё не принятом многостороннем соглашении по инвестициям для российской экономики важны пожелания, касающиеся регулирования деятельности ТНК в рамках национальной юрисдикции. Россия также получит возможность участия в разработке международных норм в области налогообложения.
  • В рамках глобальных форумов(по устойчивому развитию, информационной экономике, управлению, торговле, международным инвестициям, сельскому хозяйству, конкуренции) Россия получит возможность поднимать вопросы, составляющие её исключительный интерес. В рамках Форума по устойчивому развитию усиление политического диалога создаст предпосылки для оптимального использования преимуществ глобализации. Глобальный форум по управлению позволит выносить на повестку дня и обсуждать пути повышения эффективности структур управления. В рамках глобального форума по  управлению позволит выносить на повестку дня и обсуждать пути повышения эффективности структур управления. В рамках глобального форума по международным инвестициям Россия получит возможность продвижения соглашений в инвестиционной сфере в своих  интересах.
  • Членство в ОЭСР также поможет поднять инвестиционный рейтинг России, что немаловажно в свете потребности нашей страны в притоке иностранного капитала.
  • Вступление России в ОЭСР будет способствовать повышению организацией нашего кредитного рейтинга. В данный момент РФ находится в четвёртой группе  кредитного рейтинга, наравне с такими странами, как Алжир и Иран. Повышение кредитного рейтинга будет способствовать увеличению степени доступности кредитов для российских компаний в западных странах, снижению стоимости страхования сделки для западных компаний по поставкам оборудования в Россию, что в конечном счете снизит издержки российских компаний и банков.

     Конечно, есть и некоторые отрицательные  моменты вступления России в ОЭСР.

    Все члены ОЭСР являются членами ВТО  и многие нормы и другие документы ОЭСР, особенно в области международной торговли, подчёркивают приверженность правилам ВТО.

    Со  стороны стран-участниц ОЭСР происходит давление на Россию с целью дальнейшей реализации внешней торговли и некоторых, чувствительных для РФ секторов экономики, таких как сельское хозяйство. 

 

2.3 РФ и ВТО: перспективы  сотрудничества. 

      Как известно, в регулировании международной  торговли, в устранении препятствий  для ее развития, ее либерализации  важную роль играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря. 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО).

      ГАТТ - многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. ГАТТ являлась одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

      Деятельность  ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После 2-й мировой войны она составляла 40%, в середине 9О-х годов - около 4%11.

По состоянию  на 1 января 2002 г. членами ВТО являлись 144 государства. На различных стадиях переговоров о присоединении находятся, помимо России, около 30 государств. Процесс присоединения к ВТО достаточно сложен. Процедура вступления предусматривает как подготовку необходимого внутреннего законодательства, так и проведение двусторонних переговоров о мерах по открытию рынка со всеми торговыми партнерами, целью которых является согласование внешнеторговых тарифов, условий субсидирования внутреннего производства и допуска на рынки, включая рынок банковских и страховых услуг.

      ВТО - единственная организация мирового уровня, вырабатывающая правила международной торговли для обеспечения ее максимально возможной предсказуемости и свободы, а также справедливого разрешения споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров.

Информация о работе Международные экономические организации и их роль в мировой экономике