Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 17:16, реферат
Огромную актуальность сегодня приобрела проблема интеграции России в мировую экономику. По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт и преимуществ, позволяющих с успехом интегрироваться в мировое хозяйство. К ним относятся: огромные сырьевые богатства; квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила; большие масштабы накопленных основных фондов; мощный научно-технический потенциал.
- военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма.
В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений укрепить позиции России на мировой арене.
Высшим
приоритетом
Успешная внешняя политика Российской Федерации должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения. Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах - адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны.
Главным
центром регулирования международных
отношений в
XXI веке должна оставаться, по мнению российского
руководства, Организация Объединенных
Наций. Российская Федерация будет решительно
противодействовать попыткам принизить
роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых
делах.
Главным
приоритетом внешней политики Российской
Федерации в сфере
Отношения
Российской Федерации с иностранными
государствами в области
Приоритетом
в регулировании внешнеторговой
деятельности России является Конституция
Российской Федерации 1993 г. и международные
договоры РФ, Таможенный кодекс РФ. Общую
правовую базу регулирования внешнеторговой
деятельность составляют Закон РФ от
13.10.1995 г. 157-ФЗ «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности» (в ред.
от 10 февраля 1999 г.), Закон РФ от 16.06, 1995 г.
101-ФЗ «О международных договорах РФ»,
Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе»,
Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном
регулировании и валютном контроле», Федеральный
закон от 14 апреля 1998 г. «О мерах по защите
экономических интересов РФ при осуществлении
внешней торговли товарами», Закон РФ
от 13.03.1995 г. 31-ФЗ «О некоторых вопросах
предоставления льгот участникам внешнеэкономической
деятельности», Закон РФ от 30.11.1995 г.187-ФЗ
«О континентальном шельфе Российской
Федерации», Закон РФ от 31.07.1996 г. «О ратификации
соглашения о товарообороте и производственной
кооперации в области машиностроения
на взаимоувязанной основе», Закон РФ
от 15.08.1996 г. «О порядке выезда из Российской
Федерации и въезда в Российскую Федерацию»,
Закон РФ от 27.11.1996 г. «О ратификации соглашения
о перевозках специальных грузов и продукции
военного назначения», Закон РФ от 12.02.1998
г. 26-ФЗ «О ратификации соглашения об освобождении
от уплаты таможенных пошлин, налогов
и выдачи специальных разрешений за провоз
нормативных документов, эталонов, средств
измерений и стандартных образцов, провозимых
с целью проверки и метрологической аттестации»,
Закон РФ «Об акцизах» от 6 декабря 1991 г.
и др.
2.2 Взаимодействие России и ОЭСР.
Задача
встраивания России в мировую
торгово-экономическую систему
Подход ОЭСР к странам-нечленам, в том числе к России, является более гибким и мягким по сравнению с ВТО с её основным принципом «всё или ничего». Вот почему многие страны, в том числе России, стремятся стать членами ОСЭР, использовать её возможности для комплексного социально-экономического развития и ускорения экономического роста.
Процесс глобализации мирового хозяйства в последние десятилетия ведёт к усилению роли международных организаций, составляющих институциональную основу этого процесса. Наряду с системой ООН и такими глобальными организациями, как МВФ, Всемирный банк и ВТО сегодня всё более весомую роль играет ОЭСР.
ОЭСР представляет собой глобальную организацию со штаб-квартирой в Париже, которая традиционно объединяет в основном развитые страны мира: Австралию, Австрию, Бельгию, Великобританию, Венгрию, Германию, Грецию, Данию,, Ирландию, Исландию, Испанию, Италию, Канаду, Южную Корею, Люксембург, Нидерланды, Норвегию, Польшу, Португалию, Словакию, США, Финляндию, Францию, Чехию, Швейцарию, Швецию и Японию, а также Мексику, Новую Зеландию и Турцию. Население стран ОЭСР насчитывает 1 млрд. 140 млн. чел(так называемый «золотой миллиард»), что составляет около 18% населения мира. Страны-члены производят 81,5% мирового ВВП.
ОЭСР
является ведущим органом стран-участниц
в плане макро- и отраслевой координации.
Эта координация
Организация взаимодействует с 70 государствами, не входящими в неё, путем осуществления программ сотрудничества со странами Юго-Восточной Европы, СНГ и Балтии; государствами Азии и Южной Америки.
Среди
наиболее важных направлений деятельности
ОЭСР- вопросы регулирования
Согласно Конвенции целями ОЭСР является высший темп устойчивого экономического роста и роста занятости, повышения уровня жизни в странах-членах, стабильный экономический рост стран, не входящих в организацию, расширение мировой торговли на многосторонней, на дискриминационной основе, в соответствии с международными обязательствами.
Для достижения этих и других обязательств организации согласно ст. 3 конвенции страны договорились:
Основные направления взаимодействия между ОЭСР и Россией определены в Декларации о сотрудничестве между ОЭСР и РФ, принятой в 1994 . Согласно ст. 1 Декларации одним из направлений деятельности ОЭСР в России является содействие России в разработке и осуществлении рыночных преобразований на макроэкономическом и отраслевом уровнях, в создании рыночных институтов и инструментов. Консультации по вопросам отраслевого развития помогли бы использовать опыт стран ОЭСР в области научно-технической и промышленной политики, что способствовало бы реструктуризации российской промышленности и повышению её конкурентоспособности.
В области торговой политики сотрудничество с ОЭСР началось с анализа барьеров на пути России к мировому рынку и внутристрановых препятствий для внешней торговли.
Непременным условием вступления России в ОЭСР является соответствие норм российского законодательства нормам ОЭСР. Таким образом, после окончания процесса вступления в ОЭСР социально-экономическое законодательство России будет в определённой степени соответствовать нормативно-правовой базе ОЭСР, что в известной мере можно сравнить с результатом предполагаемого членства России в ВТО. Всё это создаёт предпосылки для сближения и унификации российского правового пространства с нормами развитых стран мира, что станет очередным шагом на пути интеграции России в сообщество развитых стран и создаст реальные предпосылки для увеличения темпов развития экономики и решения социальных вопросов.
В
настоящее время министерства начали
работу по проведению сравнительного
анализа правовых инструментов ОЭСР
и российского
Предполагаемое вступление в ОЭСР принесёт России и другие преимущества.
Конечно, есть и некоторые отрицательные моменты вступления России в ОЭСР.
Все члены ОЭСР являются членами ВТО и многие нормы и другие документы ОЭСР, особенно в области международной торговли, подчёркивают приверженность правилам ВТО.
Со
стороны стран-участниц ОЭСР происходит
давление на Россию с целью дальнейшей
реализации внешней торговли и некоторых,
чувствительных для РФ секторов экономики,
таких как сельское хозяйство.
2.3
РФ и ВТО: перспективы
сотрудничества.
Как известно, в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации важную роль играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря. 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО).
ГАТТ
- многостороннее международное соглашение,
содержащее принципы, правовые нормы,
правила ведения и
Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После 2-й мировой войны она составляла 40%, в середине 9О-х годов - около 4%11.
По состоянию на 1 января 2002 г. членами ВТО являлись 144 государства. На различных стадиях переговоров о присоединении находятся, помимо России, около 30 государств. Процесс присоединения к ВТО достаточно сложен. Процедура вступления предусматривает как подготовку необходимого внутреннего законодательства, так и проведение двусторонних переговоров о мерах по открытию рынка со всеми торговыми партнерами, целью которых является согласование внешнеторговых тарифов, условий субсидирования внутреннего производства и допуска на рынки, включая рынок банковских и страховых услуг.
ВТО - единственная организация мирового уровня, вырабатывающая правила международной торговли для обеспечения ее максимально возможной предсказуемости и свободы, а также справедливого разрешения споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров.
Информация о работе Международные экономические организации и их роль в мировой экономике